ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-579/17 от 14.12.2017 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 5-579/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Елизово Камчатского края 14 декабря 2017 года

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Бондаренко С.С.,

при секретаре судебного заседания Никитиной О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «АЗИА», юридический адрес: 690091, г. Владивосток, ул. Посьетская, д. 29, ОГРН , ИНН/КПП , дата государственной регистрации – 17.09.2013 г., в течение года не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «АЗИА» (далее – ООО «Судоходная компания «АЗИА», Общество, судоходная компания) посредством судна т/х «ФИО6», под управлением капитана ФИО3, допустило нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна в запретном районе, а именно: 17 сентября 2017 года судно т/х «ФИО6» следовало курсом 229,7 гр., скоростью 11,1 узлов, в период с 00:16 час в координатах Ш.-55.7774N, Д- 165,9620Е, по 04:34 час Ш-55.2367N, Д-164.9278Е, находясь в Тихом океане, Берингово море, исключительной экономической зоне РФ в 30-мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» без разрешения Минприроды РФ или администрации заповедника. Кратчайшее расстояние до Северо-Западного мыса острова Беринга - 15,5 м.мили, чем нарушило требования ст. 66 Водного кодекса РФ; ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; ст. 23 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О животном мире"; ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пп. 11 п. 6.1, п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» (приказ МПР России от 17.02.2004 № 159).

Законный представитель ООО «Судоходная компания «АЗИА» участия в рассмотрении дела не принимал, извещался о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно поступившему от генерального директора Общества заявлению, дело просил рассмотреть в отсутствие представителя юридического лица.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по такому делу.

Исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ, судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела.

С учетом имеющихся у суда сведений о надлежащем извещении ООО «Судоходная компания «АЗИА» о месте и времени рассмотрения дела, принимая во внимание ходатайство законного представителя, а также то, что отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, не препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Принимая во внимание положения части 2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «Судоходная компания «АЗИА».

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.

Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, могут быть установлены различными доказательствами, перечисленными в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Согласно ст. 66 Водного кодекса Российской Федерации (далее – ВК РФ) водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях и законодательством Российской Федерации об объектах культурного наследия. Особый режим использования водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения работ, определенных настоящим Кодексом, при условии обеспечения сохранности объекта археологического наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам и проведения археологических полевых работ в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В силу ч.ч. 1, 5 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике. Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники. За посещение физическими лицами территорий государственных природных заповедников в целях познавательного туризма федеральными государственными бюджетными учреждениями, осуществляющими управление государственными природными заповедниками, взимается плата, порядок определения которой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники.

Как установлено ст. 23 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях охрана животного мира и среды его обитания осуществляется в соответствии с режимом особой охраны данных территорий, который устанавливается Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии с ч. 2 ст. 59 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

Как следует из пп. 11 п. 6.1, п. 6.7 Положения о государственном природном биосферном заповеднике «Командорский» (приказ МПР России от 17.02.2004 № 159) на всей территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе нахождение, проход и проезд посторонних лиц, морских и иных плавсредств, автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования. Пребывание на территории заповедника посторонних лиц, не являющихся его работниками или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Минприроды России или администрации заповедника.

Из указанных норм следует, что для прохода судна по территории «Командорского заповедника» необходимо наличие разрешения Минприроды России или администрации заповедника.

03 октября 2017 года старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» Русовым И.И. в отношении ООО «Судоходная компания «АЗИА» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 8.39 КоАП РФ, и назначено проведение административного расследования.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужили данные, полученные в ходе осуществления мониторинга и охраны 30 мильной морской акватории государственного природного биосферного заповедника «Командорский», а именно 17 сентября 2017 года в акватории заповедника было обнаружено судно ТР «ФИО6», которое не имело разрешения Минприроды или администрации заповедника для нахождения на территории заповедника.

Согласно данным ООО ИТЦ «СКАНЕКС», имеющего бессрочную лицензию на осуществление космической деятельности №870к от 09.02.2008, судно т/х «ФИО6» 17 сентября 2017 года следовало курсом 229,7 гр, со скоростью 11,1 узлов, в период с 00:16 час в координатах Ш.-55.7774N, Д- 165,9620Е, по 04:34 час Ш-55.2367N, Д-164.9278Е, находилось в Тихом океане, Берингово море, ИЭЗ РФ в 30 мильной особо охраняемой акватории ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский», кратчайшее расстояние до Северо-Западного мыса острова Беринга 15,5 м.мили.

Судом также установлено, ООО «Судоходная компания «АЗИА» является действующим юридическим лицом, состоит на учете в налоговом органе, и исходя из основных видов деятельности, закрепленных в уставе, осуществляет деятельность в том числе, в сфере морского транспорта, фрахту судов.

Собственником судна т/х «ФИО6» является компания «Ибекс Шиппинг Лтд», судовладелец судна (фрахтователь) – ООО «Судоходная компания «АЗИА», что подтверждается актом приема-передачи судна от 06.06.2016.

Согласно выписке из судового журнала судна т/х «ФИО6», 17 сентября 2017 года примерно 00:16 судового времени следовало курсом 229,7 гр, со скоростью 11,1 узлов, в координатах Ш.-55.7774N, Д- 165,9620Е, примерно в 04:34 час в координатах Ш-55.2367N, Д-164.9278Е вышло из 30 мильной акватории «Командорского заповедника».

Согласно объяснительной капитана судна т/х «ФИО6», данную им руководству ООО «Судоходная компания «АЗИА», 17 сентября 2017 года при выполнении рейса <адрес><адрес> (<адрес>) судно следовало под его командованием. По существу входа в 30-мильную охранную зону сообщил, что судно проследовало в 18 милях от северной оконечности Командорских островов в связи с приказом № 349 от 30.06.1986 г., согласно которому проход должен быть осуществлен не менее 12 морских миль, а также в связи с предстоящим ухудшением погоды (выход тайфуна в район Камчатки), для сокращения времени и дистанции для своевременного укрытия судна в районе о. <адрес>.

Законный представитель ООО «Судоходная компания «АЗИА» генеральный директор Шастин В.И. в письменной объяснительной указал, что 14 сентября 2017 года капитаном судна, осуществляющего командование в рейсе <адрес><адрес> (<адрес>) на т/х «ФИО6» при изучении карт погодных условий в акватории Берингово моря на период рейса было принято решение в связи с ухудшением погода 19 сентября 2017 года в данном рейс е с выходом из порта <адрес> следовать в район острова <адрес> в стороне от рекомендованных морских путей, по наименьшему расстоянию во избежание возможной опасности для сохранения судна, груза, жизни и здоровья членов экипажа, вызванной крайней необходимостью, причиной которой стали неблагоприятные погодные условия. В связи с вышеизложенной ситуацией капитан судна, руководствуясь абз. 1 и 2 п. 11.14 Правил охраны и промысла морских млекопитающих, утвержденные Приказом Министерства рыбного хозяйства СССР от 30.06.1986 № 349, согласно которым запрещается нахождение судов без разрешения органов рыбоохраны в 12 мильной прибрежной зоне Командорских островов; прошел в 18 милях от прибрежной зоны заповедника для сокращения времени пути до острова <адрес>.

По итогам проведенного административного расследования в отношении ООО «Судоходная компания «АЗИА» составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 КоАП РФ.

Законный представитель юридического лица при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, его копия направлена почтой по месту регистрации ООО «Судоходная компания «АЗИА».

Из вышеизложенного следует, что ООО «Судоходная компания «АЗИА», являющееся судовладельцем судна т/х «ФИО6», допустило нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях, выразившееся в проходе указанного судна по запретной в 30 мильной акватории «Командорского заповедника» без разрешения Минприроды России и администрации «Командорского заповедника».

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает вину ООО «Судоходная компания «АЗИА» в совершении административного правонарушения доказанной, и квалифицирует его действия по статье 8.39 КоАП РФ - нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

При этом доводы законного представителя юридического лица, изложенные в письменных объяснениях, о том, что судно т/х «ФИО6» зашло в 30-ти мильную особо охраняемую акваторию ФГБУ «Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» с целью сокращения пути для укрытия в районе острова <адрес> в связи с неблагоприятными погодными условиями, то есть действовало в состоянии крайней необходимости, судом признаются несостоятельными.

Согласно информации с официального сайта заповедника http://komandorsky.ru/, пребывание на территориях государственных природных заповедников лиц, не являющихся работниками этих заповедников или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии разрешения. Для посещения зоны хозяйственного использования в северной части острова Беринга (Северное и Северо-Западное лежбище морских млекопитающих, озеро Саранное, бухты Подутесная и Старая Гавань) не требуется разрешение или согласование заповедника. Для посещения буферной зоны, заповедной зоны или охраняемой акватории государственного природного биосферного заповедника «Командорский» необходимо получение разрешения.

При этом сайт содержит информацию о порядке получения разрешений для судов осуществляющих перевозки грузов или транзитный проход через акваторию заповедника, а также порядок оформления документов для ведения деятельности для лиц выполняющих, на территории заповедника научно-исследовательские или научно-технические работы, фото- и видео-съемку или иные работы.

Разрешение на посещение акватории заповедника выдается юридическому лицу – владельцу или арендатору судна на основании письменной заявки на посещение акватории государственного заповедника «Командорский» установленной формы.

Исключение составляют обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор). В подобных случаях капитан судна, его владелец или арендатор имеют право подать заявку на посещение акватории любым доступным способом (в т.ч. посредством телеграфа, радио и телефонной связи).

Заявка на посещение акватории заповедника подается заблаговременно, дирекция заповедника вправе рассматривать заявку в течение трех рабочих дней с момента ее получения. Сканированная копия разрешения направляется контактному лицу, указанному в заявке. При необходимости подлинник разрешения можно получить в Отделе охраны заповедника.

В разрешении на посещение акватории заповедника указывается владелец (арендатор) судна, страна-флаг, порт приписки, фамилия и.о. капитана судна, количество членов экипажа и пассажиров. Указываются цель и сроки посещения, разрешенные для пребывания участки акватории. Разрешение заверяется печатью отдела охраны заповедной территории и подписью главного государственного инспектора/его заместителя по охране территории, или лицом, исполняющим обязанности вышеуказанных должностных лиц.

Оригинал разрешения или его копия, заверенная печатью капитана судна, должна находиться на борту с момента посещения акватории заповедника до окончания рейса. Бланк разрешения является документом строгой отчетности, имеет учетные серию и номер, которые указываются на бланке разрешения.

Выдаваемое в целях осуществления транспортных операций разрешение, не предусматривает посещение буферной зоны территории заповедника. Разрешение на посещение акватории заповедника с целью осуществления транспортных операций выдаётся бесплатно.

Также на сайте указано, что перечисленные на нем правила являются не просьбами или рекомендациями, а обязательными для исполнения нормами, нарушение которых ведет к административной и уголовной ответственности.

Следовательно, для судов осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника, а также для судов осуществляющих транзитный проход через акваторию заповедника связанный с форс-мажорными обстоятельствами, которыми в данном случае являются неблагоприятные погодные условия, требуется получение разрешения.

При этом сведений о запросе разрешения на транзитный проход через акваторию заповедника связанный с форс-мажорными обстоятельствами, капитаном судна и администрацией ООО «Судоходная компания «АЗИА», любым доступным способом, не направлялось, доказательств такого запроса материалы дела не содержат и суду представлено не было.

Таким образом, неблагоприятные погодные условия и необходимость следования к месту укрытия судна на период непогоды путем прохождения в акватории заповедника, не свидетельствуют об отсутствии в действиях ООО «Судоходная компания «АЗИА» состава вменяемого ему административного правонарушения, поскольку Общество, являясь коммерческой организацией, осуществляющей свою хозяйственную деятельность, связанную с перевозкой грузов морскими судами, при планировании маршрута доставки грузов, пролегающего поблизости от акватории государственного заповедника «Командорский», должно было предвидеть о возможности возникновения форс-мажорных обстоятельств, а следовательно, обязано было предвидеть возможность возникновения негативных последствий для Общества, в связи с чем, могло и обязано было проинформировать (проинструктировать) капитана судна о правилах прохода акватории государственного заповедника «Командорский». В связи с чем, остальные доводы в этой части также признаются судом несостоятельными.

В силу ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются в действиях тех физических лиц, которые в силу закона представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, принимают решения и осуществляют управление.

Изложенными доказательствами подтверждается, что на момент совершения административного правонарушения ООО «Судоходная компания «АЗИА» обладало всеми организационно-распорядительными функциями по отношению к деятельности судна т/х «ФИО6» и экипажу, имело все необходимые полномочия и возможности для соблюдения российского законодательства в области охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников. Каких-либо объективных обстоятельств, препятствующих выполнению возложенных обязанностей по соблюдению действующего законодательства, при рассмотрении дела не установлено, следовательно, ООО «Судоходная компания «АЗИА» имело правовую и реальную возможность соблюдения действующего законодательства, но не предприняло к этому соответствующих мер.

Существенных нарушений процессуальных норм по делу не допущено, административное расследование проведено в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Обстоятельств исключающих производство по делу, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим ответственность ООО «Судоходная компания «АЗИА», согласно ст.4.2 КоАП РФ суд признает совершение правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, не установлено.

При решении вопроса о назначении наказания ООО «Судоходная компания «АЗИА», суд учитывает характер совершенного впервые административного правонарушения, обстоятельства данного дела, совокупность представленных в материалы дела доказательств, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в связи с чем полагает возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ст. 8.39 КоАП РФ, без конфискации судна т/х «ФИО6».

Оснований для применения положений ст.ст. 2.9, 4.1.1, ч.3.2 ст. 4.1 КоАП РФ не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Судоходная компания «АЗИА» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (триста тысяч) рублей без конфискации судна т/х «ФИО6».

Разъяснить ООО «Судоходная компания «АЗИА», что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ, согласно которой при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные законом сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.

Реквизиты на оплату штрафа:

ИНН: 4101097733, КПП: 410101001, Наименование получателя: УФК по Камчатскому краю (Управление Росприроднадзора по Камчатскому краю).

Реквизиты счета получателя: 40101810100000010001

Наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю

БИК: 043002001 ОКТМО: 30601401, КБК 04811625020016000140.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении шестидесяти суток, судья, вынесший постановление, направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

На основании части 1 статьи 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись С.С. Бондаренко

Копия верна Судья С.С. Бондаренко