ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-57/2017 от 27.02.2017 Калининского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 5-57/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ по делу об административном правонарушении

27 февраля 2017 года г. Челябинск

Судья Калининского районного суда г. Челябинска Лысаков А.И.,

при секретаре судебного заседания Подмаревой И.А.,

с участием защитников лица, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» - ФИО5, ФИО6,

представителей Уральского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору – ФИО3, ФИО4,

рассмотрев в помещении Калининского районного суда г. Челябинска, расположенного по адресу: (адрес), материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург»,

УСТАНОВИЛ:

(дата) начальником межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Определением руководителя Уральского управления Ростехнадзора от (дата) дело передано для рассмотрения судьей Тракторозаводского районного суда г. Челябинска по месту совершения административного правонарушения.

Определением Тракторозаводского районного суда г. Челябинска от (дата) протокол об административном правонарушении от (дата) в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ передан на рассмотрение по подведомственности в Калининский районный суд г. Челябинска.

Представители Уральского Управления Ростехнадзора ФИО3 т ФИО4 в судебном заседании просили привлечь к административной ответственности ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» по ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Защитники ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» ФИО5 и ФИО6 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ не признали, просили отказать в привлечении к административной ответственности в связи с отсутствием события административного правонарушения и прекратить производство по делу.

В обосновании доводов указали на то, что согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона РФ от (дата) №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", (далее - Закон), а также пункт 1 статьи 13 Закона не устанавливают требований о проведении экспертизы промышленной безопасности здания АГНКС, в связи с отсутствием сроков эксплуатации в проектной документации. Пункт 253 ФНИП "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива", на который ссылается Ростехнадзор, не применяется к объекту, в отношении которого вынесен протокол об административном правонарушении. Согласно пункту 2 ФНИП, автозаправочные станции подразделяются на АГЗС, АГНКС, КриоАЗС.

Пункт 253 ФНИП находится в разделе III «Специальные требования к эксплуатации АГЗС», и требований к АГНКС не содержит. Требования к АГНКС содержатся в разделе IV Правил «Специальные требования к эксплуатации АГНКС» и подобной нормы не содержат.

Понятия АГНКС и АГЗС содержатся в п.5.8, 5.9 СП 156.13130.2014 Свод правил «Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности», в соответствии с которыми автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств, а также сосудов аккумулятора газа ПАГЗ (МЭГК) КПГ. Автомобильная газозаправочная станция (АГЗС) - АЗС, технологическая система которой предназначена только для заправки баллонов топливной системы транспортных средств СУГ.

Кроме того, пункт 253 ФНИП "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива", утвержденных Приказом Ростехнадзора от (дата), на который ссылается Ростехнадзор, устанавливает, что по истечении срока эксплуатации зданий и сооружений, предусмотренных в проектной документации, они должны пройти обследование для установления возможности дальнейшей их эксплуатации, необходимости проведения реконструкции или прекращения эксплуатации.

Эта норма, как прямо следует из ее содержания, не может быть применена к Обществу, поскольку содержит обязанность по проведению обследования, а не экспертизы, и касается только случая истечения срока эксплуатации зданий и сооружений, что также говорит о ее неприменимости в рассматриваемом деле.

Кроме того, следует принять во внимание, что Общество в порядке, установленном законодательством РФ, регулярно проводит обследования.

Вместе с тем абзацем 7 пункта 7 указанных ФНИП установлено, что экспертиза зданий и сооружений на ОПО, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Согласно п.5 ФНИП основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.

При отсутствии требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям, требование о проведение экспертизы промышленной безопасности является незаконным.

В Федеральном законе от (дата)-Ф3 "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" такие требования промышленной безопасности отсутствуют.

Согласно ГОСТ 27751-2014. «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие Приказом Росстандарта от (дата)-ст с (дата), срок эксплуатации зданий составляет не менее 50 лет.

Более того, стандарт ассоциации РОСТЕХЭКСПЕРТИЗА СА-03-006-06 «Методические указания по проведению технического обслуживания, обследования, анализа промышленной безопасности производственных зданий и сооружений предприятия, эксплуатирующих взрывопожарные и химически опасные объекты», утвержденный (дата), рекомендованный Ростехнадзором письмом от (дата) № КЧ-50/1218, устанавливает нормативный срок службы зданий и сооружений (п. 2 Приложения 2) от 55 до 83 лет. Согласно стандарту, для слабоагрессивной среды эксплуатации срок службы установлен в 83 года, следовательно, на момент проверки здание экспертизе промышленной безопасности не подлежит.

Таким образом, до истечения 83-летнего срока эксплуатации зданий АГНКС, и при отсутствии специальных требований промышленной безопасности в Федеральном законе от (дата)-ФЭ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", Общество не обязано проводить экспертизу промышленной безопасности здания, в связи с чем, требования Ростехнадзора не основаны на законе.

Выслушав объяснения представителей административного органа, юридического лица, и изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ч.1 ст.9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение - административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из данной нормы права следует, что применительно к настоящему делу основанием для привлечения к административной ответственности является установление нарушений ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» правил промышленной безопасности на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Объектом правонарушения, предусмотренного ст.9.1 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере промышленности, строительстве, энергетике.

Объективную сторону образуют действия (бездействия) по применению правил промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.

Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от (дата) №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность (статья 3 указанного Закона).

Согласно статье 1 Федерального Закона №116-ФЗ под промышленной безопасностью опасных производственных объектов (далее – промышленная безопасность) понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, а под аварией понимается разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ.

В соответствии с ч.5 ст.7 Федерального Закона №116-ФЗ технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами.

В силу ч.4 ст.13 Федерального Закона №116-ФЗ заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

Согласно п.4 Порядка продления срока безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений на опасных производственных объектах, утв. Приказом Минприроды РФ от (дата) по достижении срока эксплуатации, установленного в технических регламентах, нормативной, проектной и эксплуатационной документации, стандартах, правилах безопасности, дальнейшая эксплуатация технического устройства, оборудования и сооружения без продления срока безопасной эксплуатации не допускается.

Если в документации отсутствует назначенный срок эксплуатации диагностируемых технических устройств, оборудования и сооружений, то принимается срок эксплуатации аналогичного технического устройства, оборудования и сооружения.

Материалами административного дела установлено, что Уральским управлением Ростехнадзора в период с 29 ноября по (дата) на основании распоряжения от (дата) № Св-6254-р проведена плановая выездная проверка соблюдения требований Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «Правил безопасности для опасных производственных объектов магистральных трубопроводов», утверждённых приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от (дата) ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» при эксплуатации следующих опасных производственных объектов Управления «Уралавтогаз» по месту фактического осуществления деятельности в Челябинской области: «Челябинск » (адрес).

В ходе проведения вышеуказанной проверки выявлены следующие нарушения, которые отражены в акте проверки от (дата) и предписании от (дата), а именно: не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности здания АГНС, находящегося на ОПО «Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция Управления «Уралавтогаз» per., эксплуатируемых на территории Челябинской области, введенных в эксплуатацию: - АГНКС «Челябинск » -(дата) г., в связи с отсутствием сроков эксплуатации в проектной документации (п.1 статьи 9, п.1 ст.13 Федерального закона от (дата) № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.253. ФНиП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных Приказом Ростехнадзора от (дата); п.7 «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных Приказом Ростехнадзора от (дата)).

В проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации здания АГНКС «Челябинск ».

Вменённое нарушение допущено на опасном производственном объекте , эксплуатируемым ООО "Газпром трансгаз Екатеринбург" (Управление «Уралавтогаз»), что подтверждается Свидетельством о регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре опасных производственных объектов от (дата).

В ходе проведения плановой выездной проверки установлено, что вышеуказанное опасный производственный объект не ликвидирован, не законсервирован, не приостановлен.

(дата) начальником межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург».

Так, ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» является юридическим лицом, в соответствии с Уставом целью деятельности предприятия является получение прибыли посредством осуществления коммерческой деятельности.

В судебном заседании установлено, что нарушение п.253. ФНиП «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных Приказом Ростехнадзора от (дата) вменён ошибочно, так как проверяемый объект относится к категории Автомобильных газонаполнительных компрессорных станций и указанная норма правил не регламентирует их деятельность и эксплуатацию.

Часть 1 ст.9 Федеральный закон от (дата) N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" устанавливает, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;

соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);

обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

Части 1 и 3 ст.13 Федеральный закон от (дата) №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предписывают, что экспертизе промышленной безопасности подлежат:

здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий.

Экспертиза промышленной безопасности проводится в порядке, установленном федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Согласно п.5 и 7 Приказа Ростехнадзора от (дата) N 538 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила проведения экспертизы промышленной безопасности" основанием проведения экспертизы являются положения нормативных правовых актов Российской Федерации в области промышленной безопасности, устанавливающих требования по проведению экспертизы и к объекту экспертизы.

Здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, подлежат экспертизе:

в случае истечения срока эксплуатации здания или сооружения, установленного проектной документацией;

в случае отсутствия проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации здания или сооружения.

после аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;

по истечении сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;

Экспертиза зданий и сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий, проводится при наличии соответствующих требований промышленной безопасности к таким зданиям и сооружениям.

Начальником межрегионального отдела по надзору за объектами магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора Уральского управления Ростехнадзора юридическому лицу вменено, что оно не провело экспертизу промышленной безопасности объекта АГНКС поскольку в проектной документации отсутствуют данные о сроке эксплуатации здания или сооружения.

Между тем представленная копия рабочего проекта АГНКС (адрес)(дата). не содержит 6 приложений к акту, являющихся его неотъемлемой частью. Это обстоятельство позволяет усомниться в выводе должностного лица об отсутствии данных о сроке эксплуатации здания или сооружения в проектной документации АГНКС.

Судья соглашается с доводом защитника ФИО6, что согласно ГОСТ 27751-2014. «Межгосударственный стандарт. Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», введенного в действие Приказом Росстандарта от (дата)-ст с (дата), срок эксплуатации зданий составляет не менее 50 лет, следовательно, на момент проверки срок безопасной эксплуатации здания АГНКС не истек и по этому основанию оно экспертизе промышленной безопасности не подлежало, а срок его эксплуатации должен быть определён не менее 50 лет.

В соответствии с разделом Требования к эксплуатации зданий и сооружений Приказа Ростехнадзора от (дата) N 559 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива" не предусмотрена экспертиза промышленной безопасности зданий в период их эксплуатации.

Таким образом, доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» нарушило требования промышленной безопасности и использовало опасный производственный объект без проведения экспертизы промышленной безопасности, в материалах дела отсутствуют.

При таких обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Екатеринбург» подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Екатеринбург» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Калининский районный суд г. Челябинска в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.

Судья А.И. Лысаков

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***