ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5791/2021 от 29.12.2021 Димитровградского городского суда (Ульяновская область)

№ 5-5791/2021

УИД 73RS0013-01-2021-009010-26

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

Судья Димитровградского городского суда Ульяновской области Демкова З.Г.,

при секретаре Ермилиной О.Э.,

с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Сорокиной Е.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

Акционерное общество «Гулливер» ИНН 7326029150, юридический адрес 432023, Ульяновская область, г. Ульяновск, ул. Профсоюзная, 58,

У С Т А Н О В И Л :

6 октября 2021 года в 10.50 часов при проведении мониторинга торговых объектов в продовольственном магазине «Гулливер» Акционерного общества «Гулливер» (далее АО «Гулливер), расположенном по ул. Куйбышева, 188 г. Димитровграда Ульяновской области, выявлено неисполнение требований Указа Губернатора Ульяновской области от 12 марта 2020 года № 19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности» (с последующими изменениями), а именно:

- п.п. 9.2.5 п. 9, в соответствии с которым в случае отсутствия у посетителя средств индивидуальной защиты органов дыхания ответственный работник не допускает посетителя в организацию (помещение). Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты органов дыхания на платной или бесплатной основе.

- п.п. 2.1.7 п. 2, в соответствии с которым рабочие места должны быть оснащены устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции в случае необходимости контактов работников с посетителями.

Данное административное правонарушение совершено АО «Гулливер» повторно, поскольку постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 29 января 2021 года АО «Гулливер» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

АО «Гулливер» был представлен отзыв, согласно которому уведомления о составлении протокола об административном правонарушении АО «Гулливер» не получало, следовательно, протокол об административном правонарушении составлен с нарушением процессуальных норм. В отсутствие представителя общества протокол мог быть составлен в случае его надлежащего извещения. АО «Гулливер» принимаются все меры по исполнению Указа губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19. Так, в магазине по адресу: ул. Куйбышева, 188 г. Димитровграда:

- назначено ответственный работник, который следит за использованием покупателями средств индивидуальной защиты,

-разработана инструкция по профилактике вирусных инфекций, согласно п.п. 2 п. 4.1 которой при отсутствии у покупателя собственных средств индивидуальной защиты, ответственный работник не вправе допускать его в торговый объект,

- на входной группе и в уголке потребителя размещена информация о том, что нахождение в магазине допускается только в масках,

- при входе маски покупателям предоставляются на бесплатной основе, имеется возможность их приобретения и на платной основе, маски имелись.

С сотрудниками магазинной регулярно проводятся совещания о необходимости соблюдения всех требований, в том числе и о недопущении в магазин покупателей без масок.

Отсутствие маски на лице покупателя не вина АО «Гулливер». До покупателей различными способами доводится требование Указа Губернатора Ульяновской области, созданы все условия для соблюдения масочного режима. Покупатели также обязаны использовать средства индивидуальной защиты. Сотрудники магазина всегда делают покупателям замечания о необходимости использования масок, и в случае грубого отказа вызывают полицию. АО «Гулливер» обращалось в надзорные органы с просьбой повлиять на сложившуюся ситуацию с гражданами. АО всеми силами обеспечивается контроль за наличием СИЗ у покупателей, без СИЗ покупатели не обслуживаются.

В магазине имеются защитные экраны, предохраняющие работников от прямой капельной инфекции.

Поэтому у АО «Гулливер» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ, а потому просит дело прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебном заседании представитель АО «Гулливер» пояснила, что в соответствии с п. 9.2.5 Указа должен быть определен ответственный работник, отслеживающий на входе н6аличие у посетителей СИЗ, такой работник имеется. НЕ понятно, где был обнаружен покупатель, когда и в какой момент, он мог снять маску уже в помещении торгового зала. Защитные экраны на тот момент не были установлены, но обязанность по их установлению была возложена на директора магазина. Общество со своей стороны все для этого сделало, произвело финансирование, поэтому за их отсутствие должен отвечать директор магазина, а не Общество.

В силу требований ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Согласно ст.20.6.1 ч.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи влечет наложение на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Часть 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.

Обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения Правительство Российской Федерации устанавливает при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «а.2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Такие правила утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 3, подпункты «в», «г» п. 4 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации принят Указ Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 «О введении режима повышенной готовности и установлении обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении режима повышенной готовности».

В соответствии с п.п. 9.2.5 п. 8 данного Указа, в случае отсутствия у посетителя средств индивидуальной защиты органов дыхания ответственный работник не допускает посетителя в организацию (помещение). Ответственный работник вправе предоставить посетителю средства индивидуальной защиты органов дыхания на платной или бесплатной основе.

В соответствии с п.п. 2.1.7 п. 2 Приложения №2 к Указу, руководители организаций обязаны обеспечить оснащение рабочих мест устройствами, предохраняющими работников от прямой капельной инфекции, в случае необходимости контактов работников с посетителями. Необходимо исключить прием посетителей, не использующих гигиенические маски.

Материалами дела об административном правонарушении установлено, что АО «Гулливер» в нарушение Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19 указанные требования, вопреки доводам представителя АЛ «Гулливер», соблюдены на момент проведения мониторинга не были.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении, составленном в отношении АО «Гулливер», актом о результатах мониторинга от 06 октября 2021 года, фотоматериалом.

Так, из акта мониторинга следует, что имеет место быть допуск посетителей без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Данный факт также подтверждается фотоматериалом, согласно которому в торговом зале магазина находится покупатель, не имеющий средства индивидуальной защиты органов дыхания.

Доводы представителя АО «Гулливер» о том, что посетители тоже должны соблюдать требования вышеуказанного Указа Губернатора Ульяновской области не влияют на правовую квалификацию действий общества, поскольку данная обязанность, возложенная на граждан, не освобождает юридическое лицо от выполнения требований, установленных Указом, а именно: по недопущению в торговые залы покупателей без средств индивидуальной защиты органов дыхания. Сам факт нахождения покупателя без СИЗ в торговом зале уже свидетельствует о его допуске туда.

Доводы представителя Общества о том, что покупатель мог снять маску уже находясь в торговом зале, ничем не подтверждены. Директор магазина факт допуска покупателя без маски в помещение магазина непосредственно при ознакомлении с актом мониторинга не оспаривал, хотя при наличии доказательств иного имела возможность и представить видеозапись прохождения данного покупателя в торговый зал, и дать по данному поводу объяснения, сделать соответствующие данному нарушению замечания, представить объяснения сотрудников магазина, которые могли быть очевидцами прохождения данного покупателя в торговый зал. Однако, директор магазина ничего из перечисленного не предприняла, указанное нарушение не оспаривала.

Таким образом, АО «Гулливер» допустило нарушение п.п. 9.2.5 п. 9 вышеуказанного Указа Губернатора, поскольку допустило покупателя, не имеющего средств индивидуальной защиты органов дыхания, в торговый зал магазина, то есть место приобретения товаров, чем создало угрозу жизни и здоровью самого покупателя, а также жизни и здоровью иных лиц, находящихся в помещении данного магазина.

Доводы представителя АО «Гулливер» о том, что в магазине имеются защитные экраны, предохраняющие работников от прямой капельной инфекции, судом во внимание, несмотря на представленные суду фотоматериалы, свидетельствующие о их наличии, не принимаются по следующим обстоятельствам.

Так, согласно акту мониторинга от 06 октября 2021 года, по итогам его проведения установлено отсутствие таких экранов по состоянию на 06.10.2021 года. С данным актом непосредственно ознакомлена директор магазина Мухетдинова Г.Р., назначенная на данную должность приказом №2343к от 10.06.2021, о чем имеется ее подпись в акте. При этом директор магазина при ознакомлении с данным актом не выразила своего несогласия с изложенными в нем сведениями, в том числе и по поводу отсутствия защитных экранов. Последующее их установление, то есть устранение выявленных нарушений, может быть учтено в качестве обстоятельства, смягчающего наказание, но не освобождает Общество от ответственности.

Кроме того, отсутствие защитных экранов по состоянию на 06.10.2021 не оспаривала в судебном заседании и представитель Общества. Вместе с тем, доводы представителя о том, что к административной ответственности должен быть привлечен директор магазина, поскольку Общество приняло все зависящие от него меры по их установке, не могут быть приняты во внимание, поскольку за действия своих работников, в том числе и должностных лиц, несет ответственность юридическое лицо.

Доводы представителя АО «Гулливер» о принятии мер к недопущению нарушений требований Указа Губернатора Ульяновской области также не могут служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, поскольку указанные в протоколе об административном правонарушении допущенные нарушения были выявлены на момент проведения мониторинга, то есть имели место быть.

Доводы представителя АО «Гулливер» о не извещении Общества о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поскольку уведомления о его составлении Общество не получало, о чем свидетельствует Отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, а следовательно, были грубо нарушены права Общества, поскольку только при неявке надлежащим образом извещенного законного представителя Общества протокол мог быть составлен, проверялись в судебном заседании и не нашли своего подтверждения.

Так, уведомление о дате и времени составления протокола об административном правонарушении было направлено в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ по юридическому адресу АО «Гулливер», указанному в Выписке из ЕГРЮЛ заказным письмом с отметкой «Административное», что подтверждается уведомлением, конвертом и Выпиской из ЕГРЮЛ. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, данное потовое отправление поступило в место вручения 22.10.2021, 23.10.2021 была осуществлена неудачная попытка его вручения АО «Гулливер», после чего через 7 дней после прибытия в место вручения данная корреспонденция была возвращена отправителю. Таким образом, требования к почтовому отправлению, срока вручения и нахождения в месте вручения адресату, Почтой России соблюдены в строгом соответствии с требованиями п. 34 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства Связи и массовых коммуникаций РФ № 234 от 31.07.2014. Соблюдены требования по извещению Общества и должностным лицом, которое заблаговременно направило соответствующее уведомления Обществу. Указанное свидетельствует, что все требования по извещению Общества на составление протокола об административном правонарушении соблюдены, следовательно, Общество в соответствии с требованиями законодательства считается надлежащим образом извещенным. Уклонение АО «Гулливер» от его получения не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов Общества, а свидетельствует лишь о злоупотреблении Обществом своими правами.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом.

Согласно п.12.1 Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 № 19 Правительству Ульяновской области поручено сформировать рабочие группы для проведения мониторинга осуществления санитарно-эпидемиологических мер и обязательных правил поведения, предусмотренных Указом.

Поводом к возбуждению данного дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом Агентства ветеринарии Ульяновской области признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ в рамках полномочий, определенных Указом Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19. Таким образом, действия должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, полностью соответствовали положениям ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ.

Согласно копии постановления Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.01.2021 года, АО «Гулливер» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения. Данное постановление вступило в законную силу 01.04.2021 года.

В соответствии со ст. 4.6 КоАП РФ, лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания доя истечения 1 года со дня окончания исполнения данного постановления.

Повторным совершением административного правонарушения считается совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со ст. 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения.

Таким образом, АО «Гулливер», будучи привлеченным постановлением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29.01.2021 года к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде предупреждения, вступившим в законную силу 01.04.2021, зная, что срок административного наказания не истек, вновь 06.10.2021 года повторно совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Совокупность приведённых доказательств свидетельствует о том, что в действиях АО «Гулливер» имеет место административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.6.1 КоАП РФ, то есть невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, совершенное повторно.

При назначении АО «Гулливер» наказания суд учитывает характер совершённого административного правонарушения, личность виновного.

Смягчающими ответственность АО «Гулливер» обстоятельствами являются частичное признание вины, устранение выявленных недостатков.

На основании изложенного, суд считает возможным назначить АО «Гулливер» административное наказание в виде административного штрафа.

Учитывая в полной мере обстоятельства данного дела, характер совершенного административного правонарушения, материальное положение Общества, тот факт, что АО «Гулливер» принимаются меры к соблюдению требований Указа Губернатора Ульяновской области от 12.03.2020 №19, выявленные нарушения на настоящий момент устранены, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, а также учитывая положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, полагаю возможным снизить размер штрафа ниже низшего предела, установленного санкцией статьи, назначив АО «Гулливер» административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 руб.

Руководствуясь статьёй 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Назначить Акционерному обществу «Гулливер» административное наказание в виде административного штрафа 250 000 (двести пятьдесят тысяч) рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с перечислением штрафа по следующим реквизитам: Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам – ИНН 7325096763, КПП 732501001, УФК по Ульяновской области (Агентство ветеринарии Ульяновской области, л/с 04682204130), казначейский счёт 03100643000000016800, банковский счёт 40102810645370000061 в Отделении Ульяновского банка России/УФК по Ульяновской области г.Ульяновск, БИК 017308101 (владелец казначейского счёта УФК по Ульяновской области), ОКТМО 73701000, бюджетная классификация кода дохода 28611601205010000140, назначение платежа: штраф за административное правонарушение.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: З.Г. Демкова