ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-572/2022 от 16.05.2022 Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

№5-572/2022 (УИД 42RS0016-01-2022-001059-67)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новокузнецк. 16 мая 2022 года

Судья Куйбышевского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Чередниченко О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении:

Садоводческого некоммерческого товарищества собственников недвижимости «Прогресс», ОГРН 1024201751694, ИНН 4220014180, юр. адрес: г. Новокузнецк, ул. Точилино,

установил:

Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Прогресс» (далее СНТСН «Прогресс») совершило несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, при следующих обстоятельствах:

Так, 04 января 2022 года в 12 час.00 мин. было установлено, что у СНТСН «Прогресс», находящегося по адресу: ул. Точилино г. Новокузнецка отсутствует договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ООО «ЭкоТек», тем самым СНТСН «Прогресс» нарушило ч.4 ст.24.7 ФЗ «Об отходах производства и потребления» №89-ФЗ от 24.06.1998 года.

В судебном заседании председатель Товарищества Беспалова Т.А. вину в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что неоднократно пыталась заключить договор с ООО «ЭкоТек» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, однако, последнее отказывается заключить договор, при этом никаких заявлений и обращений не принимает и не регистрирует, объясняя это тем, что СНТСН «Прогресс» должно оплатить задолженность 2 млн. руб., начиная с декабря 2018 года, то есть за тот период, когда никаких услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, не оказывало. В Товариществе 234 участка, собственники которых - старые бабушки, имеющие маленькую пенсию, и такую сумму собрать с них невозможно. Кроме того, ООО «ЭкоТек» предлагает установить контейнеры в 700 метрах от Товарищества, при этом дорога идет в гору, а это неудобно садоводам.

Заслушав Беспалову Т.А., изучив материалы дела, суд считает вину ООО «ЭкоТек» в содеянном установленной и доказанной на основании следующего.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Пунктом 4 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлено, что собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (п. 5 ст. 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Форма договора и Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I (1) названных Правил.

Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года N 242, отходам коммунальным, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению присвоен код 7 30000 00 00 0.

В соответствии с подп. "в" п. 8.1 Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом 1 Правил, в отношении твердых коммунальных отходов, образующихся: в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных частями 1 и 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации, при которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации) (далее - нежилые помещения), и на земельных участках, - с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.

Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество является видом товарищества собственников недвижимости, в связи с чем у садоводческого некоммерческого товарищества возникает обязанность по обустройству места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов и заключения договора на вывоз твердых коммунальных отходов. Товарищество является потребителем применительно к лицам, у которых возникает обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз. 1 - 3 п. 8 (17) Правил региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) названных Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) названных Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Вышеприведенная норма подлежит системному толкованию с п. 5 Правил, и для ее применения у потребителя должно быть организовано место (площадка) для накопления отходов.

Виновность СНТСН «Прогресс» подтверждается материалами дела:

- протоколом об административном правонарушении, в котором изложено событие административного правонарушения;

- сообщением ООО «ЭкоТек» о том, что последним было размещено публичное предложение о заключении договора с региональным оператором по обращению с ТКО по Кемеровской области с приложением типового договора в газете «Кузбасс» №95 (26736) от 25.12.2018 года. До настоящего времени договор не заключен;

- актом осмотра с фотографией от 30.11.2021, составленным ООО «ЭкоТек» о том, что ближайшая общественная контейнерная площадка для сбора ТКО расположена по адресу: г. Новокузнецк, ул. Туркменскя,24, собственником которой является Администрация Куйбышевского района;

- выпиской, подтверждающей, что СНТСН «Прогресс» зарегистрировано в ЕГРЮЛ;

Совокупность представленных доказательств по делу, которые суд считает относимыми и допустимыми, является достаточной для вывода о виновности СНТСН «Прогресс».

Из материалов дела следует, что место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов СНТСН «Прогресс» к окончанию установленного п. 8 (17) Правил срока отсутствовало и не было внесено в территориальную схему отходов, утвержденную Росприроднадзора по Кемеровской области, соответственно, ООО «ЭкоТек» не имело возможности осуществлять вывоз твердых коммунальных отходов данного товарищества без заключения договора.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Бездействие СНТСН «Прогресс» выразилось в том, что юридическим лицом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Суд квалифицирует действия СНТСН «Прогресс» по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.

Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

При назначении вида и размера наказания, суд учитывает обстоятельства совершения административного правонарушения, смягчающие наказание обстоятельства, финансовое положение юридического лица.

Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признает: привлечение к административной ответственности впервые.

Обстоятельств, отягчающих наказание, суд не усматривает.

Поскольку СНТСН «Прогресс» является некоммерческой организацией, свою деятельность осуществляет на членских взносах садоводов, прибыли не имеет, суд считает возможным применить при назначении наказания правила ст.4.1.1 КоАП РФ, и заменить наказание в виде штрафа предупреждением.

На основании ч.1 ст.8.2, ст.4.1.1 КоАП РФ, суд

постановил:

Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости «Прогресс», ОГРН 1024201751694, ИНН 4220014180, юр. адрес: г. Новокузнецк, ул. Точилино признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.2. КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: О.В. Чередниченко