ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-58/2014 от 21.04.2014 Ленинскогого районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 21 апреля 2014 года г. Челябинск

 Судья Ленинского районного суда г. Челябинска – Мангилев С.С.,

 при секретаре – Севостьяновой А.И.,

 с участием защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда г. Челябинска материалы дела об административном правонарушении в отношении:

 юридического лица – Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница № 2», – расположенного по адресу: <адрес>,

 которому вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 2» (ГБУЗ «ОКБ № 2») осуществляет фармацевтическую деятельность, не имея специального разрешения (лицензии), выданной в установленном порядке, что является нарушением подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», который устанавливает, что фармацевтическая деятельность является лицензируемой.

 В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении контрольных мероприятий в ГБУЗ «ОКБ № 2» комиссией Территориального органа Росздравнадзора по Челябинской области установлено, что в ГБУЗ «ОКБ № 2» осуществляется хранение поставленных лекарственных средств в отдельно выделенном помещении (централизованное место хранения), где организовано рабочее место для специалистов с фармацевтическим образованием; провизор и фармацевт по утвержденному штатному расписанию в ГБУЗ «ОКБ № 2» относятся к общебольничному медицинскому персоналу; организация работы централизованного места хранения осуществляется по Положению об отделении клинической фармакологии от 30 апреля 2008 года; на момент проверки имелся запас медикаментов, превышающий текущую потребность по отдельным наименованиям в помещениях централизованного запаса.

 Анализ требований-накладных отделений медицинской организации показал, что пополнение запасов медикаментами в отделениях осуществляется из централизованного места хранения лекарственных препаратов медицинской организации, что является нарушением пунктов 19 и 31 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02 июня 1987 года № 747.

 В соответствии с частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет административное наказание.

 В силу положений статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская организация обязана осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи и стандартами медицинской помощи.

 В силу положений подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», фармацевтическая деятельность является лицензируемой. Порядок лицензирования предусмотрен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности». Согласно данному постановлению, в перечень работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения включается в том числе: хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

 В соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» фармацевтическая деятельность – деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов. Порядок ее лицензирования регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года за № 1081 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности», в соответствии с которым в перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения входят в том числе:

 - хранение медицинских препаратов для медицинского применения;

 - отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения.

 В соответствии с пунктом 19 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02 июня 1987 года № 747, лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства – пятидневной, наркотические лекарственные средства – трехдневной, все остальные – десятидневной.

 Лицензия на хранение и отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения у Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Областная клиническая больница № 2» отсутствует.

 При рассмотрении дела установлено и материалами дела подтверждается, что ГБУЗ «ОКБ № 2» осуществляет закупку лекарственных препаратов в объемах значительно превышающих текущую потребность всего учреждения и хранение лекарственных средств осуществляется в отдельно выделенном помещении, в помещении выделено рабочее место для провизора-специалиста, который осуществляет закупку, приемку и временное хранение лекарственных препаратов, медицинских изделий для обеспечения лечебного процесса, а также осуществляет отпуск лекарственных препаратов в том числе наркотических и психотропных веществ. На момент проверки имелся запас медикаментов, превышающий текущую потребность по отдельным наименованиям в помещениях хранения. Анализ требований-накладных показал, что пополнение запасов медикаментами в отделениях осуществляется из централизованного места хранения лекарственных препаратов медицинской организации, что свидетельствует о нарушении требований Инструкции от 02 июня 1987 года № 747.

 Данное нарушение ГБУЗ «ОКБ № 2» требований законодательства о лицензировании, подтверждается представленными в деле доказательствами, в том числе: сведениями, указанными в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; приказом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Челябинской области (Управления Росздравнадзора по Челябинской области) № от ДД.ММ.ГГГГ о проведении плановой выездной проверки ГБУЗ «ОКБ № 2»; факсограммой; копиями требований-накладных; копиями должностных инструкций провизора и фармацевта; штатным расписанием медицинского, фармацевтического и прочего персонала ГБУЗ «ОКБ № 2»; табелем учета рабочего времени.

 Объективных данных, ставящих под сомнение вышеназванные доказательства, не имеется. Данные доказательства согласуются между собой.

 Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, при составлении протокола об административном правонарушении представитель ГБУЗ «ОКБ № 2» участвовал; права, предусмотренные статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях представителю ГБУЗ «ОКБ № 2» были разъяснены. Копия протокола вручена представителю ГБУЗ «ОКБ № 2» в установленном законом порядке.

 Доводы защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1, что в соответствии с приказом Минздравсоцразвития от 23 августа 2010 года № 706н «Об утверждении правил хранения лекарственных средств» допускается в лечебно-профилактических учреждениях помещение для хранения лекарственных средств, ГБУЗ «ОКБ № 2» выполняются требования установленные к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, основан на ином, субъективном понимании норм права.

 Правила хранения лекарственных средств устанавливают требования к помещениям для хранения лекарственных средств для медицинского применения, регламентируют условия хранения указанных лекарственных средств и распространяются на производителей лекарственных средств, организации оптовой торговли лекарственными средствами, аптечные организации, медицинские и иные организации, осуществляющие деятельность при обращении лекарственных средств, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, вместе с тем, указанные правила не содержат требований к объему хранимой продукции.

 В целях контроля за обеспечением сохранности и рационального расходования медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения Приказом Минздрава СССР от 02 июня 1987 года № 747 утверждена «Инструкция по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР».

 В соответствии с пунктом 19 указанной инструкции лекарственные средства отпускаются аптекой отделениям (кабинетам) в размере текущей потребности в них: ядовитые лекарственные средства – пятидневной, наркотические лекарственные средства - трехдневной, все остальные – десятидневной.

 В судебном заседании установлено, и подтверждается материалами дела, что ГБУЗ «ОКБ № 2» допускало хранение запаса медикаментов более указанных сроков.

 В соответствии с положением о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 года № 291 хранение лекарственных средств для медицинского применения, отпуск лекарственных средств для медицинского применения не относится к видам медицинской деятельности.

 Исходя из изложенного, следует, что, осуществляя хранение лекарственных средств для медицинского применения, в сроки превышающие установленные инструкцией, производя отпуск лекарственных средств для медицинского применения ГБУЗ «ОКБ № 2» в соответствии с пунктом 33 статьи 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61 «Об обращении лекарственных средств» осуществляет фармацевтическую деятельность, подлежащую лицензированию. При этом, суд считает необходимым отметить, что нарушение правил лицензирования не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности материальных и финансовых ресурсов.

 Оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу о наличии в действиях ГБУЗ «ОКБ № 2» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом, вопреки утверждению защитника юридического лица, из материалов дела не усматривается нарушений порядка и сроков проведения плановой проверки Территориальным органом Росздравнадзора по Челябинской области, влияющих на законность полученных доказательств и правильность данного вывода.

 При назначении административного наказания юридическому лицу – Государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Областная клиническая больница № 2», – судьей учитывается то, что ранее учреждение не привлекалось к административной ответственности за аналогичные правонарушения. Кроме того, учитывается характер совершенного правонарушения, его опасность, имущественное положение юридического лица, а так же его финансовое положение.

     Учитывая изложенное, судья считает необходимым назначить наказание в виде минимального административного штрафа, поскольку такой вид наказания в полной мере может обеспечить достижения целей административного наказания - будет способствовать предупреждению совершения правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 29.7, 29.10 и 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 П О С Т А Н О В И Л:

 Юридическое лицо – Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница № 2», – признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить данному юридическому лицу наказание в виде административного штрафа в размере ста семидесяти тысяч рублей.

 Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу по реквизитам Территориального органа Росздравнадзора по Челябинской области:

 ИНН <***> КПП 745301001

 УФК по Челябинской области

 (Территориальный орган Росздравнадзора по Челябинской области)

 Банк: ГРКЦ ГУ Банка России по Челябинской области г. Челябинск

 БИК 047501001 р/с <***>

 КБК: 060 116 90050 04 6000 140 – Прочие поступления от денежных взысканий в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты городских округов

 060 116 90050 05 6000 140 – Прочие поступления от денежных взысканий в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов

 ОКТМО – соответствующий территории административно-территориального образования, на котором расположен судебный орган.

 Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение десяти суток.

 Судья                         подпись             С.С. Мангилев

 Копия верна.

 Судья С.С. Мангилев