ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/19 от 23.07.2019 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело 5-57/2019

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Светлогорск 23 июля 2019 года

Судья Светлогорского городского суда Калининградской области Аниськов М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица- МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа»,

У С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо- МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа», являясь организацией, на которую возложены функции по ремонту, содержанию в безопасном для движения состоянии муниципальной дороги- <Адрес>, входящей в реестр муниципальной собственности МО «Светлогорский городской округ», в нарушение ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.ст. 3, 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации», п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения ПДД РФ, п. 5.2.4, п. 5.2.7 ГОСТ Р.350597-2017, п. 5.2.18 ГОСТ Р.52289-2004 не обеспечило безопасность дорожного движения <Адрес>, выразившееся в наличии множественных дефектов в виде выбоин, размеры которых на отдельных участках превышают допустимые, отсутствии решеток дождеприемников, отсутствии технических средств организации дорожного движения, информирующих участников дорожного движения об опасном участке дороги, а также не принятии своевременных мер по ремонту дорожного полотна.

В судебное заседание представитель МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» ФИО1, действующий на основании доверенности, не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, представил документы, подтверждающие выполнение ремонтных работ на проезжей части <Адрес>.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении- старший государственный инспектор БДД ОГИБДД МО МВД России «Светлогорский» ФИО2, в судебном заседании пояснил, что при проверки состояния дороги в настоящее время установлено, что на ней ведутся ремонтные работы по приведению дорожного полотна в надлежащее состояние и установки дорожных знаков. Полагает возможным освободить юридическое лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В силу ст. 2.10 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст.12.34 КоАП РФ, несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

Как предусмотрено ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно частям 10 и 11 ст. 5 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района либо городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района или, соответственно, городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района либо городского округа может утверждаться органом местного самоуправления.

На основании ч. 1 ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Статьей 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Из информации, предоставленной администрацией Светлогорского городского округа следует, что содержание автомобильных дорог на территории муниципального образования предусмотрено в рамках мероприятий и бюджетных ассигнований муниципальной программой «Благоустройство территории» подпрограмма «Повышение безопасности дорожного движения» и ответственным исполнителем данной программы выступает МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа».

Из материалов дела следует, что проезжая часть <Адрес> не соответствует обязательным требованиям п. 5.2.4, п. 5.2.7 ГОСТ Р.350597-2017, п. 5.2.18 ГОСТ Р.52289-2004, поскольку имеет большое количество различных дефектов: отсутствие асфальтобетонного покрытия, грунтовое основание с большой «колейностью», по периметру проезжей части разбитый бетонный бордюр, отсутствие ливневой канализации, разбитые бетонные оголовники смотровых колодцев, отклонение крышек люков относительно уровня проезжей части более 2,0 см., отсутствие пешеходной части, насыщенность основания дороги почвенно-грунтовыми водами, многочисленные ямы, превышающие по длине 15 см, по ширине- 60 см и глубине- 5 см.

Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, и виновность МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» в его совершении, подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, а именно: протоколом об административно от 24 июня 2019 года, объяснениями представителя юридического лица, выпиской из реестра муниципального имущества, актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 17 мая 2019 года, в котором отражены недостатки дорожного покрытия <Адрес>, приложенной к нему фототаблицей на 9 листах.

Факт совершения административного правонарушения МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» фактически не оспаривается.

Вместе с тем, как усматривается из представленных документов, фактически еще до составления протокола об административном правонарушении МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» были приняты меры по организации ремонта проезжей части <Адрес>. В настоящее время осуществлены процедуры по определению объема работ по ремонту дороги, их стоимости, выбран подрядчик работ и, более того, значительная часть работ по ремонту дорожного покрытия уже выполнена, что подтверждается представленными документами и фотографиями. Окончание ремонтных работ планируется в июле 2019 года.

Более того, решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 17 июля 2018 года по делу № 2-309/2018 на администрацию муниципального образования «Светлогорский район» (в настоящее время Светлогорский городской округ) возложена обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт дорожного покрытия <Адрес>, расположенных в муниципальном образовании городское поселение «Город Светлогорск», в целях приведения дорожного покрытия в соответствие с условиями обеспечения безопасности дорожного движения и пригодности для эксплуатации.

Определением Светлогорского городского суда администрации МО «Светлогорский городской округ» предоставлена отсрочка исполнения решения суда до августа 2019 года.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 15 июля 1999 г. № 11-П, конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация публично-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причинённого ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обуславливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения. В развитие данной правовой позиции Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 27 мая 2008 г. № 8-П указал, что меры, устанавливаемые в уголовном законе в целях защиты конституционно значимых ценностей, должны определяться исходя из требования адекватности порождаемых ими последствий (в том числе для лица, в отношении которого они применяются) тому вреду, который причинён в результате преступного деяния, с тем чтобы обеспечивались соразмерность мер уголовного наказания совершённому преступлению, а также баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от преступных посягательств.

Приведённые правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации могут быть распространены и на административную ответственность.

В Постановлении от 14 февраля 2013 года № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации также признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинён в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа», судом не установлено.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Квалификация правонарушения в качестве малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производиться с учетом положений п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. В соответствии с ним малозначительным правонарушением является действие или бездействие хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Таким образом, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

По смыслу названных норм, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Учитывая установленные обстоятельства совершения административного правонарушения, то, что МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» действует в целях реализации полномочий органа местного самоуправления, суд считает установленным, что в течение короткого времени юридическим лицом были предприняты все зависящие от него меры по исполнению обязанности по ремонту и содержанию муниципальных дорог.

С учетом вышеизложенных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд считает, что совершенное МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» административное правонарушение может быть признано малозначительным, вследствие чего производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.10., 29.11. Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении по факту совершения МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, прекратить.

Освободить МКУ «Отдел жилищно-коммунального хозяйства Светлогорского городского округа» от административной ответственности, объявив представителю юридического лица устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья М.В. Аниськов