Дело № 5-59/2019
Полный текст изготовлен
20.02.2019 года
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
18 февраля 2019 года г. Мурманск, пр. Ленина, 54
Судья Октябрьского районного суда г. Мурманска Макарова И.С., рассмотрев административный материал в отношении
должностного лица – главного бухгалтера бухгалтерии Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО <адрес> и <адрес> Шемякиной <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки г. Мурманск, зарегистрированной и проживающей по адресу: г. Мурманск, <адрес>
о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
из представленного административного материала следует, что должностным лицом - главным бухгалтером бухгалтерии Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО <адрес> и <адрес> Шемякиной С.О., исполнявшей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанности главного бухгалтера бухгалтерии МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес>, в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам», строке 260 «Расчеты по выданным авансам» Баланса (ф. 0503130) на сумму <данные изъяты>, тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ, по результатам проведенного административного расследования, начальником контрольно-ревизионного отдела в сфере деятельности силовых ведомств и судебной системы Управления Федерального казначейства по Мурманской области в отношении должностного лица – Шемякиной С.О. составлен протокол об административном правонарушении и дело направлено в суд для рассмотрения по существу.
Шемякина С.О. в судебном заседании вину в инкриминируемом правонарушении признала полностью.
Представитель административного органа извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Выслушав Шемякину С.О., исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно примечанию к указанной статье, под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается: искажение сумм начисленных налогов и сборов не менее чем на 10 процентов; искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерский учет - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В силу ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете», ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта.
Согласно ст. 9 указанного Федерального закона, каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.
Из материалов дела следует, что УФК по Мурманской области в соответствии с приказом Управления Федерального казначейства по Мурманской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> проведена плановая проверка финансово-хозяйственной деятельности за 2017 год.
В ходе проверки достоверности и анализа кредиторской, дебиторской задолженности, сведений, отраженных в годовой бюджетной отчетности за 2017 год, установлено следующее.
В 2017 году между МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> и УФПС <адрес> - филиалом ФГУП «Почта России» (далее – ФГУП «Почта России») заключены следующие договоры на оказание услуг почтовой связи:
от ДД.ММ.ГГГГ№.1-<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Проверке представлен акт сверки № взаимных расчетов за 2017 год, произведенных между МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> и УФПС <адрес> - филиалом ФГУП «Почта России». В соответствии с вышеуказанным актом сверки:
по данным МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> дебиторская задолженность за ФГУП «Почта России» перед МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> составила <данные изъяты>
по данным ФГУП «Почта России» дебиторская задолженность за ФГУП «Почта России» перед МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> составила <данные изъяты>
Таким образом, разница в сумме дебиторской задолженности за ФГУП «Почта России» по данным МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> и по данным ФГУП «Почта России» составила <данные изъяты>
Согласно требованиям абзаца 23 пункта 11 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГ№н, записи в регистры бухгалтерского учета (Журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) осуществляются по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа, как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов.
В период контрольного мероприятия представлены документы, подтверждающие оказание ФГУП «Почта России» услуг почтовой связи в 2017 году, в том числе на сумму <данные изъяты>., а именно:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
- акт сдачи-приема оказанных услуг от ДД.ММ.ГГГГ№и00020364 на сумму <данные изъяты>
Проверкой установлено, что акты сдачи-приема оказанных услуг от <данные изъяты>
Согласно информации, представленной главным бухгалтером МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> в ходе проверки, денежные средства, являющиеся суммой дебиторской задолженности прошлых лет, в общей сумме <данные изъяты>. использованы на оплату услуг, оказанных в 2018 году.
В 2017 году между МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> и ФГУП «Главный центр специальной связи» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ№ на оказание услуг специальной связи, цена контракта - <данные изъяты>., срок действия контракта до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной проверке карточке расчета МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> с контрагентом ФГУП «Главный центр специальной связи» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ дебиторская задолженность за ФГУП «Главный центр специальной связи» перед МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> составила <данные изъяты>. и подтверждена представленными актом сверки за 2017 год и счетами-фактур.
Таким образом, фактическая сумма дебиторской задолженности по счету 120600000 «Расчеты по авансам по услугам связи» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты>.
Согласно абзацу 2 подпункта 11.1 пункта 11 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ н (далее - Инструкция № н), в состав бюджетной отчетности для получателя бюджетных средств включается Баланс (ф. 0503130).
В соответствии с требованиями абзаца 17 пункта 17 Инструкции № н в разделе «Финансовые активы» Баланса (ф. 0503130) отражаются остатки по стоимости финансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета, а именно: по строке 260 «Расчеты по выданным авансам» отражается остаток по счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам».
Таким образом, в Балансе (ф. 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ в графах 6, 8 по строке 260 следовало отразить сумму в размере <данные изъяты>
В нарушение абзаца 17 пункта 17 Инструкции № н допущено искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, в сумме <данные изъяты>., а именно: в Балансе главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ по строке 260 «Расчеты по выданным авансам» отражена дебиторская задолженность по счету 120600000 в сумме <данные изъяты>., не соответствующая фактической сложившейся задолженности на указанную дату, т.е. завышена более чем на 10 процентов.
В соответствии с примечанием 1 к статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под грубым нарушением правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности понимается, в том числе искажение любой статьи (строки) формы бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов.
Искажение на сумму <данные изъяты> руб. строки 260 «Расчеты по выданным авансам» Баланса главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджет"- (ф. 0503130) на ДД.ММ.ГГГГ составило 16,18 процентов от суммы, отраженной на конец 2017 года в размере <данные изъяты>
Статьей 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
Пунктом 4 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что Баланс исполнения бюджета содержит данные о нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета.
Согласно объяснению Шемякиной С.О., представленной ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от ДД.ММ.ГГГГ, после выхода ДД.ММ.ГГГГ из отпуска по уходу за ребенком для формирования бухгалтерского отчета за 2017 год были подготовлены акты сверок с поставщиками и подрядчиками по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ для полного и точного отражения в бухгалтерской отчетности дебиторской и кредиторской задолженности. При сверке расчетов с ФГУП «Почта России» было обнаружено, что данные поставщика не совпадают с данными бухгалтерского учета МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес>. При наличии большого объема работы, сжатых сроков сдачи бухгалтерского баланса в УМВД России по Мурманской области (годовой отчет необходимо было сформировать до ДД.ММ.ГГГГ) не смогла найти счета и акты, отраженные в актах сверки, представленном поставщиком, для правильного отражения дебиторской задолженности. Сумма дебиторской задолженности, которая являлась разницей между данными МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> и ФГУП «Почта России» была изначально больше, некоторые счета и акты удалось найти. Ответственности с себя как с главного бухгалтера не снимаю, так как в должностных обязанностях главного бухгалтера отражено, что он несет ответственность за работу всей бухгалтерии в целом.
В соответствии с примечанием 2 к статье 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, в случае исправления ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
В ходе административного расследования определением об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, от ДД.ММ.ГГГГ в МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> административным органом истребована информация об исправлении ошибки в установленном порядке (включая представление пересмотренной бухгалтерской (финансовой) отчетности) до утверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно ответу главного бухгалтера МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ до настоящего времени изменения в баланс (ф. 0503130) в части отражения достоверной дебиторской задолженности по строке 206 «Расчеты по выданным авансам» по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ не вносились.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. Вместе с тем, пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», определено, что руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.
Из материалов дела следует, что приказом МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о бухгалтерии МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> (далее - Положение). В соответствии с пунктами 18, 22 Положения основной функцией бухгалтерии является осуществление учета выделяемого МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> финансирования из федерального бюджета средств, представление отчетности в соответствующие инстанции; осуществление мер по обеспечению достоверности учета и отчетности, соблюдению законности финансово-хозяйственных операций.
Согласно подпунктам 40.1, 40.2 Положения главный бухгалтер бухгалтерии МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> организует ведение бухгалтерского учета, своевременное составление и предоставление бухгалтерской отчетности, руководствуясь нормативными правовыми актами о бухгалтерском и налоговом учете; обеспечивает и контролирует в бухгалтерии соответствие осуществляемых хозяйственных операций нормативным правовым актам, целевое и приоритетное использование финансовых и материальных ресурсов. Пунктом 41 Положения предусмотрена ответственность главного бухгалтера за совершение в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
Согласно приказу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с на должность главного бухгалтера МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> назначена ФИО1 (уволена со службы ДД.ММ.ГГГГ по выслуге лет (приказ УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с).
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из примечания к указанной статье, под должностным лицом в Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе следует понимать лицо, выполняющее организационно - распорядительные или административно - хозяйственные функции в государственных органах.
Формы бюджетной отчетности МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ подписаны, в том числе главным бухгалтером С.О. Шемякиной.
Таким образом, должностным лицом, исполнявшим в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обязанности главного бухгалтера бухгалтерии МО МВД России по ЗАТО <адрес> и <адрес>, Шемякиной С. О. в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей допущено грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, выразившееся в искажении бюджетной отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по счету по счету 020600000 «Расчеты по выданным авансам», строке 260 «Расчеты по выданным авансам» Баланса (ф. 0503130) на сумму 6 207,93 руб., тем самым совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения правонарушения подтверждается следующими доказательствами: объяснением Шемякиной С.О., выпиской из приказа №/лс от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из приказа №/лс от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, положением о бухгалтерии, журналами расчетов с поставщиками, расчетами с контрагентами, актами сверки, счетами - фактурами, актами сдачи-приема оказанных услуг, протоколом об административном правонарушении и иными материалами дела.
При определении вида и размера административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, отягчающих и смягчающих вину обстоятельств не установлено, учитывая, что ранее Шемякина С.О., к административной ответственности не привлекалась, полагаю возможным назначить наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – главного бухгалтера бухгалтерии Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по ЗАТО <адрес> и <адрес> Шемякину <данные изъяты> виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты>
В соответствии с п. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сумму штрафа необходимо перечислить на расчетный счет получателя платежа Управление Федерального казначейства по Мурманской области, ИНН 5191501406, КПП 519001001, Банк получателя: Отделение по Мурманской области Северо-западного управления Центрального банка Российской Федерации, БИК 044705001, Бюджетный счет № 40101810000000010005, Лицевой счет № 04491194530 в УФК по Мурманской области, поле 104 платежного поручения – код 10011690010016000140, поле 105 платежного поручения – код ОКТМО 47701000, УИН 100493792020003112188///.
Квитанция об уплате штрафа подлежит предъявлению в Октябрьский районный суд города Мурманска.
Разъяснить правонарушителю, что неуплата штрафа в установленный срок влечет административную ответственность на основании ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти суток с момента получения, вручения копии постановления.
Судья И.С. Макарова