5-588/2017
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
<...> 28 декабря 2017 года
Судья Советского районного суда г.Томска Мацкевич Р.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающей и зарегистрированной:
установил:
В Советский районный суд города Томска прокурором Ленинского района горда Томска направлено Постановление Прокурора Ленинского района г.Томска от 03.10.2017 о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска ФИО1 по ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно данному Постановлению прокуратурой района проведена проверка доводов обращения Б. о нарушении Департаментом архитектуры и градостроительства администрации горда Томска (далее Департамент) градостроительного законодательства при выдаче разрешения на строительство торгового центра по . Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Департаментом выдано разрешение на строительство торгово-развлекательного центра на территории земельного участка, расположенного по адресу: (кадастровый №) Акционерному обществу «ТРЦ» на основании отмененного градостроительного плана земельного участка, регистрационный №. По результатам проведенной проверки начальнику Департамента 04.08.2017 ФИО1 внесено представление № 666ж-2013 об устранении нарушений градостроительного законодательства.
Указанное представление получено адресатом 11.08.2017. В установленный срок, то есть до 12.09.2017, требования прокурора Ленинского района г. Томска, указанные в представлении № 666ж-2013 от 04.08.2017, начальником Департамента ФИО1, а нарушение требований п. 1 ст. 24, п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17.09.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. 29.07.2017) исполнены не были.
Прокурор в судебном заседании считал необходимым привлечь начальника Департамента ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то обстоятельство, что должностным лицом в установленный срок не выполнены требование об устранении нарушений законодательства, выразившееся в непринятии мер по отмене разрешения на строительство, выданное на основании отмененного градостроительного плана земельного участка, регистрационный №. В соответствии с ч.5 ст.53 Устава г.Томска отмена муниципального правового акта, содержащего норму об отмене другого муниципального правового акта, не влечет возобновление действия муниципального правового акта, указанного в такой норме. На земельном участке находился объект культурного наследия, в связи с чем предусмотрены ограничения режима использования данного земельного участка. Процедура внесения изменений в ранее выданный градостроительный план земельного участка предусматривает возможность исправления ошибки в содержании градостроительного плана земельного участка путем отмены утвержденного градостроительного плана и подготовки и утверждения нового градостроительного плана. Площадь земельного участка 13487 кв.м по адресу: после его объединения из 12 отдельных земельных участков в соответствии с выданным департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска разрешением на строительство № 70-301000-406-2016 от 22.12.2016 не соответствует площади относительно подготовленного градостроительного плана земельного участка № и составляет 1,35 га.
Защитники лица, привлекаемого к административной ответственности высказали возражения в отношении обстоятельств, изложенных в протоколе по делу об административном правонарушении, и указали на то, что начальник департамента архитектуры и градостроительства не является лицом, уполномоченным на отмену ранее выданного разрешения и выдачу разрешений на строительство объектов капитального строительства, а также на обеспечение подготовки и выдачи нового градостроительного плана. Ответственность наступает за умышленное невыполнение законных требований прокурора, законность требований, изложенных в представлении в настоящее время оспаривается в Арбитражном суде, неисполнение не носит умышленного характера, поскольку основано на системном толковании норм права должностным лицом.
Заслушав представителей прокуратуры Ленинского района г.Томска, защитников лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные доказательства, прихожу к выводу об отсутствии в бездействии начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по следующим основаниям.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов.
В соответствии со ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из представления об устранении нарушений градостроительного законодательства от 04.08.2017 № 666ж-2013 прокуратурой Ленинского района г.Томска проведена проверка соблюдения требований градостроительного законодательства в отношении объектов, расположенных на поднадзорной территории, в ходе которой установлено, что МБУ «Архитектурно-планировочное управление» на основании заявления ЗАО «ТРЦ» (в настоящее время АО «ТРЦ») от 13.08.2012 подготовлен ГПЗУ по , который утверждён приказом № 655 Департамента архитектуры и градостроительства администрации горда Томска. Однако, законодательством не предусмотрена возможность строительства одного объекта капитального строительства на нескольких земельных участках, такие участки должны быть объединены, но до проектирования или подготовки ГПЗУ. В связи с чем Приказ № 655 был отменен, земельные участки объединены, после чего АО «ТРЦ» обратилось в администрацию г.Томска, которой издано постановление от 02.12.2016 № 1284-з, которым отменен приказ Департамента архитектуры и градостроительства от 31.07.2014 № 631, отменивший приказ № 655 от 07.09.2012, указанное действие не повлекло утверждение подготовленного в отношении нескольких земельных участков градостроительного плана с №. В соответствии с ч.5 ст.53 Устава г.Томска отмена муниципального правового акта, содержащего норму об отмене другого муниципального правового акта, не влечет возобновление действия муниципального правового акта, указанного в такой норме.
Пунктом 10 Положения о порядке подготовки, утверждения, выдачи и отмены градостроительных планов земельных участков, утвержденного постановлением администрации города Томска от 12.09.2014 № 905 установлено, что ошибка, допущенная в содержании градостроительного плана земельного участка при его подготовке и утверждении, устраняется путем отмены утвержденного градостроительного плана земельного участка и подготовки и утверждения нового градостроительного плана.
Названным представлением прокурор Ленинского района требует от должностного лица: безотлагательно рассмотреть данное представление, принять меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, и недопущению впредь, о времени и месте рассмотрения представления уведомить прокурора, рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц, о результатах принятых мер в письменном виде сообщить прокурору в месячный срок со дня получения представления.
Административным органом – прокуратурой Ленинского района г.Томска и защитниками должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, не оспаривается факт получения указанного представления 11.08.2017, следовательно, сроком исполнения следует считать срок к 12.09.2017.
12.09.2017 начальником Департамента архитектуры и градостроительства администрации горда Томска в адрес прокурора Ленинского района г.Томска и прокуратуры г.Томска направлено сообщение о результатах рассмотрения представления прокуратуры Ленинского района г.Томска от 04.08.2017 с указанием о необоснованности требования прокурора.
Анализируя содержание указанного выше представления, следует придти к выводу о том, что нарушение законодательства должно быть устранено путем отмены выданного разрешения на строительство, как выданного на основании недействующего, отмененного градостроительного плана земельного участка. Именно на данное нарушение закона указано в представлении прокурора, и в этой части должно быть устранено нарушение закона.
Выводы прокурора в указанной части являются основанными на неверном толковании норм права, в связи с чем нельзя признать неисполнение в этой части представления неисполнением законного требования прокурора вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.
Решением Советского районного суда г.Томска от 27.04.2017 по административному иску А. к Департаменту архитектуры и градостроительства администрации г.Томска было рассмотрено требование о признании незаконным разрешения № 70-301000-406-2016Л от 22.12.2016 на строительство объекта недвижимости на земельном участке с кадастровым №, расположенном по адресу: , выданного АО «ТРЦ», в удовлетворении данного требования было отказано в связи со следующим.
Градостроительный план земельного участка по адресу: , регистрационный № был утвержден Приказом Департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томска № 655 от 07.09.2012. В последующем на основании представления прокуратуры г. Томска от 21.07.2014 градостроительный план земельного участка регистрационный № был отменен в связи с тем, что земельный участок площадью 13487 кв.м. отдельным объектом не является, поскольку он не сформирован в установленном законодательством порядке и включает в себя несколько земельных участков. На данное обстоятельство было указано в письме Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска от 26.09.2014 №01-01-19/9592.
В последующем решением собственников земельных участков от 12.10.2016 двенадцать земельных участков были объединены в один земельный участок, было согласовано распределение долей в праве общей долевой собственности на образованный земельный участок. При этом площадь и границы образованного земельного участка, расположенного по адресу: , с кадастровым номером 70:21:0100057:2353, совпадают с общей площадью и внешними границами земельных участков, вошедших в состав вновь сформированного земельного участка.
В результате объединения земельных участков и образования единого земельного участка, основания для отмены приказа Департамента № 655 от 07.09.2012 об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: , регистрационный № были устранены.
После обращения АО «ТРЦ» письмом от 12.10.2016 № 400-10.2016 в Департамент архитектуры и градостроительства администрации г. Томска с просьбой отменить приказ Департамента № 631 от 31.07.2014 об отмене приказа № 655 от 07.09.2012. было принято Постановление от 02.12.2016 № 1284-з «Об отмене приказа департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска № 631 от 31.07.2014», которым был отменен приказ Департамента № 631 от 31.07.2014 «Об отмене приказа № 655 от 07.09.2012 об утверждении градостроительного плана земельного участка по адресу: , регистрационный №.
То есть, основанием отмены акта явилось фактическое устранение ошибки.
Положения п. 2 ч. 7 ст. 51 ГрК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ (предусматривающие, что градостроительный план земельного участка должен быть выдан не ранее, чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство) в данном случае применению не подлежат, поскольку распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2017.
Согласно ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.2.4 Должностной инструкции начальник Департамента архитектуры и градостроительства обеспечивает в рамках компетенции департамента решение вопросов о выдаче разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, таким образом, указанное должностное лицо не выдает разрешение на строительство, а лишь обеспечивает решение вопроса о выдаче такого разрешения. В силу п.4.2.14 Должностной инструкции председателя комитета строительного надзора председатель комитета уполномочен на выдачу разрешения на строительство.
В соответствии с п.2.2 Регламента предоставления муниципальной услуги, утвержденного Постановлением администрации Города Томска от 19.06.2012 N 670 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги "Подготовка и выдача разрешений на строительство, продление срока действия разрешений на строительство, внесение изменений в разрешения на строительство при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением объектов индивидуального жилищного строительства)" муниципальная услуга предоставляется администрацией Города Томска в лице ДАиГ, непосредственное предоставление муниципальной услуги осуществляет комитет строительного контроля ДАиГ, согласно п.3.4.2 данного Регламента подписание разрешения на строительство с внесенной записью о его продлении или письма об отказе в продлении разрешения на строительство председателем комитета осуществляется в день передачи соответствующих документов на подпись. Регистрация разрешения на строительство с внесенной записью о его продлении или письма об отказе в продлении разрешения на строительство осуществляется в установленном порядке в день его подписания председателем комитета.
В соответствии с ч.5 ст.57.3 ГрК РФ новый градостроительный план земельного участка может быть подготовлен и выдан только на основании соответствующего заявления заинтересованного лица, каковым является правообладатель земельного участка. Должностное лицо компетенцией в части понуждения АО «ТРЦ» обратиться с таким заявлением не обладает. Деятельность по подготовке, регистрации и (или) выдаче градостроительных планов земельных участков, в соответствии с п.2.3 Устава муниципального бюджетного учреждения «Архитектурно-планировочное управление» осуществляет не департамент архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, а указанное учреждение, которое возглавляется директором.
Следовательно, в указанной части представление адресовано не уполномоченному должностному лицу.
В представлении прокурора об устранении нарушений законодательства в качестве такого нарушения не указывалось на нарушение норм в области охраны объектов культурного наследия, в связи с чем, в определении о возбуждении дела об административном правонарушении необоснованно указано на то обстоятельство, что начальником департамента архитектуры и градостроительства не исполнено представление в части такого нарушения.
Вместе с тем, согласно п.1 и абз.2 п.2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Охранная зона - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия. Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Согласно п.«д» подп.45 п. 11 Положения о Департаменте по культуре и туризму Томской области, утвержденного постановлением Губернатора Томской области от 14.11.2012 №158, в редакции, действовавшей до 01.07.2015, для реализации возложенных на него целей и задач Департамент, в том числе, согласовывал землеустроительную документацию, проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ и проектов проведения указанных работ в границах территорий объектов культурного наследия федерального, регионального значения и выявленных объектов культурного наследия и границах зон их охраны.
В настоящее время на основании постановления Губернатора Томской области от 14.08.2015 №83 «Об утверждении Положения о Комитете по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области» функции сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия возложены на Комитет по охране объектов культурного наследия Администрации Томской области.
В соответствии с постановлением Администрации Томской области от 14.06.2012 №226а «Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории города Томска, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон охраны» зона ЗРФ 3-6 представляет собой исторические территории, сохранившие отдельные характеристики традиционной пространственно-планировочной организации, застройка которых характеризуется средней и низкой степенью сохранности исторической структуры, обусловленной в том числе наличием дисгармоничных объектов. Восстановление исторической (градостроительной) среды. Капитальный ремонт и реконструкция (в том числе дисгармоничных) объектов градостроительной среды или их замена в случае неудовлетворительного технического состояния без изменения их планировочных и высотных габаритов, а также новое строительство в зонах возможного вмешательства в заданных параметрах, сохранение исторических границ владений, линий застройки улиц и функционального содержания.
Таким образом, в зоне ЗРФ 3-6 разрешено новое строительство в зонах возможного вмешательства в заданных параметрах. При этом установлены требования и ограничения к новым объектам капитального строительства: формирование исторической линии застройки и внутриквартального пространства; предельная высота застройки до карниза - не более 15,0 м, предельная высота застройки до конька - не более 18,0 м, предельная высота внутриквартальной застройки определяется по результатам геометрического визуально-ландшафтного построения; применение традиционного материала (дерево, кирпич); цветовое решение традиционное или нейтральное по отношению к историко-культурной среде; принцип формирования объемно-планировочной структуры объекта должен соответствовать окружающей исторической застройке в части масштаба, применяемых пропорций здания, его частей, элементов и уровня детализации.
Кроме того, распоряжением администрации Томской области от 18.09.2012 №826а в перечень выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории города Томска, в отношении которых принимается решение о включении в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объектов культурного наследия регионального значения, включен «Дом жилой» конец XIX - начало ХХ века, расположенный по адресу: .
Приказом Министерства культуры Российской Федерации от 13.11.2015 №16518-р зарегистрирован объект культурного наследия регионального значения «Дом жилой» конец XIX - начало ХХ века по указанному адресу в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, ему присвоен регистрационный №
.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Томского областного суда от 18.04.2017 и решением Ленинского районного суда г.Томска от 28.07.2016 установлено, что согласно акту обследования – заключению кадастрового инженера от 16.08.2013 здание (жилой дом), расположенное по адресу: , на земельном участке по данному адресу отсутствует. Кадастровым паспортом указанного здания подтверждается снятие объекта недвижимости –с кадастрового учета 20.08.2013.
При этом сведения о праве собственности ЗАО «ТРЦ» на земельный участок по адресу: внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним лишь 20.09.2013 на основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 30.08.2013, то есть уже после прекращения существования расположенного на данном земельном участке объекта культурного наследия регионального значения.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» воссоздание утраченного объекта культурного наследия осуществляется посредством его реставрации в исключительных случаях при особой исторической, архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической или иной значимости указанного объекта и при наличии достаточных научных данных, необходимых для его воссоздания. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств федерального бюджета принимается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, основанному на заключении историко-культурной экспертизы и согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом данного субъекта Российской Федерации, с учетом общественного мнения, а также в случае воссоздания памятника или ансамбля религиозного назначения с учетом мнения религиозных организаций. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации принимается в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации. Решение о воссоздании утраченного объекта культурного наследия за счет средств бюджета муниципального образования принимается в соответствии с муниципальным правовым актом муниципального образования, на территории которого находился такой объект культурного наследия.
Сведений о принятии такого решения не имеется.
Довод о том, что площадь земельного участка 13487 кв.м по адресу: после его объединения из 12 отдельных земельных участков в соответствии с выданным департаментом архитектуры и градостроительства администрации города Томска разрешением на строительство № 70-301000-406-2016 от 22.12.2016 не соответствует площади относительно подготовленного градостроительного плана земельного участка № и составляет 1,35 га как основание установления ошибки не может быть принят, поскольку 1,35 га соответствует 13487 кв.м.
Совокупность изложенных обстоятельств не дает оснований для установления факта бездействия начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска по результатам рассмотрения представления прокурора Ленинского района города Томска и не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11, 30.1-30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении начальника Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Томска ФИО1 прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья:подпись
Постановление не вступило в законную силу. Опубликовать 09.01.2018. Судья Р.Н. Мацкевич