ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-599/2023 от 22.11.2023 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело № 5-599/2023

УИД 41RS0001-01-2023-012083-35

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

683009, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, ул. Ак.Курчатова, д. 6

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 ноября 2023 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Лубнин Сергей Валерьевич, рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении

Главного редактора сетевого издания «Информационное агенстов «Кам24» ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>), уроженца <данные изъяты>, проживающего в <адрес>, не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю в ходе проведения внепланового систематического наблюдения выявлено, что ДД.ММ.ГГГГ главный редактор сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» (регистрация от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3 по адресу: <адрес> допустил распространение в сети «Интернет» по URL-адресу: <данные изъяты> информационного материала, в тексте которого присутствует указание на иностранного агента без указания на статус иностранного агента, чем нарушил требование ч. 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Должностное лицо, привлекаемое к административной ответственности ФИО3, участия в рассмотрении дела не принимал, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлял, защитника не направил.

В соответствии с ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, поступившие дополнительные материалы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В силу ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит установлению наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание того факта, что именно данное лицо совершило административное правонарушение. Выяснение указанного вопроса имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного лица к административной ответственности.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» (далее - Закон «О средствах массовой информации») под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием).

Согласно ч. 9 ст. 4 Закона «О средствах массовой информации» запрещается распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) и произведенных ими материалов без указания на статус иностранного агента.

В соответствии со ст. 19 Закона «О средствах массовой информации», редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором). Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и другими законодательными актами Российской Федерации.

На основании ст. 26 Закона «О средствах массовой информации» распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Как следует из ч.1 ст. 59 Закона «О средствах массовой информации» злоупотребление свободой массовой информации, выразившееся в нарушении требований статьи 4 настоящего Закона, - влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлено, что распространение в средствах массовой информации и в сообщениях и материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) либо производимых ими материалов без указания на статус иностранного агента.

На основании задания о проведении внеплановых систематических наблюдений в отношении средств массовой информации на 2023 год от ДД.ММ.ГГГГ в период ДД.ММ.ГГГГ по 16 ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю проведено внеплановое систематическое наблюдение в отношении выпуска сетевого издания «Информационное агентство «Кам24», вышедшего в свет ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого составлена докладная записка.

Из докладной записки от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в выпуске от ДД.ММ.ГГГГ сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» по URL-адресу: <данные изъяты> опубликован информационный материал, содержащей информацию об иностранном агенте ФИО2 без указания на статус иностранного агента (л.д.8-10).

Факт публикации сетевым изданием «Информационное агентство «Кам24» от ДД.ММ.ГГГГ информационного материала, где идет упоминание иноагента ФИО2 без указания на статус иностранного агента в сети «Интернет» по URL-адресу: <данные изъяты> подтвержден скриншотами web-страницы указанного издания, о чем должностными лицами Управления Роскомнадзора по Камчатскому краю составлен Акт документирования об изготовлении скриншотов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11, 12-19).

СМИ - сетевое издание «Информационное агентство «Кам24» ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) под номер (л.д. 23).

Доменное имя сайта сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» в сети «Интернет» - KAM24.RU.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» под иностранным агентом понимается лицо, получившее поддержку и (или) находящееся под иностранным влиянием в иных формах и осуществляющее деятельность, виды которой установлены статьей 4 настоящего Федерального закона.

Под видами деятельности, указанными в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, понимаются политическая деятельность, целенаправленный сбор сведений в области военной, военно-технической деятельности Российской Федерации, распространение предназначенных для неограниченного круга лиц сообщений и материалов и (или) участие в создании таких сообщений и материалов, иные виды деятельности, установленные настоящей статьей (ч. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона).

Порядок ведения реестра иностранных агентов и размещения содержащихся в нем сведений на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации в ин-формационно-телекоммуникационной сети «Интернет», утвержден приказом Минюста России от 29 ноября 2022 года № 307.

На официальном сайте Минюста России (<данные изъяты>) размещен Реестр иностранных агентов, в который с ДД.ММ.ГГГГ на основании статьи 7 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 255-ФЗ «О контроле за деятельностью лиц, находящихся под иностранным влиянием» включена ФИО2 (номер записи ) (л.д. 20).

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ст. 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Согласно примечанию к данной статье, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее организационно-распорядительные или административно - хозяйственные функции.

На основании Устава редакции информационного агенства «Кам 24» главным редактором сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» является ФИО3 (л.д. 21-22).

ДД.ММ.ГГГГ в отношении главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Последний участия в составлении протокола не принимал, о времени и месте его составления извещен надлежащим образом (л.д. 1-4, 6).

В ходе рассмотрения дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, должностное лицо - главный редактор сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» (регистрация от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО3, допустил распространение в сети «Интернет» по URL-адресу: <данные изъяты> информационного материала, в тексте которого присутствует указание на иностранного агента без указания на статус иностранного агента, чем нарушил требование ч. 9 ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Согласно пункту 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», днем обнаружения административного пра-вонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять про-токол о данном административном правонарушении, выявило факт совершения этого правонарушения. Указанный день определяется исходя из характера конкретного пра-вонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления. При этом под для-щимся административным правонарушением следует понимать действие (бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении возложенных на лицо обязанностей и характеризующееся непрерывным осуществлением противоправного деяния, за исключением случаев, охватываемых аб-зацем третьим настоящего пункта.

В рассматриваемом случае административное правонарушение, выражающееся в осуществлении предпринимательской деятельности в области связи и информации, является длящимся и срок давности по нему в соответствии с положениями части 2 статьи 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях начинает течь со дня его обнаружения.

Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица дела об административном правонарушении, выявлены в ходе проведенного внепланового мероприятия систематического наблюдения, результат которого отражен в докладной записке, составленной ДД.ММ.ГГГГ, в которой указана продолжительность систематического наблюдения: в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая изложенное датой и временем совершения административного правона-рушения являются: ДД.ММ.ГГГГ

Указанные недостатки не явлются существенными и не могут повлечь признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством.

Из пояснений привлекаемого лица следует, что в сетевом издании kam24.ru была опубликована информация о об иностранном агенте, в тоже время включенном в соответствующий реестр. Реестр иностранных агентов ведет Министерство юстиции РФ. При этом Министерство юстиции РФ специальным образом и своевременно не доводит до участников сообщества средств массовой информации свои сообщения о новых субъектах гражданского права, помещенных в реестр физических лиц и организаций, выполняющих функции иностранного агента, а просто размещает информацию об этом на своем сайте. Своевременно учесть данную информацию о новых иноагентах сложно. В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О СМИ» публиковать заметки и статьи в СМИ без указаний на то, что субъект гражданского права выполняет функции иностранного тента - запрещено. Редакция сетевого издания kam24.ru не допускает нарушение процитированной нормы закона и незамедлительно устраняет нарушения, как только о них становится известно. Просил применить к нему статью 4.1.1. КоАП РФ в виде замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, с учетом того, что учредитель сайта является субъектом малого и среднего предпринимательства, а также то, что он впервые совершил административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здо-ровью людей, или же применить к обществу нормы пунктов 3.2 и 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях о размере административного штрафа менее минимального размера (л.д. 5).

В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исследовав и оценив в совокупности представленные в материалах дела доказательства, достоверность и допустимость которых не вызывают сомнения, считаю доказанной вину главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях - распространение в материалах средств массовой информации в информационно-телекоммуникационных сетях информации об иностранных агентах (за исключением информации, размещаемой в единых государственных реестрах и государственных информационных системах, предусмотренных законодательством Российской Федерации) без указания на статус иностранного агента.

Указанная выше квалификация полностью нашла свое подтверждение при рассмотрении дела об административном правонарушении.

Административное наказание, будучи установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения, применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Согласно ч. 2 ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Названные положения в Кодексе РФ об административных правонарушениях, предоставляют возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3, согласно ст. 4.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, расцениваю совершение административного правонарушения впервые, признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3, в соответствии со ст. 4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.

Санкция ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения либо без таковой.

В соответствии со ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Распространение информации, с упоминанием иностранного агента, без указания на статус иностранного агента свидетельствует о существенном нарушении охраняемых общественных отношений и не может являться основанием для применения ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По правилам статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи (часть 1).

Административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса (часть 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Судом установлено отсутствие оснований для применения положений статей 3.4 и 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в силу части 2 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В силу части 2.2 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции части 2.1 статьи 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Кроме того, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о том, что наложение административного штрафа в установленных соответствующей административной санкцией пределах влечет необоснованное ограничение прав главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3

При решении вопроса о назначении административного наказания, принимая во внимание установленные обстоятельства дела, учитывая характер совершенного административного правонарушения, сведения о личности главного редактора сетевого издания «Информационное агентство «Кам24» ФИО3, привлечение к административной ответственности впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, отсутствие угрозы причинения вреда, исходя из установленного законом принципа судебного усмотрения при назначении наказания за совершение административного правонарушения, прихожу к выводу назначить в рассматриваемом случае наказание в виде административного штрафа в минимальном размере без конфискации предмета административного правонарушения, которое отвечает требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, соответствует целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Назначение данного вида наказания в полной мере обеспечит исполнение целей административного наказания, установленных ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать главного редактора сетевого издания «Информационное агенстов «Кам24» ФИО3 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2.1 ст. 13.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 (четырех тысяч) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Лубнин

Банковские реквизиты на перечисление административного штрафа:

Получатель УФК по Камчатскому краю (Управление Роскомнадзора по Камчатскому краю)

Лицевой счет <***> ИНН <***> КПП 410101001

Наименование банка получателя ОТДЕЛЕНИЕ ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ БАНКА РОССИИ//

УФК по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский

БИК 013002402 ЕКС 40102810945370000031 Казначейский счет 03100643000000013800

ОКТМО 30701000 КБК 09611601131019001140 УИН 09600000000045857353