Дело № 5-590/2019
51RS0002-01-2019-002683-29
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
15 июля 2019 года город Мурманск
Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., (<...>), рассмотрев административный материал в отношении:
Открытого акционерного общества «Северное Морское Пароходство» ***, ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,
в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Мурманск *** из порта *** прибыло без груза транспортное средство ***, судовладелец открытое акционерное общество «Северное Морское Пароходство» (далее ОАО «Северное Морское Пароходство»).
При осуществлении таможенного контроля таможенному органу перевозчиком, среди прочих, были предоставлены документы и сведения, зарегистрированные таможенным органом *** в ***
В ходе совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля прибытия транспортного средства *** был проведен таможенный осмотр транспортного средства ***, в результате которого установлен незаявленный в документах перевозчика товар *** а именно:
1. ***
2. ***
3. ***
4. ***
*** Всего ***, общим объемом ***.
Административным органом выявлено, что перевозчиком таможенному органу не были сообщены сведения о ***, общим объемом *** при ввозе на таможенную территорию Союза в представленных таможенному органу документах при прибытии транспортного средства ***
*** по данному факту в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
Данный товар изъят по протоколу изъятия вещей и документов от *** и помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни.
*** по результатам административного расследования в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.
*** административное дело в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.
В судебное заседание законный представитель, защитник ОАО «Северное Морское Пароходство», в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не явились, общество о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представлено.
Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В связи с отсутствием обязанности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, присутствовать на рассмотрении административного дела, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя, защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях ОАО «Северное Морское Пароходство» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:
- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ; (л.д. 2-4)
- копией генеральной декларации на судно *** согласно которой в качестве груза указан ***; (л.д. 5)
- копией грузовой декларации *** в которой отражено, что груза на судне не имеется; (л.д. 6)
- копией декларации о судовых припасах от ***, в которой выявленный товар не указан; (л.д. 7)
- копией приложения к декларации о судовых припасах от ***; (л.д. 8)
- копией судовой роли; (л.д. 9, 14)
- копией декларации о личных вещах экипажа; (л.д. 10)
- копией заявления за 72 часа №*** от ***, согласно которой на судне груза нет; (л.д. 11)
- копией акта таможенного осмотра от ***№***, в котором зафиксировано обнаружение товара ***; (л.д. 12-13)
- фото-таблицей к акту осмотра от ***№***, на которой отображен обнаруженный товар; (л.д. 15-23)
- копией объяснений ФИО1 старшего механика *** от ***, и ФИО2., капитана *** от ***, согласно которым выявленная таможенным органом *** не была внесена в документы о судовых припасах, учет *** на судне ведется, но поскольку отсутствует графа ***, в связи с этим сведения о ней в документы не внесены. (л.д. 24, 25)
- копией свидетельства о праве плавания ***, в котором указано. что собственником *** является ОАО «Северное Морское Пароходство» (л.д. 27-28)
- протоколом изъятия вещей и документов от *** и актом приема-передачи вещественных доказательств от ***, согласно которым были изъяты ***, общим объемом ***, изъятый предмет административного правонарушения помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (л.д. 29-32, 34, 12)
- фото-таблицей к протоколу изъятия вещей и документов от ***, на которой отображен изъятый товар; (л.д. 35-39)
- протоколом опроса свидетеля ФИО2 от ***, являющимся капитаном судна *** который пояснил, что обнаруженная на судне должностным лицом таможенного органа ***, общим объемом *** не была внесена в декларацию судовых припасов, также она не была внесена в иные документы предоставленные таможенному органу при прибытии судна ***в порт ******; (л.д. 41-43)
- письмом ОАО «Северное Морское Пароходство» от ***№***, из которого следует, что ОАО «Северное Морское Пароходство» является судовладельцем (собственником) судна *** и на момент прихода в порт Мурманск *** и представления таможенному органу стандартных документов перевозчика находилось в оперативном управлении ОАО «Северное Морское Пароходство». Собственником и владельцем вышеуказанной ***, общим объемом *** является ОАО «Северное Морское Пароходство». Обнаруженная на судне *** является судовыми припасами судна *** ОАО «Северное Морское Пароходство» знакомо с таможенным законодательством, регламентирующим порядок представления перевозчиком, таможенному органу документов и сведений при прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС. ОАО «Северное Морское Пароходство» знало об ответственности, установленной КоАП РФ, за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест товаров при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС. ОАО «Северное Морское Пароходство» не признает свою вину в совершении данного административного правонарушения, так как считает, что судовые припасы не являются перевозимым грузом и указание их в грузовых документах не требуется; (л.д. 53-55)
- копиями сведений о финансовом состоянии ОАО «Северное Морское Пароходство»; (л.д. 67-70)
- выпиской ЕГРЮЛ в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство» от ***; (л.д. 74-79)
- протоколом об административном правонарушении №*** в отношении ОАО «Северное Морское Пароходство», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования; (л.д. 82-85)
- а также иными документами, представленными в административном деле.
Изучив материалы дела, считаю вину ОАО «Северное Морское Пароходство» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.
Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)
Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)
Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров (подпункт 26).
Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).
Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).
Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).
Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).
В соответствии с п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.
Согласно пункту 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).
В соответствии с подпунктом 30 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС, «припасы» - товары, необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания водных судов, воздушных судов и поездов в местах их стоянки и пути следования, за исключением запасных частей и оборудования; предназначенные для потребления и (или) использования пассажирами и членами экипажей водных, воздушных судов или пассажирами поездов и работниками поездных бригад, а также для раздачи или реализации таким лицам.
Аналогичное определение содержится в разделе 1 Приложения к Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 года (Лондонская конвенция):
Судовые припасы. Товары, предназначенные для потребления на судне, включая продовольственные товары, товары, подлежащие продаже пассажирам и членам экипажа судна, топливо и смазочные материалы. Сюда не входят предметы судового снаряжения и судовые запасные части.
Судовая химия может быть отнесена к категории припасов, как товар, предназначенный для потребления на судне, но при условии предоставления при прибытии на таможенную территорию Союза такого товара документов и сведений, предусмотренных пп. 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, а также при условии заявления указанного товара при прибытии судна в качестве припасов в соответствии с пунктом 3 статьи 105 ТК ЕАЭС.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке водным транспортом перевозчик представляет документы и сведения, в том числе в отношении припасов -декларацию о судовых припасах (сведения о судовых припасах, имеющихся на судне -наименования и количество).
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 105 ТК ЕАЭС при таможенном декларировании припасов может использоваться декларация на товары либо декларация на транспортное средство.
Поскольку при прибытии судна на таможенную территорию Союза в представленных документах и сведениях *** не была заявлена в качестве припасов с использованием декларации на товары либо декларации на транспортное средство, такой товар, в рассматриваемом случае, не может быть отнесен к категории припасов.
Учитывая положения пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, в рассматриваемом случае является ОАО «Северное Морское Пароходство», поскольку согласно свидетельству о праве собственности на судно и генеральной декларации от *** собственником судна и перевозчиком груза является ОАО «Северное Морское Пароходство».
Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам
Согласно примечанию к данной статье под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании ОАО «Северное Морское Пароходство» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях РФ формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.
Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что ОАО «Северное Морское Пароходство» при прибытии судна *** на таможенную территорию Союза был представлен недействительный документ - грузовая декларация от ***г., необходимая для международной морской перевозки и сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, наименовании товаров ***
Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Вступая в таможенные правоотношения, Общество должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для соблюдения требований Таможенного законодательства.
Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, не представлено.
Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность правонарушителя, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими наказание ОАО «Северное Морское Пароходство», признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих наказание ОАО «Северное Морское Пароходство», не установлено.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.
Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, назначаю юридическому лицу наказание в виде предупреждения.
Назначая наказание в виде предупреждения, считаю, что данная мера административного наказания, в данном случае может рассматриваться органами административной юрисдикции как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие, отвечающее достижению целей административного наказания, и принципам справедливости, неотвратимости юридической ответственности.
Издержки по настоящему делу – отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3.1, 3.4, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Открытое акционерное общество «Северное Морское Пароходство», ИНН ***, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Предмет административного правонарушения, а именно ***, общим объемом ***:
1. *** емкостью ***
2. *** емкостью ***
3. *** объем ***
4. *** емкостью ***,
изъятая по протоколу изъятия вещей и документов от *** в рамках дела об административном правонарушении №***, помещенная в КХВД Мурманской таможни адрес*** - вернуть владельцу после вступления настоящего постановления в законную силу и завершения таможенного оформления.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.
Судья Первомайского районного
суда города Мурманска /подпись/ М.С. Дурягина