ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-575/2018 от 18.06.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 5-575/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

18 июня 2018 года г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Степанова Н.А., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО2, дата года рождения, уроженца адрес, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего по адресу: адрес, со слов не работающего,

установил:

дата УУП ОП ----- УМВД России по адрес старшим лейтенантом полиции ФИО4 в отношении ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении -----, из которого следует, что датаФИО2 в 14 часов 00 минут принял участие с несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме митинга на Площади Республики, расположенном по адресу: адрес, с использованием средства наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал, тем самым нарушил требования ст.ст. 6, 17 Федерального закона от дата № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Таким образом, ФИО2 совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО2 представил суду письменное пояснение, при этом пояснил, что виновным себя в совершении административного правонарушения не признаёт. Ему было известно, что мероприятие не было согласовано с администрацией адрес. Считает, что нет никаких оснований для привлечения его к административной ответственности, т.к. это является чрезмерным вмешательством в свободу выражения мнения, просил производство по делу прекратить из-за отсутствия вины.

В ходе рассмотрения дела ФИО2 заявил письменные ходатайства и просил вызвать в суд и допросить в качестве свидетелей сотрудников полиции, а также граждан, чьи объяснения использованы как доказательства обвинения, обеспечить ведение протокола судебного заседания и участие представителя государственного обвинения (прокурора).

Судом в удовлетворении ходатайства ФИО2 отказано в полном объёме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело.

Ходатайство о вызове в суд и допросе в качестве свидетелей сотрудников полиции и граждан, чьи объяснения использованы в качестве доказательств обвинения, не подлежит удовлетворению, поскольку к материалам дела приложена видеозапись с изображением публичного мероприятия, на основе которой возможно сделать выводы о виновности либо невиновности привлекаемого лица, в материалах дела имеются письменные пояснения указанных лиц и иные доказательства, положенные в обоснование обвинения.

Относительно ведения протокола судебного заседания ходатайство отклоняю, поскольку КоАП РФ, в частности, ст. 29.7 КоАП РФ, не предусмотрено обязательное ведение протокола судебного заседания при рассмотрении административного дела судьей. В соответствии с ч. 1 ст. 29.8 КоАП РФ протокол о рассмотрении дела об административном правонарушении составляется лишь при рассмотрении дела коллегиальным органом. В то же время, указанное не исключает возможность ведения протокола при рассмотрении дела и судьей.

В соответствии с ч.3 ст.24.3 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Судья не усматривает какой-либо необходимости в ведении протокола при рассмотрении дела, поскольку заявитель может воспользоваться своим правом на ведение аудиозаписи процесса или его видеозаписи.

При таких обстоятельствах ходатайство в части ведения протокола не подлежит удовлетворению.

В части обеспечения участия прокурора судья также ходатайство отклоняет, так как действующее законодательство об административных правонарушениях не содержит норм, обязывающих суд обеспечивать обязательное участие прокурора по делу об административном правонарушении, участие по делу и реальная явка лица, составившего протокол, обеспечены.

В судебном заседании УУП ОП ----- УМВД России по адрес старший лейтенант полиции ФИО4 полагал правомерным составление протокола об административном правонарушении в отношении ФИО2, просил привлечь его к установленной законом ответственности.

Судья, изучив материалы дела, выслушав ФИО2, УУП ФИО4, обозрев диск с видеозаписями, приходит к следующему.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим выяснению по делу об административном правонарушении, относятся, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от дата N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Согласно данной норме участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Как следует из представленных материалов и фактических обстоятельств дела, датаФИО5 и ФИО6, как организаторы публичного мероприятия, уведомили орган местного самоуправления - администрацию адрес - о намерении провести публичное мероприятие в форме шествия и митинга дата с 14 час. 00 мин. до 18 час. 00 мин. по маршруту: от пересечения улиц Заводской и Пирогова, далее по ул. ФИО7 ФИО3 до Певческого поля, с митингом на Певческом поле, с целью: «Митинг за право быть гражданином России» с предполагаемым количеством участников - 500 человек.

Дополнением к уведомлению от 24.04.2018г., 25.04.2018г. ФИО5 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведения не согласна.

В ответ на данное уведомление 20.04.2018г. администрацией адресФИО5 было сообщено, что проведение публичного мероприятия в форме шествия по предложенному маршруту следования невозможно в связи с установленным запретом, согласно ст. 5 Закона ФИО1 Республики от дата-----. Сообщено, что дата на Певческом поле в указанный период времени запланировано проведение «Фестиваля спортивных мастер-классов». ФИО5 было предложено провести митинг на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от дата----- - адрес, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка «Сосновка».

Дополнением к уведомлению от 24.04.2018г., 25.04.2018г. и 27.04.2018г. ФИО5 указала, что указанное шествие предполагается провести по тротуарам, и на иное место проведение не согласна.

Письмом от дата администрацией адрес повторно предложено провести публичное мероприятие в форме митинга на территории одного из специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера, утвержденного постановлением ФИО1 Республики от дата-----адрес, центральная площадка, расположенная между детским парком, Свято-Никольским храмом и отделением полиции поселка «Сосновка».

Решением Ленинского районного суда адрес от 28.04.2018г. ФИО5 отказано в удовлетворении иска к администрации адрес о признании незаконным действия по несогласованию публичного мероприятия в форме шествия, которое предполагается провести дата, с 14.00 до 18.00 по маршруту адрес, от пересечения улиц Заводской и Пирогова, далее по ул. ФИО7 ФИО3 до Певческого поля, с митингом на Певческом поле; по отказу в проведении альтернативного публичного мероприятия в форме шествия, которое предлагается провести дата, с 14.00 до 18.00, по маршруту: адрес, от пл. Республики, далее – по адрес, пр-ту Ленина до сквера им. ФИО8 с митингом в сквере им. ФИО8, около памятника ФИО8 и предложению альтернативного места.

Из приведенных выше доказательств, а также рапорта УУП ОУУП и ПДН ОП ----- УМВД России по адресФИО4, исследованных в ходе судебного заседания видеозаписей следует, что ФИО2дата около 14 часов принял участие в несогласованном публичном мероприятии в форме митинга на Площади Республики по адрес, с использованием средств наглядной агитации, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировал. Указанные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении -----, составленным дата старшим лейтенантом полиции ФИО4, в котором отражены вышеизложенные обстоятельства совершенного правонарушения; рапортом старшего лейтенанта полиции ФИО4 о совершении ФИО2 вмененного ему нарушения. Данный рапорт подтверждается видеозаписью места проведения публичного мероприятия и фотоматериалами.

Из содержания видеозаписи и представленных фотоматериалов следует, что ФИО2 в ходе проведения публичного мероприятия в форме митинга присутствовал на митинге с флагом в составе группы участников; продолжал свои действия, несмотря на предложение сотрудников полиции прекратить эти действия.

В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Оснований сомневаться в вышеприведенных доказательствах, у суда не имеется, поскольку они последовательны, непротиворечивы, соответствуют друг другу и в своей совокупности устанавливают одни и те же обстоятельства правонарушения, не оспариваются и самим ФИО2

Несоблюдение ФИО2 указанных выше требований закона с учетом конкретных обстоятельств дела дают правовые основания для квалификации его действий по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Принимая во внимание изложенные обстоятельства, ФИО2 подлежит привлечению к административной ответственности за совершение вмененного правонарушения по ч.5 ст. 20.2 КоАП РФ.

При решении вопроса о размере административного штрафа, подлежащего наложению на ФИО2, необходимо исходить из того, что административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

При назначении наказания ФИО2 в соответствии со ст. ст. 4.1.-4.3. КоАП РФ учитывается в частности факт противоправного поведения с его стороны, характер совершенного правонарушения, объектом которого является нарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность; личность виновного, отсутствие доходов, считаю необходимым назначить ему наказание в пределах санкции в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Применение иного вида наказания не позволит обеспечить реализацию задач административной ответственности, цель наказания, связанную с предупреждением совершения новых правонарушений.

Исключительных обстоятельств, которые могли бы повлечь назначение наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в материалах дела не имеется и заявителем не приведено.

Оснований для освобождения ФИО2 от административной ответственности также не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) руб.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60-ти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам: УИН 18-----, получатель платежа: ------

В соответствии со ст. 20.25 ч.1 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1000 руб., либо административный арест до 15 суток.

В случае неуплаты административного штрафа в указанный срок постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд ФИО1 Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд адрес

Судья Н.А. Степанова