ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/16 от 19.06.2016 Исакогорского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело № 5-57/2016

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 июня 2016 года г.Архангельск

Судья Исакогорского районного суда г.Архангельска Костылева Е.С., рассмотрев в Исакогорском районном суде г.Архангельска по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, в отношении

гражданина Украины ФИО1, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, женатого, не имеющего детей, не работающего, проживающего без регистрации по адресу: <адрес>,

у с т а н о в и л:

ФИО1, прибывший ДД.ММ.ГГГГ в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в нарушение п.2 ст.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ, по истечении срока временного пребывания в Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации, уклоняясь от выезда из Российской Федерации, тем самым нарушая режим пребывания в ней.

В ходе рассмотрения дела ФИО1 вину признал и пояснил, что проживает в <адрес> с супругой ФИО3, которая является гражданкой Российской Федерации, брак зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ, намерен был выехать на территорию <адрес> для получения документов, необходимых для продления срока пребывания на территории Российской Федерации (документов об образовании и т.д.), но не успел это сделать.

Вина ФИО1 в совершении указанного правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями из паспорта ФИО1, миграционной карты указанного лица, сведениями из базы данных ФМС России.

Приведенные доказательства являются допустимыми, достоверными, согласующимися друг с другом и достаточными, чтобы исключить сомнения в виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения.

Так, согласно ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ст.5 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

В рассматриваемом случае ФИО1 этого не сделал и не предпринял мер к выезду из Российской Федерации.

Согласно абз.2 п.1 ст.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток (которые для ФИО1 истекли ДД.ММ.ГГГГ). Данных о наличии оснований для продления ФИО1 указанного срока (выдаче разрешения на работу и т.п.) не имеется.

В этой связи действия ФИО1 квалифицирую по ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ как нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определённого срока пребывания.

При назначении наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, учитывая характер совершённого ФИО1 административного правонарушения, данные о его личности, имущественное и семейное положение, смягчающее наказание обстоятельство (раскаяние в содеянном), отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность (в частности, данных о привлечении ФИО1 к административной ответственности в течение последнего года не имеется).

С учётом изложенного ФИО1 следует назначить наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Оценивая возможность выдворения ФИО1 за пределы Российской Федерации, исхожу из следующего.

ФИО1 ссылается на то, что проживает в <адрес> совместно с гражданкой РФ ФИО3, с которой состоит в зарегистрированном браке.

Данное утверждение материалами дела не опровергнуто.

В силу положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г.Рим, 4 ноября 1950 года) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В соответствии с п.2 ст.27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в период своего предыдущего пребывания в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства подвергались административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортировались либо были переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, - в течение пяти лет со дня административного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации либо передачи иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, что не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права ФИО4 на уважение семейной жизни.

Санкция ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. N 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинен в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершенному преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Принимая во внимание выраженную в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П правовую позицию о возможности с учётом конкретных обстоятельств дела назначения лицу, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, административного наказания, не предусмотренного санкцией соответствующей статьи Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учётом конкретных обстоятельств настоящего дела назначение ФИО1 административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации противоречило бы требованиям статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в связи с чем в настоящем случае не применяется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

ФИО1, гражданина <адрес>, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес><адрес>, проживающего без регистрации по адресу: <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 2 500 рублей.

Штраф следует уплатить по реквизитам: расчетный счет р/с № <***>, лицевой счет № <***> в отделении Архангельск, ИНН – <***>, КПП – 290101001, ОКТМО – 11701000, БИК – 041117001, КБК – 188 116 900 400 46 000 140, получатель – УФК по Архангельской области (УМВД России по Архангельской области); «вид платежа» - штрафы. УИН 188 803 291 606 202 427 48.

Штраф должен быть уплачен ФИО1 не позднее шестидесяти дней со дня вступления в законную силу настоящего постановления по делу об административном правонарушении.

Квитанцию об уплате штрафа предоставить в Исакогорский районный суд г.Архангельска в тот же срок.

В случае неуплаты штрафа в установленный срок со дня вступления данного постановления в законную силу лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде путём подачи жалобы через Исакогорский районный суд г.Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья (подпись) Е.С. Костылева