ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-584/20 от 13.10.2020 Интинского городского суда (Республика Коми)

11RS0003-01-2020-001548-32 Дело № 5-584/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Интинского городского суда Республики Коми Махнева Л.В., рассмотрев 13 октября 2020 года в открытом судебном заседании с участием представителей МКУ «УЖКХ» ФИО1, ФИО2 дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении юридического лица МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством»,

УСТАНОВИЛ:

10.09.2020 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте ФИО3 поставлен протокол № 11 СС 040083 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении МКУ «УЖКХ». В соответствии с указанным протоколом МКУ «УЖКХ», являясь лицом, ответственным за содержание улично-дорожной сети города Инта в безопасном для дорожного движения состоянии, на которое возложены обязанности по осуществлению функций технического надзора за ходом выполнения работ по муниципальному контракту № №__, не выполнило требования по обеспечению безопасности дорожного движения, а именно 18.08.2020 в 10:00 на проезжей части дороги заезд между домами 48, 50 ул. Куратова имеется выбоина, предельные размеры которой превышают ГОСТ (глубина 13,5 см, ширина 160 см, длина 230 см), заезд между домами 70, 74 ул. Куратова имеются выбоины, предельные размеры которых превышают ГОСТ (глубина 14 см, ширина 210 см, длина 230 см, глубина 7,5 см, ширина 180 см, длина 60 см), заезда к дому № 4 по ул. Чайковского (глубина 14,5 см, ширина 270 см, длина 310 см), заезд к дому № 4 по ул. Социалистической (глубина 9,5 см, ширина 160 см, длина 100 см, глубина 14 см, ширина 70 см, длина 120 см), что не соответствует требованиям п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 "Дороги и автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения".

Дело рассмотрено в отсутствие потерпевшего ФИО4, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения дела.

Представители МКУ «УЖКХ» в судебном заседании вину в указанном правонарушении не признали, пояснили, что МКУ «УЖКХ» осуществляет технических надзор за выполнением только тех работ, которые предусмотрены муниципальным контрактом. Конкретно в муниципальном контракте не указаны выбоины, которые подлежат ремонту, предусмотрен общий объем ямочного ремонта, который на 2020 г. составляет 600 кв.м. При весеннем осмотре дорог описываются все недостатки дорог, затем определяются приоритеты в ремонте. Сначала ремонтируются наиболее опасные участки дорог, а также дефекты, указанные в предписаниях ОГИБДД ОМВД России по г. Инте, прокуратуры, на наиболее интенсивных участках дорог, на школьных маршрутах. Остальные участки ремонтируются только в тех случаях, если останется финансирование. Участки дорог, указанные в протоколе об административном правонарушении, не были указаны в предписаниях об устранении нарушений. Выбоина на заезде между домами 48 и 5 по ул. Мира находится в пределах кадастровой территории МКД № 48, относится к компетенции управляющей организации. Разрушение на заезде между домами № 70 и 74 по ул. Куратова не является выбоиной, является перепадом между асфальтобетонным покрытием и железобетонной плитой, подлежит устранению бетонированием, однако такой вид ремонта муниципальным контрактом на 2020 год не предусмотрен. Дефекты дорожного полотна, перечисленные в протоколе, на настоящий момент устранены, однако не в рамках муниципального контракта, поскольку денежных средств в рамках контракта не хватило для устранения указанных дефектов, а в рамках социального партнерства, на основании устной договоренности руководства с подрядчиком о безвозмездной помощи.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Материалами дела подтверждается, что 18.08.2020 государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по г. Инте ФИО3 выявлены недостатки в содержании улично-дорожной сети, а именно на проезжей части дороги заезд между домами 48, 50 ул. Куратова имеется выбоина, предельные размеры которой превышают ГОСТ (глубина 13,5 см, ширина 160 см, длина 230 см), заезд между домами 70, 74 ул. Куратова имеются выбоины, предельные размеры которых превышают ГОСТ (глубина 14 см, ширина 210 см, длина 230 см, глубина 7,5 см, ширина 180 см, длина 60 см), заезда к дому № 4 по ул. Чайковского (глубина 14,5 см, ширина 270 см, длина 310 см), заезд к дому № 4 по ул. Социалистической (глубина 9,5 см, ширина 160 см, длина 100 см, глубина 14 см, ширина 70 см, длина 120 см). Составлен акт обследования улично-дорожной сети от 18.08.2020 № 79.

Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).

Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом РФ об административных правонарушениях или законом субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения. Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

В протоколе в качестве лица, ответственного за перечисленные нарушения, указано МКУ «УЖКХ».

Согласно статье 13 Федерального Закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.

Статьей 6 Федерального Закона от 10.12.1995 № 196 "О безопасности дорожного движения" установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения; полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Пунктом 5 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования городского округа "Инта", принятого Советом МОГО «Инта» 12.05.2007, установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрацией МО ГО «Инта» учреждено МКУ «Агентство по управлению муниципальным имуществом МО ГО «Инта», к основным видам деятельности которого, согласно пункту 2.3 Устава, относится содержание, ремонт, капитальный ремонт, реконструкция автомобильных дорог, улиц, проездов на территории МО ГО «Инта».

__.__.__ между Агентством и ООО «Востым» заключен муниципальный контракт № №__ на содержание и ремонт улично-дорожной сети на территории МО ГО "Инта". Срок выполнения работ в соответствии с 3.1 муниципального контракта установлен с 01.01.2020 по 31.12.2020. Согласно пункту 1.1. указанного муниципального контракта подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы «Содержание и ремонт улично-дорожной сети на территории МО ГО "Инта"» в соответствии с техническим заданием согласно приложению № 1, сметной документацией согласно приложению № 2.

Раздел 12 Технического задания к муниципальному контракту, которым предусмотрены работы по ремонту покрытия улиц и проездов, сформулирован следующим образом: «Для обеспечения качественного и эффективного проведения работ по летнему содержанию и ремонту дорог проводится весеннее обследование сети дорог с целью определения их текущего состояния и составление актов весеннего осмотра. На основании актов весеннего осмотра определяются конкретные адреса и объемы необходимых работ для проведения ямочного и текущего ремонтов дорожных покрытий автомобильных дорог, улиц, площадей и проездов. Пункты 64, 66 технического задания предусматривают снятие деформированных асфальтобетонных покрытий и ремонт асфальтобетонного покрытия холодным асфальтом на площади 600 кв.м.

Согласно п. 1.4 вышеназванного муниципального контракта контроль над работами осуществляется МКУ «УЖКХ» в соответствии с договором – поручением. МКУ «УЖКХ» производит ежемесячную приемку выполненных работ, осуществляет технический надзор, контроль за качеством работ, дает указания и распоряжения по надлежащему выполнению работ в части настоящего контракта. Разделом 6 муниципального контракта предусмотрено, что контроль качества, осуществляемый МКУ «УЖКХ», включает в себя: осуществление выездных проверок на место проведения работ и наблюдение за качеством работ с правом получения любой информации и ознакомления с документами, связанными с выполнением работ; контроль качества работ и материалов, соблюдения технологии производства работ, установленной действующими нормативными документами для данного вида работ, выдача подрядчику актов контроля качества с указанием нарушений технологий, правил производства работ, недостатков выполненных работ, а также сроков для их устранения.

23.12.2019 между Агентством и МКУ «УЖКХ» заключен договор на выполнение работ по осуществлению функций технического надзора за ходом выполнения работ по муниципальному контракту № №__ от __.__.__. Срок действия договора установлен до 31.12.2020.

Таким образом, Агентство возложило функции по надзору и контролю за надлежащим выполнением муниципального контракта на МКУ «УЖКХ».

Исходя из содержания муниципального контракта и договора на выполнение работ по осуществлению функций технического надзора за ходом выполнения работ по муниципальному контракту №__ от __.__.__ МКУ «УЖКХ» может нести ответственность за ненадлежащее состояние дорожного покрытия только в том случае, если: 1) ремонт конкретных участков дорожного покрытия был предусмотрен муниципальным контрактом №__ от __.__.__, 2) подрядчик по муниципальному контракту ненадлежащим образом выполнял обязанности по указанному контракту, 3) и при этом МКУ «УЖКХ» не осуществляло необходимый технический надзор за выполнением работ, не принимало адекватных мер как представитель муниципального заказчика к понуждению подрядчика к своевременному и качественному выполнению обязательств по муниципальному контракту.

Из муниципального контракта следует, что предметом контракта являлся, среди прочего, ямочный ремонт асфальтобетонного покрытия дорог в общем объеме 600 кв.м. При этом конкретные участки дорог, подлежащие ремонту, контрактом не установлены.

Документы, позволяющие установить, что именно участки дорог, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, являлись предметом муниципального контракта в части ямочного ремонта асфальтобетонного покрытия дорог, в материалы дела об административном правонарушении не представлены. При этом лицо, которое привлекается к административной ответственности, не должно доказывать свою невиновность. Обязанность доказывать вину указанного лица возлагается на должностное лицо, осуществляющее административное расследование и составившее протокол об административном правонарушении.

Из объяснений представителей МКУ «УЖКХ», а также представленных ими документов (таблицы ямочного ремонта, актов приемки выполненных работ по ремонту асфальтобетонного покрытия в рамках муниципального контракта от __.__.__) следует, что участки дорог, перечисленные в протоколе об административном правонарушении, не являлись предметом муниципального контракта, поскольку не вошли в 600 кв.м, предусмотренные контрактом.

Кроме того, муниципальным контрактом предусмотрен срок выполнения работ до 31.12.2020. Подрядчик не может быть признан ненадлежащим образом выполняющим работы по контракту, если срок выполнения работ по контракту еще не истек и не имеется оснований полагать, что работы выполняются им настолько медленно, что они определенно не будут окончены в срок, установленный контрактом.

В соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса РФ основанием для вмешательства в работу подрядчика со стороны заказчика является тот случай, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.

Ямочный ремонт должен осуществляться в летний период, что следует из технологии работ. Из представленных МКУ «УЖКХ» актов выполненных работ следует, что более 3/4 объема предусмотренного муниципальным контрактом ямочного ремонта было выполнено в июне – июле 2020 г. Дефекты дорожного полотна, указанные в протоколе об административном правонарушении, выявлены 18.08.2020, то есть еще до окончания летнего периода. Поэтому даже если бы спорные участки автомобильных дорог были предметом муниципального контракта, подрядчик по муниципальному контракту не мог бы считаться просрочившим исполнение своих обязательств. Из объема работ по ямочному ремонту, фактически выполненному на 18.08.2020, следует, что подрядчик своевременно приступил к выполнению работ и производил их разумные сроки. Соответственно, МКУ «УЖКХ» как лицо, осуществляющее технический надзор, также не могло бы считаться ненадлежащим образом выполняющим обязанности по техническому надзору, по состоянию на 18.08.2020 у МКУ «УЖКХ» оснований для предъявления к подрядчику каких-либо претензий в части сроков выполнения работ не имелось.

С учетом изложенного судья полагает, что в действиях МКУ «УЖКХ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, контроль за состоянием спорных участков автомобильных дорог не входил в обязанность МКУ «УЖКХ» в рамках муниципального контракта №__ от __.__.__ и договора на выполнение работ по осуществлению функций технического надзора за ходом выполнения работ по муниципальному контракту от __.__.__, сроки выполнения ремонтных работ по состоянию на 18.08.2020 подрядчиком нарушены не были.

Производство по делу подлежит прекращению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.9, 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении МКУ «Управление жилищно-коммунальным хозяйством» прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Интинский городской суд в течение 10 дней с момента получения копии постановления.

Судья Л.В. Махнева