Дело № 5-58/2021
УИД 27RS0002-01-2021-000310-20
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 марта 2021 года г.Хабаровск
Судья Кировского районного суда г. Хабаровска С.Н. Опалей, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (далее по тексту - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России), юридический адрес: г. Москва, ул. Спартаковская, д. 2Б, ИНН 7729314745, ОГРН 1027700430889, КПП 770101001,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением заместителя военного прокурора Читинского гарнизона ФИО2 от 04 декабря 2020 года в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ по факту нарушений требований ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и изданных в его развитие других нормативно-правовых актов, выявленных 06.11.2020 при поступлении в военную прокуратуру Читинского гарнизона акта 964 отдела Государственного технического надзора (территориального) Минобороны России, специалистами которого проведена проверка технического надзора на котельной № Жилищно-коммунальной службы № (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (л.д. 7-11).
Дело в силу п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица, военного прокурора Читинского гарнизона, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайств об отложении рассмотрения не поступало.
Исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует действия, выраженные в нарушении правил пользования электрической энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 экспертизе промышленной безопасности подлежат: документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта; документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности; технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных статьей 7 настоящего Федерального закона; здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности; обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что на основании поручения военного прокурора Читинского гарнизона № от 27 октября 2020 в связи с рассмотрением обращения ФИО3 в ходе проверки 30.10.2020 совместно со специалистами 964 отдела Государственного технического надзора (территориального) Минобороны России объектов казарменно-жилищного и коммунального фондов, а также котельных, находящихся в оперативном управлении к отопительному периоду 2020-2021 годов жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), являющегося структурным подразделением ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, выявлены нарушения требований ст.ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и изданных в его развитие других нормативно-правовых актов, а именно:
- на котельной №, расположенной по адресу <адрес>, ул. <адрес>Г, военный городок № выявлены следующие нарушения: при эксплуатации жидкого топлива не обеспечивается бесперебойная подача подогретого и профильтрованного мазута в количестве, соответствующем нагрузке котлов, с давлением и вязкостью, необходимым для нормальной работы форсунок; котельная не оборудована светильниками аварийного освещения; на оборудовании, запорной, регулирующей и предохранительной арматурах отсутствуют обозначения и номера, а на манометрах отсутствуют пломбы, штампы или клеймо с отметкой о проведении проверки; инструкции работников котельной не переработаны, руководством не утверждены; в электрической щитовой на предохранителях отсутствуют надписи с указанием номинального тока плавких вставок, а на кабелях бирки с указанием марки кабеля, номинального напряжения, сечения, наименования линии; на момент проверки двери РЩ-0,4кВ находились в открытом положении.
Кроме того, на котельной отсутствуют (не представлены): генеральный план с нанесенными зданиями, сооружениями и тепловыми сетями; акты испытаний и наладки тепловых энергоустановок и тепловых сетей; акты испытаний технологических трубопроводов, систем горячего водоснабжения, отопления и вентиляции; технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей; приказ о назначении лиц ответственных за пожарную безопасность; приказ о назначении лиц ответственных за электрохозяйство; приказ о назначении лиц ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок; паспорта контрольно-измерительных приборов с отметками о периодических поверках и производственных ремонтах; журнал с записями результатов поверок, калибровок и ремонтов контрольно-измерительных приборов; журнал технических осмотров зданий и сооружений; инструкция по эксплуатации зданий и сооружений; инструкция по эксплуатации дымовых труб и газоходов.
По результатам проверки котельной № жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» составлена справка (л.д. 13-15).
Приказом Минобороны России от ДАТА№ с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил Российской Федерации создано ФГБУ «ЦЖКУ».
В соответствии с пунктами 13, 14, 16, 25 устава ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России и во исполнение условий устава жилищно-коммунальной службы № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), выполняет работы по производству, передаче и распределению тепловой энергии и теплоносителя; производство горячей воды; транспортировке по трубопроводам тепловой энергии и теплоносителя; забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд и т.д.
На основании приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДАТА№ для осуществления основных видов деятельности за ФГБУ «ЦЖКУ» на праве оперативного управления закреплена котельная № (<адрес>, ул. <адрес>Г).
Котельная № обеспечивает тепловой энергией объекты инфраструктуры Читинского гарнизона Минобороны России, непосредственное обслуживание указанных котельных осуществляется филиалом ФГБУ «ЦЖКУ» по Восточному военному округу.
04 декабря 2020 года по факту выявленных нарушений заместителем военного прокурора Читинского гарнизона в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
К числу доказательств по делу об административном правонарушении относится протокол об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях гарантирует соблюдение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при составлении протокола об административном правонарушении.
В силу ст. 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Исходя из положений ст. 25.15 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1).
В силу ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц.
Филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (пункт 2 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 10.11.2020 ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России имеет филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), расположенный в г. Хабаровске Хабаровского края. Жилищно-коммунальная служба № филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), по месту расположения которой выявлены нарушения требований законодательства, не является филиалом названого юридического лица.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении его процессуальных действий.
Как следует из представленных материалов постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2020 в отношении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России составлено заместителем военного прокурора Читинского гарнизона в отсутствие законного представителя юридического лица, при этом в материалах дела отсутствовали сведения о надлежащем извещении лица, привлекаемого к ответственности о времени и месте его составления.
Прокурором в подтверждение надлежащего извещения юридического лица о времени и месте решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении предоставлено уведомление № от 19.11.2020, которое направлено в адрес юридического лица заказным почтовым отправлением, список внутренних почтовых отправлений № от 20.11.2020, кассовый чек отделения почтовой связи от 20.11.2020, а также отчет об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 67200053016088.
Вместе с тем, судьей не принимаются представленные документы в качестве доказательств, подтверждающих факт отправки и получения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ уведомления о возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку представленный список почтовых отправлений не содержит информации о вложениях, о том какое конкретно письмо отправлено в адрес ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, не указан его исходящий номер и наименование письма, кроме того не указан штриховой почтовый идентификатор (ШПИ) отправленного письма, приложенный кассовый чек отделения почтовой связи не содержит отправления с почтовым идентификатором 67200053016088, согласно телефонограмме от 12.03.2021 иных доказательств, подтверждающих факт отправки и получения ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ уведомления о возбуждении дела об административном правонарушении, не имеется. Кроме того, в графе «Отправитель» списка внутренних почтовых отправлений № 12 от 20.11.2020 указано Министерство обороны РФ.
Таким образом, достоверных данных, которые позволяют сделать вывод об уведомлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как лица, привлекаемого к административной ответственности, о составлении постановления о возбуждении дела об административном правонарушении 04 декабря 2020, материалы дела не содержат.
Сведений о том, что прокурором Читинского гарнизона предпринимались попытки выяснить причины неявки законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в материалах дела не имеется.
В данном случае порядок привлечения к административной ответственности прокурором не соблюден.
Иных документов, подтверждающих факт вручения юридическому лицу извещения о месте и времени составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется, и судье в ходе рассмотрения дела не представлено.
Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства (реестр, квитанция), подтверждающие факт направления копии постановления о возбуждении дела об административном правонарушении лицу, в отношении которого оно составлено.
Таким образом, на день составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФГКУ «ЦЖКУ» Минобороны России у прокурора не имелось сведений о надлежащем его уведомлении, однако им не были приняты меры к отложению и надлежащему уведомлению.
При таких обстоятельствах невозможно сделать вывод о соблюдении прокурором требований ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, и создании условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Тот факт, что на рассмотрение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении явился ФИО4, не свидетельствует о том, что юридическое лицо было извещено о времени и месте его составления, поскольку противоречит требованиям ст. 25.15 КоАП РФ.
В силу ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Законным представителем ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ является ФИО5
Таким образом, доверенность № ЖКС/45 от 18.02.2020 на имя ФИО4, выданная начальником ЖКС №ФИО6, не содержит право на представление и участие его именно в данном административном деле, о чем указано в уведомлении прокурора от 19.11.2020 и не является документом предоставляющим право ФИО4 действовать от имени юридического лица.
В виду того, что постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04 декабря 2020 года составлено с нарушением требований ст. 28.2 КоАП РФ, оно в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, которая устанавливает запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона, не может быть признано допустимым доказательством по делу.
Кроме того, в представленных материалах отсутствуют доказательства, подтверждающие факт извещения прокурором юридического лица о проведении проверки. По запросу суда, в подтверждение извещения, военным прокурором было представлено требование № от 27.10.2020, в котором указано, что о проведении проверки начальник ЖКУ № ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России уведомлен.
Таким образом, данных, которые позволяют сделать вывод об уведомлении ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, как юридического лица, о проверяемых объектах филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России жилищно-коммунальная служба №, материалы дела не содержат.
Существенное нарушение процессуальных требований не позволило судье первой инстанции всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии в действиях ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, в связи с чем, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ в отношении ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России прекратить по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись)
Копия верна, Судья С.Н. Опалей
<данные изъяты>
<данные изъяты>