Дело № 5-596/2017 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 18 декабря 2017 года пгт Красногвардейское Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым Шевченко И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> УзССР, гражданина Российской Федерации, не работающего, проживающего по <адрес> Республики Крым, привлекаемого по ст.20.2 ч.5 КоАП РФ, установил: ДД.ММ.ГГГГ в 11:00 час. ФИО1, находясь вблизи пгт <адрес> Республики Крым на обочине <адрес>» и держа в руках плакат с надписью «Прекратите беспредел в отношении народа», принял участие в несогласованном с органом местного самоуправления муниципального образования публичном мероприятии в форме пикета, являющемся коллективной публичной акцией, проводимой гражданами ДД.ММ.ГГГГ в период с 10:00 до 12:00 час. на территории Республики Крым под видом одиночных пикетов с использованием плакатов, содержащих единую тематику, объединенных единым замыслом и общей организацией, чем нарушил требования ч.ч. 1, 1.1 ст.7 Федерального закона от 19.06.2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», ч.1 ст.2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 56-ЗРК "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>". В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что в связи с тем, что расстояние между одинокими пикетчиками составляло более 50 м, в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, от дачи каких-либо иных пояснений в соответствии со ст.51 Конституции РФ отказался. Проверив материалы дела, выслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, прихожу к выводу о наличии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности. В соответствии с ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 настоящей статьи, предусматривающей административную ответственность за те же действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если они не содержат уголовно наказуемого деяния. Согласно ст. 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия". Конституция Российской Федерации гарантирует право граждан собираться мирно без оружия, проводить митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31). Также гарантируются свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (статья 29). Статья 55 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Закон о собраниях). Закон о собраниях определяет публичное мероприятие как открытую, мирную, доступную каждому, проводимую в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акцию, осуществляемую по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений. Целью публичного мероприятия являются свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (часть 1 статьи 2). Публичное мероприятие может быть проведено в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами (часть 1 статьи 8). Публичные мероприятия не могут проводиться на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым судами (часть 2 статьи 8). Согласно ст. 2 Закона о собраниях пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции. Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Закона о собраниях). В рамках организации публичного мероприятия Законом о собраниях предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4). К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5). В силу ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 56-ЗРК "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме непосредственно в орган местного самоуправления муниципального образования в срок не ранее пятнадцати и не позднее десяти дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями) - не позднее четырех дней до дня его проведения. Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням (части 1 и 3 статьи 7). Уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого компетентному органу в порядке, установленном федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка (часть 7 статьи 2 Закона о собраниях). В силу ч. 1.1 ст. 7 Закона о собраниях, введенной в него Федеральным законом от 08 июня 2012 г. № 65-ФЗ, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием. В ч. 2 ст. 5 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 56-ЗРК "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>" также закреплено, что минимально допустимое расстояние между лицами, осуществляющими одиночные пикетирования, не объединенными единым замыслом и общей организацией, составляет 50 метров. В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П применительно к вышеупомянутому новому положению закона, отсутствие требования об уведомлении для пикетирования, проводимого одним участником, позволяет без какого-либо вмешательства государства проводить их в любых местах и в любое время, если иное прямо не установлено законом. Поскольку такая форма публичного мероприятия, как одиночное пикетирование, может использоваться гражданами практически без ограничений, федеральный законодатель в целях предотвращения организации под видом пикетирования, осуществляемого одним участником, коллективных публичных акций обязал лиц, осуществляющих одиночное пикетирование, соблюдать установленное законом субъекта Российской Федерации минимальное допустимое (но не более 50 метров) расстояние с тем, чтобы предупредить уклонение организатора такого публичного мероприятия, как пикетирование группой лиц, от процедуры уведомления о его проведении, что, в свою очередь, препятствовало бы органам исполнительной власти и органам местного самоуправления своевременно принять адекватные меры по обеспечению надлежащего порядка реализации соответствующей гражданской инициативы, а также по поддержанию общественной безопасности и охране прав и законных интересов участников публичного мероприятия и иных лиц. Вместе с тем, даже при соблюдении минимального допустимого расстояния между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, особенно в крупных городах, не исключаются злоупотребления правом на свободу мирных собраний посредством организации под видом отдельных одиночных пикетов коллективных публичных акций. Таким образом, если несколько пикетов, каждый из которых формально подпадает под признаки одиночного, с достаточной очевидностью объединены единством целей и общей организацией, проводятся одновременно и территориально тяготеют друг к другу, а их участники используют ассоциативно узнаваемые (или более того - идентичные) наглядные средства агитации и выдвигают общие требования и призывы, то они могут восприниматься и оцениваться, в том числе с точки зрения соответствия установленному порядку организации и проведения публичных мероприятий, как пикетирование, осуществляемое группой лиц. Признание совокупности актов одиночного пикетирования одним публичным мероприятием может иметь место только в рамках судебной процедуры, использование которой при решении данного вопроса с необходимостью предполагает участие суда как беспристрастного и независимого арбитра и тем самым во многом предопределяет уровень защищенности конституционного права граждан на одиночное пикетирование. Принимая соответствующее решение, суд должен убедиться в том, что совокупность актов одиночного пикетирования представляет собой не случайное совпадение действий отдельных пикетчиков, а объединенную единым замыслом и общей организацией акцию, и избегать квалификации пикетирования, осуществляемого одним участником, в случае проявления к нему обычного внимания со стороны заинтересовавшихся его действиями лиц в качестве одного публичного мероприятия. При этом обязанность доказывания того, что проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией и представляет собой не что иное, как скрытую форму коллективного публичного мероприятия, должна лежать на тех субъектах, которые инициировали рассмотрение в суде конкретного гражданского, административного или уголовного дела. В противном случае не обеспечивались бы надлежащие гарантии реализации гражданами права на одиночное пикетирование. Таким образом, по мнению Конституционного Суда, выраженному в названном постановлении, «правило о переквалификации» может быть реализовано, даже если установленное законом расстояние между пикетчиками было соблюдено, в случае, если судом будет установлено, что эти пикеты изначально были объединены единым замыслом и общей организацией и не представляют собой случайное совпадение действий отдельных пикетчиков. Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут ФИО1, находясь на <адрес>», возле пгт <адрес> Республики Крым, в составе группы граждан принял участие в не согласованном с органом исполнительной власти <адрес> Республики Крым публичном мероприятии в форме пикета, при этом держал в руках плакат с надписью «Прекратите беспредел в отношении народа» (л.д. 1). Также, согласно материалам дела на <адрес> км указанной автодороги находилось иное лицо, держа в руках плакат с надписью «1944 год предатели, а теперь террористы», - на <адрес> м – лицо с плакатом с надписью «Крымские татары не экстремисты», - на <адрес> м – лицо с плакатом с надписью «Дети крымских татар не экстремисты», - на <адрес> м. – лицо с плакатом с надписью «100 детей без отцов», - на <адрес> м – лицо с плакатом с надписью «100 детей без отцов», - на <адрес> м – лицо с плакатом с надписью«Исламу 1400 лет Терроризму – 20… Подмена понятий», - на <адрес> км – лицо с плакатом с надписью «Крымские татары на экстремисты, не террористы» (л.д. 8). Указанные обстоятельства подтверждаются обзорной справкой, согласно которой ДД.ММ.ГГГГ в период с 10:00 час. до 12:00 час. в городах <адрес> и <адрес>х Республики Крым лицами крымско-татарского населения на обочинах автомобильных дорог проведено несогласованное мероприятие, завуалированное под одиночные пикеты с использованием плакатов с надписями, касающимися темы отрицания приверженности крымско-татарского народа к идеологии терроризма, экстремизма. Среди указанных лиц имеется указание на ФИО1 (№ по <адрес>) (л.д. 2-6). При этом, согласно рапорту начальника ОУУП и ПДН ОМВД России ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, на <адрес>» ФИО1, стоя на обочине дороги, демонстрировал в руках развернутый плакат с надписью «Прекратите беспредел в отношении народа» (л.д. 8, 23, 24), который впоследствии был у него изъят, что зафиксировано в протоколе об изъятии вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30-35). Как усматривается и протокола доставления от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в указанный день в 12:40 час. был доставлен в Отдел МВД России по <адрес> (л.д. 25), где дал письменные объяснения по указанному факту, согласно которым он свои действия по выходу на обочину дороги с плакатом ни с кем не обговаривал, действовал самостоятельно (л.д. 26-27). Согласно рапорту старшего оперуполномоченного ЦПЭ МВД по <адрес> ФИО3, в ходе мониторинга сети «Интернет» в социальной сети «Facebook» в группе «Крымская солидарность» размещена публикация о проведении одиночных пикетов ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым. При этом, согласно данным, размещенным на фотографиях, фотосъемка с изображением пикетирующих лиц, находящихся в разных местах, произведена ДД.ММ.ГГГГ в 11:50 час, 11:58 час. и 12:01, что может свидетельствовать об организованности проведения одиночных пикетов (л.д. 64-66). В соответствии с протоколами осмотра Интернет-ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ, по адресам сети «<адрес>ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 11:59 час. по 12:32 час. размещена информация с фотографиями о проводимых на территории Республики Крым одиночных пикетах (л.д. 67-172). В соответствии с протоколом осмотра помещений, территорий от ДД.ММ.ГГГГ, в помещении экспертного центра осмотрены плакаты с надписями, изъятые ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, в котором под № указано на плакат, изъятый на территории Республики Крым, с надписью «Прекратите беспредел в отношении народа» (л.д. 173-174). Согласно выводам почерковедческого исследования № от ДД.ММ.ГГГГ тексты, расположенные на плакатах с надписями: «Крымскотатарский народ не террористы не экстремисты», «100 детей без отцов!!!», «В 1944 – предатели сегодня – террористы?», «Исламу – 1 400 лет Терроризму – 20… Подмена понятий», выполнены одним лицом (л.д. 178-179). Как следует из выводов исследования материалов, веществ и изделий № от ДД.ММ.ГГГГ, красящие материалы черного и красного цвета плакатов с надписями: «Прекратите беспредел в отношении народа!!!», «Крымскотатарский народ не террористы не экстремисты», «100 детей без отцов!!!», «В 1944 – предатели сегодня – террористы?», «Исламу – 1 400 лет Терроризму – 20… Подмена понятий», которыми выполнены надписи, имеют общую родовую принадлежность по качественному компоненту составу красителей. Сравниваемые отрезки бумаги плакатов с надписями: «Прекратите беспредел в отношении народа!!!», «Крымскотатарский народ не террористы не экстремисты», «100 детей без отцов!!!», «В 1944 – предатели сегодня – террористы?» имеют общую родовую принадлежность между собой по исследуемым показателям и не имеют общей родовой (групповой) принадлежности с плакатом с надписью «Исламу – 1 400 лет Терроризму – 20… Подмена понятий» (л.д. 181-185). Согласно выводам лингвистической экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ темой указанных надписей, зафиксированных на плакатах, являются негативные действия в отношении крымских татар/мусульман (неоправданные, по их мнению, обвинения в терроризме и экстремизме и, как следствие, преследования и репрессии) со стороны действующего правительства и силовых структур. Смысловой содержание представленных на экспертизу надписей, зафиксированных на плакатах, заключается в отрицании приверженности татар/мусульман, проживающих на территории Республики Крым, к идеологии экстремизма и терроризма; опровержении сфальсифицированных, по их мнению, обвинений в данных деяниях; побуждении действующего правительства и силовых структур прекратить преследования татар/мусульман, проживающих на территории Республики Крым. Представленные на экспертизу надписи, зафиксированные на плакатах, объединены единой идейно-тематической направленностью (тематикой) (л.д. 190-212). Проанализировав представленные доказательства, прихожу к выводу, что действия ФИО1, выразившиеся в нахождении в 11:00 час. ДД.ММ.ГГГГ на 590 км + 900 м автодороги «Граница с Украиной-Симферополь-Алушта-Ялта» с плакатом с надписью «Прекратите беспредел в отношении народа», являются частью массового мероприятия, проводимого в указанное время на территории Республики Крым, поскольку проведение несколькими лицами одиночных пикетов изначально было задумано и объединено единым замыслом и общей организацией, в связи с чем представляет собой не что иное, как скрытую форму коллективного публичного мероприятия. Пикеты изначально были объединены единым замыслом и общей организацией и не представляют собой случайное совпадение действий отдельных пикетчиков. Тем самым ФИО1 нарушил требования ч.ч.1, 1.1 ст. 7 Закона о собраниях и ч. 1 ст. 2 Закона Республики Крым от 21.08.2014 г. № 56-ЗРК "Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение собраний, митингов, демонстраций и пикетирований в <адрес>", то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ. Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Кроме того, согласно сообщениям администрации <адрес> Республики Крым и администрации Красногвардейского сельского поселения <адрес> Республики Крым, в указанные учреждения уведомления о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичных мероприятий не поступало (л.д. 60-61). Анализ письменных материалов дела не дает оснований полагать, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут на территории <адрес> Республики Крым на обочине автодороги «Граница <адрес> м, проходили одновременные одиночные пикеты, не требующие согласования с администрацией <адрес> и Красногвардейского <адрес>, на что сторона защиты ссылалась в ходе судебного разбирательства. Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать однозначный вывод о том, что в указанные дату и время ФИО1 совместно с иными лицами участвовали в коллективной публичной акции, проводимой под видом одиночных пикетов. Об этом, кроме прочего, свидетельствует тот факт, что плакаты с надписями, используемыми указанными лицами, изготовлены одним почерком, с применением одинаковых красителей, объединены общей тематикой, а их одновременное нахождение на обочинах дорого Республики являлось результатом согласованных действий, объединенных единым замыслом и общей организацией. С учетом обстоятельств дела, личности правонарушителя, который вину в совершении правонарушения не признал, в содеянном не раскаялся, отсутствия смягчающих и отягчающих обстоятельств, суд приходит к выводу о возможности применения в качестве меры административного наказания в виде штрафа в пределах санкции ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. Руководствуясь ст.ст.20.2, 23.1, 29.7-29.11 КоАП РФ, судья П О С Т А Н О В И Л : Назначить ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. 00 коп. (десять тысяч рублей 00 копеек). Штраф подлежит перечислению на расчетный счет 40№, БИК 043510001, получатель ОМВД России по <адрес>, КБК 18№, ИНН <***>, КПП 910501001, ОКТМО 35620401, УИН 18№. Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. В соответствии со ст.31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца либо предоставить рассрочку исполнения на срок до трех месяцев. Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Красногвардейский районный суд. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья: И.В.Шевченко |