№5-57/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
14 июня 2019 года п. Островское
Судья Островского районного суда Костромской области Сапогова Т.В.,
с участием прокурора Островского района Краснова А.В.,
защитника МУП «Тепловик» - Менуховой А.В., действующей на основании доверенности,
при секретаре Козыревой С.Ю.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия Островского муниципального района «Тепловик» ИНН №, ОГРН №, находящегося по <адрес>
привлекаемого к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ
установил:
В отношении МУП «Тепловик» прокурором Островского района Костромской области вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ст. 17.7 КоАП РФ - умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Согласно постановления прокуратурой Островского района на основании поручения прокуратуры области в связи с рассмотрением поступившего обращения проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации проведена проверка в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об отходах производства и потребления. Основным видом экономической деятельности МУП «Тепловик» является производство, передача и распределение пара и горячей воды (ОКВЭД ОК 029-2014 КДЕС. Ред 2-35.3), дополнительными видами деятельности являются сбор отходов, обработка и утилизация отходов (код 38.1 и 38.2 по ОКВЭД). МУП «Тепловик» на территории Островского района осуществляет деятельность по предоставлению услуги по вывозу жидких бытовых отходов (ЖБО) на основании заключенных с собственниками жилых помещений договоров. МУП «Тепловик» осуществляет деятельность по откачке и транспортировке ЖБО до точки слива в очистные сооружения, также эксплуатируемые МУП «Тепловик». В силу приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.07.2014 № 445 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» отходы (осадки) из выгребных ям, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления относятся к IV классу опасности отходов. В 2016 году на отходы (осадки) из выгребных ям, образующихся в деятельности МУП «Тепловик», утвержден паспорт отходов, согласно которому отмеченные отходы отнесены к IV классу опасности. В нарушение п. 30 ч. 1 ст. 12 ФЗ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», п. 1 ст. 9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» МУП «Тепловик» не имеет лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходы (осадки) из выгребных ям. В нарушение положений ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», приказа Минприроды России от 25.02.2010 №50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» МУП «Тепловик», в результате хозяйственной деятельности которого образуются отходы IV класса опасности, не имеет утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относительно отходов (осадков) из выгребных ям, с заявлением об утверждении данных нормативов и лимитов в органы Росприроднадзора не обращалось, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывался. На основании изложенного прокурором района ДД.ММ.ГГГГ директору МУП «Тепловик» внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления, о лицензировании отдельных видов деятельности, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства с требованием о принятии конкретных мер к получению лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям; разработке проекта нормативов на их размещение, утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение органом Росприроднадзора; недопущению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности, по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений. МУП «Тепловик» не выполнил законные требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных ст. 21, ст. 6, ст. 22, ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 г. №2202-01 «О прокуратуре Российской Федерации», а именно: на представление прокуратуры района мер к устранению нарушений принято не было, после внесения представления мероприятия по получению лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям; разработке проекта нормативов образования отходов (отходов (осадков) из выгребных ям) и лимитов на их размещение не осуществлялись.
В судебном заседании защитник МУП « Тепловик» Менухова А.В. вину не признала. Считает постановление о возбуждении дела об административном правонарушении не обоснованным, производство по делу подлежащим прекращению в связи отсутствием состава административного правонарушения. Суду пояснила, что МУП «Тепловик» является коммерческой организацией. В настоящее время отсутствуют правовые основания для получения лицензии на транспортировку ЖБО, поскольку как считает МУП « Тепловик» фактически ими оказывается услуга по откачке сточных вод из выгребных ям с последующим направлением систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты. На данный вид деятельности лицензии не требуется. Данную услугу МУП «Тепловик» стал предоставлять с ДД.ММ.ГГГГ. и не является основным видом деятельности. МУП «Тепловик» были направлены в надзорные органы заявки на получение экспертного заключения на деятельность по транспортированию отхода « Отхода (осадки) из выгребных ям», однако практики получения лицензии на транспортирование ЖБО в Костромской области нет. Полагает необоснованным представление прокурора о разработке проекта нормативов образования отходов (отходов (осадков) из выгребных ям) и лимитов на их размещение, поскольку это невозможно в отношении собственников частных домов. Имеющийся в деле паспорт отходов 1-4 классов опасности разработан на административное здание МУП « Тепловик» ( л.д. 9).
Изучив материалы дела, выслушав защитника МУП «Тепловик», суд приходит к следующему.
Статья 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ является институт государственной власти в виде реализации полномочий, в частности, прокурора, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
Объективную сторону правонарушения составляет, в частности, умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Административная ответственность по статье 17.7 КоАП РФ наступает только в случае неисполнения законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Вопрос о законности и обоснованности представления, содержащего требования прокурора, невыполнение которых вменено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит исследованию в рамках рассмотрения дела.
Согласно ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно Закону о прокуратуре одной из мер реагирования прокуратуры на нарушение закона является представление об устранении нарушений закона.
В пункте 3 статьи 22 данного Закона указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Из материалов дела следует, что МУП «Тепловик» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником на праве хозяйственного ведения, целями деятельности которого являются предоставление населению и юридическим лицам коммунальных услуг (п. 1.1, п. 2.1 Устава).
Постановлением администрации Островского (центрального) сельского поселения Островского муниципального района Костромской области № от ДД.ММ.ГГГГФИО1 назначена на должность директора муниципального унитарного предприятия Островского (центрального) сельского поселения «Тепловик».
Прокуратурой Островского района Костромской области на основании поручения прокуратуры области в связи с рассмотрением поступившего обращения проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации в сфере жилищно-коммунального хозяйства, об отходах производства и потребления, в ходе которой установлено, что МУП «Тепловик» не имеет лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходы (осадки) из выгребных ям, не имеет утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение относительно отходов (осадков) из выгребных ям, с заявлением об утверждении данных нормативов и лимитов в органы Росприроднадзора не обращалось, проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение не разрабатывался. Также прокуратурой района на основании поступившего обращения, информации ТО Управления Росприроднадзора по Костромской области в Островском районе проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, законодательства о водоснабжении, санитарно-эпидемиологического законодательства, в ходе которой установлен факт ненадлежащего исполнения обязанностей МУП Островского муниципального района «Тепловик» по оказанию услуги холодного водоснабжения населению.
По результатам указанной проверки прокурором Островского района Костромской области в адрес директора МУП Островского муниципального района «Тепловик» ФИО1 в соответствии со ст. 24 Федерального Закона РФ "О прокуратуре Российской Федерации" от 17.01.1992 N 2202-1 внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ. о принятии конкретных мер к устранению выявленных нарушений законодательства РФ, а именно, меры к:
- получению лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям;
- разработке проекта нормативов образования отходов (отходов (осадков) из выгребных ям) и лимитов на их размещение, утверждению нормативов образования отходов и лимитов на их размещение органом Росприроднадзора;
- оказанию потребителям <адрес> коммунальной услуги водоснабжения надлежащего качества, организации приведения качества воды, поставляемой потребителям <адрес> в соответствие с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Принять меры к недопущению аналогичных нарушений в дальнейшей деятельности, по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений.
Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия, ответственных за соответствующие участки работы.
Из ответа директора МУП «Тепловик» ФИО1. от ДД.ММ.ГГГГ на представление № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений законодательства от отходах производства и потребления, о лицензировании отдельных видов деятельности, законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства рассмотрено с участием представителя прокуратуры Островского района ФИО3. МУП «Тепловик» осуществляет деятельность по сбору и вывозу ЖБО на территории Островского района с последующим сливом на очистные сооружения. Согласно разъяснений Министерства природных ресурсов и экологии РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ вопрос об отнесении жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к жидким бытовым отходам или сточным водам зависит от способа их удаления. В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения на очистные сооружения, их следует считать сточными водами. Соответственно лицензии на сточные воды не требуется. Жидкие бытовые отходы образуются в МУП «Тепловик» в выгребе от административного здания. Проект образования отходов на предприятии не разработан. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ТО Роспотребнадзора по Костромской области ДД.ММ.ГГГГ в отношении МУП «Тепловик» составлен протокол об административном правонарушении в связи с обращением гражданки, проживающей по <адрес>. дело рассматривалось ДД.ММ.ГГГГ, но для уточнения всех обстоятельств дела, рассмотрение отложено на неопределенный срок. Кроме того, в протоколе, составленном уполномоченным представителем Роспотребнадзора допущена ошибка, а именно: указана артезианская скважина №, а не артезианская скважина №. скважина является бесхозяйной, т.е на артезианскую скважину № не зарегистрировано право собственности. В соответствии с п. 7 ст. 8 гл. 2 ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если снижение качества воды происходит на бесхозяйных объектах централизованных систем холодного водоснабжения, организация, которая холодное водоснабжение и эксплуатирует такие бесхозяйные объекты, обязана не позднее чем через два года передачи в эксплуатацию этих объектов обеспечить водоснабжение с использованием таких объектов в соответствии с законодательством РФ, устанавливающим требования к качеству горячей воды, питьевой воды, если меньший срок не установлен, утвержденными в соответствии с настоящим Федеральным законом планом мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями. На указанный срок допускается несоответствие качество подаваемой горячей воды, питьевой воды установленным требованиям, за исключением показателей качества горячей воды, питьевой воды, характеризующих ее безопасность. Предприятием разработан план мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие установленным требованиям, направленный на согласование в ТО Управление Роспотребнадзора 05.02.2019 года. До настоящего времени план не рассмотрен. В план включены мероприятия по установке водоочистного оборудования на данной скважине. На скважине также требуется замена деревянного павильона, в настоящее время изготовлен новый павильон. В целях устранения причин и условий возможных нарушений в дальнейшей деятельности, должностными лицами предприятия, ответственными за соответствующие участки работы детально изучены действующие законодательные акты.
Таким образом, ответ по результатам вынесенного прокурором представления директором МУП « Тепловик» ФИО1. дан в установленный месячный срок, представление рассмотрено с участием представителя прокураторы Островского района. Требования прокурора о рассмотрении представления в месячный срок с участием представителя прокуратуры директором МУП « Тепловик» выполнены.
Распоряжением администрации Островского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 уволена с должности директора муниципального унитарного предприятия Островского муниципального района Костромской области «Тепловик» с ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжением администрации Островского муниципального района № от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность директора муниципального унитарного предприятия Островского муниципального района Костромской области «Тепловик».
В постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ также указано, что по результатам проверки в адрес директора МУП Островского муниципального района «Тепловик» внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства.
Однако данное постановление возбуждено не в отношении должностного лица- директора МУП Островского муниципального района «Тепловик», а в отношении юридического лица МУП Островского муниципального района «Тепловик».
Поскольку в адрес юридического лица МУП Островского муниципального района «Тепловик» представление не вносилось, то оно не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
Объективная сторона вмененного МУП Островского муниципального района «Тепловик» правонарушения заключается в невыполнении требований прокурора в части не принятия мер по получению лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям; разработке проекта нормативов образования отходов (отходов (осадков) из выгребных ям) и лимитов на их размещение в течение месяца со дня внесения представления, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании установлено, что согласно Устава МУП «Тепловик» является коммерческой организацией, не наделенной правом собственности на имущество.
Согласно п. 2.2. Устава предприятие осуществляет следующие виды деятельности: производство, передача и распределение пара и горячей воды ; забор, очистка и распределение воды, сбор и обработка сточных вод, сбор и обработка прочих отходов.
Определение принимаемых и транспортируемых веществ как отходов осуществляется на основании Федерального классификационного каталога отходов, утвержденного Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242. Блок 7 указанного ФККО определяет отходы при водоснабжении, водоотведении, деятельности по сбору, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, исключая воды, удаление которых производится путем их очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты.
В письме Минприроды России от 04.04.2017 N 12-47/9678 даны разъяснения, в соответствии с которыми, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем отведения в водные объекты после соответствующей очистки, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства; в случае, если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.
В соответствии с паспортом отходов I-IV классов опасности МУП «Тепловик» на административное здание разработан паспорт отходов IV класса опасности.
В соответствии со ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
По смыслу пунктов 1 и 2 статьи 49 ГК РФ нарушение юридическим лицом обязанности заниматься определенными видами деятельности только при наличии лицензии, влечет ограничение права осуществлять подлежащую лицензированию деятельность.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что требования прокурора в представлении о принятия мер по получению лицензии на транспортировку отходов IV класса опасности – отходов (осадков) из выгребных ям; разработке проекта нормативов образования отходов (отходов (осадков) из выгребных ям) и лимитов на их размещение в течение месяца со дня внесения представления, нельзя признать законными, оно влечет по существу понуждение к этой деятельности вопреки праву выбора юридического лица на занятие определенным видом деятельности или отказа от него.
Кроме того, в определенных законом случаях, осуществление юридическим лицом определенной деятельности без получения необходимой для ее осуществления лицензии (разрешения), влечет привлечение такого лица к административной ответственности.
Пунктом 4 статьи 10 Закона о прокуратуре предусмотрено, что прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, судья приходит к выводу об отсутствии в действиях МУП «Тепловик» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении МУП «Тепловик» по ст. 17. 7 КоАП РФ подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия Островского муниципального района «Тепловик» по ст. 17.7 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Островский районный суд в течение 10 суток со дня вручения (получения) копии постановления.
Судья- Сапогова Т.В.