ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-59/17 от 31.01.2017 Себежского районного суда (Псковская область)

КОПИЯ Дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

<адрес>, «31» января 2017 года

<адрес>

Судья Себежского районного суда <адрес> Алёнкин И.О.,

при секретаре судебного заседания Никонович Т.С.,

с участием представителя Себежской таможни - уполномоченного по ОВД отдела административных расследований Себежской таможни ФИО1, на основании доверенности от 10 января 2017 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении (о нарушении таможенных правил Себежской таможни ) в отношении гражданина Российской Федерации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, проживающего по адресу: Россия, <адрес> (заграничный паспорт гражданина РФ, 71 , выдан ДД.ММ.ГГГГ ФМС 77319), привлекаемого к административной ответственности по части первой статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО2 совершил административное правонарушение, выразившееся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию в таможенном органе, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в 23 часа 40 мин. на таможенном посту ЖДПП Посинь, находящемся на станции Себеж, при проведении таможенного контроля в поезде сообщением «Рига-Москва» в вагоне , место был проведен таможенный контроль сопровождаемого багажа и ручной клади гражданина России ФИО2 В ходе устного опроса, о наличии в его сопровождаемом багаже товаров, предметов, валюты, культурных ценностей, подлежащих обязательному письменному декларированию, а также товаров подлежащих обложению таможенными платежами, ФИО2 не заявил, пассажирскую таможенную декларацию не подавал.

В результате таможенного досмотра (АТД /Ф000005), был обнаружен незадекларированный товар, а именно: «старинный дульнозарядный пистолет» в количестве 1 штуки.

Из объяснения ФИО2, следует, что он приобрел пистолет у гражданина Эстонии ФИО3 за 100 евро. О необходимости декларирования данного товара, он не предполагал.

В рамках профиля риска (2) было принято решение о назначении таможенной экспертизы таможенных органов государств – членов Таможенного Евразийского Экономического союза <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, для определения принадлежности данного товара к огнестрельному оружию, культурной и исторической ценности, определения рыночной стоимости товара.

ДД.ММ.ГГГГ изъятый товар по акту отбора проб и образцов был направлен в Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление для проведения таможенной экспертизы.

Согласно заключения таможенных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления представленный образец является дульнозарядным пистолетом с капсюльным замком, изготовленный по типу солдатского капсульного пистолета образца 1848 года. Место, время создания: Российская Империя, вторая половина XIX века. Относится к культурным ценностям, как антикварное оружие. Подпадает под действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О вывозе и ввозе культурных ценностей». Рыночная стоимость товара на внутреннем рынке Российской Федерации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 53000 руб. 00 коп. Решить вопрос, относится ли представленный на таможенную экспертизу объект к огнестрельному оружию, не представилось возможным без производства выстрелов.

ДД.ММ.ГГГГ Себежской таможней в отношении ФИО2 возбуждено дело об АП по ч.1 ст.16.2 КоАП России.

Товар – предмет правонарушения: дульнозарядный пистолет с капсюльным замком, изготовленный по типу солдатского капсульного пистолета образца 1848 года, помещен на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Себежской таможни, по акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ дело об административном правонарушении в отношении ФИО2 поступило в Себежский районный суд <адрес> для рассмотрения по существу.

В судебное заседание ФИО2 не явился. О дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. Согласно письменным пояснениям, предоставленным суду, вину в совершении административного правонарушения не признает. В связи с наличием у него инвалидности II группы просит провести судебное заседание в его отсутствие. С заключением от ДД.ММ.ГГГГ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления относительного того, что перемещаемый им через таможенную границу предмет является дульнозарядным пистолетом с капсюльным замком, изготовленный по типу солдатского капсульного пистолета образца 1848 года. Место, время создания: Российская Империя, вторая половина XIX века, не согласен. В своем заявлении ФИО2 указал, что в действительности данный предмет является муляжом (копией) кремниевого пистоля начала XIX века, и был приобретен им в городе Пярну ( <адрес> ) у своего знакомого ФИО3 за 100 ( сто ) евро. Указанная копия не является ни огнестрельным оружием, поскольку не предназначен для боевого применения: толщина стенок ствола, казенной части, детали крепления, конструкция и формы прицельной мушки данного предмета не соответствует техническим требованиям производства огнестрельного оружия данного типа начала XIX века, ни является он также предметом культурной ценности. Предмет имеет чисто декоративное назначение и был приобретен им для технических нужд моей коллекции ( о чем он сообщал представителям таможенного поста ). В связи с чем ФИО2 ходатайствует о назначении повторной экспертизы в соответствии с п. 2 ст. 24.4 КоАП РФ (л.д. 88-91).

Судьей принято решение о рассмотрении дела в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представитель Себежской таможни ФИО1 в судебном заседании настаивал на привлечении ФИО2 к административной ответственности по факту недекларирования товара, подлежащего обязательному таможенному декларированию и просил назначить ему административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ. При этом представить таможенного органа полагал необходимым отказать в удовлетворении ходатайства ФИО2 о назначении повторной экспертизы, поскольку оснований не доверять экспертному заключению регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> ФТС РФ не имеется.

Судья, изучив материалы дела, выслушав представителя Себежской таможни, считает факт совершения административного правонарушения ФИО2 выразившимся в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию установленным, и доказанным материалами дела в их совокупности, а именно:

- актом таможенного досмотра /Ф000005 от ДД.ММ.ГГГГ;

- актом отбора проб и образцов 10225020/020916/000021 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-13);

- заключением таможенных экспертов от ДД.ММ.ГГГГ Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> ФТС РФ (л.д. 21-26);

- объяснением ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8);

- протоколом опроса ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 50-52) и иными материалами дела.

В соответствии с п.п.27 п.1 ст.4 ТК ТС под таможенным декларированием понимается заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров.

Согласно п.п.6 п.1 ст.4 ТК ТС декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары.

В соответствии со ст.179 ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно ст.188 ТК ТС, при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных ТК ТС, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с ТК ТС; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные ТК ТС.

В силу ст. 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 настоящего Кодекса, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками.

Статьей 352 ТК ТС, критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п.п.6 п.2 ст.355 ТК ТС Таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу. Таможенному декларированию в письменной форме подлежат, в том числе и товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в том числе временно ввозимые,

культурные ценности.

Довод таможенного органа, изложенный в протоколе об административном правонарушении о том, что перемещавшийся ФИО2 старинный пистолет не относится к товарам для личного пользования, объективного подтверждения по материалам дела не нашел в силу ст. ст. 49-51 Конституции РФ, ст. ст. 1.5, 26.2 КоАП РФ.

Таким образом, вина ФИО2 установлена, так как в соответствии с нормами п.1 ст.2.1 КоАП РФ им совершено противоправное действие, выразившееся в недекларировании по установленной форме (устной, письменной) товаров, подлежащих декларированию.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о том, что в удовлетворении ходатайства ФИО2 о проведении повторной экспертизы товара на предмет его отнесения к огнестрельному оружию и к культурным ценностям следует отказать, поскольку оснований не доверять заключению экспертов регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> ФТС РФ не имеется. Сам ФИО2 в обоснование своего ходатайства таковых оснований не приводит.

Доводы ФИО2 о неотнесении ввозимого товара к огнестрельному оружию судья не принимает во внимание, поскольку таковых оснований для привлечения к административной ответственности таможенный орган в протоколе об административном правонарушении не приводит. По экспертному заключению регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления <адрес> ФТС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пистолет образца 1848 года пригодность для выстрела не установлена (л.д. 26). В силу ст. 1.5 КоАП РФ все неустранимые сомнения толкуются в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.

Ссылки ФИО2 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Ко АП РФ и непризнании вины вследствие отсутствия обязанности декларировать товар необоснованны, поскольку в силу п. 6 ч. 2 ст. 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат культурные ценности.

Согласно ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оружии», оружие, имеющее культурную ценность, - оружие, включенное в состав Музейного фонда Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» либо подпадающее в соответствии с решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти под действие Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», в том числе старинное (антикварное) оружие.

Как следует из ст. ст. 7, 14, 17, 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 150-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об оружии» обязательное подтверждение соответствия оружия, имеющего культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия проводится на основании заключения государственной экспертизы, подтверждающего подлинность оружия, имеющего культурную ценность, либо соответствие копии старинного (антикварного) оружия или реплики старинного (антикварного) оружия конкретному образцу оружия, имеющего культурную ценность; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными гражданами осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей; ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия иностранными юридическими лицами осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, временно ввезенные в Российскую Федерацию иностранными юридическими лицами для участия в проведении историко-культурных мероприятий или выставок с возможностью экспонирования, ношения и демонстрации такого оружия, подлежат специальной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей. Указанная регистрация производится на основании приглашения принять участие в соответствующих мероприятии или выставке либо договора, заключенного с юридическим лицом, проводящим соответствующие мероприятие или выставку и имеющим разрешение на хранение оружия, с приложением перечня (списка) ввозимого оружия, заверенного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны культурного наследия, разрешения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере оборота оружия. Не подлежат продаже без сертификата соответствия или декларации о соответствии гражданское и служебное оружие и патроны к нему, не имеющие номера и клейма, оружие, имеющее культурную ценность, копии старинного (антикварного) оружия и реплики старинного (антикварного) оружия, а также конструктивно сходные с оружием изделия.

Согласно ст. 1, 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» законодательство Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов. Установленный настоящим Законом порядок вывоза и ввоза культурных ценностей применяется ко всем культурным ценностям независимо от формы собственности.

Как определено ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» ввоз культурных ценностей - перемещение любыми лицами в любых целях через Государственную границу Российской Федерации культурных ценностей, находящихся на территории иностранного государства, без обязательства их обратного вывоза.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, выполняют в пределах своей компетенции функции органов государственного регулирования вывоза и ввоза культурных ценностей и контроля за вывозом и ввозом культурных ценностей в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательством Российской Федерации.

В силу ст. ст. 55, 56 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4804-1(ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» за незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей, незаконную передачу права собственности на них устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность. Под незаконным вывозом и незаконным ввозом культурных ценностей понимается вывоз и ввоз культурных ценностей, осуществленные с нарушением правил, установленных настоящим Законом, таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле. Незаконные вывоз и ввоз культурных ценностей квалифицируются как контрабанда и наказываются в соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 84, 85 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 814 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» ввоз в Российскую Федерацию оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации. Порядок ввоза гражданского, служебного длинноствольного гладкоствольного оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий в целях сертификации устанавливается Федеральной таможенной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Без проведения сертификации (обязательного подтверждения соответствия) в Российскую Федерацию могут ввозиться (вывозиться) оружие и патроны:

а) имеющие сертификаты соответствия или декларации о соответствии, за исключением оружия, ввозимого после ремонта;

б) перемещаемые по территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

в) временно ввозимые юридическими и физическими лицами в целях охоты, участия в спортивных мероприятиях, выставках и историко-культурных мероприятиях.

В соответствии с нормами п.2 ст.2.2 КоАП РФ административное правонарушение может быть признано совершенным по неосторожности (лицо его совершившее не предвидело возможности наступления вредных последствий своего действия (бездействия), хотя должно было и могло их предвидеть).

Действия ФИО2 судья квалифицирует по части первой ст. 16.2 Ко АП РФ как недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих обязательному таможенному декларированию.

Согласно сведений из базы данных КПС «Административные правонарушения» ФИО2 в течение года не привлекался к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства по ст. 16.2 КоАП РФ (л.д. 36).

Учитывая неосторожную форму вины, а также, что ранее ФИО2 к административной ответственности не привлекался, стоимость перевозимого товара не превышает ограничение установленное в Приложении 3 к «Соглашению между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» от ДД.ММ.ГГГГ, судья полагает возможным вследствие малозначительности совершенного ФИО2 деяния прекратить производство по делу об административном правонарушении, возбужденным в отношении ФИО2 по ч. 1 ст. 16.2 Ко АП РФ в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ с объявлением ему устного замечания.

Верховный Суд РФ в п. 21 Постановления Пленума ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» специально указал: «Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений».

Издержек, связанных с расследованием данного административного дела не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 16.2; ст. ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья,

П О С Т А Н О В И Л:

Освободить гражданина Российской Федерации ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения <адрес>, проживающего по адресу: Россия, <адрес>, от административной ответственности, предусмотренной частью первой статьи 16.2 КоАП РФ, объявив устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении (о нарушении таможенных правил Себежской таможни –1017/2016), предусмотренном частью первой статьи 16.2 КоАП, в отношении ФИО2, прекратить в связи с малозначительностью совершенного правонарушения на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Товар – предмет административного правонарушения:

- дульнозарядный солдатский пистолет с капсюльным замком, изготовленный по типу солдатского капсульного пистолета образца 1848 года, калибра 13 мм., 1 шт., изъятый по протоколу изъятия вещей от ДД.ММ.ГГГГ и помещенный на хранение в камеру хранения вещественных доказательств Себежской таможни, по акту приема – передачи от ДД.ММ.ГГГГ – вернуть законному владельцу ФИО2 после вступления постановления в законную силу и соответствующего таможенного оформления.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Себежский районный суд лицами, указанными в ст. ст. 25.1 – 25.5; 30.1 ч. 1.1 КоАП РФ в течение 10 дней со дня вручения, либо получения копии постановления.

Федеральный судья: подпись И.О. Алёнкин

Копия верна

Федеральный судья: И.О. Алёнкин