ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-597/2017 от 17.01.2018 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело №5-8/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Надым ЯНАО 17 января 2018 г.

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Стрельцов Е.С. с участием прокурора Целовальникова А.А., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Сервисный Центр СБМ», расположенного по адресу: 119334, <...>, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ,

у с т а н о в и л:

ООО «Сервисный Центр СБМ» на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером *№ обезличен*, осуществляло размещение и обезвреживание отходов бурения.

В период 2016-2017 г.г. на производственном комплексе <данные изъяты> на основании Договора *№ обезличен* от *дата* «На оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов» (далее - Договор) приняло от филиала «<данные изъяты> отходы бурения в количестве 7127 куб.м: в ноябре 2016 г. - июле 2017 г. со скважины <данные изъяты>

Согласно п. 1.1 Договора отходы (буровой шлам) являются собственностью ООО «Сервисный Центр СБМ» с момента их образования.

Для размещения и хранения принятых буровых отходов Общество использует производственную площадку, расположенную на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* в Надымском районе ЯНАО.

В нарушение норм федерального законодательства отходы бурения 4 класса опасности в объеме 7127 куб.м., накапливались на указанном земельном участке в период с *дата* по *дата*, что составляет более одиннадцати месяцев и свидетельствует о размещении отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности получена Обществом *дата*.

Общество имело возможность по соблюдению требований природоохранного законодательства, в том числе принять меры к обезвреживанию отходов, их передаче специализированной организации в период накопления, то есть осуществить действия по обращению с отходами, которые допускаются в отсутствие лицензии, но мер к этому не приняло.

Ямало-Ненецким природоохранным прокурором в отношении ООО «Северный Центр СБМ» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Заместитель Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора Целовальников А.А., допрошенный в судебном заседании изложил обстоятельства выявления административного правонарушения.

Защитник юридического лица ООО «Северный Центр СБМ» ФИО1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения по основаниям, изложенным в отзыве. Общество не планировало размещение отходов, а осуществляло лишь их накопление для дальнейшей переработки. Общество нарушило лишь срок накопления отходов, но нарушение сроков накопления отходов не может автоматически превратить процесс накопления в процесс размещения. Если бы Общество планировало размещать отходы на более длительный срок для дальнейшего хранения и размещения, то предприняло бы меры для осуществления деятельности в рамках закона, т.е. получило бы лицензию, разрешение на строительство и проектирование специального объекта для хранения и размещения отходов. Поскольку накопление отходов бурения не лицензированный вид деятельности, то Общество занималось лишь накоплением и дальнейшей переработкой, после получения лицензии. Общество признает, что нарушило сроки накопления, поскольку была цель накопить и переработать, но не хранить и размещать отходы.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные материалы, прихожу к следующему.

Установлено, что ООО «Сервисный Центр СБМ» на территории производственной площадки, расположенной по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером *№ обезличен*, осуществляло размещение и обезвреживание отходов бурения.

В период 2016-2017 г.г. на производственном комплексе <данные изъяты> Общество на основании Договора *№ обезличен* от *дата* «На оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов» приняло от филиала «<данные изъяты>» отходы бурения в количестве 7127 куб.м: в ноябре 2016 г. - июле 2017 г. со скважины <данные изъяты>

В соответствии с п. 1.1 Договора отходы (буровой шлам) являются собственностью ООО «Сервисный Центр СБМ» с момента их образования.

Общество для размещения и хранения принятых буровых отходов использует производственную площадку на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* в <адрес>.

В период с 10.11.2016 г. по 28.11.2017 г. на данной производственной площадке осуществлялось размещение буровых отходов в объеме 7127 куб.м., что подтверждается журналами образования отходов за 2016-2017 г.г., справкой Общества.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон №89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с данным Федеральным законом. Обращение с отходам - это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Размещение отходов - хранение и захоронение отходов.

Хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии со ст. 49 Гражданского кодекса РФ, ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 10.01.2012 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию. Перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливаются федеральными законами.

В силу ст. 9 Федерального закона №89-ФЗ лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом положений Закона №89-ФЗ.

Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензированию подлежит деятельность по размещению и обезвреживанию отходов I - IV классов опасности.

Материалами дела подтверждается, что в нарушение указанных норм федерального законодательства отходы бурения 4 класса опасности в объеме 7127 куб.м., накапливались на указанном земельном участке в период с 10.11.2016 г. по 16.11.2017 г., что составляет более одиннадцати месяцев и свидетельствует о размещении отходов в отсутствие лицензии на данный вид деятельности. Лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-V классов опасности получена Обществом 16.11.2017 г. (л.д. 53).

Ничем не опровергается тот факт, что Общество имело возможность по соблюдению требований природоохранного законодательства, в том числе принять меры к обезвреживанию отходов, их передаче специализированной организации в период накопления, то есть осуществить действия по обращению с отходами, которые допускаются в отсутствие лицензии, но мер к этому не приняло.

Данные действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без лицензии, если такая лицензия обязательна.

Юридическим лицом, ответственным за данное правонарушение является ООО «Сервисный Центр СБМ». Правонарушение является длящимся. Время совершения правонарушения: период с *дата* по *дата* (дата получения лицензии). Место совершения правонарушения: ЯНАО, Надымский район, земельный участок с кадастровым номером *№ обезличен*.

По состоянию с *дата* по *дата* отходы бурения, буровой шлам в количестве 7127,13 куб.м. хранился на производственной площадке, без получения лицензии на размещение опасных отходов.

Вину ООО «Сервисный Центр СБМ» подтверждают письменные материалы, исследованные в судебном заседании, а именно:

постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, от 22 декабря 2017 г. в отношении ООО «Сервисный Центр СБМ»;

объяснение законного представителя юридического лица ФИО2, согласно которому в хозяйственной деятельности Общества не предполагалось и не планировалось хранение отходов бурения в указанном месте.

Завезенные отходы бурения в период с *дата* по *дата* накапливались на земельном участке с кадастровым номером *№ обезличен* свыше 11 месяцев в связи с тем, что Общество длительное время оформляло Лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности с указанием места осуществления деятельности: земельный участок с кадастровым номером *№ обезличен*, которая была получена только *дата* С указанными в постановлении нарушениями согласны, впредь обязуются не допускать подобных правонарушений;

копия приказа *№ обезличен* от *дата* «О применении дисциплинарного взыскания» в отношении руководителя проектов по обезвреживанию отходов бурения Отдела управления проектами <данные изъяты>. в связи с необеспечением должного контроля выполнения работ;

копия лицензии от *дата* на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;

информация (справка) от *дата* ООО «Сервисный Центр СБМ», направленная в Ямало-Ненецкую природоохранную прокуратуру.

Таким образом, действия ООО «Сервисный Центр СБМ» правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.

Согласно указанной норме осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

Обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица не установлено.

Согласно п.п. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса.

Учитывая обстоятельства совершения правонарушения, и тот факт, что Общество принимало все меры к оформлению лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, нахожу возможным назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, а именно, в сумме 90000 руб.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Сервисный Центр СБМ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 90000 (девяносто тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа), ИНН <***>, КПП 890101001, лицевой счет <***>, расчетный счет <***>, наименование банка РКЦ г. Салехарда, БИК 047182000, ОКТМО 71951000, КБК 41511690010016000140

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение десяти дней со дня его вручения или получения с подачей жалобы через Надымский городской суд.

Судья: (подпись)

Копия верна: Судья: Е.С. Стрельцов

Секретарь суда_______