ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-58/18 от 06.07.2018 Медведевского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело №5-58/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

п. Медведево 06 июля 2018 года

Судья Медведевского районного суда Республики Марий Эл Гаврилова Т.Н., при секретаре Саутовой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в отношении

ФИО1, родившегося <...> года года рождения, зарегистрированного по адресу: ...,

об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Начальником управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО2 16 мая 2018 года, на основании задания на осуществление мероприятий по государственному надзору за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия от 14.05.2018 № ... проведено обследование объекта культурного наследия регионального значения «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище). Целью проведения мероприятий по контролю являлась проверка информации, представленной на официальном сайте газеты «Марийская правда», о том, что на субботнике 11 и 12 мая 2018 года ФИО1 на территории Мендурского кладбища были найдены кости. В результате проведенных мероприятий установлено, что объект культурного наследия «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище) принят на государственную охрану как памятник истории местного значения Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10.08.1990 № 208 «О перезахоронении жертв сталинских репрессии и создании мемориального кладбища». В соответствии с п. 3 ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище) является объектом культурного наследия (памятником истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения и подлежит государственной охране. В результате осмотра объекта культурного наследия, проведенного 16 мая 2018 года установлено, что на территории памятника в 40,20 м к северо-востоку от информационной надписи «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий периода 30-40-х годов. Памятник истории Республики Марий Эл» и в 1,75 м югу от памятного знака «Братская могила жертв сталинских репрессий 30-40-х годов» зафиксирована несанкционированная траншея длиной 2,25 м; шириной от 0,52 до 0,83 м; глубиной от 1,45 до 1,50 м. На дне траншеи зафиксированы человеческие кости в западной и восточной частях траншеи. На иллюстрациях к статье на портале газеты «Марийская правда» от 14.05.2018 «Выстрел из прошлого: в Мендурах найден череп с пулевым отверстием», на сайте https://mariuver.com/2018/05/16/ostan-stal-repr/, видно, что ФИО1 держит в руке металлодетектор (металлоискатель), на отдельных фото есть лопата со свежим грунтом, в руках ФИО1 держит череп со следами свежего грунта. На видеоролике, размещенном на сайте газеты «Марийская правда», иллюстрациях к данной статье, видно, что на момент съемок дно траншеи имеет ступенчатую форму. ФИО1 при этом комментирует тот факт, что стук щупа говорит о том, что это кости. При обследовании траншеи, проведенном <...> года дно транши ровное, не имеет ступенек. Судя по иллюстрациям, представленным на сайте газеты «Марийская правда», портале газеты «PRO Город», сайте «MariUver» ФИО1 самовольно выкопал череп, кости на территории памятника, не имея на это никаких оснований. Проведенные несанкционированные работы являются нарушением норм п. 1 ст. 5.1, п. 1 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ.

В судебное заседание ФИО1 не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения жалобы не заявлял, о причинах неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ судья полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО3, начальника управления по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО2, просмотрев видеозаписи, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 ст. 17.3 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулируются отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направления на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу ст. 3 Федерального закона № 73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом подразделяются на следующие виды: памятники, ансамбли и достопримечательные места. При этом под памятниками понимаются отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями (в том числе памятники религиозного назначения, относящиеся в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2010 года N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" к имуществу религиозного назначения); мемориальные квартиры; мавзолеи, отдельные захоронения; произведения монументального искусства; объекты науки и техники, включая военные; объекты археологического наследия.

Постановлением Совета министров Марийской АССР от 10 августа 1990 года №208 «О перезахоронении жертв сталинских репрессий и создании мемориального кладбища» постановлено выявленные захоронения жертв сталинских репрессий объявить мемориальным кладбищем и взять на учет под охрану государства как памятник истории советского периода местного (Марийской АССР) значения.

Пунктом 3 статьи 64 Федерального закона № 73-ФЗ памятники истории и культуры местного значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательными и иными правовыми актами СССР и РСФСР, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр.

В силу ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Тем самым объект культурного наследия «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище), принятый в соответствии с Постановлением Совета Министров Марийской АССР от 10.08.1990 № 208 «О перезахоронении жертв сталинских репрессии и создании мемориального кладбища» на государственную охрану как памятник истории местного значения, отнесен к объектам культурного наследия регионального значения, включенным в реестр и подлежит защите.

Согласно п.1 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ в границах территории объекта культурного наследия на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов, сохранению историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В силу п.1 статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, указанных в статье 30 настоящего Федерального закона работ по использованию лесов и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия или объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований настоящей статьи.

В ходе рассмотрения дела нашел подтверждение факт того, что ФИО1 в нарушение установленного федеральным законом запрета провел самостоятельно несанкционированные земляные работы на территории объекта культурного наследия «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий» (Мендурское кладбище), а именно на территории памятника в 40,20 м к северо-востоку от информационной надписи «Мемориальное кладбище жертв сталинских репрессий периода 30-40-х годов. Памятник истории Республики Марий Эл» (яма №1) и в 1,75 м югу от памятного знака «Братская могила жертв сталинских репрессий 30-40-х годов» (яма №2) раскопал траншею длиной 2,25 м; шириной от 0,52 до 0,83 м; глубиной от 1,45 до 1,50 м, из которой им были самовольно выкопаны человеческие череп и кости. Территория памятника помимо того, что имеются информирующие таблички, огорожена колючей проволкой.

Как следует из пояснений должностного лица, составившего протокол, ФИО2 на основании «Отчета о раскопках места захоронения жертв сталинских репрессий на Мендурской дороге» ФИО4 при исследовании аналогичной братской могилы в 1989 году (Яма 1) зафиксировано, что «положение костяков пласта А свидетельствует о случайном расположении расстрелянных по площади ямы. Многие костяки находятся в неестественном положении с закинутыми за голову руками, лицом вниз или вверх. Есть также брошенные поперек других костяков тела убитых». Таким образом, особенности данного вида объекта культурного наследия свидетельствует о необходимости проведения раскопок только широкими площадями, как это было сделано в 1989 году, с тщательнейшей фиксацией каждого костяка.

В результате проведенных ФИО1 работ нарушена целостность братской могилы и целостность костяков.

Данный факт нашел полное подтверждение исследованными материалами дела, а именно протоколом об административном правонарушении, актом осмотра состояния памятника истории и культуры (л.д.15-16), фотографиями на л.д. 18-20, статьей в газете «Марийская правда» от 14 мая 2018 года «Выстрел из прошлого: в Мендурах найден череп с пулевым отверстием» (л.д.21-24), а также информацией, опубликованной на портале газеты «PRO Город», на сайте «MariUver», а также просмотренными видеозаписями.

Из этих материалов дела следует, что ФИО1 как лицо, имеющее интерес к периоду сталинских репрессий, организовавшее музей истории ГУЛАГа в ... осознавал, что осуществляет раскопки на месте, где имеется братское захоронение жертв сталинских репрессий.

Тем самым в действиях ФИО1 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, предусматривающий ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Обстоятельств, отягчающих и смягчающих административную ответственность лица, суд не усматривает, в том числе и по причине того, что ФИО1 при возбуждении дела отказался от дачи объяснений, при попытке вручения ему протокола, что подтверждает также просмотренная видеозапись, отказался от ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Судом установлено, что уполномоченным должностным лицом Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл при наличии действующего удостоверения, выданного <...> года, а также в присутствии представителя Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл ФИО3 протокол на ознакомление ФИО1 был предоставлен.

В судебное заседание ФИО1, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, сведения, которые могли быть признаны в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, не представил.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Санкция части 1 статьи 7.13 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа для граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

С учетом обстоятельств совершенного административного правонарушения и личности правонарушителя ФИО1, интересующегося периодом сталинских репрессий, организовавшего музей истории ГУЛАГа в ..., принимая во внимание, что он целенаправленно и самовольно осуществил земляные работы на территории объекта культурного наследия, которое является мемориальным кладбищем - братской могилой жертв сталинских репрессий, то есть имеет значение не только с исторической точки зрения, но и с моральной, отсутствие сведений о наличии обстоятельств, смягчающих административную ответственность, имущественном положении, которые не были предоставлены ФИО1, несмотря на то, что был надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, суд считает необходимым назначить ФИО1 наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы через Медведевский районный суд Республики Марий Эл.

Судья Т.Н. Гаврилова

Мотивированно постановление составлено 09 июля 2018 года.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению по следующим реквизитам:

Наименование получателя платежа: УФК по Республике Марий Эл (Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл л/с <***>), ОГРН <***>, ОКВЭД 75.11.21 ОКПО 00087389 ОКТМО 88701000

ИНН <***>

ОКТМО 88628000

КПП 121501001

р/с <***>

Банк: Отделение – НБ Республика Марий Эл

БИК 048860001 КБК 85711690020020000140, наименование платежа: штраф

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу. В соответствии со ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неуплата штрафа в указанный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

При наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, могут отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца.

С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, на срок до трех месяцев.