ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/19 от 05.07.2019 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

№ 5-57/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Вятские Поляны 05 июля 2019 года

Судья Вятскополянского районного суда Кировской области Смертина О.А,

При секретаре Лянгузовой Т.В.

с участием законного представителя юридического лица, привлекающегося к административной ответственности-Барабанова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:

профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области, адрес места нахождения и места осуществления деятельности : ул. Гагарина д. 30а г. Вятские Поляны Кировской области, 612960, ИНН <***>, ОГРН <***>,Ж ОКПО 32853595, КПП 430701001, расчётный счёт <***> отделение г. Киров, начальник ФИО1, согласно приказа № 18 от 02.07.2014, ранее не привлекавшегося к административной ответственности, по ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ

Профессиональное образовательное учреждение « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах:

В соответствии с п. 40 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99 –ФЗ « О лицензировании отдельных видов деятельности», п.1 ст. 91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» осуществление образовательной деятельности подлежит лицензированию. При осуществлении лицензиатом образовательной деятельности предъявляются лицензионные требования.

В ходе проведения Управлением надзора и контроля министерства образования Кировской области 28.05.2019 плановой выездной проверки учреждения на основании распоряжения от 13.05.2019 № 3-338 установлено, что с 18.05.2016 по настоящее время образовательная организация осуществляет образовательную деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, что является нарушением пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966. На основании пп. «а» п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28,10.2013 № 966 отсутствие санитарно-эпидемиологического заключения является административным правонарушением, предусмотренным ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебное заседание должностное лицо, составившее протокол, не явилось, о месте и времени рассмотрения дела по существу надлежащим образом уведомлено.

В судебном заседании законный представитель юридического лица ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, считает, что вины нет, так как они работали на основании лицензии. Суду пояснил, что в 2016 году он обращался в Управление надзора и контроля министерства образования Кировской области с заявлением о переоформлении лицензии, в связи со сменой адреса места нахождения. Какие-либо требования о предоставлении санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, ему не предъявлялись. Лицензию переоформили и выдали. В настоящее время поданы документы и заключен договор на проведение оформления санитарно-эпидемеологического заключения, оно со дня на день будет готово, поскольку все замеры проведены и все в норме. ПОУ является некомерческой организацией, работающей практически на интузиазме.

Оценивая в совокупности собранные по административному делу материалы, с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нахожу вину юридического лица в совершении административного правонарушения доказанной в судебном заседании следующими доказательствами, исследованными в судебном заседании:

Как следует из протокола об административном правонарушении от 28 мая 2019 в отношении Профессионального образовательного учреждения « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области, учреждение с 18.05.2016 по настоящее время осуществляет образовательную деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности, что является нарушением пп. «ж» п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966.

Протокол составлен в соответствии с требованиями ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и в присутствии представителя юридического лица Профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно -государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России», содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного Учреждению административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Как следует из распоряжения министерства образования Кировской области № 3-338 от 13.05.2019 « о проведении плановой выездной проверки профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области, в период с 28.05.2019 по 05.06.2019 должна быть проведена проверка, в том числе вопросов лицензионного контроля.

Согласно акта проверки № 65-42-12-02 от 28 мая 2019, в ходе проведения плановой выездной проверки выявлены нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, а именно образовательная организация осуществляет образовательную деятельность при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые используются для осуществления образовательной деятельности.

Как следует из копии лицензии 43Л01 № 0001252, лицензия 18 мая 2016 года выдана профессиональному образовательному учреждению «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки, по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к настоящей лицензии.

Согласно Устава профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области, утвержденного президиумом Совета Регионального отделения ДОСААФ России 27.10.2015, профессиональное образовательное учреждение «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области является унитарной некоммерческой организацией, учредителем которой является Региональное отделение Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области. Предметом деятельности Учреждения является образовательная деятельность, деятельность в области патриотического и физического воспитания граждан, деятельность в области спорта.

В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно примечанию к указанной норме понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, осуществляющими обучение.

Согласно подпункта «ж» п. 6 данного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой, в частности, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных пп. «ж» пункта 6 данного Положения.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

С учетом изложенного, прихожу к выводу, что в действиях ПОУ « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области» имеется состав вмененного административного правонарушения и квалифицирую действия профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области по ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как осуществление образовательной деятельности при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества.

Следует отметить, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ПОУ «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области» имелась. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ПОУ « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области».

В силу ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу положений п.17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 02.06.2004 N 10 (ред. от 21.12.2017) "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", установив при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности малозначительность правонарушения, суд, руководствуясь частью 2 статьи 206 АПК РФ и статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение об отказе в удовлетворении требований административного органа, освобождая от административной ответственности в связи с малозначительностью правонарушения, и ограничивается устным замечанием, о чем указывается в мотивировочной части решения.

Учитывая, что действия ПОУ « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области при формальном наличии всех признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сами по себе не содержат каких-либо опасных угроз для личности, общества и государству, принимая во внимание все обстоятельства по делу, характер выявленных нарушений, учитывая отсутствие фактически причиненного кому-либо вреда и ущерба, отсутствие отягчающих наказание обстоятельств, ПОУ «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области» ранее к административной ответственности не привлекалась, в настоящее время приняты меры к оформлению надлежащего заключения, считаю возможным признать действия ПОУ « Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области» малозначительным правонарушением и освободить ПОУ «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения ООГО ДОСААФ Кировской области» от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, освободив профессиональное образовательное учреждение «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области от административной ответственности за малозначительностью совершенного правонарушения.

Объявить законному представителю профессионального образовательного учреждения «Вятскополянская автомобильная школа Регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации « Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» Кировской области ФИО1 устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Смертина О.А.