Дело № 5-590/2015
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Ола 29 октября 2015 года
Судья Ольского районного суда Магаданской области Слободчикова О.В.,
с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2,
рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении <данные изъяты> Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ольский спортивно-технический клуб Магаданского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» ФИО2, <данные изъяты> ранее к административный ответственности не привлекавшегося,
права, которому предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.25.1 КоАП РФ, разъяснены, о чем отобрана подписка,
у с т а н о в и л:
В отношении <данные изъяты> Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ольский спортивно-технический клуб Магаданского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» (далее по тексту НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 начальником отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление образовательной деятельности с грубыми нарушениями лицензионных требований. Правонарушение, по мнению административного органа, выразилось в том, что НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» осуществляло образовательный процесс, не имея законных оснований для пользования, владения, распоряжения переданным учреждению в аренду муниципальным имуществом, а именно: договор аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.11.2011 №, заключенный между <данные изъяты> (арендодателем) и НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» (арендатором) на неопределенный срок, дополнительные соглашения к указанному договору, в том числе дополнительное соглашение от 20.01.2015, не имеют отметок о государственной регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО. НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» не зарегистрировано в установленном законодательством РФ порядке в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и Чукотскому автономному округу дополнительное соглашение от 20.01.2015 к договору аренды нежилого помещения от 15.12.2011 №, заключенному между <данные изъяты> и НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» (арендатором) на срок до 01.01.2017, которым устанавливалась новая величина платы за аренду нежилого помещения. Мер по подготовке и направлению в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО документов для государственной регистрации договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.11.20114 №, дополнительного соглашения от 20.01.2015 к договору аренды нежилого помещения 15.12.2011 № принято не было, что является нарушением требований подп.«а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966. Кроме того, в нарушение подп.«в» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, в НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» не создано условий для охраны обучающихся в соответствии со ст.ст.37, 41 Федерального закона «Об образовании в РФ», а именно – в образовательном учреждении отсутствуют помещения для питания обучающихся, помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
В судебном заседании вр.и.о. начальника НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 с протоколом об административном правонарушении не согласился и пояснил, что он назначен на должность <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» с 14.05.2015, заработная плата составляет <данные изъяты> рублей. При назначении его на должность все документы учреждения и имущество передавалось ему по акту, договор аренды земельного участка и дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения ему не передавались. Эти документы им были обнаружены только при подготовке к проверке, а поскольку о проверке он был уведомлен за неделю до ее проведения, времени для принятия мер к государственной регистрации договора и дополнительного соглашения у него не было. В настоящее время он записался на 02.11.2015 на прием для передачи документов для регистрации дополнительного соглашения к договору аренды недвижимого имущества. В отношении договора аренды земельного участка в <данные изъяты> ему пояснили, что этот договор государственной регистрации не подлежит, так как заключен на неопределенный срок. В отношении обязанности организации питания и медицинской помощи обучающихся пояснил, что занятия с курсантами проводятся в течение трех часов в день в вечернее время с 18-00 часов, поэтому необходимость в организации питания в течение столь непродолжительного времени, отсутствует. Наличие медицинского кабинета в учреждении не предусмотрено и его никогда не было. Ему достоверно известно, что когда учреждение получало лицензию в 2012 году медицинский кабинет также отсутствовал. Все курсанты проходят медицинскую комиссию перед началом обучения. Аптечки первой медицинской помощи в наличии имеются, а в случае возникновения нештатных ситуаций есть возможность обратиться в Ольскую районную больницу. Просил с учетом изложенного прекратить производство по административному делу в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы административного дела, судья приходит к следующему.
Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено наказание для должностных лиц в виде наложения административного штрафа в размере от 20000 до 30000 тысяч рублей.
Необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ является грубое нарушение таким лицом требований или условий специального разрешения (лицензии).
В Примечании к статье 19.20 КоАП РФ отмечено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В пункте 9 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее Положение), раскрыто понятие грубого нарушения лицензионных требований и условий, к которым относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения (подп. «а» п.9), а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения (подп. «б» п.9).
В соответствии с подпунктами «а», «в» пункта 6 Положения одними из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Судом установлено, что на основании приказа министра образования и молодежной политики Магаданской области № от 23.09.2015, полученного <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 23.09.2015, с 30.09.2015 по 09.10.2015 министерством образования и молодежной политики Магаданской области проведена плановая выездная проверка в отношении НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России», расположенного по адресу: <адрес>, осуществляющего образовательную деятельность на основании выданной департаментом образования администрации Магаданской области бессрочной лицензии серия РО № от 12.03.2012.
Из акта проверки №, составленного 09.10.2015 в 10-00 часов, следует, что в ходе проверки НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» выявлены нарушения обязательных требований, а именно: п.4.1 – Образовательным учреждением не направлены в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и ЧАО документы для осуществления в установленном законодательством РФ порядке государственной регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, подписанного арендатором и арендодателем ДД.ММ.ГГГГ, договора и дополнительного соглашения к договору аренды земель для несельскохозяйственных нужд от ДД.ММ.ГГГГ№-а-2011, подписанного арендатором и арендодателем ДД.ММ.ГГГГ. Указанные договор и дополнительное соглашения вследствие этого не зарегистрированы Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> и ЧАО (ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»); в учреждении не создано условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со ст.ст.37 и 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» (подп.«а», «в» п.6, подп.«а» п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.20.2013 №).
Согласно п.3 ст.433 ГК РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п.1 ст.164 ГК РФ сделки с землей и другим недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях и в порядке, предусмотренных действующим законодательством. На основании п.2 ст.609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом. Применительно к договорам аренды земельных участков специальное правило установлено п.2 ст.26 ЗК РФ, согласно которому договоры аренды земельного участка, заключенные на срок менее года, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Очевидно, что договор аренды земельного участка, заключенный на неопределенный срок, не может быть отнесен ни к договорам, заключенным на срок менее года, ни к договорам, заключенным на один год и более. Такой договор может быть прекращен в любое время не только по соглашению сторон, но и по требованияю любой из сторон при условии предупреждения другой стороны об отказе от договора за три месяца, если иной срок не установлен законом или договором (п.2 ст.610 ГК РФ)
Следовательно, договор аренды земельного участка, заключенный на неопределенный срок, не подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента его подписания.
Указание административного органа на необходимость государственной регистрации договора аренды земель для несельскохозяйственных нужд от 25.11.2011, заключенного между администраций МО «поселок Ола» и НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» и дополнительного соглашения к нему основаны на неправильном толковании норм гражданского и земельного законодательства.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» во всех случаях, когда закон предусматривает государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, такая регистрация всегда является обязательной.
Соглашение сторон об изменении размера арендной платы, указанного ими в договоре аренды недвижимого имущества, подлежащем государственной регистрации, также подлежит обязательной государственной регистрации, поскольку является неотъемлемой частью договора аренды и изменяет содержание и условия обременения, порождаемого договором аренды.
Таким образом, дополнительное соглашение от 20.01.2015 к договору аренды нежилого помещения от 15.12.2011 №, заключенному между МО «поселок Ола» и НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России», которым устанавливалась новая величина арендной платы за аренду нежилого помещения, подлежало государственной регистрации, так как договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Магаданской области и ЧАО в установленном порядке.
Вместе с тем, из представленного ФИО2 акта на прием-передачу документов от 15.05.2015 следует, что дополнительное соглашение к договору аренды нежилого помещения от 15.12.2011 №, подписанное арендатором и арендодателем 20.01.2015, ему не передавалось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности доводов ФИО2 о том, что ему не было известно о существовании указанного дополнительного соглашения, следовательно его вина в совершении данного нарушения отсутствует.
Статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что Охрана здоровья обучающихся включает в себя в числе прочего оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; организацию питания обучающихся.
Согласно статье 37 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.
Приказом Минздравсоцразвития России N 213н, Минобрнауки России N 178 от 11.03.2012 утверждены Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, в соответствии с п.10 которых интервалы между приемами пищи обучающихся и воспитанников образовательных учреждений рекомендуется составлять не менее 2 - 3 часов и не более 4 - 5 часов.
Из анализа вышеприведенных норм следует, что обязанность организации питания обучающихся лежит на образовательных учреждениях, в которых процесс обучения проходит свыше 4-5 часов.
Из представленных ФИО2 журналов учета занятий следует, что занятия в НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» проходят в течение 3 часов. При таких обстоятельствах обязанность обеспечения обучающихся питанием законом не предусмотрена.
Частью 3 ст.41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закреплено, что образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии с пунктом 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности, для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган, в том числе, копии документов, подтверждающих наличие помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
Кроме того, согласно подпункту «в» пункта 4 и подпункту «в» пункта 6 Положения о лицензировании одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона № 273-ФЗ.
Исходя из изложенного организация, осуществляющая образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, обязана иметь помещение для осуществления медицинской деятельности в соответствии с установленными требованиями.
Из акта проверки НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» № от 09.10.2015, протокола об административном правонарушении от 09.10.2015 и пояснений ФИО2 в судебном заседании следует, что помещение для осуществления медицинской деятельности в учреждении отсутствует.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, судья приходит к выводу, что изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства частично нашли свое подтверждение в судебном заседании.
Судья приходит к выводу, что нарушений подп.«а» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности в действиях вр.и.о. начальника НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 не усматривается, поскольку договор аренды земель несельскохозяйственного назначения, заключенный на неопределенный срок, государственной регистрации не подлежит, а в отношении регистрации дополнительного соглашения к договору аренды нежилого помещения судья не усматривает вины ФИО2, поскольку данное соглашение ему при назначении на должность не передавалось.
Вместе с тем, в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что в НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» отсутствует помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности, что является нарушением подп.«в» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Приказом председателя Магаданского регионального отделения ДОСААФ России от 14.05.2006 № ФИО2 назначен <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» с 14.05.2015.
Материалы дела объективно свидетельствуют о наличии вины <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 в совершении административного правонарушения которая в рассматриваемом случае выразилась в осуществлении образовательной деятельности НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» с грубым нарушением требований лицензии, в связи с чем судья квалифицирует его действия по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ
Разрешая вопрос о назначении наказания за совершенное правонарушение, судья отмечает следующее.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.2 ст.4.1 КоАП РФ).
Законодатель, установив названные положения в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В процессе рассмотрения дела об административном правонарушении было установлено, что НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам профессиональной переподготовки водителей транспортных средств, профессиональной подготовки водителей категорий «В», «С» и «Е». Процесс обучения проходит в вечернее время не более трех часов в день. Учреждение является социально ориентированной некоммерческой организацией. ФИО2 назначен на должность <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» с 14.05.2015, то есть за 3,5 месяца до проведения проверки. При этом, осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований является длящимся правонарушением, совершавшимся в форме бездействия продолжительное время, из которого на период осуществления ФИО2 обязанностей <данные изъяты> пришлось лишь 3,5 месяца.
При данных обстоятельствах, принимая во внимание тип образовательной организации, возраст обучающихся, получающих дополнительное образование, срок обучения, продолжительность и время проведения занятий, период времени, в течение которого ФИО2 осуществлял обязанности <данные изъяты>, выявленное правонарушение суд находит малозначительным.
Согласно ст.2.9. КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется с учетом обстоятельств рассматриваемого дела.
Оценивая исследованные в процессе рассмотрения дела доказательства и установленные по делу обстоятельства, судья приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о грубом или сознательном нарушении закона со стороны <данные изъяты> НОУ ДПО «Ольский СТК ДОСААФ России» ФИО2 и высокой общественной опасности совершенного правонарушения, а также приходит к выводу о несоразмерности предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ наказания характеру совершенного правонарушения. При этом учитывая обстоятельства совершенного правонарушения, а именно тот факт, что нарушение лицензионных требований является длящимся, а ФИО2 исполняет обязанности <данные изъяты> непродолжительное время, а также разовый характер противоправного поведения, судья считает возможным ограничиться в отношении должностного лица ФИО2 применением ст.2.9 КоАП РФ, в соответствии с которой освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, принимая во внимание малозначительность совершенного административного правонарушения, хотя формально и содержащего признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющего существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.2.9, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Освободить <данные изъяты> Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ольский спортивно-технический клуб Магаданского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» ФИО2 от административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <данные изъяты> Негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Ольский спортивно-технический клуб Магаданского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «ДОСААФ России» ФИО2 прекратить.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Установить срок изготовления мотивированного постановления – 30.10.2015.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья О.В. Слободчикова