ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-589/18 от 24.07.2018 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5т – 589/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

<адрес> 24 июля 2018 года

Судья Выборгского городского суда <адрес> Петров Р.Ю.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ, в отношении автомобильного перевозчика – SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» (Rezeknes raj., Griskanu pag., Smuskovas sadza, Latvija R.Nr. LV 42403006136 / Латвийская Республика (далее – Латвия), Резекненский р-н, Гришканский уезд, дер. Смушково, Номер НДС LV 42403006136, дата регистрации юридического лица 10.10.1995),

УСТАНОВИЛ:

автомобильный перевозчик SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» сообщил таможенному органу недостоверные сведения о наименовании товара, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения).

Дата около 10 часов 44 минут на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее – ЕЭАС, Союза), таможенного поста многостороннего автомобильного пункта пропуска (далее – т/п, МАПП) Торфяновка Выборгской таможни по адресу: <адрес>а, <адрес>, 200-й км автодороги «Скандинавия» М-10 (Е18), 50 км от <адрес>, из Финляндии прибыло грузовое транспортное средство (далее – т/с) рег. № с прицепом рег. № , следующее за пломбами отправителя №№ .

Водитель автомобильного перевозчика SIA «UNIK» / ООО «ЮниК», гражданин Латвийской Республики (далее - Латвии) Я.Д.Г. / Я.Д.Г.. (иностранный паспорт гр. Латвии Выдан полицией <адрес>Дата, код подразделения ; место жительства: <адрес>, <адрес>) в качестве уведомления о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза представил документы: товарно-транспортную накладную (CMR) от Дата, счет-фактуру (инвойс/ commercial invoice) от Дата, упаковочный лист от Дата.

Согласно транспортных и коммерческих документов (далее - ТСД) от отправителя «<данные изъяты>), для <данные изъяты>) в адрес получателя <данные изъяты>) перемещался сборный груз товаров (санитарный пластик, сантехника, керамическая плитка, ванна, санитарная керамика, зеркало, изделия из стекла, изделия из металла, мебель, металлические аксессуары для мебели, части мебели, лампы, части ламп, изделия из дерева, санитарные изделия из металла), в общем количестве 186 грузовых мест, общим весом брутто 10808,58 кг, место доставки – т/п <адрес> таможни.

Какие либо заявления от водителя до уведомления таможенного органа о прибытии на таможенную территорию таможенного союза, т.е. до подачи ТСД либо в момент предоставления ТСД, не предоставлялись. В товарно-транспортной накладной (CMR) № (CMR) от Дата отметки о принятии товара без проверки сведений о товаре отсутствуют.

В соответствии со ст.ст. 107, 115 ТК ТС т/с рег. , с товаром было направлено на осмотр с использованием инспекционно-досмотрового комплекса т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни. В результате проведенного с использованием инспекционно-досмотрового комплекса осмотра было установлено, что исходя из полученного рентгеновского изображения (по внешнему виду и степени поглощаемости рентгеновского излучения), перемещается товар не соответствующий по наименованию указанному в ТСД (акт таможенного осмотра , осмотр начат и закончен Дата).

Как следовало из докладной записки т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни от Дата при проведении таможенных операций в отношении ТД в 16 час. 20 мин. в отношении товаров, перевозимых на транспортном средстве рег. №№. № были выявлены признаки, предусматривающие проведение таможенного досмотра товара, перемещаемого в транспортном средстве. На основании изложенного, необходимо произвести таможенный досмотр с идентификацией товаров в объеме 100%.

В соответствии со ст. 116 ТК ТС т/с рег. № было направлено в ЗТК ОТД т/п МАПП Торфяновка для проведения таможенного досмотра товара в объеме 100% согласно: поручения на досмотр , акта направления в ЗТК ОТД от Дата.

При досмотре товаров, выгруженных из грузовых отделений т/с рег. был установлен товар в картонных коробках, деревянных коробах, уложенных друг на друга на деревянных паллетах. Внутри коробок находится товар. Наличие внешних повреждений товаров и их упаковки не обнаружено. Установлено, что помимо указанных в ТСД товаров перемещается не указанный в ТСД товар, а именно: ткань темно фиолетового цвета в рулоне на картонной бобине, упакованная в полимерную пленку, в количестве одного рулона, весом брутто 4,5 кг, маркировка на бумажном ярлыке, прикрепленном к рулону «CANTORI, TESSUTO, QTA 1.00». Количество грузовых мест товара не превышает указанное в ТСД. Общий фактический вес брутто товаров не превышает указанного в ТСД (акт таможенного досмотра , досмотр закончен Дата).

Должностным лицом т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни по результатам таможенного контроля, осуществляемого в местах перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, были непосредственно обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (далее – АП), выразившегося в сообщении автомобильным перевозчиком – SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), административная ответственность за которое предусмотрена по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Согласно примечанию 2 к ст. 16.1 КоАП России, для целей применения главы 16 КоАП России, под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Днем совершения АП является Дата время совершения 10 часов 44 минуты, днем обнаружения достаточных данных, указывающих на наличие события, АП является Дата, время обнаружения 19 часов 50 минут, местом совершения и местом обнаружения является т/п МАПП Торфяновка Выборгской таможни (по адресу: <адрес>а, <адрес>, 200-й км автодороги «Скандинавия» А-181 (Е18), 50 км от <адрес>).

С целью соблюдения ст. 28.7 КоАП РФ руководитель SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» был уведомлен о необходимости прибытия на т/п МАПП Торфяновка в связи с возбуждением дела об административном правонарушении.

Руководствуясь требованиями ст. 27.10 КоАП России, протоколом изъятия вещей и документов от Дата, в качестве предмета административного правонарушения был изъят товар - ткань темно фиолетового цвета в рулоне на картонной бобине, упакованная в полимерную пленку, в количестве одного рулона, весом брутто 4,5 кг, маркировка на бумажном ярлыке, прикрепленном к рулону «CANTORI, TESSUTO, QTA 1.00». Дата изъятый товар был размещен на ответственное хранение на складе ООО «Хранитель» (по адресу: <адрес>, пом 269, <адрес>). В качестве документальных доказательств были изъяты товаросопроводительные документы: товарно-транспортная накладная (CMR) от Дата, счет-фактура (инвойс/ commercial invoice) от Дата, упаковочный лист от Дата.

Событие АП также подтверждают следующие доказательства: талон контроля при въезде в РФ от Дата, весовая квитанция от Дата, товарно-транспортная накладная (CMR) от Дата, счет-фактура (инвойс/ commercial invoice) от Дата, упаковочный лист от Дата; акт таможенного осмотра (ИДК) с распечаткой рентгенограммы; копия докладной записки от Дата; поручение на досмотр ; акт таможенного досмотра , акт об изменении, удалении, уничтожении или замене средств идентификации от 05.12.20127, акты таможенного наблюдения №/, письмо грузополучателя ООО «Барк» от Дата, акт таможенного досмотра ; протокол изъятия вещей и документов отДата, акт приема-передачи и опись предметов от Дата, протокол опроса свидетеля водителя SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» гражданина Латвии Я.Д.Г. / Я.Д.Г.. (иностранный паспорт гр. Латвии выдан Дата, Резекненским паспортным столом) из которого следует, что водителем на международных перевозках и в SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» он работает 5 лет. В его обязанности входит перевозка товаров в тентованных т/<адрес> от руководителя SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» о контроле погрузки товаров он не получал. Погрузка товара производилась на таможенном складе в <адрес> (Литва) при погрузке он не присутствовал, так как водителей на погрузку не пускают. После погрузки автомашина и прицеп были опломбированы пломбами склада, затем он получил оформленные документы: товарно-транспортную накладную (CMR) от Дата, счет-фактуру (инвойс/ commercial invoice) от Дата, упаковочный лист от Дата, книжку МДП, проверив которые выехал на паром Палдиски – Ханко. В пункте пропуска Ваалимаа (Финляндия) финские таможенники закрыли перевозку по книжке МДП, далее в Россию он поехал по товарно-транспортной накладной (CMR). Дата прибыл на т/п МАПП Торфяновка, при подаче документов в таможню никаких заявлений не писал и устно не высказывал. После принятия уведомления о прибытии т/с направили на ИДК, а затем на полный досмотр (протокол опроса свидетеля от Дата).

В судебное заседание защитник лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, SIA «UNIK» / ООО «ЮниК», не явился, извещен надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела об административном правонарушении, приходит к выводу, что вина SIA «UNIK» / ООО «ЮниК», в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара, при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, путем предоставления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, доказана.

В соответствии с п. 1 ст. 158, пп. 1 п. 1 ст. 159 ТК ТС при прибытии товаров на таможенную территорию таможенного союза, перевозчик представляет следующие документы и сведения, при международной перевозке автомобильным транспортом: документы на транспортное средство, транспортные и имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, содержащие сведения, в том числе о количестве грузовых мест, об их маркировке и о видах упаковок товаров; наименование, весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах).

В соответствии с п. 2 ст. 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов, если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) данной статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. Он должен также обосновать все сделанные им оговорки, касающиеся внешнего состояния груза и его упаковки.

При этом, при принятии товаров к перевозке, водителем SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» не была сделана отметка в товаросопроводительной накладной о том, что товар был принят без проверки сведений о наименовании, количества грузовых мест и весе брутто, принятых к перевозке товаров, о чем и был бы непосредственно уведомлен таможенный орган, осуществивший регистрацию сообщения о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного Союза.

Принятие же перевозчиком на себя публичных обязательств перед лицом таможенного органа, в том числе и по правильному указанию наименования товаров в документах на них, прямо предусмотрено ТК ТС, а также ст. 194 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

Следует отметить, что в действующем законодательстве Литвы нет юридических ограничений, которые бы препятствовали представителям перевозчика проверять загружаемый товар.

Автомобильным перевозчиком SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» не было реализовано предоставленное ему право на осмотр товара с целью проверки достоверности имеющейся у него информации о грузе. Автомобильный перевозчик SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» фактически имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП России предусмотрена административная ответственность, не предприняло все зависящие меры для соблюдения требований таможенного законодательства. Автомобильный перевозчик SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» не действовал с той степенью заботливости и осмотрительности, с которой требовалось действовать в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей, в результате чего обществом было совершено АП, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

Также в действиях перевозчика товаров – SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» не усматривается должная степень заботливости и осмотрительности при осуществлении им деятельности в области международных дорожных перевозок с целью надлежащего соблюдения им правил и норм таможенного законодательства Таможенного союза.

Данное противоправное деяние выражается в нарушении порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Перевозчик обязан принять меры для обеспечения выполнения обязанностей, определенных ТК ТС, проявить для этого необходимую заботливость и осмотрительность, т.е. принять все зависящие от него меры по их соблюдению.

Перевозчиком не были в полной мере приняты меры по проверке сведений о товарах, указанных в ТСД, призванные обеспечить должное исполнение обязанностей предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Постановление Конституционного суда РФ № 7-П от 27.04.2001 говорит о том, что предоставленное субъекту таможенных правоотношений правомочие доказывать свою невиновность корреспондирует его возможности принимать меры по обеспечению выполнения контрагентами имеющихся перед ними обязательств, с тем, чтобы в свою очередь не утратить возможность для исполнения своих публично-правовых (таможенных) обязанностей, которое не должно обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в имущественных отношениях: на нем лежит забота о выборе контрагента и обеспечении выполнения последним принятых обязательств любыми законными способами, он отвечает за неисполнение публичных обязанностей, связанных, в том числе с действиями (бездействием) контрагентов. Это, однако, не исключает, что в дальнейшем имущественные права привлеченного к ответственности субъекта таможенных отношений могут быть восстановлены путем предъявления иска контрагенту, действия (бездействия) которого повлекли наложение взыскания.

Положения действующих международных договоров в области перевозок (КДПГ, МДП и др.) не содержат запретов, ограничений и препятствий для соблюдения перевозчиком правил и норм таможенного законодательства таможенного союза.

У транспортной компании SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» фактически имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 3 ст. 16.1 КоАП России предусмотрена административная ответственность, однако данная организация не приняла все зависящие от неё меры для соблюдения требований таможенного законодательства. Транспортная компания «SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» не действовала с той степенью заботливости и осмотрительности, с которой требовалось действовать в целях надлежащего исполнения своих публично-правовых обязанностей, в результате чего обществом было совершено АП, ответственность за которые предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП России.

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» даны следующие разъяснения: «Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых АП, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения…».

В п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП России» даны следующие разъяснения: «Малозначительным АП является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава АП, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно данных, полученных из КПС «Правоохрана» ФТС России SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, к административной ответственности за совершение АП в области таможенного дела по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России, в течение срока, предусмотренного ст. 4.6 КоАП России.

При данных обстоятельствах, учитывая характер совершенного административного правонарушения, существенную общественную опасность совершённого административного правонарушения, имущественное положение лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствие смягчающих и наличие отягчающих ответственность обстоятельств, суд считает необходимым назначить наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения, что будет являться соразмерным наказанием содеянному, и в данном случае сможет обеспечить достижение целей наказания и выполнение задач законодательства об административных правонарушениях, в том числе защиту общественной безопасности и предупреждение административных правонарушений.

Издержки за хранение товара отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать автомобильного перевозчика SIA «UNIK» / ООО «ЮниК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ и назначить наказание в виде конфискации товара, являющегося предметом административного правонарушения: ткань темно фиолетового цвета в рулоне на картонной бобине, упакованная в полимерную пленку, в количестве одного рулона, весом брутто 4,5 кг, маркировка на бумажном ярлыке, прикрепленном к рулону «CANTORI, TESSUTO, QTA 1.00», указанный в акте приема – передачи имущества на ответственное хранение от Дата, который, в соответствии с ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ, передать таможенному органу, осуществившему его изъятие - Выборгской таможне, для исполнения постановления судьи о конфискации предмета административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья Р.Ю. Петров