ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-58/2017 от 14.06.2017 Николаевский-на-амура городского суда (Хабаровский край)

Дело № 5-58/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

14 июня 2017 года г. Николаевск-на-Амуре

Судья Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края Е.Н. Головина,

с участием:

- заместителя Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирука А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица – Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии», юридический адрес: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, о привлечении к административной ответственности по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

В отношении юридического лица Краевого государственного унитарного предприятия «Хабаровские авиалинии» (далее по тексту – КГУП «Хабаровские авиалинии») возбуждено дело об административном правонарушении, о привлечении к административной ответственности по ст. 11.15.1 ч.2 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (ч.1 - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния).

Событие административного правонарушения, факт совершения противоправных действий (бездействия) юридическим лицом КГУП «Хабаровские авиалинии», предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ установлено судом 23.05.2017 г., когда КГУП «Хабаровские авиалинии» по адресу места нахождения: Хабаровский край, г. Николаевск-на-Амуре, Аэропорт, нарушены требования федерального законодательства о транспортной безопасности и требований внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а именно нарушены п.5.31.16 Требований по ОТБ, утвержденных Приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. № 40, поскольку уведомление территориальных подразделений МВД России и ФСБ России (Николаевское ЛоП и отдел УФСБ России по Хабаровскому краю в г. Николаевске-на-Амуре) о выдаче разовых пропусков, не осуществлялось на автомобиль УАЗ <данные изъяты> 01.03.2017 г., 20.02.2017 г., 18.04.2017 г.; кроме того в нарушение п.5.31.22 вышеуказанных требований по ОТБ, а также п.9.3.35 инструкции о пропускном и внутриобъектовом режимах КГУП «Хабаровские авиалинии», утвержденного генеральным директором предприятия от 30.03.2016 г., на момент проведения проверки 23.05.2017 г. КГУП «Хабаровские авиалинии» уничтожение разовых пропусков и пропусков с истекшим сроком действия не производится, в частности за 2016 год (в конце календарного года не произведено); в нарушение п.5.31.14 Требований по ОТБ сопровождение лиц, обладающих разовыми пропусками в зоны транспортной безопасности сотрудниками сил транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, не осуществляется, а именно 24.04.2017 г., 26.04.2017 г., 22.05.2017 г., поскольку автомобили сторонних организаций проезжали на территорию аэродрома аэропорта Николаевск-на-Амуре в указанные дни по разовым пропускам без сопровождения их сотрудниками сил транспортной безопасности; в нарушение п.5.31.4 Требований по ОТБ, п.7.1 Инструкции о пропускном режиме КГУП «Хабаровские авиалинии», разовые пропуска выданы без оформления предусмотренных указанными пунктами, письменных обращений, а именно 18.05.2017 г. на территорию аэродрома оформлен пропуск № 12 на имя ФИО1 без обосновывающего необходимость такого допуска, и удостоверенного печатью, письменного обращения уполномоченных сотрудников транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ и ТС; в нарушение п.5.30 Требований по ОТБ, п.8.2 Инструкции о пропускном режиме КГУП «Хабаровские авиалинии» осуществляется допуск на территорию аэродрома автомобилей без проведения досмотра, а также без соответствующего пропуска, а именно 24.04.2017 г. в зону транспортной безопасности допущен автомобиль «КАМАЗ» <данные изъяты> по пропуску, выданному по заявке Аэронавигации Дальнего Востока для <данные изъяты>, а без досмотра, предусмотренного п.8.1 инструкции о пропускном режиме, на территорию аэродрома пропущены 26.04.2017 г. автомобиль «Газель» <данные изъяты> ГБУЗ «Николаевская ЦРБ» и 22.05.2017 г. автомобиль «УАЗ» <данные изъяты> ОМВД России по Николаевскому району; в нарушение требование п.14.4.1 Требований по ОТБ, видеоидентификация объектов видеонаблюдения КГУП «Хабаровские авиалинии» не осуществляется, поскольку на момент проведения проверки по вышеуказанному адресу, разрешение установленных на КПП камер видеонаблюдения не позволяет идентифицировать государственные регистрационные знаки автомобилей и лица граждан, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов объектов транспортной инфраструктуры.

Действия (бездействие) юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» квалифицированы должностным лицом по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, которую суд признает правильной.

Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях предусматривает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.

В судебном заседании заместитель Николаевский-на-Амуре транспортного прокурора Гирук А.Н. полностью поддержал вынесенное постановление о привлечении юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» к административной ответственности по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ по доводам, в нем изложенным, поскольку обстоятельства совершения правонарушения доказаны собранными материалами дела.

В судебное заседание законный представитель (представитель, защитник) юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии», не прибыли, извещены в надлежащем порядке, о чем в материалах дела имеется соответствующее извещение о своевременном и надлежащем получении извещения о месте и времени рассмотрения дела, а именно полученное КГУП «Хабаровские авиалинии» 01.06.2017 г. о дате судебного заседания на 14.06.2017 г., причин уважительности неявки в суд не представили, заявлений, ходатайств суду не представили, об отложении рассмотрения дела, не просили.

При таких обстоятельствах суд вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие законного представителя (представителя, защитника) юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» по имеющимся в деле материалам по правилам ч.1,2 ст.25.1 КоАП РФ.

Суд, выслушав заместителя Николаевского-на-Амуре транспортного прокурора Гирука А.Н., изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Часть 2 ст.11.15.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи (ч.1 - неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как установлено судом юридическое лицо КГУП «Хабаровские авиалинии» является субъектом транспортной инфраструктуры.

В соответствии со п.10 ч.1 ФЗ от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», транспортная безопасность – это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возложено на субъекты транспортной инфраструктуры (ч.1 ст.4 ФЗ «О транспортной безопасности»).

Приказом Минтранса России от 08.02.2011 г. № 40 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта. (далее – Требования по ОТБ).

Во исполнение законодательства о транспортной безопасности КГУП «Хабаровские авиалинии» разработан и утвержден компетентным органом план обеспечения транспортной безопасности субъекта транспортной инфраструктуры.

В соответствии с п.5.31.16 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан осуществлять выдачу разовых пропусков с уведомлением уполномоченных подразделений федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

В соответствии с п. 5.31.22 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан аннулированные пропуска и пропуска с истекшим сроком действия уничтожать с обязательной регистрацией фактов уничтожения в порядке, определенном в положении (инструкции) о пропускном и внутриобъектовом режимах на ОТИ или ТС.

В соответствии с п.5.31.14 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан лиц, обладающих разовыми пропусками, за исключением уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, допускать в зоны транспортной безопасности только в сопровождении сотрудников сил транспортной безопасности ОТИ или ТС.

В соответствии с п.5.31.4 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан разовые пропуска выдавать посетителям ОТИ или ТС на основании удостоверенных печатью письменных обращений уполномоченных сотрудников субъекта транспортной инфраструктуры, федеральных органов исполнительной власти или юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории ОТИ или ТС.

В соответствии п.5.30 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры обязан воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно-пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ или ТС.

В соответствии с п.14.4.1 Требований по ОТБ субъект транспортной инфраструктуры на ОТИ третьей категории, к которой отнесено КГУП «Хабаровские авиалинии» дополнительно к требованиям пункта 5 обязан: оснастить ОТИ техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими видеоидентификацию объектов видеонаблюдения, перемещающихся через КПП на границах зоны транспортной безопасности и критических элементов ОТИ.

Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

Согласно указанному подзаконному нормативному акту, требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств воздушного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.

В соответствии с п.8.4 Инструкции о пропускном режиме КГУП «Хабаровские авиалинии» встречу транспортных средств сторонних организаций на КПП, их сопровождение до места, определенного в заявке и обратно, а также контроль за транспортным средством в процессе работы, обеспечивают начальники служб аэропорта, должностные (уполномоченные) лица субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего свою деятельность в контролируемой зоне аэропорта, подавшего заявку и ответственные за проведение работ.

В соответствии с п.8.1 указанной инструкции транспортные средства на въезде в контролируемую зону аэропорта подлежат обязательному досмотру на КПП в целях предотвращения провоза опасных предметов и веществ, а также посторонних лиц.

В соответствии с п.8.2 указанной инструкции установление личности водителя и пассажиров проводится при каждом въезде и выезде транспортного средства в контролируемую зону (из контролируемой зоны) аэропорта, при этом осуществляется проверка наличия и действительности пропусков на транспортное средство, сличается марка, государственный номер, принадлежность транспортного средства, путевой лис и иные документы.

В соответствии с п.7.1 указанной инструкции лица сторонних организаций и посетители, которым необходим доступ в контролируемую зону аэропорта для выполнения служебных заданий, допускаются по разовым или временным пропускам на основании предварительных заявок при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

В соответствии с п.9.3.35 указанной инструкции уничтожение (списание) аннулированных пропусков и пропусков с истекшим сроком действия осуществляется один раз в конце календарного года, а также при необходимости внеплановой инвентаризации комиссионно с составлением акта списания и уничтожения документов с истекшими сроками хранения.

Событие административного правонарушения, факт совершения противоправного действия (бездействия) и виновность юридического лица – КГУП «Хабаровские авиалинии» по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, установлены доказательствами, имеющимися в материалах дела, относимость, допустимость и достаточность которых у суда сомнений не вызывает: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.05.2017 г. (л.д.3-7), выпиской из ЕГРЮЛ в отношении КГУП «Хабаровские авиалинии» по состоянию на 29.05.2017 г. (л.д.57-61), решением о проведении проверки от 19.05.2017 г. (л.д.13), актом проверки исполнения законодательства от 23.05.2017 г. (л.д.14-15), заявками на оформление и выдачу пропуска от 01.03.2017 г., 18.04.2017 г., 20.02.2017 г. (л.д.16-21), выпиской из журнала учета выдачи временных личных пропусков (л.д.22-28), разовыми пропусками, заявками на оформление и выдачу пропуска (л.д.29-30), инструкцией по внутриобъектовому пропускному жиму в КГУП «Хабаровские авиалинии» (л.д.31-50), постановление Николаевского-на-Амуре городского суда Хабаровского края от 29.03.2017 г. по делу № 5-27/2017 г., вступившего в законную силу 17.04.2017 г. (л.д.51-56).

Судом установлено, что в нарушение вышеуказанных нормативных положений действующего федерального законодательства в области авиационной безопасности, а также имеющихся на данном предприятии внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, КГУП «Хабаровские авиалинии» не обеспечивает в надлежащем порядке их строгое соблюдение и выполнение, что подтверждено объективно имеющимися в деле доказательствами и проведенной Николаевской-на-Амуре транспортной прокуратурой, проверкой.

Указанные нарушения создают угрозу совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, в виду ненадлежащей организации КГУП «Хабаровские авиалинии» пропускного и внутриобъектового режимов на объекте транспортной инфраструктуры, не исполняются требования федерального законодательства о транспортной безопасности и принятые вышеуказанные внутренние организационно-распорядительные документы.

В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Источниками получения доказательств, из которых суд сделал соответствующие выводы о наличии состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, стали собранные материалы административного дела.

Виновность юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» выразилась в действиях (бездействии), неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности повторно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, а именно в нарушении требований п.п. 5.31.16, 5.31.22, 5.31.14, 5.31.4, 5.30,14.4.1 Требований № 40, а также п.п. 8.1,8.2,8.4,7.1,9.3.35 инструкции о пропускном режиме КГУП «Хабаровские авиалинии».

Доказательства, исследованные в ходе рассмотрения дела, получены в установленном КоАП РФ порядке, соответствуют требованиям относимости, допустимости, достоверности, каких-либо нарушений КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении, иных протоколов по делу, судом не установлены.

Полномочия административного органа по вынесению постановления по делу об административном правонарушении, реализованы в соответствии со ст. 28.4 и ст.25.11 КоАП РФ. Порядок и сроки привлечения к административной ответственности соответствуют требованиям КоАП РФ. Обстоятельств, исключающих производства по административному делу, не установлено.

Факт административного правонарушения (событие) и виновность юридического лица КГУП «Хабаровские авиалинии» нашли свое подтверждение собранными материалами административного дела.

КГУП «Хабаровские авиалинии» не предприняты все зависящие от него меры, направленные на обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры – контролируемой территории аэропорта.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, суд не усматривает.

Оснований для применения меры наказания в виде приостановления деятельности данного юридического лица, исходя из характера совершенного правонарушения и установленных по делу обстоятельств, суд не усматривает.

Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

В соответствии с п.3.2. статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В соответствии с п.3.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая характер совершенного КГУП «Хабаровские авиалинии» правонарушения, которое в силу п.2.9 КоАП РФ не может быть признано судом малозначительным, поскольку выявлены нарушения в состоянии защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, а также учитывая личность виновного, являющегося юридическим лицом, отсутствие по делу смягчающих и отягчающих обстоятельств, учитывая имущественное и финансовое положение юридического лица, сферу его производственной деятельности, учитывая, что противоправное действия (бездействия) КГУП «Хабаровские авиалинии» не привели к наступлению негативных последствий, учитывая степень вины юридического лица, суд приходит к выводу, что данные обстоятельства следует признать исключительными, в связи с чем назначенное наказание даже в минимальном размере – 100 000 рублей не может рассматриваться судом как справедливое и соразмерное установленному судом правонарушению и фактическим обстоятельствам дела, отвечающее принципу индивидуализации назначенного наказания, в связи с чем суд полагает необходимым снизить размер назначенного наказания и назначить его с учетом положений п.3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, т.е. ниже низшего предела, назначив сумму штрафа в размере 50000 рублей, указанная сумма с учетом установленных по делу обстоятельств будет способствовать индивидуализации назначенного КГУП «Хабаровские авиалинии» наказания и обеспечит назначение справедливого и соразмерного административного наказания данному юридическому лицу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Краевое государственное унитарное предприятие «Хабаровские авиалинии» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, неисполнении требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности повторно, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

Назначить юридическому лицу Краевому государственному унитарному предприятию «Хабаровские авиалинии» наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей с перечислением штрафа на реквизиты: УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточная транспортная прокуратура), КБК 415 1 16 90010 01 6000140, ИНН <***>, КПП 272201001, БИК 040813001, ОКТМО 08701000, р/с <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Хабаровскому краю.

Разъясняется, что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения сроки отсрочки и (или) рассрочки, предусмотренных ст.31.5 КоАП РФ. При этом неуплата административного штрафа в срок, влечет наложение административного штрафа в двухкратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысяч рублей.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Хабаровский краевой суд через Николаевский-на-Амуре городской суд Хабаровского края.

Судья Е.Н. Головина