ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-59/20 от 22.10.2020 Черноземельского районного суда (Республика Калмыкия)

Дело № 5-59/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

пос. Комсомольский 22 октября 2020 года

Судья Черноземельского районного суда Республики Калмыкия Манжеев Б.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли», ИНН 0810003320, юридический адрес: Республика Калмыкия, Черноземельский район, пос. Комсомольский, ул. Некрасова, 31,

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от 05 октября 2020 года Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» (далее – ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли», заповедник, юридическое лицо) привлекается к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.7.6 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

В период с 17 по 18 августа 2020 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия на основании приказа № 232-КНД от 17 августа 2020 года проведено плановое обследование территории Государственного природного биосферного заповедника «Черные земли». В ходе проверки установлено, что в нарушение п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ в 70 м в восточном направлении от места впадения канала УС-5 в Черноземельский сбросной канал (географические координаты 45.853729, 46.145193) выявлен забор (изъятие) водных ресурсов из сбросного канала на близлежащую территорию с образованием искусственного водоема (пруда), площадью 1 га, без возврата воды в водный объект, в отсутствие разрешительной документации.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» по доверенности Манджиев Б.Н. вину юридического лица в совершении административного правонарушения не признал, пояснив, что разлив воды ( водоем ) находится на территории заповедника, образовался естественным путем вследствие нарушения целостности русла канала УС-5 и его сезонного переполнения, то есть по независящим от юридического лица причинам. Юридическое лицо водой из данного водоема не пользовалось, в связи с чем полагает требование о заключении договора водопользования необоснованным. На основании договора с ФГБУ «Управление «Калммелиоводхоз»» юридическое лицо за определенную плату и в определенный период времени приобретало воду непосредственно из УС – 5 Черноземельского магистрального канала исключительно для поения диких животных и птиц, находящихся под охраной заповедника.

Выслушав объяснения представителя юридического лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, образует деяние (действие либо бездействие), которое выражается в превышении объемов забираемой воды, изменении места сброса сточных вод и несоблюдении иных условий водопользования, указанных в документах, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью (договор, решение), нарушающее права собственников, владельцев и других водопользователей.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся, в том числе водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

В силу ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде (п.1 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ).

Согласно п.2 ч.2 ст.11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи.

Как следует из представленных материалов дела, в период с 17 по 18 августа 2020 года Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия на основании приказа № 232-КНД от 17 августа 2020 года проведено плановое (рейдовое) обследование территории Государственного природного биосферного заповедника «Черные земли», в ходе которого выявлен в нарушение требований пункта 2 части 2 статьи 11 Водного кодекса РФ в 70 м в восточном направлении от места впадения канала УС-5 в Черноземельский сбросной канал (географические координаты 45.853729, 46.145193) забор воды из сбросного канала на близлежащую территорию с образованием искусственного водоема, площадью 1 га.

По результатам рейдового осмотра составлен акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 0034/06/232-КНД/ПР/2020 от 18 августа 2020 года с фототаблицей и план-схемой к нему.

Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ.

В качестве доказательств самовольного использования юридическим лицом водного объекта без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом, в материалах дела имеются: приказ (распоряжение) Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия № 232-КНД от 17 августа 2020 года с приложенным заданием; акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований № 0034/06/232-КНД/ПР/2020 от 18 августа 2020 года с фототаблицей и план-схемой №1 к нему; договор № 8 от 05 февраля 2020 года; выписка из ЕГРЮЛ; протокол об административном правонарушении № 0204/06/3731/232-КНД/ПР/2020 от 05 октября 2020 года с письменными объяснениями представителя юридического лица.

Из ответа ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» исх. № 223 от 04 сентября 2020 года на запрос Управления Росприроднадзора за исх. № 02-06-04/6813 от 25 августа 2020 года о предоставлении информации о целях забора воды из ЧООС следует, что пруд размером около 1 гектара образовался в результате естественного понижения местности у русла канала, и вода проникает на близлежащую территорию. На протяжении ряда лет образованный пруд служит местом водопоя диких животных, в первую очередь сайгаков, а также местом гнездования и обитания многих видов птиц, в том числе занесенных в Красную книгу РФ.

В судебном заседании представитель ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» Манджиев Б.Н. отрицал факт самовольного забора воды из указанного водоема. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Следовательно, административная ответственность ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли», выполняющего задачи сохранения популяции сайгака, находящегося на грани исчезновения, за использование естественным образом образовавшегося водоема дикими животными и птицами для водопоя и гнездования, в том числе сайгаками, наступить не может.

В данном случае административным органом при составлении протокола об административном правонарушении не исследовался вопрос о возникновении обязанности у ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» по заключению договора водопользования, не выяснялось наличие или отсутствие забора воды из данного водоема юридическим лицом.

Таким образом, административным органом не доказан факт использования юридическим лицом водного объекта для удовлетворения каких-либо нужд. Водоем используется дикими животными в качестве водопоя вне зависимости от ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли», что освобождает юридическое лицо от необходимости заключения договора водопользования.

Каких-либо достоверных и достаточных доказательств использования водного объекта ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» для осуществления хозяйственной или иной деятельности в судебное заседание представлено не было.

При таких обстоятельствах в действиях ФГБУ «Государственный заповедник «Черные земли» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного обстоятельства, предусмотренного ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ, в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения «Государственный природный биосферный заповедник «Черные земли» прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Калмыкия через Черноземельский районный суд Республики Калмыкия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Б.В. Манжеев