ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/19 от 28.03.2019 Зерноградского районного суда (Ростовская область)

№5-57/2019

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

ст. Кагальницкая 28 марта 2019 года

Судья Зерноградского районного суда Ростовской области Исаян Э.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – главного архитектора- заведующего сектором архитектуры Кагальницкого района Ростовской области ФИО1, <данные изъяты> ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, замещающий в период с 30.10.2015 по настоящее время, должность главного архитектора Кагальницкого района - заведующего сектором архитектуры, находясь по адресу: Ростовская область, Кагальницкий район, ст. Кагальницкая, ул. Калинина, 101, в ходе выполнения работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 Подрядчиками (ООО «ЛИК» и ООО «СМУ-32») нарушил обязательства по исполнению графика выполнения мероприятий по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 по адресу: п. Двурёчье, Кагальницкого района, Ростовской области и недостижения значения показателя результативности, предусмотренных подпунктами 4.3.3 и 4.3.4 пункта 4.3 Соглашения от 27.02.2017 № 22, нарушил условия предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, определенных пунктом 3.2 Соглашения от 27.02.2017 № 22, в следствии чего денежные средства в сумме 8061572,36 руб. не возвращены в областной бюджет из местного бюджета в срок до 29 января 2018 года.

В судебное заседание должностное лицо ФИО1 явился, вину признал, в содеянном раскаялся, пояснил, что им осуществлялся контроль по осуществлению реконструкции СОШ №7 и задержка в осуществлении работ произошла не по его вине, а по вине недобросовестных подрядчиков. В настоящее время реконструкция школы окончена и объект введен в эксплуатацию. Все денежные ассигнования оприходованы. Возврат денежных средств в областной бюджет не был осуществлен, так как планировалось их израсходовать по целевому назначению. Ходатайств не заявил.

Оценив представленные в материалах дела доказательства, по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (п. 1 ст. 136 БК РФ).

На основании п. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса (п. 3 ст. 139 БК РФ).

Распределение субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации между муниципальными образованиями устанавливается законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п. 4 ст. 139 БК РФ).

В силу п. 3 ст. 219 БК РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со ст. 306.8 БК РФ нарушение финансовым органом (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления (расходования) межбюджетного трансферта, и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

По смыслу приведенной нормы, субъектом ответственности за нарушение условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов является, наряду с главным распорядителем (распорядителем), получатель средств бюджета.

Частью 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В судебном заседании установлено, что между министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацией Кагальницкого района было заключено соглашение от 27.02.2017 № 22 о предоставлении из областного бюджета в 2017 году бюджету Кагальницкого района субсидии на реконструкцию объектов образования муниципальной собственности в рамках Подпрограммы «Развитие общего и дополнительного образования».

Согласно пунктам 1.1 и 2.5 Соглашения от 27.02.2017 № 22, а также Приложению № 1 к указанному соглашению, средства субсидии были предусмотрены на мероприятия по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 по адресу: п. Двуречье, Кагальницкого района, Ростовской области (далее - реконструкция МБОУ Калининской СОШ № 7).

Согласно пункту 3.2 Соглашения от 27.02.2017 № 22 к условиям предоставления субсидии был отнесен, в том числе возврат муниципальным образованием средств в областной бюджет, в случае, если допущены нарушения обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.3 и 4.3.4 пункта 4.3 Соглашения.

Согласно подпункту 4.3.3 пункта 4.3 Соглашения от 27.02.2017 № 22 к обязанностям Администрации Кагальницкого района было отнесено достижение значений показателей результативности использования субсидии, установленных приложением № 3, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения.

Согласно подпункту 4.3.4 пункта 4.3 Соглашения от 27.02.2017 № 22 к обязанностям Администрации Кагальницкого района было отнесено исполнение графика выполнения мероприятий по реконструкции объектов недвижимого имущества согласно приложению № 4, являющемуся неотъемлемой частью Соглашения.

Для реализации соглашения был заключен муниципальный контракт от 20.06.2016 № 1 с ОOO «ЛИК» (далее - Подрядчик) на выполнение работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, однако решением Арбитражного суда Ростовской области от 18.09.2017 по делу № А53-19707/17 муниципальный контракт от 20.06.2016 № 1, заключенный с ООО «ЛИК», расторгнут с 03.07.2017 по обоюдному согласию сторон.

В целях исполнения обязательств по Соглашению от 27.02.2017 № 22, а также с целью завершения работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ N 7 Отделом образования Кагальницкого района на основании результатов проведенного запроса предложений №0358300255217000009, был заключен муниципальный контракт от 13.09.2017 № 2 с ООО «CMУ-32» (далее - Подрядчик) на завершение работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7. Согласно пункту 3.1 заключенного контракта, сроки выполнения работ по реконструкции объекта - не позднее 31.03.2018, а сроки выполнения отдельных этапов работ по объекту определяются графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение № 2 к муниципальному контракту).

Администрацией Кагальницкого района для получения средств из областного бюджета на реконструкцию МБОУ Калининской СОШ № 7 в министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области направлены заявки о потребности в средствах субсидии от 07.03.2017 № 3, от 12.04.2017 № 5/2, от 14.04.2017 № 6, от 03.05.2017 № 7/1, от 08.08.2017 № 8, от 19.10.2017 № 1/1, от 09.11.2017 № 2/1, от 08.12.2017 № 3, от 13.12.2017 № 4, от 20.12.2017 № 5/1, от 25.12.2017 № 6/2.

Субсидия из областного бюджета на реконструкцию МБОУ Калининской СОШ №7 предоставлена министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Администрации Кагальницкого района в 2017 году в соответствии с Соглашением от 27.02.2017 № 22 в общей сумме 99 391 384,18 рублей, что подтверждается заявками на оплату расходов.

Согласно представленным в ходе проверки платежным поручениям оплата Подрядчикам за выполненные в 2017 году работы по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 произведена в общей сумме 105 027 742,98 рублей, в том числе: за счет полученной субсидии из областного бюджета в сумме 99 391 383,87 рублей; за счет средств местного бюджета в сумме 5 636 359,11 рублей.

Согласно актам о приемке выполненных работ формы № КС-2 и справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 по состоянию на 31.12.2017 общая стоимость работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, выполненных Подрядчиками в 2017 году, составила 105 027 742,98 рублей.

Вместе с тем, в ходе выполнения работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 Подрядчиками (ООО «ЛИК» и ООО «СМУ-32») были нарушены сроки выполнения работ, предусмотренные условиями муниципальных контрактов от 20.06.17 №1 и от 13.09.17 №2.

Так, в соответствии с пунктом 3.1 и подпунктом 4.1.1 пункта 4.1 муниципального контракта от 20.06.2017 № 1, а также графиком производства работ Приложение № 2 к муниципальному контракту), стоимость работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, выполненных ООО «ЛИК» за 1, 2 кварталы 2017 года, должна была составить 76 000,00 тыс. рублей. Однако, согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3 и актам о приемке выполненных работ формы № КС-2 на дату расторжения муниципального контракта - 03.07.2017 работы были выполнена на сумму 20 441,14 тыс. рублей. Отставание от графика составило 55 558,86 тыс. рублей или 73,1%.

В соответствии с пунктом 3.2 и подпунктом 5.1.1 пункта 5.1 муниципального контракта от 13.09.2017 № 2, а также графиком выполнения строительно- монтажных работ (Приложение № 2 к муниципальному контракту), стоимость работ по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, выполненных ООО «СМУ-32» в 2017 году должна была составить 122 822,18 тыс. рублей.

Вместе с тем, согласно справкам о стоимости выполненных работ и затрат формы № КС-3, актам о приемке выполненных работ формы № КС-2 в 2017 году работы были выполнены на сумму 84 586,60 рублей. Отставание от графика составило 38 235,58 тыс. рублей или 31,1%.

По состоянию на 31.12.2017 реконструкция МБОУ Калининской СОШ № 7 не завершена. Объект в эксплуатацию не введен.

Разрешение на ввод объекта «МБОУ Калининской СОШ № 7» в эксплуатацию после реконструкции выдано Администрацией Кагальницкого района 23.08.2018 (№ 61-RU 61514303-05-2018).

Согласно отчету о достижении значений показателей результативности использования субсидии, форма и периодичность предоставления которого установлена Приложением № 6 к Соглашению от 27.02.2017 № 22, подписанному главой Администрации Кагальницкого района ФИО2, фактическое значение показателя по состоянию на 01.01.2018 составляет 73,62 %.

Таким образом, показатель результативности использования субсидии при реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, предусмотренный графами 4 и 8 Приложения № 3 к Соглашению от 27.02.2017 № 22 - строительная готовность 100%, Администрацией Кагальницкого района в 2017 году не достигнут.

Таким образом, в судебном заседании установлены нарушения обязательств, принятых согласно подпунктам 4.3.3 и 4.3.4 пункта 4.3 Соглашения от №22: не обеспечения достижения значения показателя результативности использования субсидии при реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7, строительная готовность объекта в 2017 году – 100 %; не обеспечения исполнения графика выполнения мероприятий по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 в срок по 28.08.2017 и ввода объекта в эксплуатацию в сентябре 2017 года.

Согласно пунктам 15, 18 и 19 Положения о порядке расходования субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834, объем средств, подлежащий возврату из бюджета муниципального образования «Кагальницкий район» в областной бюджет, в связи с нарушением обязательств, предусмотренных подпунктами 4.3.3 и 4.3.4 пункта 4.3 Соглашения от № 22 составляет 8 061 572,36 рублей, в том числе за нарушение графика выполнения мероприятий по реконструкции МБОУ Калининской СОШ № 7 по адресу: п. Двуречье Кагальницкого района Ростовской области - 6 750 600,0 рублей, за недостижение показателей результативности использования субсидии - 1 310 972,36 рублей.

На основании распоряжения Главы администрации Кагальницкого района Ростовской области от 18.11.2016 № 210 и приложения к данному распоряжению, главный архитектор Кагальницкого района обеспечивает исполнение градостроительных решений по застройке и благоустройству территории, ведет вопросы реализации программ по строительству жилья, объектов соцкультбыта, инженерных сетей.

Таким образом, ответственным за нарушения сроков строительства и использования субсидий при реконструкции вышеуказанного объекта, в части не обеспечения исполнения графика выполнения мероприятий по реконструкции и ввода объекта в эксплуатацию является главный архитектор ФИО1.

Вместе с тем, согласно приказу Заместителя Губернатора Ростовской области № 120 от 02.12.2013 г. утвержден порядок возврата и взыскания в доход областного бюджета неиспользованных остатков межбюджетных трансферов, предоставленных в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансферов, имеющих целевое назначение.

В соответствии с пунктом 2 приложения №1 к вышеуказанному приказу, установлено, что возврату в областной бюджет из местных бюджетов в срок не позднее 29 января очередного финансового года подлежат неиспользованные по состоянию на 1 января очередного финансового года остатки целевых средств.

Таким образом, вменяемое должностному лицу административное правонарушение было совершено по истечению установленного порядка возврата денежных средств (29 января 2018 года), а именно 01 февраля 2018 года.

Согласно пункту 14 постановления Пленума ВС РФ № 5 от 24.03.2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Должностному лицу необходимо было возвратить бюджетные ассигнования в срок до 29 января 2018 года, соответственно должностным лицом не выполнена обязанность к установленному сроку, что свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся и срок привлечения к административной ответственности начинает течь по общему правилу, со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.

Положения части 3 статьи 4.5 КоАП не ставят разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимость от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывают, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Следовательно, в силу содержащейся в части 3 статьи 4.5 КоАП РФ специальной нормы, срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 КоАП РФ, составляет один год.

Обязанность по возврату бюджетных ассигнований в областной бюджет из местного бюджета должностным лицом должны была быть исполнена в срок не позднее 29 января очередного финансового года, то есть до 29.01.2018 г., срок давности начал течь с 01 февраля 2018 года и истек 01 февраля 2019 года.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Таким образом, производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица главного архитектора Кагальницкого района – заведующего сектором архитектуры ФИО1 по ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 24.5. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица главного архитектора Кагальницкого района – заведующего сектором архитектуры ФИО1 по ч. 3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Зерноградский районный суд Ростовской области в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Э.А. Исаян