ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-586/18 от 22.11.2018 Солнечногорского городского суда (Московская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ г. Солнечногорск Московской <адрес>

Судья Солнечногорского городского суда Московской области Кирсанов А.В., с участием:

представителя АО «Торговый Центр «Мегга Парк» по доверенности- ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении АО «Торговый Центр «Мегга Парк», юридический адрес: <адрес> (ИНН/КПП <данные изъяты>),-

У С Т А Н О В И Л:

Согласно протоколу об административном правонарушении , составленному ДД.ММ.ГГГГ главным специалистом отдела организации работ по сохранению и воссозданию объектов культурного наследия Управления государственной охраны объектов культурного наследия и их территорий ФИО3, на основании письма АО «Распорядительная дирекция Минкультуры России» от ДД.ММ.ГГГГ с фактами нарушения законодательства Российской Федерации в сфере сохранения объектов культурного наследия на объекте культурного наследия федерального значения, и на основании задания Главного Управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ на проведение внепланового мероприятия по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения, ДД.ММ.ГГГГ проведено внеплановое мероприятие по контролю за состоянием объекта культурного наследия федерального значения- Усадьба ФИО2, 1-я половина XVIII века (главный дом, флигель, парк с прудом, служебный корпус), расположенного по адресу <адрес> (далее- Объект), по результатам которого составлен Акт осмотра объекта культурного наследия, его территории и зон охраны от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Московской области заключено с АО «Торговый центр «Мегга Парк» охранное обязательство на Объект, которым требования по сохранению Объекта возложены на АО «Торговый центр «Мегга Парк». Перечень работ по сохранению Объекта отражен в приложениях к указанному охранному обязательству. В ходе проведенного ДД.ММ.ГГГГ осмотра установлено, что АО «Торговый центр «Мегга Парк» не выполнил указанные в приложении №, требования в уставленный срок, а именно: не выполнило научно- проектную документацию по реставрации; не провело государственную историко- культурную экспертизу проекта реставрации; не провело государственную экспертизу проектной документации (в случае проведения работ, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта), что является нарушением п.п. 1, п. 2 ст. 47.6 Федерального закона -Ф3 и в совокупности образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Начальник Главного управления культурного наследия Московской области ФИО4 при направлении протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и материалов дела в отношении АО «Торговый Центр «Мегга Парк», просила рассмотреть данное дело в отсутствии представителя Главного управления.

Представитель АО «Торговый Центр «Мегга Парк», в судебном заседании не признала вину в совершении административного правонарушения и пояснила, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, представила письменные возражения, доводы которого поддержала и пояснила, что считает протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении необоснованным, а производство по делу подлежащим прекращению за отсутствием состава вменяемого правонарушения в связи с тем, что на основании п. 6 ст. 45 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. В связи с чем, для выполнения работ, предусмотренных Договором аренды, АО «Торгоый Центр «Мегга Парк» заключило с АО «Сетевая компания «Энерготехника» ряд договоров подряда, в том числе договор на выполнение научно- технической работы и разработку проекта реставрации -КР-15 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.п. 10, 12 Заданий проектной и производственной организацией на проведение работ на Объекте является АО «<данные изъяты>» имеющее соответствующую Лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ и получившее от Министерства культуры Московской области Разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия -И от ДД.ММ.ГГГГ. В силу отсутствия лицензии и полномочий, предусмотренных п. 6 ст. 45 Федерального Закона № 73-ФЗ, АО «Торговый Центр «Мегга Парк» не имеет право проводить работы по сохранению объекта культурного наследия в том числе проектные, таким образом, АО «Торговый Центр «Мегга Парк» не может быть субъектом вменяемого правонарушения и привлечено к ответственности. Кроме того, доводы о невыполнении научно- проектной документации по реставрации и приспособлению Объекта и не проведении государственной экспертизы и историко- культурной экспертизы проекта реставрации Объекта в установленный срок в течение 2015- 2017 годов не соответствуют действительности, так как он был разработан АО «<данные изъяты>» в 2016 году, прошел историко- культурную экспертизу и получил положительное заключение экспертов, после чего был направлен на согласование в Главного управления культурного наследия Московской области ДД.ММ.ГГГГ письмом исх. , однако данный проект был направлен на доработку. Не согласившись с указанным решением, АО «Торговый Центр «Мегга Парк» обратилось в Главное управление культурного наследия Московской области с просьбой направить конкретные замечания по проекту, в ответ на это последнее приняло решение о направлении проекта на рассмотрение на Научно- методическом совете при Министерстве культуры. При этом, несмотря на многочисленные просьбы об оперативном рассмотрении проекта и необходимости его скорейшего согласования проект был направлен членам Научно- методического совета лишь в сентябре 2017 года. По итогам выездного совещания проектной организации- АО «<данные изъяты>» были даны новые установки для проектирования и конкретные замечания по проекту. Доработанная проектная документация была направлена в Главное управление культурного наследия Московской области на повторное рассмотрение ДД.ММ.ГГГГ, которое состоялось лишь ДД.ММ.ГГГГ, то есть уже после вынесения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время, проект полностью укомплектован и передается на историко- культурную экспертизу. В связи с чем, по мнению представителя АО «Торговый Центр «Мегга Парк» вина Общества в совершении вменяемого правонарушения отсутствует, так как Обществом были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требования Охранного обязательства. Также представитель АО «Торговый Центр «Мегга Парк» пояснила, что проведение указанной в протоколе государственной экспертизы проектной документации по объектам не требуется, так как решение о влиянии видов работ на конструктивную надежность и безопасность объекта культурного наследия принимает государственный заказчик (застройщик, технический заказчик) по представлению проектной организации, осуществляющей подготовку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, которая в соответствии с частью 5 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации несет ответственность за качество проектной документации. Данное положение разъясняется в Письме Министерства культуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ-ГП. Учитывая изложенное, организация- проектировщик, на основании проведенных исследований объектов, составила Акты о не влиянии, которые были также направлены в составе проектной документации в Главное управление культурного наследия Московской области в декабре 2016 года, таким образом проведение государственной строительной экспертизы не требуется, а подготовка проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется в соответствии с национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования», а работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению к современному использованию проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. Просила прекратить производство по делу об административном правонарушении, представив суду на обозрение подлинники приложений к возражениям.

Проверив материалы дела, изучив доводы письменных возражений, выслушав пояснения представителя АО «Торговый Центр «Мегга Парк», прихожу к следующему:

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых, настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации, предусмотрена административная ответственность, но данным лицом, не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от дата № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко- культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 указанной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно ч. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности. Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).

Часть 1 ст. 7.13 КоАП РФ не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, допустившие нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством культуры Московской области заключено Охранное обязательство на Объект культурного наследия федерального значения- «Усадьба ФИО2», расположенного по адресу: <адрес> с АО «Торговый Центр «Мегга Парк». ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» заключило договор -КР-15 на выполнение научно- технической работы, разработку проекта реставрации по Объекту с АО «<данные изъяты>», имеющим соответствующие лицензии, которое разработало научно- проектную документацию, согласовало ее с Министерством культуры Московской области и выполнило противоаварийные работы по Объекту. Согласно Заданий №, от ДД.ММ.ГГГГ на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, утвержденных АО «Торговый Центр «Мегга Парк» и согласованных с Министерством культуры Московской области, проектной и производственной организацией является АО «<данные изъяты>», имеющее соответствующую Лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, получившее от Министерства культуры Московской области все необходимые разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило на согласование научно- проектную документацию по Объекту культурного наследия, руководителю Главного управления культурного наследия Московской области ФИО4 Указанная научно- проектная документация включает в себя комплексные научные исследования, проект реставрации и приспособления и акт государственной историко-культурной экспертизы.

ДД.ММ.ГГГГ указанная документация была отклонена от согласования и возвращена на доработку с указанием на то, что решения по реставрации объекта культурного наследия, представленные в рамках проектной документации, получившей положительное заключение государственной историко- культурной экспертизы не подтверждены комплексными научными исследованиями и не соответствуют предмету охраны, утвержденному распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области от ДД.ММ.ГГГГ, а также представленная на рассмотрение научно- проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия и акты государственной историко- культурной экспертизы от 08 и ДД.ММ.ГГГГ не соответствуют требованиям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Положению о государственной историко- культурной экспертизе, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило в Главное управление культурного наследия Московской области обращение с просьбой предоставить конкретизированный перечень замечаний по каждому комплекту проектной документации. ДД.ММ.ГГГГ Главное управление культурного наследия Московской области в ответ на данное обращение, сообщило о том, что указанная документация будет рассмотрена на заседании Научно- методического совета по охране культурного наследия при Главном управлении культурного наследия Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило в Главное управление культурного наследия Московской области обращение с просьбой направить представленную ранее проектную документацию на рассмотрение Научно- методического совета Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило обращение в Главное управление культурного наследия Московской области с просьбой оказать содействие в ускорении согласования представленной ранее проектной документации и выдачи разрешения для возможности возобновления реставрационных работ на усадьбе в текущем строительном сезоне. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на данное обращение Главное управление культурного наследия Московской области, сообщило о том, что в предмет охраны рассматриваемого объекта включены в том числе композиционное решение и архитектурно- художественное оформление фасадов XIX века и пространственно-планировочная структура интерьеров зданий, а также проинформировало, что откорректированная проектная документация подлежит повторной государственной историко- культурной экспертизе и согласованию в установленном порядке с Главным управлением культурного наследия Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило в Главное управление культурного наследия Московской области концептуальные решения проектировщика АО «Сетевая компания «Энерготехника» по фасаду главного дома, флигеля и служебного корпуса с учетом позиций, изложенных в письме от ДД.ММ.ГГГГ для дальнейшего обсуждения с членами Научно- методического совета и обеспечения его скорейшего проведения.

ДД.ММ.ГГГГ Главное управление культурного наследия Московской области направило в адрес АО «Торговый Центр «Мегга Парк» уведомление о направлении проектной документации в Департамент государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации для рассмотрения на Федеральном научно-методическом совете по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство культуры Российской Федерации направило АО «Торговый Центр «Мегга Парк» уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ заседания секции памятников архитектуры Научно- методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации по рассмотрению проектной документации по проведению работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения- Усадьба ФИО2, 1-я половина XVIII века (главный дом, флигель, парк с прудом, служебный корпус), расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>. Указанное уведомление получено АО «Торговый Центр «Мегга Парк» ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ по итогам принятых решений выездного совещания рабочей группы Научно- методического совета Министерства культуры Российской Федерации, состоявшегося ДД.ММ.ГГГГ, АО «Торговый Центр «Мегга Парк» направило на рассмотрение Главного управления культурного наследия Московской области концептуальные решения по фасаду главного дома, флигеля и служебного корпуса Усадьбы ФИО2 (Усадьба «Болдино»), и материалы научно- исследовательских изысканий, учитывающие представленные рекомендации.

ДД.ММ.ГГГГ на заседании секции памятников архитектуры Научно-методического совета по культурному наследию при Министерстве культуры Российской Федерации по рассмотрению проектной документации по проведению работ по сохранению названного объекта культурного наследия федерального значения вынесено решение, согласно которому:

-отмечена необходимость скорейшего проведения консервационных работ на объектах усадьбы Болдино для выведения их из аварийного состояния, в том числе устройства временных кровель, чтобы прекратить переувлажнение конструкций, ведущее к их разрушению;

-представленные предпроектные предложения могут быть приняты за основу для дальнейшей разработки проектной документации, с учетом сделанных при обсуждении замечаний; для воссоздаваемых архитектурных элементов необходимо привести натурные обоснования либо аналоги. Одобрена методическая направленность концепции на сохранение разновременных наслоений;

-отмечен большой объем работы по корректировке проектной документации, выполненный авторским коллективом, и необходимость обеспечения научного руководства и консультаций специалистов, имеющих опыт работы по сложным усадебным комплексам Московской области, в том числе и по реставрации парков.

Таким образом, указанные факты свидетельствуют о том, что в период с 2015 года по настоящее время АО «Торговый Центр «Мегга Парк» активно проводит работы, направленные на разработку и согласование проекта реставрации Объекта, в соответствии с которым в дальнейшем будут проводиться реставрационные работы на Объекте. АО «Торговый Центр «Мегга Парк» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требования Охранного обязательства, а отступление от сроков выполнения отдельных этапов работ, указанных в Охранном обязательстве обусловлено сложностью определения историко- архитектурной концепции Объекта и необходимостью общественного и научного обсуждения проекта, а также длительностью сроков рассмотрения проектной документации в органах охраны.

При этом, согласно Заданий на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия, утвержденных АО «Торговый Центр «Мегга Парк» и согласованных с Министерством культуры Московской области, проектной и производственной организацией является АО «<данные изъяты>», имеющее соответствующую Лицензию № от ДД.ММ.ГГГГ, получившее от Министерства культуры Московской области Разрешения на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия.

Таким образом, анализ представленных суду договоров и согласованных с Министерством культуры Московской области заданий и разрешений на проведение работ по сохранению Объекта культурного наследия и фактические обстоятельства настоящего дела позволяют сделать вывод о том, что у АО «Торговый Центр «Мегга Парк» по объективным причинам не имелось возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, при этом Обществом были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению, связи с чем производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Торговый Центр «Мегга Парк» подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, судья,-

ПОСТАНОВИЛ:

Жалобу представителя АО «Торговый Центр «Мегга Парк» удовлетворить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Торговый Центр «Мегга Парк» по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течение 10 дней.

Судья А.В. Кирсанов