ПОСТАНОВЛЕНИЕ
**/**/**** года ....
(Резолютивная часть вынесена **/**/****)
Судья Иркутского районного суда Иркутской области Мухаметова Н.Р., с участием директора Муниципального учреждения дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа» ФИО1, заместителя начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании протокол и материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, в отношении Муниципального учреждения дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа»,
УСТАНОВИЛ:
В суд поступил протокол от **/**/****№ и материалы дела об административном правонарушении в отношении Муниципального учреждения дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа».
Протокол об административном правонарушении составлен заместителем начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области ФИО2
Согласно протоколу Муниципальное учреждение дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа» (далее по тексту – Учреждение) совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, выразившееся в осуществлении образовательной деятельности, с грубым нарушением лицензионных требований.
В судебном заседании законный представитель (директор) Учреждения ФИО1 вину в совершении административного правонарушения признал, по существу пояснил, что нарушение лицензионных требований, а именно наличие вакансий концертмейстера (0,75 ставки) и преподавателя (1 ставка) для реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» вызвано трудностями кадрового обеспечения сельской музыкальной школы. Специалист, ранее занимавший должность преподавателя ушел в отпуск по уходу за ребенком, в период летних каникул директором учреждения были приняты меры по поиску преподавателя, с 1 сентября по **/**/**** вакансия была заполнена, работал преподаватель, который впоследствии уволился. В середине учебного года возникли сложности с поиском преподавателя по данной специальности, в связи с чем Учреждение не смогло заполнить образовавшуюся вакансию. Специалиста на должность концертмейстера также не смогли найти, в связи с чем на начальном этапе занятия проводились в отсутствие концертмейстера. В настоящее время функции концертмейстера вменены другим преподавателям. Вакансия преподавателя для реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» заполнена. Пояснил, что у Учреждения отсутствует реальная возможность оплаты штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, просил заменить штраф предупреждением.
Заместитель начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области ФИО2 в судебном заседании полгала вину Учреждения в совершении административного правонарушения установленной. Проверка Учреждения проводилась в период с **/**/**** по **/**/****. Факт совершения правонарушения был установлен **/**/****, в протоколе ею допущена описка в дате – **/**/****. Не возражала против замены наказания в виде штрафа предупреждением, с учетом поведения Учреждения, направленного на устранение причин, способствовавших грубому нарушению лицензионных требований.
Рассмотрев материалы дела, выслушав, лиц, участвующих в деле, прихожу к следующему.
Судом установлено, что уполномоченным должностным лицом - заместителем начальника отдела лицензирования образовательной деятельности и лицензионного контроля службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области ФИО2 **/**/**** в 14.00 был выявлен факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ.
А именно, в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации
от **/**/****№, в штате лицензиата отсутствуют педагогические работники, имеющие профессиональное образование, обладающие соответствующей квалификацией, имеющие стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности, а именно: имеется вакансия концертмейстера для реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» – 0,75 ставки и с **/**/**** имеется вакансия преподавателя для реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» – 1 ставка. «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» (наличие вакансии подтверждается тарификационным списком педагогических работников). Что повлекло собой отсутствие аттестации учеников
за вторую четверть (подтверждается ведомостями учета успеваемости и посещаемости по музыкальной школе за 2018-2019 г.).
Отсутствие доказательств и объяснений законного представителя МУ ДО ИРМО «Оёкская ДМШ» о принятии мер по привлечению на ином законном основании педагогических работников, имеющих возможность осуществлять образовательную деятельность по реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал», либо педагогических работников других образовательных организаций для закрытия образовавшейся вакансии является бездействием.
Статьей 19.20 частью 3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно примечанию ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 части 1 статьи 46 Федерального закона от **/**/**** N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от **/**/**** N 966 утверждено Положение о лицензировании образовательной деятельности (далее - Положение о лицензировании образовательной деятельности), которое устанавливает порядок лицензирования образовательной деятельности, осуществляемой образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
Согласно подпункту "д" пункта 6 данного Положения одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В силу пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом "д" пункта 6 данного Положения.
Из материалов дела следует, что должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, в ходе плановой документарной, выездной проверки Муниципального учреждения дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа», проведенной на основании распоряжения службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от **/**/****№-ср выявлены наличие вакансий преподавателя (Хор, сольное пение) – 1 ставка; концертмейстер – 0,75 ставки.
Приказом № от **/**/**** на учебный 2018/2019 год утверждены образовательные программы:
ДПОП «Фортепиано» (8 лет);
ДПОП «Народные инструменты» (5;8 лет);
ДПОП «Духовые и ударные инструменты» (5;8 лет);
ДООП «Инструментальное исполнительство» (5; 7 лет).
Учебным планом программы «Фортепиано» предусмотрено изучение учащимися дисциплин «Концертмейстерский класс», «Хоровой класс», «Сольное пение».
Учебным планом программы «Духовые и ударные инструменты» предусмотрено изучение учащимися дисциплины «Хоровой класс».
Учебным планом программы «Народные инструменты» предусмотрено изучение учащимися дисциплин «Концертмейстерский класс», «Хоровой класс».
Таким образом, факт грубого нарушения лицензионных требований образовательной деятельности в виде отсутствия педагогических работников - концертмейстера (0,75 ставки) и преподавателя (1 ставка) для реализации учебных предметов обязательной части учебного плана «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал», заключивших с Учреждением трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении; распоряжением службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от **/**/****№-ср о проведении плановой документарной, выездной проверки МУ ДО ИРМО «Оёкская ДМШ»; приказом директора «Об утверждении образовательных программ» № от **/**/****; информационным письмом директора ФИО1 о наличии вакансий; приказом о прекращении трудового договора от **/**/****; образовательными программами; расписанием работы преподавателя; ведомостями учета успеваемости и посещаемости по музыкальной школе за 2018-2019г; графиком образовательного процесса; тарификационным списком; актом проверки №-а от **/**/****; предписанием №-п от **/**/****.
Судья принимает указанные документы в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, оценив их в совокупности.
Административное правонарушение было выявлено должностным лицом **/**/****, а не **/**/**** как ошибочно указано в протоколе об административном правонарушении, неверное указание года в дате выявления правонарушения является явной технической ошибкой, которая не может по своим правовым последствиям повлечь прекращение производства по делу и освобождение от ответственности лицо, привлекаемое к ответственности.
Судья квалифицирует деяние, совершенное Муниципальным учреждением дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа» по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Рассматривая вопрос о виде и размере наказания за совершение данного административного правонарушения, судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, степень его общественной опасности, в качестве смягчающих наказание обстоятельств учитывает полное признание своей вины юридическим лицом, тот факт, что ранее юридическое лицо за подобные нарушения к административной ответственности не привлекалось.
Также, суд учитывает фактические обстоятельства, послужившие причиной грубого нарушения лицензионных требований образовательной деятельности, вызванные сложностями кадрового обеспечения педагогами соответствующих специальностей в сельской местности, увольнение преподавателя в середине учебного года. Вместе с тем, ученики аттестованы по предметам «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал» за первую и вторую четверти, согласно представленной сводной ведомости, по полученным отметкам по данным предметам в срок до **/**/**** (дата увольнения преподавателя).
В настоящее время директором Учреждения устранены выявленные недостатки, приняты меры к обеспечению надлежащего ведения учебного процесса по предметам «Хоровой класс», «Сольное пение», «Вокал».
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая в совокупности обстоятельства совершения правонарушения, принятые меры юридическим лицом к устранению выявленных недостатков, отсутствие неблагоприятных последствий предусмотренных ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ прихожу к выводу о возможности замены административного наказания, предусмотренного санкцией ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ в виде административного штрафа на предупреждение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципального учреждения дополнительного образования Иркутского районного муниципального образования «Оёкская детская музыкальная школа» (....) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии лицами, имеющими право на обжалование.
Судья Н.Р. Мухаметова