Дело №
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
08 августа 2016 года <адрес>
Судья Обливского районного суда <адрес> Михайлова А.Л., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> УССР, лица без гражданства, национальность - украинец, русским языком владеющего, в переводчике не нуждающегося, женатого, имеющего на иждивении 1 несовершеннолетнего ребенка, инвалидности не имеющего, работающего бетонщиком в ООО «Альмакор Групп» <адрес>, зарегистрированного по месту жительства и пребывающего по адресу: <адрес> власти, <адрес>, со слов ранее к административной ответственности не привлекавшегося, в материалах дела сведения о привлечении к административной ответственности отсутствуют,
с участием ФИО1,
установил:
ДД.ММ.ГГГГ в 16 часов 00 минут участковым уполномоченным полиции МО МВД России «Обливский», по адресу: <адрес> власти, <адрес>, выявлен факт того, что ФИО1, обращавшийся ранее с заявлением в МО МВД России «Обливский» по факту утраты вида на жительство (КУСП № от ДД.ММ.ГГГГ) и до настоящего времени по вопросу восстановления вида на жительство в компетентные органы не обращавшийся, начиная с ДД.ММ.ГГГГ проживает на территории Российской Федерации без документа, удостоверяющего личность, чем нарушает требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ участковым инспектором полиции МО МВД России «Обливский» по данному факту оформлен протокол об административном правонарушении №, в отношении ФИО1, по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении правонарушения признал полностью. Ходатайств и отводов не заявил. Указал, что проживает на территории <адрес> с супругой и несовершеннолетним ребенком, которые являются гражданами России. Также указал, что он в январе 2016 года потерял вид на жительство, о чем сообщил в полицию, в уполномоченный орган с заявлением о выдаче вида на жительство взамен утраченного не обращался.
Исследовав материалы дела, заслушав ФИО1, прихожу к следующему.
Частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 376-ФЗ) предусмотрена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ) определено правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также урегулированы отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.
Положениями ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ установлено, что вид на жительство представляет из себя документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.
Статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 115-ФЗ предусмотрено, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
В силу положений статьи 2.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях.
В соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (далее - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ) иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 25.10).
В соответствии с пунктами 127, 129 и 130 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, утвержденного Приказом ФМС России от ДД.ММ.ГГГГ N 215, при утрате иностранным гражданином (хищении у него) вида на жительство он в 3-дневный срок обращается в территориальный орган ФМС России по месту выдачи вида на жительство или по месту жительства с заявлением о выдаче вида на жительство взамен утраченного. На период рассмотрения заявления об утрате вида на жительство иностранному гражданину выдается справка (приложение N 7 к Административному регламенту), подтверждающая прием заявления к рассмотрению. Лицу без гражданства указанная справка выдается с фотографией, на которой проставляется печать территориального органа ФМС России, принявшего заявление к рассмотрению. После проверки обстоятельств утраты и подтверждения сообщенных иностранным гражданином сведений ему выдается дубликат вида на жительство в течение 7 рабочих дней со дня подачи заявления.
Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 156 упразднена Федеральная миграционная служба, ее функции и полномочия переданы МВД России.
Из материалов дела установлено, что заключением Врио начальника МП в <адрес> по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>ФИО4, утвержденным начальником МО МВД России Обливский ДД.ММ.ГГГГ, установлена и подтверждена личность гражданина ФИО1, как лица без гражданства, проживающего по адресу: <адрес> власти, <адрес>. Указанным заключением установлен факт проживания ФИО1 на территории Российской Федерации по вышеуказанному адресу, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из содержания заключения следует, что ФИО1 документирован военным билетом серии АК №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Обливским военным комиссариатом; свидетельством о заключении брака серии II-АН №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС <адрес>; аттестатом об основном общем образовании серии А №, выданным ДД.ММ.ГГГГ Обливской вечерней 9сменной) общеобразовательной школой. По учетам ИЦ ГУ МВД России по <адрес>, ФКУ «ГИАЦ МВД России» ФИО1 не значится. ДД.ММ.ГГГГФИО1 был документирован видом на жительство серии 90 №, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-10).
Таким образом, личность ФИО1 как лица без гражданства установлена уполномоченным в сфере миграции органом, доступными способами.
Согласно корешку-талону № от ДД.ММ.ГГГГ (КУСП №), ДД.ММ.ГГГГФИО1 обращался в МО МВД России «Обливский» с заявлением об утрате вида на жительство (л.д. 6). ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО1 из МО МВД России «Обливский» было направлено начальнику ТП в <адрес> МО УФМС России по РО в <адрес>, о чем сообщено заявителю (л.д. 12).
В судебном заседании из пояснений ФИО1 установлено, что он не обращался в уполномоченный орган с заявлением о выдаче вида на жительство взамен утраченного.
Также из материалов дела установлено, что ФИО1ДД.ММ.ГГГГ документирован загранпаспортом гражданина Российской Федерации, №, со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, удостоверяющим в соответствии со ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 114-ФЗ личность гражданина России за пределами Российской Федерации.
В указанном загранпаспорте проставлен штамп ТП в <адрес> МО УФМС России по <адрес> в <адрес> о временной регистрации ФИО1 по месту жительства по адресу: <адрес> власти, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Таким образом, в судебном заседании подтвердилось то обстоятельство, что ФИО1 не имеет документа, подтверждающего право на пребывание в Российской Федерации.
То есть действия ФИО1 образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: нарушение лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание в Российской Федерации.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает отсутствие смягчающих административную ответственность ФИО1 обстоятельств, предусмотренных статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства, отягчающие административную ответственность ФИО1, судом также не установлены.
Суд учитывает личность правонарушителя, его финансовое положение, характер правонарушения, объектом которого является особый режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 6 статьи 8 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", частей 1 и 3 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подпункта 2 части первой статьи 27 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" в связи с жалобой гражданина Республики ФИО5 Цуркана", на территории Российской Федерации лицам, не состоящим в гражданстве Российской Федерации, должна быть обеспечена возможность реализации прав и свобод, гарантированных им Конституцией Российской Федерации, а также государственная, включая судебную, защита от дискриминации на основе уважения достоинства личности (статья 17, часть 1; статья 19, части 1 и 2; статья 21, часть 1; статья 45, часть 1; статья 46, части 1 и 2) с учетом того, что Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, признает право на беспрепятственный в нее въезд только за российскими гражданами (статья 27, часть 2), а право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства - лишь за теми, кто законно находится на территории России (статья 27, часть 1). Эти конституционные требования подлежат обязательному соблюдению и при определении и применении правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, а также норм об ответственности за их нарушение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 628-О).
Данный вывод соотносится с предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ее статьями 3 и 8, а также Декларацией о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (принята Генеральной Ассамблеей ООН ДД.ММ.ГГГГ), провозглашающей, в частности, что ее положения не должны толковаться как ограничивающие право государства принимать законы и правила, касающиеся условий пребывания на его территории иностранцев, или вводить различия между его гражданами и иностранцами и как допускающие незаконное присутствие иностранца в государстве (пункт 1 статьи 2).
Исходя из этого для иностранных граждан и лиц без гражданства пребывание (проживание) в России обусловлено, по общему правилу, визовым или иным разрешением, а за государством остается суверенное право отказать им в пребывании (проживании) на своей территории, притом что, по смыслу статей 17 (часть 3), 19, 55 (части 2 и 3) и 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации, предполагается разумное и соразмерное регулирование указанных отношений федеральным законом без умаления прав человека и их неправомерного ограничения при справедливом соотношении публичных и частных интересов (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 10-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 14-П и др.).
Введение федеральным законом административного выдворения за пределы Российской Федерации в качестве санкции за отдельные миграционные правонарушения, применимой к иностранным гражданам, не означает отказ от признания объективных различий в правовом положении указанных лиц на территории России при привлечении их к административной ответственности. Государство, определяя в рамках конституционных и международно-правовых установлений, в отношении каких из миграционных правонарушений существует насущная необходимость в обязательном административном выдворении за пределы Российской Федерации совершивших такие правонарушения иностранных граждан, должно принимать во внимание их правовой статус на территории России и обусловленные этим статусом и уже сложившиеся социальные и иные связи с Российской Федерацией.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, основываясь на вытекающих из Конституции Российской Федерации принципах справедливости и пропорциональности, предусматривает в качестве общего правила назначения административного наказания физическому лицу учет характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность (часть 2 статьи 4.1), особо оговаривая, что смягчающими административную ответственность обстоятельствами могут быть признаны и не указанные в данном Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства (часть 2 статьи 4.2). В силу этого органы административной юрисдикции обязаны избегать формального подхода к определению вида и размера административного наказания, в том числе в случае привлечения иностранного гражданина к административной ответственности по части 3 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации.
Однако закрепленные в действующем правовом регулировании возможности индивидуализации административного наказания не являются абсолютными - согласно части 1 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации оно во всяком случае должно назначаться в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное административное правонарушение, и в соответствии с данным Кодексом, если иное им прямо не разрешено (часть 2.2 статьи 4.1). В совокупности с кумулятивной конструкцией санкции части 3 статьи 18.8 КоАП Российской Федерации это означает, что при назначении иностранному гражданину предусмотренного ею административного наказания судья вправе лишь определить конкретный размер административного штрафа, но не может не применить - вне зависимости от тех или иных обстоятельств дела - административное выдворение. В результате юрисдикционное усмотрение судьи, по сути, ограничивается лишь определением размера административного штрафа, не позволяя ему отказаться от назначения административного выдворения, что при определенных обстоятельствах - тем более принимая во внимание, что при привлечении к административной ответственности по части 1 той же статьи за аналогичное административное правонарушение, но совершенное за пределами городов Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей, судьи не лишены такого полномочия, - может приводить к избыточному ограничению прав и свобод иностранных граждан.
Изложенные обстоятельства, установленные в ходе рассмотрения дела, в достаточной степени свидетельствуют о наличии у ФИО1 устойчивых социальных связей на территории Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о назначении ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть в размере 2 000 рублей, без применения дополнительного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
Признать ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей без административного выдворения за пределы Российской Федерации.
Административный штраф должен быть перечислен по реквизитам: получатель платежа - УФК по <адрес> (Межмуниципальный отдел МВД России «Обливский»), КПП 612401001, ИНН <***>, ОКТМО 60640000, номер счета получателя платежа 40№, наименование банка - Отделение Ростов <адрес>, БИК 046015001, КБК 18№, наименование платежа - административный штраф.
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 или 1.3 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья________________