Дело №5-5746/2021
УИД 60RS0001-01-2021-011120-89
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
4 октября 2021 года <...>, ул. Петровская, д.24
Судья Псковского городского суда Псковской области Дуженко Л.В., рассмотрев дело в отношении перевозчика ООО «Штурвал» – <данные изъяты>, о правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
ООО «Штурвал» сообщил в таможенный орган недостоверные сведения о весе брутто при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза путем представления недействительных документов.
Административное правонарушение совершено при следующих обстоятельствах:
09 июля 2021года в 18 часа 19 минут на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни прибыл состав транспортных средств: седельный тягач марки «DAF» регистрационный номер ***, VIN: ***, с полуприцепом марки «SCHMITZ» регистрационный номер ***, VIN: ***, следующие под управлением водителя гражданина РБ Р.И.С., являющегося водителем ООО «Штурвал».
Автотранспортное средство регистрационные номера *** следовало из Латвии в Россию.
Перевозчик товара ООО «ШТУРВАЛ», ***.
При прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза представитель перевозчика ООО «ШТУРВАЛ», в лице водителя гражданина РБ Р.И.С. предоставил должностному лицу т/п МАПП Бурачки Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы (далее – ТСД): CMR № 6637-1 г. от 09.07.2021., Invoice №1392-51NL от 0.07.2021 г, упаковочный лист №1392-51 NL, CMR от 09.07.2021 г. фитосанитарный сертификат EU LV/ 395568 от 09.07.2021 г., инвойс 2021-024 от 06.07.2021 г., упаковочный лист 2021-024 от 06.07.2021 г., инвойс 2021-025 от 06.07.2021 г., упаковочный лист 2021-025 от -6.07.2021 г.
Согласно представленным товаросопроводительным документам, в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера *** перемещался товар – «срезанные цветы, зелень, горшечные цветы» в количестве 1385 грузовых мест, весом брутто 6953 кг (с учетом 12 деревянных поддонов и 6 металлических телег (троллей)), все брутто которых 480 кг); «флоралайф Квик Дип 100» (раствор для гидратации), в количестве 24 грузовых мест, весом брутто 519 кг (с учетом 1 деревянного паллета, вес брутто которого 15 кг). Общий вес брутто перемещаемой партии: 7472кг. (с учетом 13 деревянных 6 металлических телег (троллей)), вес брутто товара без учета 13 деревянных поддонов и 6 металлических телег (троллей) 6977 кг., всего 1409 грузовых мест.
Отправителем товара по CMR 6637-1 от 09.07.2021 года является: SIA ***, по поручению: *** по CMR 6637 от 09.07.2021 года отправителем товара является:
SIA ***, по поручению: ***.
Получателем товара является: ООО «***»/ ООО «***», ***
На т/п МАПП Бурачки зарегистрировано сообщение о прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза №№ 10209150/090721/0049091/001, 10209150/090721/0049091/002.
В отношении транспортного средства регистрационные номера *** выявлен профиль риска, в соответствии с которым выдано поручение на проведение таможенного досмотра № 10209150/090721/001724.
В результате проведенного в соответствии со статьей 328 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) таможенного досмотра (АТД №№ 10209150/090721/001724) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера *** фактически перемещается товар: на 6-ти металлических телегах (троллях) 2 из которых сдвоены (скреплены вместе), 13 деревянных поддонов и одной деревянной обрешетки, всего общее количество грузовых мест 363 (в ТСД 1409 грузовых мест), наименование которого соответствует заявленному в ТСД в количестве: 363 грузовых места (в ТСД 1409 грузовых мест), общим весом 7817 кг (в ТСД 7472 кг), общий вес брутто товара без учета веса 6-ти металлических телег (троллей), 13 деревянных поддонов составил 7403, 2 кг (в ТСД 6977 кг.), что на 426, 2 кг больше заявленного в ТСД. Вес поддонов составил: 413,8 кг. Таким образом, превышение по весу брутто составило: 426, 2 кг.
Таким образом, в ходе таможенного досмотра установлено, что в транспортном средстве регистрационные номера *** перемещается товар, сведения о весе брутто которого, не соответствуют заявленным в товаросопроводительных документах.
Досмотр проводился в присутствии представителя перевозчика ООО «ШТУРВАЛ» водителя транспортного средства регистрационные номера *** гражданина РБ Р.И.С. замечаний, заявлений и жалоб сто стороны которого не поступало.
Какие-либо изменения или обоснованные оговорки в графу №18 (оговорки и замечания перевозчика) CMR в части веса брутто товара внесены не были.
Представитель ООО «Штурвал» в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Согласно п.26 ч.1 ст.2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее-ТК ЕАЭС) перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза.
В соответствии с требованиями ст.89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.
Данные сведения, согласно требованиям ст.80,89 ТК ЕАЭС, перевозчик сообщает путем представления таможенному органу следующих документов: международная транспортная накладная, имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары (инвойсы), транзитная декларация, декларация на товары.
Имеющийся у перевозчика пакет документов на транспортное средство и перевозимый именно в нем груз, должен соответствовать перечню документов, установленных пп.1 п.1 ст.89 ТК ЕАЭС, и, исходя из установленного правовыми актами и обычаями делового оборота порядка их заполнения и оформления, содержать сведения, подлежащие сообщению перевозчиком таможенному органу при убытии товаров и транспортных средств с таможенной территории.
В соответствии со ст.4 Конвенции о договоре международной перевозки грузов от 19.05.1956 (далее - КДПГ) договор перевозки устанавливается накладной. В силу п.1 ст.9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком. В ст.6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относится число грузовых мест, вес груза (брутто) или выраженное, в других единицах измерения количество груза, приняты обозначения характера груза.
Заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Подпись перевозчика для контролирующих органов свидетельствует о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.
Пунктом 3 ст.8 КДПГ предусмотрено право отправителя требовать проверки перевозчиком веса (брутто) груза, тем самым, признавая его право на проведение данной операции.
Статьей 8 КДПГ предусмотрены обязанности перевозчика при принятии груза, а именно: перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и размеров, внешнее состояние груза и его упаковка, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность указанных записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.
Данная обязанность не исключает возможности проверки перевозчиком также веса (брутто) товара, а при невозможности проверки веса (брутто) и маркировки товара – внесения в накладную соответствующих оговорок.
В случае если обоснованные оговорки перевозчиком в международную товарно-транспортную накладную (CMR) не вносились, имеющиеся в CMR штамп и подпись перевозчика подтверждают принятие им именно того груза, который указан в товаросопроводительных документах.
Таможенный кодекс ЕАЭС предоставляет перевозчику не право, а возлагает обязанность на последнего при международной перевозке сообщать таможенному органу в числе прочих сведения о наименовании товаров, их весе брутто и (или) объеме, количестве грузовых мест их маркировке независимо от течения обстоятельств организации перевозки.
Согласно ст.3 КДПГ перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей.
В соответствии с п.п. 25 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС перемещение товаров через таможенную границу Союза, в том числе с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза.
Как следует из примечания 2 к ст.16.1 КоАП России под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам и иные документы, не имеющие юридической силы.
Анализ товаросопроводительных документов показал, что какие-либо отметки о наличии обстоятельств, не дающих возможности водителю проверить товар на соответствие сведениям в СМR, в графе 18 отсутствуют.
В материалах дела имеется протокол опроса водителя ООО «Штурвал» Р.И.С., который пояснил, что загрузка данного товаров производилась в Латвии. Принятие товара осуществлялось с проверкой количества грузовых мест и согласно наименования. Комплект товаросопроводительных документов на груз получил в месте загрузки. Взвешивание состава транспортных средств на складах и по пути следования к границе, не производил. Какие-либо отметки в графу 18 CMR, не вносились. По результатам таможенного досмотра было установлено, что в грузовом отделении транспортного средства перемещается товар, наименование которого, соответствует заявленному в ТСД. Всего в грузовом отделении полуприцепа перемещается 363 грузовых места с товаром, общим весом брутто 7817кг. При таможенном досмотре он присутствовал, с результатами досмотра согласен. По поводу превышения веса товара, пояснить ничего не смог.
В ходе административного расследования установлено, что ООО «Штурвал» при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза были предоставлены сведения о том, что в транспортном средстве перемещался товар: «срезанные цветы, зелень, горшечные цветы» в количестве 1385 грузовых мест, весом брутто 6953 кг (с учетом 12 деревянных поддонов и 6 металлических телег (троллей)), все брутто которых 480 кг); товар: «флоралайф Квик Дип 100» (раствор для гидратации), в количестве 24 грузовых мест, весом брутто 519 кг (с учетом 1 деревянного паллета, вес брутто которого 15 кг). Общий вес брутто перемещаемой партии: 7472кг. (с учетом 13 деревянных 6 металлических телег (троллей)), вес брутто товара без учета 13 деревянных поддонов и 6 металлических телег (троллей) 6977 кг, всего 1409 грузовых мест.
По результатам таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении транспортного средства регистрационные номера *** фактически перемещался товар, наименование которого соответствует, заявленному в ТСД: на 6-ти металлических телегах (троллях) 2 из которых сдвоены (скреплены вместе), 13 деревянных поддонов и одной деревянной обрешетки, всего общее количество грузовых мест 363 (в ТСД 1409 грузовых мест), общим весом 7817 кг (в ТСД 7472 кг), общий вес брутто товара без учета веса 6-ти металлических телег (троллей), 13 деревянных поддонов составил 7403, 2 кг (в ТСД 6977 кг.), что на 426, 2 кг больше заявленного в ТСД. Вес поддонов составил: 413,8 кг. Таким образом, превышение по весу брутто составило: 426, 2 кг.
Следует учесть, что в ТСД указано, что «телеги и поддоны не являются грузовыми местами, коробки, паллеты являются собственностью грузового автомобиля и не имеют ценности».
При таких обстоятельствах вес брутто 6 металлических телег (троллей) и 13 деревянных поддонов (согласно АТД №10209150/110721/0011624) составил 413,8 кг и подлежит исключению из общего веса брутто товара.
В связи с изложенным объективную сторону административного правонарушения составляет превышение фактического веса брутто товара на 426,2 кг (7403, 2 кг-6977 кг)= 426,2 кг.
ООО «Штурвал» обязано было сообщить таможенному органу достоверные сведения о весе брутто товара путем представления товаросопроводительных документов и сведений, предусмотренных ст.89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в установленные сроки (ст.88 ТК ЕАЭС).
После принятия груза к перевозке ответственность за достоверность сведений, содержащихся в представленных документах, несет перевозчик. В соответствии с нормами международных нормативно-правовых актов для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке. Он характеризуется тем, что если перевозчик фактически не может реализовать свое право проверить достоверность сведений о грузе, он должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки.
Установлено, что какие-либо отметки о наличии обстоятельств, не дающих возможности водителю проверить товар на соответствие сведениям в СМR, в графе 18 отсутствуют.
В данной ситуации водитель, при должной степени заботливости и осмотрительности, имел, кроме того, возможность внести обоснованные оговорки в CMR, свидетельствующие о том, что товар им фактически принят без проверки веса брутто товара. Не совершение подобных действий в свою очередь свидетельствует о не принятии всех зависящих и надлежащих мер для соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза. Из документов, имеющихся в деле, не усматривается наличия каких-либо препятствий в этом, учиненных перевозчику кем-либо.
Учитывая, что все действия юридического лица опосредованы, и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона, трудового договора, учредительных и иных документов представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление, все действия работника юридического лица рассматриваются как действия этого юридического лица.
Таким образом, вина ООО «Штурвал» установлена, так как в соответствии с нормами ч.2 ст.2.1 КоАП РФ у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению и заключается в невыполнении обязанностей ст.89 ТК ЕАЭС, предусматривающих предоставление достоверных сведений о количестве грузовых мест, наименовании и весе брутто товаров при убытии с таможенной территории ЕАЭС.
Кроме того, вина ООО «Штурвал» подтверждается имеющимися материалами дела:
- CMR № 6637-1 г. от 09.07.2021;
- Invoice №1392-51NL от 0.07.2021;
- упаковочным листом №1392-51 NL;
- CMR от 09.07.2021;
- фитосанитарным сертификатом EU LV/ 395568 от 09.07.2021;
- инвойсом 2021-024 от 06.07.2021;
- упаковочным листом 2021-024 от 06.07.2021;
- инвойсом 2021-025 от 06.07.2021;
- упаковочным листом 2021-025 от 06.07.2021;
- актом таможенного досмотра №10209150/110721/001724;
- протоколом опроса Р.И.С. информационным листом о взвешивании;
- иными материалами дела.
Санкцией ч.3 ст.16.1 КоАП РФ предусмотрено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Смягчающим обстоятельством является признание ООО «Штурвал» вины в совершении правонарушения.
Отягчающим обстоятельством признается привлечение ООО «Штурвал» к административной ответственности по главе 16 КоАП РФ в 2020 году.
С учетом характера и степени общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельств дела, наличием смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным назначить наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения.
Издержки по делу об административном правонарушении состоят из суммы, выплаченной за перевод документов, в сумме 1503 рубля 70 копеек.
Из положений ч.3 ст.24.7 КоАП РФ следует, что издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику, в связи с чем суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9 и 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
ПОСТАНОВИЛ:
ООО «Штурвал» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.16.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Получатель: ***
***
***
***
В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В указанный срок платежный документ, подтверждающий уплату штрафа, должен быть представлен в Псковский городской суд, кабинет №14.
В соответствии с ч.1 ст.20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.
Издержки по делу об административном правонарушении, состоящие из суммы, выплаченной за перевод документов в размере 1503 рубля 70 копеек – отнести на счет федерального бюджета.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Л.В. Дуженко