ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/16 от 09.02.2016 Набережночелнинского городского суда (Республика Татарстан)

Подлинник настоящего документа подшит в административном деле № 5-57/16, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ

№ 5-57/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

09.02.2016 г. Набережные Челны

Судья Набережночелнинского городского суда РТ Шамсутдинов Б.Г., рассмотрев материалы дела об административно правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «...» (далее ООО «...»), ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

УСТАНОВИЛ:

... специалистом-экспертом отдела надзорной деятельности и правового обеспечения Межрегионального управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу в отношении ООО «...» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Определением руководителя МРУ Росфинмониторинга по ПФО от ... дело об административно правонарушении в отношении ООО «...» передано для рассмотрения в Набережночелнинский городской суд РТ с ходатайством о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности ООО «...» на срок до 90 суток и приостановлении операций по счетам ООО «НЕОРАВЕРСИС» на основании п. 2 ст. 29.10 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО Морозова И.Е. подтвердила наличие нарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, указанных в протоколе об административном правонарушении. Поддержала ходатайство о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности и приостановлении операций по счетам.

Представитель привлекаемого лица ООО «...», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об отложении не ходатайствовал, об уважительности причин неявки суд не известил, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствии представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Изучив материалы дела в полном объеме, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Как следует из материалов дела, на основании Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон), Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденного Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808, Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу и ее территориальными органами государственной функции по осуществлению контроля за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства, утвержденного приказом Росфинмониторинга от 29.07.2014 № 191 (далее - Административный регламент) и в соответствии с приказом МРУ Росфинмониторинга по ПФО от 05.10.2015 № 17/128 и.о. заместителя начальника отдела надзорной деятельности и правового обеспечения МРУ Росфинмониторинга по ПФО была начата камеральная проверка исполнения ООО «НЕОРАВЕРСИС» требований Федерального закона за период с 22.06.2015 по 02.10.2015.

В соответствии с п. 45 Административного регламента камеральные проверки осуществляются путем анализа документов и информации, полученных от организации по письменным запросам Росфинмониторинга или его территориальных органов (далее - запрос).

Кроме документов и информации, полученной в порядке, установленном п. 45 Административного регламента, дополнительно могут использоваться информация о проверяемой организации, имеющаяся в распоряжении Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга), а также информация и документы, полученные при необходимости в органах государственной власти РФ, органах государственной власти субъектов РФ, органах местного самоуправления, государственных внебюджетных фондах и иных организациях в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 115-ФЗ.

МРУ Росфинмониторинга по ПФО ... в целях истребования дополнительной информации в отношении ООО «...» направлены запросы в ИФНС России по г. Набережные Челны РТ исх. peг. ...дсп от ..., а также в ОАО «...» (Управление комплаенс) исх. peг. ...дсп от ....

В соответствии с п. 47 Административного регламента камеральная проверка проводится по месту нахождения Росфинмониторинга (территориального органа Росфинмониторинга).

Запрос с приложением копии приказа о проведении проверки направляется организации (индивидуальному предпринимателю) заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или может быть доставлен нарочным.

Днем получения организацией (индивидуальным предпринимателем) запроса считается дата вручения заказного почтового отправления, указанная в уведомлении о вручении, либо дата вручения запроса на представление документов и информации нарочным.

Организация или индивидуальный предприниматель обязаны представить Росфинмониторингу или его территориальному органу документы (копии документов) и информацию, необходимые для проведения камеральной проверки, в течение семи календарных дней со дня получения запроса.

В соответствии с данными выписки из ЕГРЮЛ, опубликованной в свободном доступе на официальном сайте налоговой службы, сведениям, содержащихся в базах данных Росфинмониторинга, адресом места регистрации общества указан - РТ, ..., по которому в адрес ООО «...» направлен запрос peг. ... от ... с приложением копии приказа о проведении камеральной проверки от ...... (заказное почтовое отправление ...).

Под юридическим адресом принято понимать официальное местонахождение организации, которое согласно п. 2 ст. 54 ГК РФ определяется местом ее государственной регистрации, то есть адресом, внесенным в ЕГРЮЛ. В той же норме уточняется, что государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового – органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Наименование и место нахождения юридического лица указываются в его учредительных документах.

Адрес места нахождения организации, - это возможность связи с ней любого заинтересованного лица. Сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ, носят открытый характер (п. 2 ст. 51 ГК РФ).

При этом юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя.

Учитывая нормы ст. 51 ГК РФ (п. 2), лицо добросовестно полагающееся на данные ЕГРЮЛ, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Вместе с тем, заказное письмо с запросом на предоставление сведений и документов, копией приказа о проведении камеральной проверки вернулось в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО по причине: истек срок хранения ....

Согласно сведениям и информации, поступившей из ИФНС России по г. Набережные Челны РТ, адрес местонахождения Общества также указан - РТ, ..., по которому МРУ Росфинмониторинга по ПФО направлялась почтовая корреспонденция.

Руководство организацией в проверяемом периоде (с ... по ...) осуществлялось Хабибуллиным Р.Р., являющимся директором ООО «...» в период с ... по ... (решение участника общества от ......).

Дополнительно в целях уведомления ООО «...» о проводимой камеральной проверки ... по юридическому адресу общества и по адресу места регистрации Хабибуллина P.P., являющегося директором общества и его законным представителем в период с ... по ..., направлены телеграммы исх. ...тлг.

По юридическому адресу телеграмма не доставлена по причине: «по указанному адресу находится жилой дом, организаций нет» (уведомление ...=), по адресу места регистрации Хабибуллина P.P. телеграмма «вручена матери» (уведомление ...=).

... МРУ Росфинмониторинга по ПФО повторно направлено заказное письмо с уведомлением о вручении по юридическому адресу ООО «...» с запросом и копией приказа о проведении проверки.

Вместе с тем, сведениями о вручении указанного письма МРУ Росфинмониторинга по ПФО не располагает.

Сведениями о фактическом адресе месторасположения ООО «...» МРУ Росфинмониторинга по ПФО по состоянию на ... не располагало, документы с указанием контактных данных общества, руководителя, а также иные документы, либо пояснения о невозможности предоставления информации согласно запросу уполномоченного органа в рамках камеральной проверки от ООО «...» в адрес МРУ Росфинмониторинга по ПФО не поступали.

В результате анализа движения денежных средств по расчетному счету ООО «...», открытому в ПАО «...», а также иным счетам, установлено, что в проверяемом периоде ООО «...» активно осуществляло свою финансово-хозяйственную деятельность, в том числе, связанную с финансированием коммерческих организаций по договорам о факторинговом обслуживании от ......-БР, от ......-БР.

Таким образом, с ... ООО «...» является коммерческой организацией, заключающей договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, и соответственно, в рамках Федерального закона являлось организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанной предпринимать меры в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма.

Вместе с тем, отсутствие ООО «...» по юридическому адресу не позволило провести проверочные мероприятия в соответствии с действующим законодательством РФ в сфере противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, препятствовало получению почтовой корреспонденции, а именно, запроса на предоставление сведений и документов, копии приказа о проведении камеральной проверки, и как следствие, повлекло к невозможности предоставления организацией документов уполномоченному органу в целях их изучения сотрудниками МРУ Росфинмониторинга по ПФО, что, соответственно, воспрепятствовало проведению проверочных мероприятий, осуществлению уполномоченным органом государственного контроля в целях предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

Действия ООО «...» привели к невозможности реализовать на практике МРУ Росфинмониторинга по ПФО своих контрольно - надзорных функций, и, тем самым, ООО «...» оказывает воспрепятствование проведению уполномоченным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Таким образом, в течение длительного периода времени, а именно в период с ... по ... ООО «...» воспрепятствовало проведению уполномоченным органом проверочных мероприятий в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с ст.ст. 3, 7 Федерального закона № 115-ФЗ обязанность по соблюдению требований законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также по принятию внутренних организационных мер в указанных целях, возлагается на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, указанные в ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ.

Следовательно, ООО «...» допущено неисполнение требований законодательства РФ в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части воспрепятствования организацией проведению уполномоченным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Вина ООО «...» подтверждается письменными материалами дела, а именно: приказом о проведении камеральной проверки № 17/128 от 05.10.2015 (л.д. 1), запросом на предоставление сведений и документов от 05.10.2015 (л.д. 2-8), актом о воспрепятствовании проведении проверки № 76 от 25.112015 (л.д. 9-13), полным отчетом ЕГРЮЛ ФНС (л.д. 14-15), сведениями из ИФНС России по г. Набережные Челны РТ в отношении ООО «...» (л.д. 20-46), телеграммой от ... директору ООО «...» Хабибуллину Р.Р. с уведомлениями (л.д. 47-49), выпиской по операциям на счете (л.д. 54-66), справкой об отсутствии документов от ... (л.д. 67), телеграммой от ... директору ООО «...» Хабибуллину Р.Р. (л.д. 69), полным отчетом ЕГРЮЛ ФНС (л.д. 71-72), телеграммой от ... директору ООО «...» с уведомлением (л.д. 76-77), выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ... (л.д. 83-89), телеграммой от ... ликвидатору ООО «...» Засс Н.С. с уведомлениями (л.д. 90-92), телеграммой от ... ликвидатору ООО «...» Засс Н.С. с уведомлениями (л.д. 96-98), выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на ... (л.д. 99-105), протоколом об административном правонарушении от ... (л.д. 106-112), телеграммой от ... ликвидатору ООО «...» Засс Н.С. с уведомлениями (л.д. 118-120).

Анализ вышеизложенных доказательств позволяет суду прийти к выводу о доказанности вины ООО «НЕОРАВЕРСИС» в совершении инкриминируемого административного правонарушения.

При назначении наказания суд учитывает следующее.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Федеральный закон № 115-ФЗ имеет своей целью защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового рычага противодействия экономическим преступлениям.

Основополагающим механизмом, направленным на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является требование по осуществлению процедур внутреннего контроля.

Существенная угроза охраняемым общественным отношениям при совершении правонарушений, предусмотренных ст. 15.27 КоАП РФ, заключается в пренебрежительном отношении виновного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере противодействия легализации доходов. Безразличное отношение юридических лиц, их должностных лиц к принятой на себя публично-правовой обязанности в данной сфере свидетельствует о существенной угрозе правоохраняемым интересам и может создать угрозу экономической деятельности региона, государства в целом.

Опасность правонарушений в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма связана с тем, что «криминальные деньги» попадают в хозяйственный оборот, что влечет «криминализацию» экономики. Кроме того, совершение указанных правонарушений может в дальнейшем способствовать совершению деяний уголовной направленности.

Установленные в ходе рассмотрения дела обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «...» в течение длительного периода времени игнорирует соблюдение норм, установленных законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, что усматривается в умышленном уклонении от получения документов, являющихся основанием проведения проверки, непредставлении документов, необходимых уполномоченному органу для осуществления проверки. Умышленное бездействие ООО «...» нарушает механизм установленного законодательством порядка противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, и контроля со стороны уполномоченного органа, тем самым создавая условия для осуществления отмывания доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Осуществление ООО «...» операций с денежными средствами или иным имуществом без возможности контроля за операциями, создает реальную угрозу охраняемым законом общественным отношениям в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

С учетом изложенного применение административного наказания в виде административного штрафа не достигнет желаемого результата, предусмотренного ст. 3.1 КоАП РФ, и не предотвратит совершение ООО «...» нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, поэтому суд считает необходимым назначить наказание в виде административного приостановления деятельности ООО «...» на 90 суток.

В соответствии с ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ, при назначении судьей административного наказания в виде административного приостановления деятельности решается вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения исполнения данного административного наказания и состоящих в запрете деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг, а в случае, если административное приостановление деятельности назначается в качестве административного наказания за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, также решается вопрос о мерах, необходимых для приостановления операций по счетам.

Учитывая, что в данном случае назначено наказание в виде административного приостановления деятельности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, то в силу ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ подлежит удовлетворению ходатайство о приостановлении операций по счетам ООО «...»: ..., открытом в филиале ПАО «...» в ...; ..., открытом в филиале ...... (ПАО), ...; ..., открытом в Отделении ......, ...; ..., открытом в Отделении ......, ....

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать Общество с ограниченной ответственностью «...» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности на срок 90 (девяноста) суток.

Приостановить операции по счетам ООО «...»: ..., открытом в филиале ПАО «Банк Уралсиб» в ...; ..., открытом в филиале ...... (ПАО), ...; ..., открытом в Отделении ......, ...; ..., открытом в Отделении ......, ....

Постановление в части назначенного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит немедленному исполнению.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления деятельности юридического лица.

Исполнение настоящего постановления возложить на Набережночелнинский межрайонный отдел судебных приставов № 3 г. Набережные Челны Управления Федеральной службы судебных приставов России по РТ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Набережночелнинский городской суд РТ в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья: Б.Г. Шамсутдинов

Постановление вступило в законную силу .

Судья: Б.Г. Шамсутдинов