ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-58/16 от 08.08.2016 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е (вступило в законную силу)

08 августа 2016 года <...>

Резолютивная часть постановления объявлена 03 августа 2016 года.

Мотивированное постановление в окончательной форме изготовлено 08 августа 2016 года.

Судья Черновского районного суда города Читы Петров А.В.,

при секретаре Чупровой К.Ф.,

рассмотрев в помещении суда, в городе Чите, протокол об административном правонарушении от 30.12.2015 в отношении ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» (юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, КПП 770201001, ОГРН <***>, зарегистрировано 28.01.2008 в Межрайонной инспекции ФНС № 46 по г. Москве, генеральный директор – ФИО1, далее по тексту – ЗАО «ТЛК»), обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

01.06.2015 года на Читинский таможенный пост Читинской таможни (адрес таможенного органа: <...>) подана декларация на товары, которой при ее регистрации присвоен номер (далее - ЭД).

В соответствии со сведениями, заявленными в гр.гр. 31,33,35,38,42,44 ЭД и на основании условий контракта /CHITA от ДД.ММ.ГГГГ из КНР в адрес ООО «Компания Читавнештранс» (адрес: РФ, <...>) поступил товар: изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами: с содержанием MGO не менее 90%, AL2O3 – 3-6%, C – 13-16%, кажущаяся плотность не менее 2,98 г/куб.см, открытая пористость не более 4%, предел прочности при сжатии не менее 35 МПА, МС98АL15AS- 50,300 тн; с содержанием MGO не менее 65%, AL2O3 не менее 20%, C – не менее 10%, кажущаяся плотность не менее 3,10 г/куб.см, открытая пористость не более 5%, предел прочности при сжатии не менее 50 МПА, МAC-65L- 3,250 тн, страна происхождения товара Китай, производитель LONGHONG REFRACTORIES CO,LTD, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001, общий вес брутто товара 54780,000 кг, вес нетто 53550,000 кг., цена товара 44128,30 долларов США.

Товар заявлен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления».

Декларантом, лицом, ответственным за финансовое урегулирование согласно графам 9,14 ЭД является ОАО «БОРОВИЧСКИЙ КОМБИНАТ ОГНЕУПОРОВ» (юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, КПП 532001001, ОГРН <***>, ОКАТО 49408000000, ОКПО 00187062).

Согласно графе 54 ЭД декларация на товары оформлена и представлена на Читинский таможенный пост для проведения таможенного оформления товара директором Читинского филиала ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» ФИО2 (доверенность от 27.05.2015, паспорт от 18.07.2003), номер документа, подтверждающего включение юридического лица в реестр таможенных представителей от 15.02.2013.

В ходе таможенного контроля в рамках ПР назначена таможенная экспертиза (Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы ) с предоставлением образцов товара, заявленного в ЭД.

На основании Решения о назначении таможенной экспертизы, таможенными экспертами ЭКС – регионального филиала ЦЭКТУ г. Иркутск ФИО3, ФИО4, ФИО5 проведена идентификационная экспертиза, по результатам которой вынесено заключение таможенных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из выводов экспертов, образцы товара по ЭД идентифицированы как необожженные формованные изделия из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистые) без химических связующих веществ. Изделия относятся к термообработанным периклазоуглеродистым огнеупорным изделиям на органической связке. Товар не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.

По результатам таможенной экспертизы Читинским таможенным постом вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 6815990009 (классификационное решение от 05.08.2015 № РКТ 10612050-15/000091).

Принятие классификационного решения влияет на размер подлежащих уплате таможенных пошлин.

Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 – с учётом тарифных преференций, составляет 9,375%, налог на добавленную стоимость – 18%. При подаче ЭД по заявленному к таможенному декларированию товару таможенная пошлина составила 219145руб., НДС – 460204.50 руб.

Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины, с учётом тарифных преференций, классифицируемого в товарной подсубпозиции 6815990009 ТН ВЭД ЕАЭС товара, составляет 10,35% (241936,08 руб.), налог на добавленную стоимость – 18% (464306,89 руб.).

Таким образом, занижение размера таможенных платежей составило 26893.47 рублей.

Представитель ЗАО «ТЛК» ФИО2, действующий на основании доверенности, оспаривал привлечение общества к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ. Представителем общества ФИО2 было заявлено ходатайство о проведении по делу независимой судебной химической экспертизы, в связи с несогласием с сутью вменяемого обществу таможенными органами правонарушения.

Такое ходатайство представителя ЗАО «ТЛК» ФИО2 было удовлетворено, по делу была проведена судебная химическая экспертиза, результаты которой и выводы экспертов отражены ниже.

ЗАО «ТЛК» о месте, дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, о причинах неявки суду не сообщило, ходатайств об отложении рассмотрения дела на более поздний срок не заявляло, рассмотреть дело в его отсутствие не просило.

Суд, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ, полагает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, поскольку неявка представителя надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения судебного заседания ЗАО «ТЛК» не препятствует рассмотрению дела.

Представители Читинской таможни ФИО6, ФИО7, действующие на основании доверенностей, с учетом поступившего экспертного заключения ООО «Центр химических исследований», каждый в отдельности, полагали, что в действиях ЗАО «ТЛК» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и вина Общества в допущенном правонарушении полностью доказана представленными материалами дела.

Выслушав представителей Читинской таможни, представителя ЗАО «ТЛК» ФИО2, исследовав материалы дела, поступившее экспертное заключение, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 179, 180, 181, 183 ТК ТС, товары подлежат письменному таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии ТК ТС. Согласно ст. 181 ТК ТС декларирование производится путем заявления таможенному органу в таможенной декларации сведений о товарах (наименовании, описание, классификационном коде по ТН ВЭД, описание упаковок, количество в килограммах – вес брутто, вес нетто) и других сведений, необходимых для таможенных целей.

Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено, что ЗАО «Транспортная логистическая компания» в декларации на товары при декларировании заявлены недостоверные сведения об описании товара, коде ТН ВЭД ЕАЭС, при этом такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 26893,47 рублей.

Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС с момента регистрации таможенным органом таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Заявление недостоверных сведений о товаре (о его описании, коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС), послужившее основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера, охватывается диспозицией части 2 статьи 16.2 КоАП РФ и образует объективную сторону указанного административного правонарушения.

Субъектом ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России за недостоверное декларирование выступает декларант, а если декларирование товаров осуществлялось таможенным представителем - таможенный представитель.

Таким образом, в действиях таможенного представителя - ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» - усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ – заявление таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их описании, классификационном коде по ТН ВЭД ЕАЭС, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для занижения размера, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения 05.09.2015 дела об административном правонарушении в отношении ЗАО «ТЛК» по ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Предметом административного правонарушения выступает товар, заявленный в ЭД как изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами с содержанием MGO не менее 90%, AL2O3 – 3-6%, C – 13-16%, кажущаяся плотность не менее 2,98 г/куб.см, открытая пористость не более 4%, предел прочности при сжатии не менее 35 МПА, МС98АL15AS- 50,300 тн; с содержанием MGO не менее 65%, AL2O3 не менее 20%, C – не менее 10%, кажущаяся плотность не менее 3,10 г/куб.см, открытая пористость не более 5%, предел прочности при сжатии не менее 50 МПА, МAC-65L- 3,250 тн., страна происхождения товара Китай, производитель LONGHONG REFRACTORIES CO,LTD, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001, брутто 54780,000 кг, вес нетто 53550,000 кг., цена товара 44128,30 долларов США.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ является общественные правоотношения, регулируемые таможенным законодательством в части касающейся порядка таможенного декларирования и таможенного контроля.

В соответствии со ст. 25.4 КоАП России, защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение. Генеральным директором ЗАО «ТЛК» является ФИО1 (Приказ № 14 от 01.04.2013).

В ходе административного расследования по делу об АП по юридическому адресу ЗАО «ТЛК» направлено уведомление с изложением обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и генеральному директору ЗАО «ТЛК» ФИО1 предложено явиться в Читинский таможенный пост Читинской таможни, расположенный по адресу: <...>, каб. ОАР для дачи объяснений по существу либо в письменном виде направить объяснения по поставленным в уведомлении вопросам (исх. 48-02-07/01212 от 25.09.2015). В указанном письме законному представителю разъяснены его процессуальные права как законного представителя привлекаемого к ответственности юридического лица, регламентированные ст. ст. 24.2, 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ, а также ст. 51 Конституции РФ. В назначенное время представитель Общества не явился, объяснения на время составления протокола об АП не представлены.

В связи с тем, что реализация предоставленных законом РФ прав зависит от самого лица, привлекаемого к ответственности, таможенный орган не вправе обязать лицо исполнить его право.

В ходе административного расследования по существу дела об АП свои объяснения дал директор обособленного подразделения в г. Чита ЗАО «ТЛК» ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>, место жительства: <адрес>). ФИО2 сообщил, что ЗАО «Транспортная Логистическая компания» 15.02.2013 получено свидетельство о включении в Реестр таможенных брокеров (представителей) и на основании заключенных договоров с заказчиками (юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица) оказывает услуги по оформлению таможенных деклараций на товары и представлению их с пакетами документов в таможенные органы для проведения таможенного оформления товаров. ФИО2 работает в ЗАО «Транспортная Логистическая компания» в должности директора обособленного подразделения в г. Чита с 2013 года. В его полномочия, как представителя ЗАО «Транспортная Логистическая компания», определены доверенностью от 27.05.2015 сроком действия до 03.12.2015. На основании доверенности он имеет право представлять интересы ЗАО «Транспортная Логистическая компания» в том числе, в таможенных органах по вопросам декларирования товаров, а также выполнению других формальностей, связанных с таможенными процедурами с правом подписи, оформления и получения документов. Порядок таможенного декларирования ему известен, работает в этой сфере с 2002 года, проходил обучение в г. Москва (Российская таможенная академия, 2000 год), г. Новосибирск (2013 год). Декларация на товары за регистрационным номером, присвоенным Читинским таможенным постом 10612050/010615/0004714 (далее-ЭД) оформлена им лично и подана в Читинский таможенный пост 01.06.2015 года в электронном виде. Сведения о товарах (наименование, количественные, качественные характеристики) в таможенной декларации, заявлялись им на основании товаросопроводительных документов, а также иных документов необходимых для таможенного оформления, представленных Заказчиком (ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров», договор об оказании услуг таможенного представителя т от 24.04.2013). В соответствии представленными Заказчиком документами в адрес ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» поступил товар: «изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами…», страна происхождения - Китай, производитель LONGHONG REFRACTORIES CO,LTD. (КНР), вес брутто товара 54780 кг, вес нетто 53550 кг. Сведения о товаре, указанные в графе 31 ЭД заявлялись на основании декларации производителя, отгрузочной накладной, инвойса и внешнеторгового контракта. Классификационный код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС заявлялся в гр. 33 ЭД на основании представленных ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров» документов и описания товара. Для определения классификационного кода товара ФИО2 пользовался правилами интерпретации и поданными ранее ЗАО «Транспортная Логистическая компания» таможенными декларациями в отношении идентичных товаров, ввозимых ранее этим же заказчиком и произведенных тем же производителем, а также экспертным заключением таможенной лаборатории и вынесенным Читинской таможней классификационного решения (точно сказать по какой декларации ФИО2 пояснит не смог). До подачи таможенной декларации в Читинский таможенный пост товары им не осматривались. Оснований не доверять представленным товаросопроводительным документам у не было, поэтому дополнительной информации о товаре, необходимых для заявления сведений в графе 31 ЭД, а также для определения классификационного кода товара, у Заказчика не запрашивались. С решением о назначении идентификационной экспертизы, вынесенным Читинским таможенным постом, ознакомлен, как и с заключением таможенных экспертов от 20.07.2015 . С выводами таможенных экспертов ФИО2 не согласен по следующим основаниям: 1. В международном стандарте ISO 836 указано, что основной связкой в огнеупорных изделиях может быть химическая связка (п. 41), а под понятием химическая связка понимается неорганическая или органическая связка с упрочнением химической, но не гидравлической реакцией при комнатной или более высокой температуре (п.36); 2. Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52918-2008 установлено, что под органической связкой огнеупорного изделия понимается связка органической химической природы, придающая ему прочность в результате полимеризации, поликонденсации или коксования (п.97), п. 93 – под неорганической связкой понимается связка неорганической химической природы, придающая ему прочность в результате коагуляции, рекристализации, гидратации и других химических реакций. Тем самым, как считает ФИО2, как международный, так и национальный стандарт допускает содержание в огнеупорах химических связующих веществ органической и неорганической природы. В коде ТН ВЭД ЕАЭС (6815 99 000 1) идет об огнеупорных материалах с химическими связующими веществами. Понятие «химическая связка» в описании к товару (код ТН ВЭД ЕАЭС 6815 99 000 1) не используется и не относится к химическим характеристикам. С вынесенным классификационным решением от 05.08.2015 № РКТ-10612050-15/000091 ФИО2 ознакомлен, но по вышеуказанным причинам не согласен. На основании Решения Читинской таможни о внесении изменений сведений в ЭД и на основании выставленного требования, сведения в таможенной декларации были им корректированы. За получением предварительного классификационного решения ЗАО «Транспортная Логистическая компания» в таможенные органы не обращалось и не рекомендовало это сделать Заказчику (оснований не было) (объяснения от 16.09.2015).

Таможенные декларации в отношении идентичных товаров, ввозимых ранее АО «Боровичский комбинат огнеупоров» и произведенных тем же Производителем (LONGHONG REFRACTORIES CO. LTD), а также экспертные заключения таможенной лаборатории и вынесенные Читинской таможней классификационного решения, на которые ссылался ФИО2 давая объяснения, на день составления протокола об АП представителем ЗАО «ТЛК» не представлены.

Для приобщения к материалам дела ФИО2 представлено письмо Технического комитета по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии исх. от 15.09.2015, согласно которому, в ГОСТ Р 52918-2008 «Огнеупоры. Термины и определения» приведены определения для всех существующих типов и видов связок огнеупорных изделий. Термины в стандарте приведены от общего понятия к частному. Огнеупоры классифицируются по общим, дополнительным и специальным признакам. К специальным признакам отнесен тип связки огнеупорного изделия. В соответствии с ГОСТ 28874-2004 «Огнеупоры. Классификация», под связкой огнеупора понимается компонент огнеупорной массы, способствующий связыванию частиц огнеупорного материала для придания огнеупору заданных свойств. В зависимости от типа связки огнеупорные изделия делятся на группы: огнеупорные изделия на неорганических связках и огнеупорные изделия на органических связках. В зависимости от химической природы процесса, протекающего при упрочнении огнеупора (при связывании частиц огнеупорного материала) различают неорганические связки керамического, плавленолитого, гидравлического или химического типа и органические связки углеродистого или элементоорганического типа. Огнеупорные изделия с керамической, плавленолитой, гидравлической или химической связкой классифицируются как изделия на неорганической связке. Огнеупорные изделия с углеродистой или элементоорганической связкой классифицируют как изделия на органической связке. В соответствии с ГОСТ 28874-2004 рассматриваемый товар классифицируется как изделия «на органических связках». Термин «химические связующие вещества» не регламентирован вышеуказанными ГОСТами.

22.09.2015 по существу дела об АП в качестве свидетеля опрошена главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Читинского таможенного поста Читинской таможни ФИО8 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место жительства: <адрес>). ФИО8 по существу заданных вопросов показала, что декларация на товары (далее ЭД) представлена в Читинский таможенный пост в электронном виде 01.06.2015 года, время регистрации 17.47 местного времени. В соответствии с гр. 54 ЭД таможенная декларация на товары подана в Читинский таможенный пост работником таможенного представителя (ЗАО «Транспортная логистическая компания») ФИО2 К таможенному декларированию в соответствии со сведениями, заявленными в ЭД представлен товар - изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами: с содержанием MGO не менее 90%, AL2O3 – 3-6%, C – 13-16%, кажущаяся плотность не менее 2,98 г/куб.см, открытая пористость не более 4%, предел прочности при сжатии не менее 35 МПА, МС98АL15AS- 50,300 тн; с содержанием MGO не менее 65%, AL2O3 не менее 20%, C – не менее 10%, кажущаяся плотность не менее 3,10 г/куб.см, открытая пористость не более 5%, предел прочности при сжатии не менее 50 МПА, МAC-65L- 3,250 тн., страна происхождения товара Китай, производитель LONGHONG REFRACTORIES CO,LTD, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001, общий вес брутто товара 54780,000 кг, вес нетто 53550,000 кг., цена товара 44128,30 долларов США. Товар заявлен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Таможенная стоимость товаров рассчитана и заявлена таможенным представителем первым методом – «по цене сделки с ввозимыми товарами» и составила 2337546,66 рублей, расчет величины таможенной стоимости приведен в декларации таможенной стоимости (форма ДТС-1). На момент подачи таможенной декларации, декларируемые товары находились в г. Чита. В ходе документального таможенного контроля в соответствии с профилем риска назначен отбор проб и образцов от прибывшей партии товара и назначена идентификационная экспертиза. Отбор проб и образцов проводился должностным лицом Читинского таможенного поста Читинской таможни ФИО9 Таможенный досмотр декларируемого товара не назначался. Перед экспертом поставлены вопросы: идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в гр.31 ЭД, его фактическим характеристикам; каков состав пробы (%) и имеется ли в ней наличие либо отсутствие связующих веществ (органических или неорганических); относится ли товар к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. После проведения таможенного контроля и назначения таможенной экспертизы товары, заявленные в ЭД, выпущены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» при условии обеспечения. Дата выпуска – 02.06.2015. Согласно поступившему заключению таможенных экспертов от 20.07.2015 образцы товара идентифицированы как необожженные формованные изделия из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистые) без химических связующих веществ. Изделия относятся к термообработанным периклазоуглеродистым огнеупорным изделиям на органической связке. Товар не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. Наличие неорганических связующих веществ в составе проб не установлено, что не соответствует сведениям о товаре, заявленных в графе 31 ЭД о наличии химических связующих веществ. Решение таможенного органа о назначении таможенной экспертизы 02.06.2015 выносилось главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК № 1 Читинского таможенного поста ФИО10 По результатам таможенной экспертизы в отношении товара, заявленного в ЭД , главным государственным таможенным инспектором ОТО и ТК № 1 Читинского таможенного поста ФИО10 вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - декларируемый товар должен быть отнесен к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 (классификационное решение от 05.08.2015 № РКТ-10612050-15/000091). Принятие классификационного решения повлияло на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 – с учётом тарифных преференций, составляет 9,375%, налог на добавленную стоимость – 18%. При подаче ЭД по заявленному к таможенному декларированию товару таможенная пошлина составила 219145руб., НДС – 460204.50 руб. Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины, с учётом тарифных преференций, классифицируемого в товарной подсубпозиции 6815990009 ТН ВЭД ЕАЭС товара, составляет 10,35% (241936,08 руб.), налог на добавленную стоимость – 18% (464306,89 руб.). ДД.ММ.ГГГГ принято решение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, о чем оформлен соответствующий документ. Решение о внесении изменений было направлено лицу, подавшему ЭД, по электронной почте и декларанту (ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров») по средствам почтовой службы (исх. от 13.08.2015 ). 05.09.2015 в 12.32 местного времени таможенным представителем в лице ФИО2 по электронной почте в Читинский таможенный пост представлена ЭД с корректировкой сведений, согласно выводам экспертов и вынесенного решения о внесении изменений в ЭД (внесены изменения в частности в гр.гр. 31,33). До вынесения классификационного решения, а также до принятия таможенным органом решения о внесении изменений в ЭД, таможенный представитель с заявлениями о внесении изменений в ЭД по спорному вопросу не обращалось. Таким образом, в ходе таможенного контроля установлено, что ЗАО «Транспортная логистическая компания» в декларации на товары при декларировании товара заявило недостоверные сведения об его описании, коде ТН ВЭД ЕАЭС, при этом такие сведения послужили основанием для занижения размера таможенных пошлин, налогов на сумму 26893,47 рублей. Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об АП .

Опрошенная 22.09.2015 по существу правонарушения в качестве свидетеля главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 1 Читинского таможенного поста Читинской таможни ФИО10 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., место жительства: <адрес>) показала, что декларация на товары (далее ЭД) представлена в Читинский таможенный пост в электронном виде 01.06.2015 года, время регистрации 17.47 местного времени. Декларация принята к таможенному контролю мною. В соответствии с гр. 54 ЭД таможенная декларация на товары подана в Читинский таможенный пост работником таможенного представителя (ЗАО «Транспортная логистическая компания») ФИО2 К таможенному декларированию в соответствии со сведениями, заявленными в ЭД представлен товар - изделия огнеупорные, безобжиговые (кирпич) для футеровки сталеразливочных ковшей с химическими связующими веществами: с содержанием MGO не менее 90%, AL2O3 – 3-6%, C – 13-16%, кажущаяся плотность не менее 2,98 г/куб.см, открытая пористость не более 4%, предел прочности при сжатии не менее 35 МПА, МС98АL15AS- 50,300 тн; с содержанием MGO не менее 65%, AL2O3 не менее 20%, C – не менее 10%, кажущаяся плотность не менее 3,10 г/куб.см, открытая пористость не более 5%, предел прочности при сжатии не менее 50 МПА, МAC-65L- 3,250 тн., страна происхождения товара Китай, производитель LONGHONG REFRACTORIES CO,LTD, классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001, общий вес брутто товара 54780,000 кг, вес нетто 53550,000 кг., цена товара 44128,30 долларов США. Товар заявлен под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления». Таможенная стоимость товаров рассчитана и заявлена таможенным представителем первым методом – «по цене сделки с ввозимыми товарами» и составила 2337546,66 рублей, расчет величины таможенной стоимости приведен в декларации таможенной стоимости (форма ДТС-1). На момент подачи таможенной декларации, декларируемые товары находились в г. Чита (железнодорожная станция Кадала, в вагоне). В ходе документального таможенного контроля в соответствии с профилем риска и для назначения таможенной экспертизы назначен отбор проб и образцов от прибывшей партии товара. Отбор проб и образцов проводился должностным лицом Читинского таможенного поста Читинской таможни ФИО9 Таможенный досмотр декларируемого товара не назначался. Перед экспертом поставлены вопросы: идентифицировать товар и определить, соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в гр.31 ЭД, его фактическим характеристикам каков состав пробы (%) и имеется ли в ней наличие либо отсутствие связующих веществ (органических или неорганических); относится ли товар к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. Решение о назначении таможенной экспертизы также вынесено мною. После проведения таможенного контроля и назначения таможенной экспертизы товары, заявленные в ЭД, выпущены под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления» при условии обеспечения. Дата выпуска – 02.06.2015. Согласно поступившему заключению таможенных экспертов от 20.07.2015 образцы товара идентифицированы как необожженные формованные изделия из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистые) без химических связующих веществ. Изделия относятся к термообработанным периклазоуглеродистым огнеупорным изделиям на органической связке. Товар не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. Наличие неорганических связующих веществ в составе проб не установлено, что не соответствует сведениям о товаре, заявленных в графе 31 ЭД о наличии химических связующих веществ. По результатам таможенной экспертизы в отношении товара, заявленного в ЭД , ею вынесено решение о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - декларируемый товар должен быть отнесен к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 (классификационное решение от 05.08.2015 № РКТ-10612050-15/000091). Принятие классификационного решения повлияло на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов. Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 – с учётом тарифных преференций, составляет 9,375%, налог на добавленную стоимость – 18%. При подаче ЭД по заявленному к таможенному декларированию товару таможенная пошлина составила 219145руб., НДС – 460204.50 руб. Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины, с учётом тарифных преференций, классифицируемого в товарной подсубпозиции 6815990009 ТН ВЭД ЕАЭС товара, составляет 10,35% (241936,08 руб.), налог на добавленную стоимость – 18% (464306,89 руб.). 05.08.2015 ею принято решение о внесении изменений в сведения, указанные в декларации на товары, о чем оформлен соответствующий документ. Решение о внесении изменений направлено лицу, подавшему ЭД, по электронной почте и декларанту (ОАО «Боровичский комбинат огнеупоров») по средствам почтовой службы (исх. от 13.08.2015 ).

В ходе административного расследования от представителя АО «Боровичский комбинат огнеупоров» представлены пояснения, согласно которым Общество не согласно с выводами таможенных экспертов, поскольку как считают, тип связки не является идентифицирующим признаком товара по ТН ВЭД ЕАЭС (исх. от 27.10.2015 , вх. от 09.11.2015 ).

На основании ходатайства представителя ЗАО «ТЛК» ФИО2 в ходе административного расследования назначена идентификационная экспертиза. Перед экспертом ЭКС - филиала ЦЭКТУ г. Новосибирск поставлены вопросы: идентифицировать товар, явившийся предметом административного правонарушения; определить соответствуют ли сведения о товаре, заявленные в графе 31 ЭД , его фактическим характеристикам; каков состав образцов (%) и имеется ли в них наличие либо отсутствие органических или неорганических связующих веществ; относится ли товар, явившийся предметом административного правонарушения, к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. В распоряжение эксперта представлены пробы товара и среди прочих документов представлено письмо Технического комитета по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии исх. от 15.09.2015.

Согласно заключению экспертов от 13.11.2015 товар явившийся предметом правонарушения по делу об АП , идентифицирован как изделия из огнеупорных материалов без химических связующих веществ, а именно, термообработанные периклазоуглеродистые огнеупорные изделий на органической связке. Заявление в гр. 31 декларации на товары 10612050/010615/0004714 сведения о базовом составе товара, соответствуют фактически установленному составу исследованного объекта, за исключением типа связки, использованной при изготовлении изделия. Состав исследованных объектов не менее чем на 83 % представлен переклазом (MgО), содержание гигроскопической влаги, органической связки (феноло-формальдегидной смолы) и углерода (графита) составляет не менее 12 масс. %. Наличие неорганических связующих веществ в составе проб товара не установлено. Товар, явившийся предметом правонарушения по делу об АП , не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.

В соответствии со ст. 179 Таможенного Кодекса Таможенного Союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с настоящим Кодексом. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно ст. 180 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявленных таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяются определенные указанной статьей виды таможенных деклараций. В рассматриваемом случае, ЗАО «ТЛК» должно было подать декларацию на товары и заявить сведения в порядке и на условиях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза.

Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств – членов таможенного союза.

Порядок заявления сведений в таможенной декларации определен Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 39 от 26 апреля 2012 года «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке заполнения декларации на товары, утвержденную Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257» (Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года № 257 «Об Инструкции по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций»), в соответствии с которым как один товар декларируются товары одного наименования (торгового, коммерческого наименования), содержащиеся в одной товарной партии, отнесенные к одному классификационному коду по ТН ВЭД ЕАЭС, происходящие из одной страны или с территории одного экономического союза или сообщества, либо страна происхождения которых неизвестна, к которым применяются одинаковые условия таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

В соответствии со ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе об описании товара, коде в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии со статьей 52 ТК ТС товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (пункт 1). Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы (пункт 2). В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза (пункт 3).

Выбор конкретного кода ТН ВЭД всегда основан на оценке признаков декларируемого товара, подлежащего описанию, а процесс описания связан с полнотой и достоверностью сведений о товаре (определенного набора сведений, соответствующих либо не соответствующих действительности).

Правовое значение имеет при классификации товаров их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД в соответствии с Основными правилами интерпретации (далее - ОПИ ТН ВЭД).

В соответствии с правилом 1 ОПИ ТН ВЭД для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с правилами 2 (а), 2 (б), 3 (а), 3 (б), 3 (в), 4, 5 ОПИ ТН ВЭД.

Правилом 6 ОПИ ТН ВЭД предусмотрено, что для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми. Для целей настоящего правила также могут применяться соответствующие примечания к разделам и группам, если в контексте не оговорено иное.

Спорный товар в ЭД классифицирован таможенным представителем в товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС, к которой отнесены прочие изделия из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами, в другом месте не поименованные и не включенные.

Согласно п.2,3 ст.52 ТК ТС проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров в форме, определенной законодательством государств - членов таможенного союза.

Согласно информации Отдела товарной номенклатуры, происхождения товара и торговых ограничений Читинской таможни (далее ОТНПТ и ТО Читинской таможни), в декларации на товары 10612050/010615/0004714 сведения о товаре №1 заявлены как «изделия огнеупорные необожжённые с хим. связующими веществами…». Классификация товара декларантом осуществлена в товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС (изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные: прочие изделия: из огнеупорных материалов, с химическими связующими веществами). Согласно выводов таможенных экспертов проба товара №1 идентифицирована как «необожженные формованные изделия из огнеупорных материалов (периклазоуглеродистых) без химически связующих веществ. Товар не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами». В соответствии с Основными правилами интерпретации (ОПИ) для юридических целей классификация товаров в ТН ВЭД осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам (ОПИ 1). Для юридических целей классификация товаров в субпозициях товарной позиции должна осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также, mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Правил при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми (ОПИ 6). «Необожженные формованные изделия, изготовленные из огнеупорных материалов без химически связующих веществ» согласно ОПИ 1 и 6 следует классифицировать в товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (Изделия из камня или других минеральных веществ (включая углеродные волокна, изделия из углеродных волокон и изделия из торфа), в другом месте не поименованные или не включенные: прочие изделия: прочие). Таким образом, решение о классификации товара от 05.08.2015 № РКТ-10612000-15/000091, вынесенное должностным лицом Читинского таможенного поста в вышеуказанной товарной подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, является правомерным. Основанием для отнесения декларируемого товара к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС послужили ОПИ 1 и 6 и выводы, содержащиеся в заключении таможенного эксперта ЭКС – региональный филиал ЦЭКТУ г. Иркутск. ЗАО «ТЛК» не обращалось в ОТНПТ и ТО за консультацией по порядку определения классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД (исх. от 25.09.2015 № 19-32/1536).

Ссылки директора обособленного подразделения в г. Чита ЗАО «ТЛК» ФИО2, изложенные в объяснениях, а также пояснения АО «Боровичский комбинат огнеупоров» нельзя считать обоснованными по следующим основаниям.

Мнение Технического комитета по стандартизации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в лице ФИО11, изложенное в письме исх. от 15.09.2015, касающееся понятия химические связующие вещества («к химическими связующими веществами относятся как неорганические, так и органические связки») носит субъективный, информационный характер.

Заключения таможенных экспертов от 20.07.2015 года, от 13.11.2015 соответствуют Федеральному закону от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", перед проведением экспертиз эксперты предупреждены об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статьям 19.26, 17,9 КоАП РФ, выводы экспертами сделаны на основании применения специальных технических средств и с использованием специальных познаний в области исследования объектов, заключения экспертов содержат подробное описание методов проведенного исследования, в связи с чем, признаются достаточными и допустимыми доказательствами, подтверждающими отнесение ввезенного товара к термообработанным периклазоуглеродистым огнеупорным изделиям на органической связке без химически связующих веществ.

В соответствии с пояснениями ТН ВЭД ЕАЭС к товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС относятся необожженные огнеупорные изделия с химическими связующими веществами.

В заключении ЭКС указано, что в соответствии с национальными стандартами и данными технической литературы огнеупорные изделия производятся на неорганической и органической связках. По характеру твердения неорганические связки подразделяются на плавленолитые (твердение расплава при охлаждении), керамические (спекание при температуре выше 800 °С), химические (твердение в результате взаимодействия с растворами солей при температуре не выше 800 °С), гидравлические (твердение в результате взаимодействия с водой при температуре окружающей среды).

Исходя из данной классификации типичными солями, используемыми в качестве химической связки, являются фосфаты, хлориды и силикаты щелочных и других металлов.

По результатам исследования образцов товара таможенными экспертами установлено, что фазовый (минеральный) состав исследуемого образца представлен периклазом MgO и графитом С. Фосфатов, сульфатов, хлоридов, силикатов и других солей в исследуемом образце не установлено. Процесс прокаливания небольшого куска пробы привел к потере прочностных характеристик (легко разрушается под действием пальцев рук), а также изменению массы.

К определенной таможенным органом товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, относятся прочие изделия из огнеупорных материалов в другом месте не поименованные и не включенные.

В пояснениях к товарной позиции 6815 ТН ВЭД ЕАЭС отсутствуют разъяснения термина «химические связующие вещества». Однако при этом, в пункте 96 ГОСТа Р 52918-2008 «Огнеупоры. Термины и определения» (далее - ГОСТ Р 52918-2008) закреплено понятие химической связки огнеупорного изделия, к которой относится неорганическая связка огнеупорного изделия, придающая ему прочность за счет реакции взаимодействия с растворами фосфатов, хлоридов, сульфатов, щелочных силикатов или других солей при температуре ниже 800 °С.

К органической связке огнеупорного изделия относится связка огнеупорного изделия органической химической природы, придающая ему прочность в результате полимеризации, поликонденсации или коксования (пункт 97 ГОСТ Р 52918-2008).

Неорганическая связка - это связка огнеупорного изделия неорганической химической природы, придающая ему прочность в результате коагуляции, рекристаллизации, гидратации и других химических реакций (пункт 93 ГОСТ Р 52918-2008).

В контексте указанного деления связок тому или иному изделию подлежит присвоению код, указанный в Решении Совета Евразийской комиссии от 16.07.2012 № 54 «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза».

Исходя из изложенного, к товарной подсубпозиции 6815 99 000 1 ТН ВЭД ЕАЭС относятся изделия из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами, к которым органические связки не относятся, то Читинским таможенным постом товар №1, задекларированный по ЭД , правомерно отнесен к товарной подсубпозиции 6815 99 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.

В ходе рассмотрения настоящего дела представитель ЗАО «ТЛК» - ФИО2, действующий на основании доверенности, вину во вменяемом правонарушении не признал, указал, что по указанному делу вся доказательная база, используемая сотрудником таможенного органа, проводившим административное расследование, строится на экспертных заключениях таможенных лабораторий г.Иркутска и г.Новосибирска. В своих заключениях эксперты указывают, что представленный образец товара является фрагментом изделий из огнеупорных материалов без химических связующих веществ, а именно – фрагменты термообработанных периклазоуглеродистых онеупорных изделий на органической связке, тем самым, эксперты необоснованно делают вывод о том, что органические вещества не могут являться химическими связующими веществами, что противоречит любому учебнику по химии средней школы (в фундаментальной химии два раздела – органическая химия и неорганическая химия), и ГОСТам, на которые сами же эксперты ссылаются при проведении исследований.

В указанном заключении таможенные эксперты делают вывод о том, что товар, явившийся предметом административного правонарушения, не относится к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами. В своих заключениях таможенные эксперты указывают, что при проведении исследований они руководствовались информацией в отношении понятия химической связки огнеупорных изделий, доведенной письмом Управления товарной номенклатуры ФТС России от 19.02.2015г. , влияющей на оценку результатов исследований, что прямо противоречит самому понятию экспертной деятельности и независимости эксперта при вынесении заключения. При этом эксперты совершенно не учитывают тот факт, что «химическая связка» и «химические связующие вещества» - это совершенно разные понятия.

Таким образом, представитель ЗАО «ТЛК» полагает, что эксперты Иркутской и Новосибирской таможенной лаборатории выполнили субъективное зависимое заключение, послужившее основанием для возбуждения дела об административном правонарушении о нарушении таможенных правил, находясь под давлением служебных обязанностей и обстоятельств, связанных с их непосредственным подчинением таможенному ведомству, созданным конфликтом интересов. Полученные выводы экспертов вызывают сомнения и для установления истины по данному делу необходимо проведение независимой экспертизы, которая либо подтвердит заключения экспертов таможенной лаборатории либо их опровергнет.

В связи с чем ФИО2 просил назначить проведение независимой судебной химической экспертизы ООО «Центр химических исследований» (<...>), поставив на разрешение экспертов следующие вопросы:

1. Какой товар представлен в качестве образца, его описание и сфера применения.

2. Химический состав представленных образцов, содержание органических химических связующих веществ, содержание неорганических химических связующих веществ в образцах, их наличие либо отсутствие.

3. Относится ли товар в представленных образцах к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами.

Определением суда такое ходатайство было удовлетворено, по делу назначено проведение судебной химической экспертизы.

Производство экспертизы поручено ООО «Центр химических исследований», расположенному по адресу: 107143, <...>, Бизнес-центр «Вега», (тел. + <***>, + (926) 268-11-67).

На разрешение экспертизы следующие вопросы:

1. Какой товар представлен в качестве образца, его описание и сфера применения.

2. Химический состав представленных образцов, содержание органических химических связующих веществ, содержание неорганических химических связующих веществ в образцах, их наличие либо отсутствие.

3. Относится ли товар в представленных образцах к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами (л.д.__).

Эксперт предупрежден об ответственности по ст. 17.9 КоАП РФ за заведомо ложное заключение.

В распоряжение эксперта представлены пробы изделий пробы изделий огнеупорных безобжиговых массой около 4 кг., количество – 2 штуки, помещенных в один полимерный пакет темно-розового цвета с ярлыком обеспечения сохранности объекта исследования ЭИО №1 (г.Иркутск) ЭКС – филиал ЦЭКТУ г.Новосибирск, возвращенного после проведения экспертизы по делу об административном правонарушении и опечатанной синей пломбой . Проба (образец) представляет собой фрагменты от готовых изделий темно-серого цвета (ближе к черному) различных форм и размеров (один ближе к треугольнику, один – к кубу); а также материалы дела об административном правонарушении .

Согласно поступившего в суд экспертного заключения - от 06.078.2016г. ООО «Центр химических исследований» по результатам проведенной экспертизы эксперт пришел к следующему заключению:

По вопросу № 1. Какой товар представлен в качестве образца, его описание и сфера применения?

Образцы, представленные на исследование, являются магнезиально-углеродистыми огнеупорными изделиями с органическим связующим в виде нефтяных смол (каменноугольная смола, асфальтены, пек). Огнеупоры применяют для футеровки промышленных печей: нагревательных, обжиговых, плавительных и т.д.

По вопросу № 2. Химический состав представленных образцов, содержание органических химических связующих веществ, содержание неорганических химических связующих веществ в образцах, их наличие либо отсутствие.

Образцы, представленные на исследование, имеют следующий состав: оксид магния, графит, вещества в следовых количествах содержащие алюминий, кальций, кремний и железо, а также органическое связующее в количестве 0,098%.

По вопросу №3: Относится ли товар в представленных образцах к изделиям, изготовленным из огнеупорных материалов с химическими связующими веществами?

Товар в представленных образцах относится к изделиям, изготовленным их огнеупорных материалов с органическим связующим (органической связкой), но без химических связующих (химической связки), так как к химическим связующим, в соответствии с ГОСТ Р 52918-2008 относятся только неорганические связующие огнеупорного изделия, придающие ему прочность за счет реакции взаимодействия с растворами фосфатов, хлоридов, сульфатов, щелочных силикатов или других солей при температуре ниже 800? С (л.д.__).

Таким образом, обоснованными являются доводы представителей Читинской таможни ФИО6 и ФИО7 о наличии в действиях ЗАО «ТЛК» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст.16.2 ч.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан, в том числе произвести таможенное декларирование товаров, уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату.

В пункте 7 ст. 190 ТК ТС определено, что с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

Согласно ст. 179 ТК ТС таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации. В соответствии со ст. 181 ТК ТС в декларации на товары указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах, в том числе наименование, описание, коде товара в соответствии с ТН ВЭД. Согласно ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Согласно ч. 2 ст. 77 ТК ТС для исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом ЕАЭС и Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно Единому таможенному тарифу ЕАЭС ставка ввозной таможенной пошлины на товары, классифицируемые под кодом ТН ВЭД ЕАЭС 6815990001 - составляет 12,5% (9,375 % с учетом преференций) от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%.

При подаче таможенной декларации ЗАО «ТЛК» произведен расчет подлежащих уплате таможенных платежей по товару: ввозная таможенная пошлина составила 219145,00 руб., НДС – 460204,50 руб.

По результатам таможенного контроля в отношении спорного товара, изменились: описание, код в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, ставка ввозной таможенной пошлины (с учетом тарифной преференции – 10,35 % от таможенной стоимости, налог на добавленную стоимость – 18%, и, соответственно, размер таможенных платежей - пошлин и налогов, подлежащих уплате, который составил: ввозная таможенная пошлина - 241936,08 рублей, НДС – 464306,89 рублей.

Разница между фактически заявленными к уплате таможенными пошлинами и налогами по спорному товару и подлежащими уплате, в связи с изменением описания товара и кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС составила 26893,47 рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.16.2 КоАП России выражается в заявлении декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.

Заявление таможенным представителем (ЗАО «ТЛК») при декларировании недостоверных (т.е. несоответствующих действительности) сведений об описании товара, классификационном коде в соответствии с ТН ВЭД, заявленных в ЭД , привело к обложению несоответствующим размером ввозной таможенной пошлины и НДС, и, как следствие, к занижению причитающихся к уплате таможенных пошлин и налогов на общую сумму 26893,47 рублей.

Понятие административного правонарушения, как оно определено ст. 2.1 КоАП России, специально выделяет в качестве обязательного признака вину физического или юридического лица.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Правовая обязанность ЗАО «ТЛК» как лица, ответственного за полное и достоверное (соответствующее действительности) декларирование товара, и, следовательно - за уплату таможенных платежей, вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции России, согласно которому любое лицо должно соблюдать Конституцию России и законы, а соответственно установленные законодательством обязанности, т.е. не только знать об их существовании, но и обеспечивать их исполнение, проявляя необходимую и достаточную степень заботливости и осмотрительности, какая требуется для надлежащего исполнения административно-таможенных обязанностей, которые, являясь по характеру публично-правовыми, не должны обеспечиваться в меньшей степени, чем выполнение обязательств в гражданско-обязательственных частно-правовых отношениях. Указанное согласуется с позицией Конституционного Суда России (постановление от 27.04.2001г. № 7-П). Наличие указанных обязанностей ЗАО «ТЛК» не оспаривается и их наличие у ЗАО «ТЛК» установлено в процессе производства по делу.

Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица. Постановлением Конституционного Суда России от 27.04.2001г. № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.

С учетом положений ст. 401 ГК России, определяющих понятие непреодолимой силы, можно утверждать, что под характеристикой обстоятельств, названных Конституционным Судом России "чрезвычайными, объективно непредотвратимыми" понимается непреодолимая сила. Под обстоятельствами, имеющими характер "непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля обязанных лиц", следует понимать обстоятельства, которые, не являясь непреодолимой силой, сродни ей по степени своего влияния на надлежащее исполнение обязанностей обязанным лицом, и находятся за пределами влияния и возможностей лица на их преодоление. Обстоятельств с подобной характеристикой (т.е. - обстоятельств непреодолимой силы и других непредвиденных, непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля ЗАО «ТЛК») материалами административного дела не установлено и ЗАО «ТЛК» в ходе административного расследования не представлялось.

В соответствии со ст. 15 ТК ТС таможенный представитель при совершении таможенных операций обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.

Согласно ст. 187 ТК ТС при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант имеет право осматривать, измерять, брать пробы и образцов и выполнять грузовые операции с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Согласно ст. 16 ТК ТС обязанности таможенного представителя при совершении таможенных операций обусловлены требованиями и условиями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. В обязанности таможенного представителя не входит совершение таможенных операций, связанных с соблюдением требований и условий заявленных таможенных процедур, а также иных обязанностей, которые в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза возлагаются только на представляемых ими лиц. За несоблюдение требований таможенного законодательства таможенного союза таможенный представитель несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов таможенного союза (ст. 17 ТК ТС).

Обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с представляемым лицом.

Согласно ст. 53 ТК ТС таможенные органы принимают предварительные решения по классификации товаров в соответствии с главой 6 ТК ТС. Таможенные органы, определенные законодательством государств-членов таможенного союза, могут принимать решения и давать разъяснения по классификации отдельных видов товаров, обеспечивая их публикацию. Такие решения или разъяснения являются обязательными при декларировании товаров на территории государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого они приняты.

Для реализации предоставления данной услуги, разработан и утвержден Приказ ФТС России № 760 от 18 апреля 2012 года «Административный регламент Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза». Таким образом, в случае возникновения каких-либо сомнений, относительно заявления правильного описания и кода товара, а также его классификации в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, таможенный представитель мог обратиться в таможенный орган для получения предварительного классификационного решения по данному товару, либо рекомендовать это сделать декларанту.

Как следует из объяснений ФИО2, ЗАО «ТЛК» не обращалось в таможенные органы для получения предварительного классификационного решения по спорному товару и не рекомендовало это сделать АО «Боровичский комбинат огнеупоров» поскольку в этом не было необходимости. Согласно информации Отдела товарной номенклатуры, происхождения товара и торговых ограничений Читинской таможни классификационное решение вынесенное Читинской таможней правомерно, ЗАО «ТЛК» не обращалось в ОТН ПТ и ТО таможни за получением разъяснений, консультаций по порядку определения кода товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.

При этом, исходя из приложения № 6 к контракту № 10/2015/CHITA от 01.12.2015, в рамках которого осуществлена данная поставка товаров, сырьевым материалом для огнеупорных изделий служат на ряду с иными материалами органические связующие. Сведения в гр. 31 ЭД не содержат какой-либо информации о наличии в изделиях органических связующих, в гр.31 ЭД указан основной компонент огнеупора. Из чего следует, при достаточной степени заботливости и осмотрительности, ЗАО «ТЛК» имело полное право обратиться в таможенные органы за получением консультаций по порядку определения классификационного кода в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также предварительного классификационного решения.

Кроме того, исходя из материалов дела, при заявлении сведений о товаре ЗАО «ТЛК» перед подачей таможенной декларации не воспользовалось предусмотренными ст. 187 Таможенного кодекса ТС правами, хотя имело реальную возможность это сделать. Со слов ФИО2 для заявления сведений о товарах использовалась информация, содержащаяся в товаросопроводительных документах, контракте.

Кроме того, необходимо отметить, что работник ЗАО «ТЛК» имеет достаточный опыт работы в таможенных отношениях и, следовательно, заявляя сведения об описании и коде ТН ВЭД ЕАЭС мог и должен был инициировать осмотр прибывшего товара, отбор проб образцов и проведение идентификационной экспертизы (по согласованию с руководителем Общества, Заказчиком), предпринять меры для получения пояснений специалистов, консультаций таможенного органа по классификации спорного товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС. Непринятие всех возможных (достаточных) мер для соблюдения требований таможенного законодательства, свидетельствуют о ненадлежащем отношении данного лица к исполнению возложенных на него должностных обязанностей, с одной стороны, и ненадлежащего контроля за деятельностью своих работников руководителем ЗАО «ТЛК», с другой.

Все действия юридического лица опосредованы и выражаются, в том числе и в действиях его работников, т.е. тех физических лиц, которые представляют это лицо в отношениях с третьими лицами и выступают от его имени, т.е. все действия работника рассматриваются как действия этого лица. Правильный подбор и расстановка кадров, допуск к полномочиям, контроль за деятельностью работников – все это также является проявлением разумной осмотрительности юридического лица в лице его руководства, направленной на обеспечение его деятельности.

Таким образом, у таможенного представителя ЗАО «ТЛК» имелась правовая и реальная возможность заявить в таможенной декларации достоверные сведения о товаре.

Непринятие Обществом всех необходимых (достаточных) мер для соблюдения таможенного законодательства повлекло за собой заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, которые послужили основанием для занижения подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов.

Исходя из вышеизложенного следует, что при достаточной степени заботливости и осмотрительности ЗАО «ТЛК» могло соблюсти правила и нормы, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но Обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, на основании ч. 2 ст. 2.1. КоАП России, в действиях ЗАО «ТЛК» усматривается субъективная сторона (т.е. вина) административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП России.

Каких - либо документов, подтверждающих, что правонарушение было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, или другими непредвидимыми, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля ЗАО «ТЛК» в ходе административного расследования не установлено и ЗАО «ТЛК» не представлялось.

Вина ЗАО «Транспортная Логистическая Компания» (юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, КПП 770201001, ОГРН <***>, ОКПО 84755034, зарегистрировано 28.01.2008 в МИ ФНС № 46 по г. Москве, генеральный директор – ФИО1) в совершении данного административного правонарушения подтверждается следующими документами, приобщенными в дело в качестве доказательств в соответствии с ч. 2 ст. 26.2 КоАП России: копией ЭД , копиями товаросопроводительных документов, копией контракта от 01.12.2014, копией заключения таможенных экспертов от 20.07.2015 года, копией классификационного решения от 05.08.2015 № , объяснениями ФИО2 от 16.09.2015, пояснениями АО «Боровичский комбинат огнеупоров» (вх. от 09.11.2015 ), протоколами опросов свидетелей: ФИО8, ФИО10, информацией из ОТН ПТ и ТО Читинской таможни (служебная записка от 25.09.2015 ), заключением эксперта от 13.11.2015 и другими материалами дела.

Таким образом, ЗАО «ТЛК» (юридический адрес: <адрес>, ИНН <***>, КПП 770201001, ОГРН <***>, ОКПО 84755034, зарегистрировано 28.01.2008 в МИ ФНС № 46 по г. Москве, генеральный директор – ФИО1) совершило административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.2 ст. 16.2 КоАП РФ.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность ЗАО «ТЛК», в соответствии со ст. 4.2. КоАП России не установлено.

Обстоятельством, отягчающим административную ответственность ЗАО «ТЛК», согласно ст. 4.3. КоАП РФ является повторное совершение однородного административного правонарушения в течение года.

В ходе производства по делу изъяты образцы товара: «изделие огнеупорное» - 4 шт. После проведения в рамках административного расследования идентификационной экспертизы 2 пробы образцов возвращены в Читинский таможенный пост и помещены в камеру хранения вещественных доказательств Читинской таможни (<...>). Издержек по делу нет.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Закрытое акционерное общество «Транспортная Логистическая Компания» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере одной второй суммы, подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, - в сумме 13 446 руб. 74 коп., без конфискации товаров, явившихся предметами административного правонарушения.

Изъятые по делу образцы товара - пробы огнеупорных безобжиговых изделий, оставшиеся после исследования, возвратить ЗАО «ТЛК».

Разъяснить, что согласно статье 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу по следующим реквизитам.

Банк получателя ОПЕРУ – 1 Банка России, <...>

БИК 044501002

Счет № 40101810800000002901

Получатель - Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

ИНН <***>

КПП 773001001

ОКТМО 45328000

При заполнении платежных поручений в обязательном порядке должны быть заполнены следующие поля:

(101) – двузначный показатель статуса плательщика

(61) – ИНН получателя <***>

(103) – КПП получателя 773001001

(16) – получатель Межрегиональное операционное УФК (ФТС России)

(104) – КБК 153 116 040 000 16 000 140 (штраф)

КБК 153 113 029 910 16 300 130 (издержки)

(105) значение кода ОКТМО 45328000

(107) код таможенного органа 10612000 (Читинская таможня)

В графе платежного поручения «назначение платежа» обязательно указать: «В счет уплаты штрафа по делу об АП 10612000-1770/2015».

УИН штрафа – 15310106120001770151

Взыскатель: Читинская таможня, РФ, <...>, зарегистрирована в качестве юридического лица 13.11.1996, ИНН <***>.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлечённое к административной ответственности, обязано направить судье.

В случае невыполнения указанных требований лицо будет нести ответственность в соответствии со статьёй 20.25 КоАП РФ – наложение административного штрафа в двукратном размере от суммы неуплаченного административного штрафа.

Должностные лица и орган, составившие протокол об административном правонарушении, должны проконтролировать добровольную уплату правонарушителем административного штрафа и направить судье районного суда в течение 3 дней с момента истечения срока, предоставленного для добровольного исполнения постановления, письменную информацию об исполнении либо неисполнении постановления.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Забайкальский краевой суд с момента получения или вручения копии постановления путём подачи жалобы в Черновский районный суд города Читы.

Судья А.В. Петров

Копия верна