Дело № 5-57/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Волжского городского суда Республики Марий Эл Глухова Ю.Р., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: Москва, ул.Академика Челомея, д.5А, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, о совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
Установил:
ДД.ММ.ГГГГ в Волжский городской суд Республики Марий Эл поступило дело об административном правонарушении в отношении Публичного акционерного общества «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы» (далее ПАО «ФСК ЕЭС») по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
По факту совершения указанного правонарушения старшим государственным инспектором Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, в связи с тем, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> по адресу: <адрес>, на ПС-220кВ «Волжская», при проведении внеплановой проверки, установлено, что ПАО «ФСК ЕЭС» нарушены требования в области электроэнергетики:
1.Отсутствует, в том числе на электрооборудование ячейки №25, III секции шин Закрытого распределительного устройства 10кВ (далее ЗРУ-10 кВ), утвержденная проектная документация на ПС-220кВ «Волжская», со всеми последующими изменениями, геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод, акты заложения фундаментов с разрезами шурфов, акты приемки скрытых работ, первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование, первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность; пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений, первичные акты индивидуального опробования и испытаний электрооборудования, акты государственной и рабочих приемочных комиссий, чем нарушен пункт 1.7.1 «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 19 июня 2003 года №229, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года, рег. №4799 (далее Правила).
2.Техническое освидетельствование электрооборудования ПС-220кВ «Волжская», в том числе электрооборудование ячейки №25, III секции шин Закрытого распределительного устройства 10кВ (далее ЗРУ-10 кВ) было проведено в сентябре 2011 года комиссией без привлечения специализированных организаций, чем нарушен пункт 1.5.2 Правил.
В рамках расследования несчастного случая со смертельным исходом с начальником подстанции ФИО2 не выполнено требование начальника Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 о необходимости проведения специализированной организацией технического освидетельствования ячейки №25 ЗТН-10 кВ в ЗРУ-10 кВ ПС -220 кВ «Волжская» до ввода её в эксплуатацию после происшедшего несчастного случая.
3. Между III и IV секциями Комплектного распределительного устройства 10 кВ (далее по тексту КРУ-10 кВ) в ЗРУ-10 кВ ПС-220 кВ «Волжская» на крышках с задней стороны межсекционных ячеек (в отличие от их фасадной стороны) на высоте около 0,5 м отсутствуют надписи с обозначением этих секций, чем нарушен п. 5.4.14 Правил, п. 1.5.2 «Типовой инструкции по эксплуатации и ремонту комплектных распределительных устройств 6-10 кВ (ТИ 34-70-025-84), утвержденной Главным техническим управлением по эксплуатации энергосистем Минэнерго СССР 30.12.1983, РД 34.20.506.
4. При текущих ремонтах шкафа КРУ-10 кВ ячейки №25 диспетчерское наименование. «ЗТН-10 кВ» 3 секции шин ЗРУ-10 кВ ПС-220 кВ «Волжская» (в том числе при текущем ремонте в 2015 году) не произведена и не оформлена документально проверка соосности и величины вхождения подвижных контактов в неподвижные, чем нарушен п. 5.4.30 Правил, п. 15.3 «Объем норм испытаний электрооборудования», утвержденных Департаментом науки и техники РАО «ЕЭС России» от 08.05.1997г., РД 34.45-51.300-97, Со 34.45-51.300-97, 6 издание с изменениями и дополнениями по состоянию на 01.03.2001г.
5. На ПС-220 кВ «Волжская» в том числе ячейка № 25 ЗТН-10 кВ в ЗРУ-10 кВ ПС - 220 кВ «Волжская» с дугогасящим реактором (ДГР), не произведены измерения емкостных токов, токов дугогасящих реакторов, токов замыкания на землю и напряжений смещения нейтрали в сети с компенсацией емкостного тока, чем нарушен п. 5.11.8 Правил.
В судебном заседании представители Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1, ФИО4, ФИО5, изложенное в протоколе об административном правонарушении поддержали. Дополнительно пояснили, что фактически протокол об административном правонарушении был составлен ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представители ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО6, ФИО7, участвующие на основании доверенностей, оспаривал законность и обоснованность административного протокола. Дополнительно пояснили, что не согласны с указанными нарушениями, по причинам:
- пункт первый, поскольку ПС-220кВ «Волжская» введена в эксплуатацию в 1978 году, до регистрации Правил Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года. ПАО «ФСК ЕЭС» ведутся подготовительные работы по реконструкции ПС-220кВ «Волжская» и оформлению проектной документации;
- пункт второй, поскольку имеется протокол-заключение по результатам технического освидетельствования электрооборудования ПС-220/110/10кВ «Волжская» от 30 сентября 2011 года, составленный специалистами ПАО «ФСК ЕЭС», которое имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и представителем Ростехнадзора;
- по пункту третьему недостатки устранены;
- по пункту четыре и пять недостатков не имеется, поскольку об этом имеются соответствующие документы.
Выслушав мнение лиц, участвующих деле изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно ст.9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо – и энергопотребляющих установок, тепловых, сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двадцати до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяносто суток.
На каждом энергообъекте должны быть следующие документы: геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод; акты заложения фундаментов с разрезами шурфов; акты приемки скрытых работ; первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование; первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность, пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений; первичные акты индивидуального опробования и испытаний оборудования и технологических трубопроводов. Комплект указанной выше документации должен храниться в техническом архиве энергообъекта (1.7.1 Правил).
Все технологические системы, оборудование, здания и сооружения, в том числе гидросооружения, входящие в состав энергообъекта, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию. Техническое освидетельствование технологических схем и электрооборудования проводится по истечении установленного нормативно-технической документацией срока службы, причем при проведении каждого освидетельствования в зависимости от состояния оборудования намечается срок проведения последующего освидетельствования. Теплотехнического - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами. Зданий и сооружений - в сроки в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, но не реже 1 раза в 5 лет. Техническое освидетельствование производится комиссией энергообъекта, возглавляемой техническим руководителем энергообъекта или его заместителем. В комиссию включаются руководители и специалисты структурных подразделений энергообъекта, представители служб энергосистемы, специалисты специализированных организаций и органов государственного контроля и надзора. Задачами технического освидетельствования являются оценка состояния, а также определение мер, необходимых для обеспечения установленного ресурса энергоустановки (п.1.5.2 Правил).
Электрооборудование распределительных устройств (РУ) всех видов и напряжений по номинальным данным должно удовлетворять условиям работы при номинальных режимах, коротких замыканиях, перенапряжениях и нормированных перегрузках. Персонал, обслуживающий РУ, должен располагать схемами и регламентом по допустимым режимам работы электрооборудования в нормальных и аварийных условиях. Распределительные устройства напряжением 330 кВ и выше должны быть оснащены средствами биологической защиты в виде стационарных, переносных или инвентарных экранов, а также средствами индивидуальной защиты. Персонал, обслуживающий РУ 330 кВ и выше, должен располагать картой распределения напряженности электрического поля на площадке ОРУ на уровне 1,8 м над поверхностью земли (п.5.4.14 Правил).
Испытания электрооборудования РУ должны проводиться в соответствии с объемом и нормами испытаний электрооборудования (п.5.4.30 Правил).
Компенсация емкостного тока замыкания на землю дугогасящими реакторами должна применяться при емкостных токах, превышающих следующие значения: Номинальное напряжение сети, кВ...6 10 15 - 20 35 и выше; Емкостный ток замыкания на землю, А.. . 30 20 15 10. В сетях собственных нужд 6 кВ блочных электростанций допускается режим работы с заземлением нейтрали сети через резистор. В цепях генераторного напряжения при обосновании соответствующими расчетами допускается режим работы с изолированной нейтралью. В сетях 6 - 35 кВ с ВЛ на железобетонных и металлических опорах должны использоваться дугогасящие реакторы при емкостном токе замыкания на землю более 10 А. Работа сетей 6 - 35 кВ без компенсации емкостного тока при его значениях, превышающих указанные выше, не допускается. Для компенсации емкостных токов замыкания на землю в сетях должны применяться заземляющие дугогасящие реакторы с ручным или автоматическим регулированием. Измерение емкостных токов, токов дугогасящих реакторов, токов замыкания на землю и напряжений смещения нейтрали в сетях с компенсацией емкостного тока должно производиться при вводе в эксплуатацию дугогасящих реакторов и значительных изменениях режимов сети, но не реже 1 раза в 6 лет (п.5.11.8 Правил).
Наличие указанных в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, выявленных нарушений ПАО «ФСК ЕЭС» в части: отсутствия утвержденной проектной документации со всеми последующими изменениями, геологические, гидрогеологические и другие данные о территории с результатами испытаний грунтов и анализа грунтовых вод, акты заложения фундаментов с разрезами шурфов, акты приемки скрытых работ, первичные акты об осадках зданий, сооружений и фундаментов под оборудование, первичные акты испытания устройств, обеспечивающих взрывобезопасность; пожаробезопасность, молниезащиту и противокоррозионную защиту сооружений, первичные акты индивидуального опробования и испытаний электрооборудования, акты государственной и рабочих приемочных комиссий; проведения технического освидетельствования сентябре 2011 года комиссией без привлечения специализированных организаций; отсутствия надписей с обозначением секций, подтверждено материалами дела: протоколом о временном запрете деятельности № от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, представители ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО6, ФИО7 не оспаривали сам факт отсутствия документации, проведения освидетельствования без привлечения сторонней специализированной организации, отсутствия надписей с обозначением секций, о чем указано в пунктах первом, втором и третьем административного протокола соответственно.
Доводы представителей ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО6, ФИО7 о том, что ПС-220кВ «Волжская» введена в эксплуатацию в 1978 году, до регистрации Правил Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2003 года. ПАО «ФСК ЕЭС» ведутся подготовительные работы по реконструкции ПС-220кВ «Волжская» и оформлению проектной документации, подлежат отклонению. Требования п.1.7.1 Правил не содержат каких-либо изъятий в применении в зависимости от года ввода в эксплуатацию энергообъектов. Наличие проектной документации на указанный энергообъект требовалось и ранее, в частности действовавшими ранее Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ), утвержденными Госэнергонадзором СССР 12 апреля 1969года, Правилами технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭ), утвержденными Главгосэнергонадзором СССР 21 декабря 1984 года, Правилами эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденными Минтопэнерго России 31 марта 1992 года, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей, утвержденными Министерством энергетики и электрификации СССР 20 февраля 1989 года, Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденными заместителем Минтопэнерго России 23 сентября 1996 года. Исходя из изложенного, поскольку ПС-220кВ «Волжская» была в свое время построена, то она должна иметь проект своего строительства.
Доводы представителей ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО6, ФИО7 о том, что имеется протокол-заключение по результатам технического освидетельствования электрооборудования от 30 сентября 2011 года, составленный специалистами ПАО «ФСК ЕЭС», которое имеет свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и представителем Ростехнадзора, также подлежат отклонению, поскольку под энергообъектом применительно к электросетевой компании понимается субъект электроэнергетики - юридическое лицо, оказывающее услуги по передаче электрической энергии. По смыслу п.1.5.2 Правил специализированной следует считать такую организацию, для которой рассматриваемый вид деятельности (в данном случае техническое освидетельствование электрооборудования) является основным. Таким образом, проведенным 30 сентября 2011 года технического освидетельствование электрооборудования на ПС-220кВ «Волжская» произведено, нарушается п.1.5.2 Правил.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о доказанности по делу факта совершения ПАО «ФСК ЕЭС» правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ.
Вместе с тем, прихожу к выводу, что нарушения по пунктам два в части, не выполнения требований начальника Марийского территориального отдела приволжского управления Ростехнадзора, пять и четыре административного протокола, следует исключить за недоказанностью.
В судебном заседании представители ПАО «ФСК ЕЭС» ФИО6, ФИО7 предоставили акт текущего ремонта секции шин 10кВ ЗРУ-10кВ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, акт текущего ремонта ЗТН-10кВ тип НТМИ 10-66УЗ яч. № 225 от ДД.ММ.ГГГГ, технологическую карту № Т-10-15, утвержденную ДД.ММ.ГГГГ, акт устранения заклинивания тележки ЗТН-10кВ НТМИ-10 яч № 25 от ДД.ММ.ГГГГ, многолетний график на 2016-2025 годы, распоряжение об установлении сроков ремонтов оборудования ПС от ДД.ММ.ГГГГ № 137 (л.д.202-205, 208-2015), которые указывают на то, что ПАО «ФСК ЕЭС» при текущих ремонтах шкафа КРУ10 кВ ячейки № 25, проведены и оформлены документально проверка соосности и величины вхождения подвижных контактов в неподвижные.
Кроме того, представителями ПАО «ФСК ЕЭС» был предоставлен протокол эксплуатационных испытаний № 226 (л.д.216), который указывает на то, что на ПС-220кВ «Волжская», в том числе на ячейки № 25 ЗТН-10 кВ в ЗРУ-10 кВ, произведены измерения емкостных токов, токов дугогасящих реакторов, токов замыкания на землю и напряжения смещения нейтрали в сети с компенсацией емкостного того.
Доводы административного органа о том, что ПАО «ФСК ЕЭС» не предоставили данные документы при составлении административного протокола, не обоснованны. Как следует, из пояснений представителей административного органа акт проверки ими не составлен, проверка продолжается. Акт будет составлен по ее завершению. Таким образом, предоставление указанных документов административному органу до окончания проверки ПАО «ФСК ЕЭС» не исключается.
Кроме того, по существу выявленных нарушений объяснения представителя ПАО «ФСК ЕЭС» при составлении административного протокола не получены. Доказательств об отказе от дачи объяснений по существу выявленных нарушений не представлено.
Требования РД 34.45-51.300-97 "Объемы и нормы испытания электрооборудования", утвержденные 08 мая 1997 года начальником Департамента науки и техники РАО "ЕЭС России", не относятся к правилам пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки, ответственность за нарушение которых установлена статьей 9.11. КоАП РФ.
Статьей 9.11 КоАП РФ также не предусмотрена ответственность за невыполнение требований начальника Марийского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО3 о необходимости проведения специализированной организацией технического освидетельствования ячейки №25 ЗТН-10 кВ в ЗРУ-10 кВ ПС -220 кВ «Волжская» до ввода её в эксплуатацию после происшедшего несчастного случая.
Обстоятельством смягчающим административную ответственность признается частично признание вины.
Обстоятельств отягчающих административную ответственность не установлено.
С учетом характера и объема выявленных нарушений, посягающих на общественную безопасность, судья считает необходимым назначить ПАО «ФСК ЕЭС» наказание в виде штрафа.
Руководствуясь ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья
Постановил:
Признать Публичное акционерное общество «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы», ОГРН <***>, ИНН <***>, адрес: Москва, ул.Академика Челомея, д.5А, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа 20000 (двадцать тысяч) рублей.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам – расчетный счет <***>, ИНН <***>, КПП 165501001, БИК 048860001, получатель УФК по Республике Марий Эл (Приволжское Управление Ростехнадзора), наименование Банка отделения – НБ Республики Марий Эл, назначение платежа (код) 498 116 410000 16000 140, ОКТМО 88701000, код ОКАТО 88401000000, УИН498Ш421700012119042016.
Согласно ч.1, ч.5 ст.32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Кроме того, должностное лицо федерального органа исполнительной власти, структурного подразделения или территориального органа, иного государственного органа, рассмотревших дело об административном правонарушении, либо уполномоченное лицо коллегиального органа, рассмотревшего дело об административном правонарушении, составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд республики Марий Эл в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Ю.Р.Глухова