ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-592/18 от 29.11.2018 Лабинского городского суда (Краснодарский край)

Административное дело <...>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<...> 29 ноября 2018 года

Лабинский городской суд <...> в составе:

председательствующего судьи Чимирис Н.М.,

при секретаре ФИО3,

с участием: представителя муниципального органа – председателя контрольно-счетной палаты муниципального образования <...>ФИО4, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1,

рассмотрев административный материал в отношении должностного лица ФИО1 по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, поступивший из контрольно-счетной палаты муниципального образования <...>,

установил:

На рассмотрение Лабинского городского суда <...> из контрольно-счетной палаты муниципального образования <...> поступил протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.1 КоАП РФ в отношении должностного лица ФИО1, по факту нарушения условий предоставления субсидий.

В судебном заседании представитель муниципального органа – председатель контрольно-счетной палаты муниципального образования <...>ФИО4, просила суд привлечь ФИО1 к административной ответственности и назначить наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 15.5.5 КоАП РФ.

В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, вину в совершении вменяемого ему правонарушения признал, однако, просил суд признать правонарушение малозначительным и ограничиться устным замечанием, поскольку, хотя формально признаки административного правонарушения и содержатся, но сводится не к нарушению условий предоставления субсидий, а у незначительному нарушению графика оплаты.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по делу об административном правонарушении по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как следует из протокола об административном правонарушении <...> от <...>, составленного председателем контрольно-счетной палаты муниципального образования <...>ФИО4, между управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> и спортивной школой заключено соглашение без номера «О предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)» от <...> (далее - соглашение). Предметом соглашения являются «отношения между сторонами, возникающие при предоставлении Учредителем Учреждению субсидии из местного бюджета на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ)». Подпунктом 2.1.2 пункта 2.1 «Учредитель обязуется» соглашения определено, что годовой объем субсидии в 2017 году будет предоставлен в сумме 12 028 700,00 рублей.

В пункте 3 статьи 9.2 «Бюджетное учреждение» Федерального закона от <...> № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определено, что муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

В силу части 4 статьи 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовое обеспечение выполнения муниципальных заданий осуществляется за счет средств местных бюджетов в порядке, установленном местной администрацией.

Постановлением администрации муниципального образования <...> от <...><...> «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования <...> и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» утверждено Положение о порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования <...> (далее - МО <...>) и финансового обеспечения выполнения муниципального задания (далее - Положение по формированию муниципального задания).

В пунктах 7 и 34 Положения по формированию муниципального задания определено, что в случае внесения изменений в показатели муниципального задания, в нормативные правовые акты, на основании которых было сформировано муниципальное задание, а также изменения размера бюджетных ассигнований, предусмотренных в местном бюджете для финансового обеспечения выполнения муниципального задания, влекущих за собой изменение муниципального задания, формируется новое муниципальное задание (с учетом внесенных изменений) в соответствии с настоящим Положением. Уменьшение объема субсидии в течение срока выполнения муниципального задания осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.

Постановлением администрации МО <...> от <...><...> с <...> пункт 34 Положения по формированию муниципального задания изложен в следующей редакции:

«34. Уменьшение субсидий на выполнение муниципального задания в течение срока его выполнения возможно при внесении соответствующих изменений в показатели, характеризующие объем муниципальных услуг, установленных муниципальным заданием, либо на основании корректировки нормативных затрат, применяемых при расчете объема финансового обеспечения муниципального задания».

В пункте 2.2 соглашения определено, что учредитель вправе изменять размер предоставляемой в соответствии с настоящим соглашением субсидии в течение срока выполнения муниципального задания, в случае внесения соответствующих изменений в муниципальное задание, а также нормативных затрат, указанных в подпункте 2.1.1 соглашения.

Между управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> и спортивной школой заключено четыре дополнительных соглашения к соглашению, в том числе:

дополнительное соглашение от <...>: размер субсидии составил 12 179 800,0 рублей (далее – доп. соглашение <...>), или с ростом к первоначальному размеру субсидии на 151 100,0 рублей, при этом показатели объема муниципальной услуги и показатели качества муниципальной работы не изменились. По данным измененного муниципального задания на 2017 год (утверждено приказом управления физической культуры и спорта администрации МО <...> от <...><...>) на этапе начальной подготовки значение показателя качества муниципальной услуги «Доля лиц, прошедших спортивную подготовку на этапе начальной подготовки и зачисленных на тренировочный этап (этап спортивной специализации)», определенного в первоначальном муниципальном задании в значении «О» процентов, изменено и составило 86 процентов.

дополнительное соглашение от <...>: размер субсидии составил 12 176 000,0 рублей (далее — доп. соглашение <...>), или со снижением на 3800,0 рублей к размеру субсидии, отраженному в доп. соглашении <...>, при этом, в муниципальное задание в показатели объема муниципальной услуги и в показатели качества работы изменения не вносились.

Таким образом, в марте 2017 года увеличена субсидия на выполнение муниципального задания на 147 300,0 рублей.

дополнительное соглашение от <...>: размер субсидии не изменился и составил 12 176 000,0 рублей (внесены изменения в график перечисления субсидий, далее — доп. соглашение <...>);

дополнительное соглашение от <...>: размер субсидии составил 12 376 000,0 рублей, или с ростом на 200 000,0 рублей к размеру субсидии, отраженному в доп. соглашении <...>.

На бумажном носителе спортивной школой представлены:

- муниципальное задание на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), утверждено приказом исполняющего обязанности начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО5 от <...><...>, далее — первоначальное муниципальное задание);

- изменение в муниципальное задание на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), утверждено приказом исполняющего обязанности начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО1 от <...><...>);

- предварительный отчет об исполнении муниципального задания на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), сдан спортивной школой <...>;

- изменение в муниципальное задание на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов)» (утверждено приказом начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО1 от <...><...>);

- отчет об исполнении муниципального задания на 2017 год (на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов), сдан спортивной школой <...>.

По данным платежных поручений управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> в 2017 году на лицевой счет учреждения <...>.51.008.0, открыт в финансовом управлении администрации МО <...>, перечислена субсидия на выполнение муниципального задания в общей сумме 12 376 000,0 рублей, что составило 100 % от заключенного соглашения и дополнительных соглашений к соглашению.

В пункте 4 статьи 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется за счет средств местного бюджета в порядке, установленном соответственно местной администрацией.

Пунктом 37 Положения по формированию муниципального задания определено, что перечисление субсидии осуществляется органом, осуществляющим полномочия учредителя, в соответствии с графиком, содержащимся в соглашении, не реже одного раза в месяц.

Пунктом 38 Положения по формированию муниципального задания определено, что перечисление субсидии в декабре осуществляется не позднее 2 рабочих дней со дня представления муниципальным бюджетным или муниципальным автономным учреждением муниципального образования <...> предварительного отчета об исполнении муниципального задания. Предварительный отчет об исполнении муниципального задания представляется за два рабочих дня до дня перечисления субсидии в декабре.

В подпункте 2.1.2 соглашения определено, что перечисление субсидии в декабре осуществлять не позднее 2 рабочих дней со дня представления Учреждением предварительного отчета об исполнении муниципального задания».

Спортивной школой <...> (пятница) сдан предварительный отчет об исполнении муниципального задания за 2017 год.

Управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> по платежному поручению <...> от <...> (четверг) на лицевой счет спортивной школы перечислена субсидия на оказ. муниципальной услуги (з/пл) ноябрь 2017 г. в сумме 150 000,00 рублей.

Таким образом, управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> в нарушении пункта 4 статьи 69.2 «Государственное (муниципальное) задание» Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 38 приложения к постановлению администрации МО <...> от <...><...> «О порядке формирования муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования <...> и финансового обеспечения выполнения муниципального задания», подпункта 2.1.2 соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания субсидия в сумме 150 000,00 рублей в декабре 2017 года перечислена позднее 2 рабочих дней со дня предоставления спортивной школой предварительного отчета об исполнении муниципального задания.

Также, между управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> и учреждением <...> заключено соглашение без номера «О порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели», предметом соглашения является определение порядка и условий предоставления Учредителем учреждению субсидий на иные цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на выполнение муниципального задания. Подпунктом 2.1.1 пункта 2.1 «Учредитель обязуется» соглашения определено, что годовой объем субсидий в 2017 году будет предоставлен в сумме 300 000,00 рублей (на финансирование спортивных мероприятий муниципальной программы «Развитие администрации МО <...> от <...><...>, далее - Соглашение <...>).

В дополнительном соглашении от <...> к Соглашению <...>, вступающем в силу со дня его подписания, приложение <...> «График перечисления Субсидии на иные цели» к Соглашению <...> изложено в новой редакции.

<...> сторонами Соглашения <...> подписано соглашение о расторжении соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели от <...>, в пункте 3 которого определено, что на момент расторжения соглашения, часть субсидии, перечисленной и принятой учреждением составляет 152 700,00 рублей, что на 147 300,00 рублей меньше первоначального размера субсидии, определенного в Соглашении <...>.

В подпункте 2.1.2 Соглашения <...> определено, что Учредитель обязуется перечислять Учреждению субсидию в соответствии с графиком перечисления субсидии, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, при наличии средств в местном бюджете.

В приложении <...> «График перечисления Субсидии на иные цели» к Соглашению <...> определены сроки предоставления субсидии спортивной школе и сумма.

В подпунктах 2.2.2 и 2.2.3 Соглашения <...> определено, что Учредитель вправе сокращать размер предоставляемой субсидии и (или) требовать частичного или полного возврата предоставленной Учреждению субсидии в случае, если фактические расходы Учреждения на предусмотренные цели меньше по объему, чем это предусмотрено, или не соответствует цели и назначению субсидии. Изменять даты и суммы платежей, указанных в графике перечисления субсидий, по мере предоставления Учреждением сметной документации.

Пунктом 5.1 Соглашения <...> определено, что изменение настоящего Соглашения осуществляется в письменной форме в виде дополнений к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.

По данным платежных поручений в 2017 году управлением физической культуры и спорта администрации МО <...> на лицевой счет <...>.61.008.0, тип средств: 50.10.01 учреждению перечислена субсидия на иные цели в общей сумме 152 700,00 рублей, что составило 100 % от заключенного Соглашения <...>. В соответствии с графиком перечисления субсидии (в редакции от <...>), являющемся приложением <...> к Соглашению <...>:

в феврале 2017 года предусмотрен срок предоставления субсидии в размере 70 000,0 рублей до 28 февраля. Субсидия в размере 70 000,0 рублей перечислена спортивной школе по платежному поручению от <...><...>. В то же время по платежному поручению от <...><...> произведен возврат субсидии излишне перечисленных ден. средств по п/п 152 от <...> л/сч 9<...>,0 т.с <...> в сумме 42 600,00 рублей (по данным распоряжения администрации МО <...> от <...><...>-рл «О возложении обязанностей на ФИО5, ФИО1» с <...> по <...> исполнение обязанностей начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...> на время ежегодного оплачиваемого отпуска начальнике физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО6 возложены на заместителя начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО1).

По платежному поручению от <...><...> спортивной школе перечислена субсидия в сумме 42 600,0 рублей.

Из пояснений ФИО1 установлено, что он исполнял обязанности начальника управления физической культуры и спорта администрации муниципального образования <...> с <...> по <...>.

На лицевой счет муниципального бюджетного учреждения спортивная школа спортивной борьбы муниципального образования <...><...>.61.008.0, тип средств: 50.10.01 перечислена субсидия на иные цели в общей сумме 152 700,0 рублей, что составило 100 % от заключенного Соглашения <...>. В соответствии с графиком перечисления субсидии (в редакций от <...>), являющемся приложением <...> к Соглашению <...> в феврале 2017 года предусмотрен срок предоставления субсидии в размере 70 000,0 рублей до 28 февраля. Субсидия в размере 70 000,0 рублей перечислена спортивной школе по платежному поручению от <...><...>. Затем по платежному поручению от <...><...> произведен возврат субсидии излишне перечисленных денежных средств по п/п 152 от <...> л/сч 9<...>,0 т.с <...> в сумме 42 600,0 рублей. Возврат произведен, поскольку предполагалось подписать внесение изменений в Соглашение <...> в связи с переходом на новый тип учреждения с <...>.

Первоначально директор муниципального бюджетного учреждения спортивная школа спортивной борьбы муниципального образования <...>ФИО7 был согласен на данные действия и управлением физической культуры и спорта администрации муниципального образования <...> был произведен возврат в феврале. Однако впоследствии ФИО7 отказался подписать изменения в соглашение и в марте 2017 года данная сумма была возвращена на лицевой счет школы, но изменения в график перечисления субсидии не были внесены.

Таким образом, управлением физической культуры и спорта администрации МО <...>, как главным распорядителем бюджетных средств, нарушены положения статьи 78.1 «Предоставление субсидий (кроме субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность) некоммерческим организациям, не являющимся казенными учреждениями Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения подпункта 2.1.2 Соглашения <...> в 2017 году субсидия на иные цели в сумме 42600,0 рублей предоставлена учреждению в нарушении условий предоставления субсидий, определенных в Соглашении <...>.

Нарушение главным распорядителем бюджетных средств - управлением, физической культуры и спорта администрации МО <...>, предоставляющим субсидии юридическим лицам, условий их предоставления, несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств, бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств влечет ответственность, установленную частью 1 статьи 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В данных действиях усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, срок привлечения к административной ответственности не истек.

Распоряжением администрации МО <...> от <...><...>-рл, на ФИО1 возложено исполнение обязанностей начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...> с 21 февраля по <...>.

Распоряжением администрации МО <...> от <...><...>-рл, ФИО1 назначен на должность муниципальной службы начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...><...>.

Между администрацией МО <...> и ФИО1<...> заключен трудовой договор <...> о назначении ФИО1 на должность начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ, исполняющий обязанности начальника управления физической культуры и спорта администрации МО <...>, а в последствии начальник управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО1 являлся должностным лицом.

Таким образом, начальником управления физической культуры и спорта администрации МО <...>ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.15.5 «Нарушение условий предоставления субсидий» КоАП РФ.

Датами совершения административного правонарушения являются даты платежных поручений: <...> (перечисление субсидии), <...> (возврат субсидии).

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от <...> N 5 указано, что если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно пункту 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <...> N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий (п. 18 указанного Постановления Пленума ВАС РФ от <...> N 10).

Исследовав материалы дела, выслушав ФИО1, суд полагает, что в действиях ФИО1 формально содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.5.5 КоАП РФ, но с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, данное деяние не представляет большой общественной опасности и не нанесло сколько-нибудь значительного ущерба государственным или общественным интересам, т.е. является малозначительным, что является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности.

При таких обстоятельствах, суд считает, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 2.9, ч. 1 ст. 15.15.5, ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

постановил:

Освободить ФИО1 от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях в связи с малозначительностью правонарушения, ограничиться устным замечанием. Производство по делу прекратить.

Настоящее постановление может быть обжаловано в <...>вой суд через Лабинский городской суд лицом, подвергнутым административному наказанию, в течение 10 суток со дня вручения или получения им копии постановления.

По истечении этого срока необжалованное постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу и обращается к исполнению.

Судья Лабинского

городского суда ___________________________Н.М. Чимирис