ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-587/2021 от 25.11.2021 Погарского районного суда (Брянская область)

Дело № 5-587/2021

УИД 32RS0022-01-2021-000973-47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

п.г.т. Погар 25 ноября 2021 года

Судья Погарского районного суда Брянской области Белозор С.Ф.,

с участием защитника юридического лица - акционерного общества «Погарская картофельная фабрика» - ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.15 ч.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

акционерного общества «Погарская картофельная фабрика», юридический адрес: <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 19 мая 2003 года), ранее не привлекавшегося к административной ответственности в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения проверки установлено, что АО «Погарская картофельная фабрика» направило в УВМ УМВД России по Брянской области (почтовым отправлением без описи вложения непронумерованное) уведомление о расторжении трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., с нарушением п.6 и п.8 порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 г. № 536, чем нарушило требования п.8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Ответственность за совершение данного правонарушения предусмотрена ч.3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании защитник АО «Погарская картофельная фабрика» ФИО1 вину общества в совершении вышеуказанного административного правонарушения признал полностью, пояснив при этом, что уведомление о расторжении трудового договора с иностранным гражданином было направлено уполномоченным работником общества в УВМ УМВД России по Брянской области почтовым отправлением без описи вложения и непронумерованное в нарушение п.6.и п.8 Порядка подачи уведомлений. В связи с тем, что правонарушение совершено обществом впервые, не повлекло вредных последствий, вреда здоровью и крупный ущерб, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, просил применить ст. 2.9 КоАП РФ и освободить общество от административной ответственности в связи с малозначительностью деяния, либо применить ст. 4.1.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде предупреждения.

Представитель Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Судья, выслушав защитника АО «Погарская картофельная фабрика», исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Пунктом 8 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.

Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Согласно пункту 6 Порядка подачи работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) (Приложение 9 к приказу МВД России от 30.07.2020 № 536), уведомления о заключении и прекращении трудового договора и приложение к ним, состоящие из двух и более листов, прошиваются и пронумеровываются, о чем на обороте последнего листа делается заверительная запись, которая должна содержать информацию о количестве подшитых листов, фамилию, инициалы и подпись лица, представляющего уведомления о заключении и прекращении трудового договора (уполномоченного от имени работодателя (заказчика работ, услуг) подписывать уведомление о трудоустройстве, либо уполномоченного от организации на подачу уведомления о трудоустройстве по доверенности).

Пунктом 8 указанного Порядка предусмотрено, что уведомления о заключении и прекращении трудового договора могут быть представлены на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган на региональном уровне, направлены заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и описью вложения либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая Единый портал. При направлении уведомлений о заключении и прекращении трудового договора в электронной форме используется усиленная квалифицированная электронная подпись.

Данные требования законодательства в сфере миграционного контроля иностранных граждан и лиц без гражданства АО «Погарская картофельная фабрика» должным образом выполнены не были.

Так из материалов дела следует, что приказом (распоряжением) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) -к от ДД.ММ.ГГГГ действие трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного АО «Погарская картофельная фабрика» с ФИО4, прекращено с 03 сентября 2021 года.

08 сентября 2021 года специалистом по кадровому делопроизводству АО «Погарская картофельная фабрика» ФИО3 в УМВ УМВД России по Брянской области через почтовое отделение связи заказным письмом без уведомления, без описи вложения было направлено уведомление о прекращении (расторжении) трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., которое было прошито, но не пронумеровано.

Тем самым АО «Погарская картофельная фабрика» нарушило требования п.6 и п.8 Порядка представления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, утвержденного приказом МВД России от 30.07.2020 г. № 536, устанавливающего последовательность действий при подаче работодателями или заказчиками работ (услуг) указанных уведомлений, а также требования п.8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Указанные фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании, а именно:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что АО «Погарская картофельная фабрика» уведомило территориальный орган УВМ УМВД России по Брянской области о расторжении трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО4 не должным образом, нарушив форму и порядок подачи указанного уведомления;

- рапортом начальника УМВ УМВД России по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что АО «Погарская картофельная фабрика» в территориальный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте РФ предоставлено уведомление о прекращении трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО4 с нарушением установленного срока и Порядка подачи уведомлений;

копией приказа (распоряжения) -К от ДД.ММ.ГГГГ о приеме ФИО4 на работу в АО «Погарская картофельная фабрика» с ДД.ММ.ГГГГ;

копией трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного АО «Погарская картофельная фабрика» с ФИО4, дополнительного соглашения к нему от ДД.ММ.ГГГГ;

копией приказа -к от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении действия трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ и увольнении ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ;

журналом регистрации приказов по личному составу АО «Погарская картофельная фабрика» за 2021 год, из записи в котором следует, что ФИО4 уволен с ДД.ММ.ГГГГ приказом -К на основании заявления об увольнении;

объяснением представителя АО «Погарская картофельная фабрика» по доверенности ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ и пояснением по факту допущения опечатки в уведомлении о расторжении трудового договора с иностранцем;

объяснением главного бухгалтера АО «Погарская картофельная фабрика» ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ;

приказами АО «Погарская картофельная фабрика» о назначении ответственных лиц за миграционный учет иностранных работников от ДД.ММ.ГГГГ-ОК, от ДД.ММ.ГГГГ-ОК, о переводе работника ФИО5 на другую работу -К от ДД.ММ.ГГГГ, об исполнении обязанностей временно отсутствующего работника от ДД.ММ.ГГГГ-ОК;

должностными инструкциями руководителя персонала, трудовых отношений и формирования кадрового резерва, специалиста по кадровому делопроизводству, утвержденными директором АО «Погарская картофельная фабрика»;

Уставом АО «Погарская картофельная фабрика» (новая редакция) за 2020 год;

выпиской из ЕГРЮЛ о государственной регистрации АО «Погарская картофельная фабрика» в качестве юридического лица и его постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.

Вышеприведенные доказательства судья находит допустимыми, относимыми и достоверными, соответствующими требованиям ст. 26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлено, что АО «Погарская картофельная фабрика» уведомило территориальный орган УВМ УМВД России по Брянской области о расторжении трудового договора с гражданином <данные изъяты>ФИО4 с нарушением порядка подачи уведомлений, чем были нарушены положения п. 8 ст. 13 Федерального закона № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ».

В соответствии с ч.1 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Оценив и проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, судья действия АО «Погарская картофельная фабрика», связанные с уведомлением территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином с нарушением порядка подачи уведомлений, в нарушение п. 8 ст. 13 ФЗ № 115 от 25.07.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в РФ», квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.

Рассматривая доводы представителя АО «Погарская картофельная фабрика» о применении положений ст.4.1.1 КоАП РФ и замене наказания на предупреждение, применения ст. 2.9 КоАП РФ, прихожу к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено некоммерческой организации, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст. 3.4 КоАП РФ).

Частью 1 ст. 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основания для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц, безопасности государства.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, относится к административным правонарушениям в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, что указывает на высокую степень общественной опасности правонарушения, затрагивающего интересы безопасности государства в данной сфере, в связи с чем оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, с учетом взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, при отсутствии совокупности всех обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ст.2.9 КоАП РФ не имеется.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, судья признает привлечение АО «Погарская картофельная фабрика» к административной ответственности в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории РФ впервые, признание вины, финансовое положение АО «Погарская картофельная фабрика».

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ об административных правонарушениях, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания АО «Погарская картофельная фабрика» судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и приходит к выводу, что назначение юридическому лицу административного наказания в виде административного штрафа в рамках санкции ч.3 ст.18.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, может повлечь избыточное ограничение прав физического лица и с учетом конкретных обстоятельств дела подлежит назначению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, до минимального размера, предусмотренного ч. 3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Погарская картофельная фабрика», юридический адрес: <...> (ИНН <***>, ОГРН <***>, зарегистрировано в качестве юридического лица 19 мая 2003 года) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание, с учетом ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей.

Оплату штрафа произвести по реквизитам: Получатель платежа: УФК по Брянской области, УМВД России по Брянской области, ИНН <***>, КПП 325701001, р/с <***>, наименование банка: ГРКЦ ГУ ЦБ по Брянской области, БИК 041501001, ОКТМО 15701000, наименование платежа: штрафы за нарушение законодательства, предусмотренные КоАП РФ, КБК 18811601181019000140, УИН 18891329990004703065.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в Брянский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Ф. Белозор