Дело № 5-59/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
26 апреля 2016 года г.Мирный РС(Я)
Судья Мирнинского районного суда Республики Саха (Якутия) Григорьева С.А., при секретаре Степановой А.С., с участием представителей привлекаемого должностного лица - главы муниципального образования «Мирнинский район» ФИО1, ФИО2, представителя должностного лица, возбудившего производство по делу об административном правонарушении, старшего помощника прокурора г.Мирного Голдобиной З.Г.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, возбужденном по ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – главы администрации муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3, <данные изъяты>,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой г.Мирного проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при предоставлении администрацией МО «Мирнинский район» РС(Я) субсидий малого и среднего предпринимательства в рамках ведомственной целевой программы «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением главы администрации МО «Мирнинский район» РС(Я) от 18.09.2014 г. № 1696.
В целях реализации указанной выше программы постановлением главы района от 14.05.2015 г. № 0827 утвержден Порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, где в разделе 2 Порядка определены условия предоставления субсидии, в разделах 4 и 5 – критерии отбора заявок и порядок их рассмотрения, в разделах 6 и 7 – установлен порядок предоставления и возврата субсидий.
Проверкой установлено, что 29.06.2015 г. главой АМО «Мирнинский район» ФИО3 подписано распоряжение № 0506 о перечислении денежных средств в размере 1 325 690 рублей субъектам малого и среднего предпринимательства согласно протоколу № 1 от 18.06.201 5г. заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства на получение поддержки ИП ФИО4 в размере 500 000 рублей и ИП ФИО5 в размере 225 690 рублей.
МО «Мирнинский район» РС(Я), как главным распорядителем бюджетных средств до подписания распоряжения, в нарушение п.5.5 Порядка не осуществлена оценка и должным образом не проверены документы, поданные ФИО4, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым Порядком. При этом не учтено, что основным видом деятельности предпринимателя ФИО4 является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (ОКВЭД 50.20.1), который в соответствии со ст.346.27 Налогового кодекса РФ исключен из числа бытовых услуг.
По мнению прокурора, учитывая, что осуществляемая ФИО4 деятельность не относится к понятию бытовые услуги, заявитель на момент рассмотрения заявки не соответствовал условиям предоставления субсидии.
11 апреля 2016 года заместителем прокурора г.Мирного Сокрутом О.А. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушена ст.78 Бюджетного кодекса РФ).
В судебном заседании старший помощник прокурора г.Мирного Голдобина З.Г. просит привлечь должностное лицо - главу администрации МО «Мирнинский район» ФИО3 к административной ответственности по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Привлекаемое должностное лицо – глава администрации МО «Мирнинский район» РС(Я) ФИО3 в суд не явился, извещен надлежащим образом. Лицом, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, должностным лицом – главой администрации МО «Мирнинский район» ФИО3 26.04.2016 г. выдана доверенность № 1298 на имя начальника контрольно-правового управления администрации района ФИО1 и от 26.04.2016 г. № 1302 на имя заместителя главы района ФИО2 на самостоятельное осуществление ими процессуальных действий, предусмотренных КоАП РФ, КАС РФ, в том числе с правом подачи жалоб.
В судебном заседании представители привлекаемого должностного лица - главы администрации МО «Мирнинский район» ФИО1, ФИО2 с постановлением прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3, а также с доводами заместителя прокурора г.Мирного Сокрута О.А. не согласны. Просят производство по данному делу в отношении главы администрации МО «Мирнинский район» ФИО3 прекратить, поскольку, по их мнению, в действиях должностного лица отсутствует состав административного правонарушения.
Представитель привлекаемого должностного лица ФИО2 также пояснил, что нарушений бюджетного законодательства при предоставлении субсидии индивидуальному предпринимателю ФИО4 не было; в данном случае ст.346.27 Налогового кодекса РФ регулирует вопросы налогообложения; техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей относится к бытовым услугам согласно Общероссийскому классификатору услуг населению.
Выслушав доводы и пояснения старшего помощника прокурора г.Мирного, представителей привлекаемого должностного лица ФИО1, ФИО2, исследовав в судебном заседании представленные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Ч.2 ст.26.2 КоАП РФ предусматривает, что эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно ч.3 данной статьи не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
В ст.2.4 КоАП РФ закреплены общие принципы административной ответственности должностных лиц, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как следует из исследованных в суде материалов, прокуратурой г.Мирного проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при предоставлении администрацией МО «Мирнинский район» РС(Я) субсидий малого и среднего предпринимательства в рамках ведомственной целевой программы «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением главы администрации МО «Мирнинский район» РС(Я) от 18.09.2014 г. № 1696.
В целях реализации указанной выше программы постановлением главы района от 14.05.2015 г. № 0827 утвержден Порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, где в разделе 2 Порядка определены условия предоставления субсидии, в разделах 4 и 5 – критерии отбора заявок и порядок их рассмотрения, в разделах 6 и 7 – установлен порядок предоставления и возврата субсидий.
Глава администрации МО «Мирнинский район» ФИО3 вступил в должность на основании решения избирательной комиссии МО «Мирнинский район» РС(Я) «О регистрации Главы МО «Мирнинский район» РС(Я) № 64-1 от 17.09.2013 г. в соответствии с протоколом от 12.09.2013 г. (распоряжение № 517 от 18.09.2013 г.).
Согласно п.11 ст.40 Устава МО «Мирнинский район РС(Я) (с последующими изменениями и дополнениями) глава Мирнинского района осуществляет функции главного распорядителя местного бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.
Действующая на территории Мирнинского района ведомственная целевая программа «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы» утверждена постановлением главы администрации МО «Мирнинский район» РС(Я) от 18.09.2014 г. № 1696.
Ответственным исполнителем программы является управление потребительского рынка и развития предпринимательства администрации МО «Мирнинский район».
Целью указанной программы является создание и обеспечение благоприятных условий для развития и повышения конкурентоспособности малого и среднего предпринимательства на территории Мирнинского района РС(Я), а также содействие повышению уровня жизни населения и удовлетворения потребностей населения как потенциальных туристов.
Программа содержит механизмы реализации, которые включают в себя мероприятия по субсидированию части затрат, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на модернизацию (приобретение и обновление) производственного оборудования, связанного с производством продукции, а также связанного с оказанием бытовых услуг.
В ст.78 БК РФ установлены основные принципы предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
В соответствии с п.3 ч.2 ст.78 БК РФ субсидии из местного бюджета индивидуальным прдпринимателям предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.
Согласно ч.3 ст.78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (в ред. Федерального закона от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ);
4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий (пп.4 введен Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями (пп.5 введен Федеральным законом от 07.05.2013 г. № 104-ФЗ).В целях реализации ведомственной целевой программы «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы» постановлением главы района от 14.05.2015 г. № 0827 утвержден Порядок субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, где в разделе 2 Порядка определены условия предоставления субсидии, в разделах 4 и 5 – критерии отбора заявок и порядок их рассмотрения, в разделах 6 и 7 – установлен порядок предоставления и возврата субсидий. 29.06.2015 г. главой АМО «Мирнинский район» ФИО3 подписано распоряжение № 0506 о перечислении денежных средств в размере 1 325 690 рублей субъектам малого и среднего предпринимательства согласно протоколу № 1 от 18.06.2015 г. заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства на получение поддержки ИП ФИО4 в размере 500 000 рублей и ИП ФИО5 в размере 225 690 рублей. МО «Мирнинский район» РС(Я), как главным распорядителем бюджетных средств до подписания распоряжения, в нарушение п.5.5 Порядка не осуществлена оценка и должным образом не проверены документы, поданные ФИО4, на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым Порядком. В ходе судебного заседания установлено, что 08.06.2015 г. ФИО4 на имя главы МО «Мирнинский район» РС(Я) подана заявка на участие в конкурсе на предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, понесенных затрат на модернизацию (приобретение и (или) обновление) производственного оборудования, связанного с производством продукции, а также связанного с оказанием бытовых услуг (возмещение денежных средств, потраченных на приобретение оборудования для автосервиса). К заявке был приложен необходимый перечень документов. П.2.1.2 раздела 2 условиями предоставления субсидии определено, что субсидия предоставляется для покрытия части затрат, в том числе на модернизацию (приобретение и (или) обновление) производственного оборудования, связанного с производством продукции, а также связанного с оказанием с оказанием бытовых услуг, услуг по утилизации бытовых отходов и жилищно-коммунальных услуг не более 500 000 рублей на одного субъекта алого и среднего предпринимательства. Из строки 22 выписки ЕГРИП от 03.06.2016 г. следует, что основным видом деятельности предпринимателя ФИО4 является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (ОКВЭД 50.20.1), который в соответствии с положениями ст.346.27 Налогвоого кодекса РФ исключен из бытовых услуг (бытовые услуги – платные услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением услуг ломбардов и услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств), предусмотренные Общероссийским классификатором услуг населению, за исключением услуг по изготовлению мебели, строительству индивидуальных жилых домов). Учитывая, что основным видом деятельности предпринимателя ФИО4 является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (ОКВЭД 50.20.1), который в соответствии со ст.346.27 Налогового кодекса РФ исключен из числа бытовых услуг. По мнению прокурора, учитывая, что осуществляемая ФИО4 деятельность не относится к понятию бытовые услуги, заявитель на момент рассмотрения заявки не соответствовал условиям предоставления субсидии. Платежным поручением № 2777 от 10.07.2015 г. сумма в размере 500 000 рублей перечислена на счет ИП ФИО4 ФИО3, являясь главой администрации МО «Мирнинский район», будучи главным распорядителем средств бюджета МО «Мирнинский район» РС(Я) в период времени с 09 часов утра до 18 часов вечера 29.06.2015 г., находясь в г.Мирном Республики Саха (Якутия), подписал распоряжение, явившееся основанием для выплаты индивидуальному предпринимателю ФИО4 субсидии из бюджета МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия), вопреки ст.78 БК РФ, п.2.1.2 Порядка субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденного постановлением главы МО «Мирнинский район» от 14.05.2015 г. № 0827, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ. 11 апреля 2016 года заместителем прокурора г.Мирного Сокрутом О.А. вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы муниципального образования «Мирнинский район» ФИО3 по признакам правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Согласно ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет. Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, выступают общественные отношения, возникающие в сфере бюджетных отношений. С объективной стороны рассматриваемое административное правонарушение характеризуется нарушением виновным лицом условий предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам. В соответствии с п.25 ст.15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения муниципального района относится, в частности содействие развитию малого и среднего предпринимательства и т.д. Представительным органом – Мирнинским районным Советом депутатов принято решение о выделении финансирования на часть затрат представителям малого и среднего предпринимательства. Ведомственной целевой программы «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы» предусмотрено финансирование, в том числе на субсидирование части затрат, понесенных субъектами малого и среднего предпринимательства на модернизацию производственного оборудования, связанного с производством продукции и оказанием бытовых услуг. Из протокола № 1от 18.06.2015 г. заседания конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства на получение поддержки следует, что предоставили субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства по 2 заявкам на сумму 725 690 рублей (приложение № 2 – ИП ФИО4 в размере 500 000 рублей, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей – на приобретение оборудования; ИП ФИО5 в размере 225 690 рублей, производство кухонной мебели – на приобретение оборудования). В конкурсе всего принимало участие 5 заявок, по 3 было отказано). Председатель конкурсной комиссии ФИО2 в суде пояснил, что все заявки рассматривались в соответствии с ведомственной целевой программы «Мирнинский район» РС(Я) «Развитие предпринимательства и туризма в Мирнинском районе Республики Саха (Якутия) на 2014-2016 годы», Порядком субсидирования части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства. Довод прокуратуры г.Мирного о том, что основным видом деятельности предпринимателя ФИО4 является техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 50.20.1), который исключен из числа бытовых услуг на основании ст.346.27 Налогового кодекса РФ является несостоятельным, поскольку указанная статья относится к главе 26.3 НК РФ, и регулирует только вопросы налогообложения. В Общероссийском классификаторе услуг населению код 017000 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования» КЧ указан 1. В Общероссийском классификаторе услуг населению ОК 002-93, утвержденном постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 г. № 163, указано, 01 – это группа «бытовые услуги». Анализ вышеприведенных норма права и обстоятельств дела, установленных в суде, показал, что отсутствует обязательный признак состава правонарушения – объективная сторона, поскольку в суде нарушения виновным лицом (главой МО «Мирнинский район» ФИО3) условий предоставления субсидий индивидуальному предпринимателю не установлено. Решение конкурсной комиссии по рассмотрению заявлений субъектов малого и среднего предпринимательства на получение поддержки от 18.06.2015 г. никем не обжаловано. При принятии решения комиссия действовала в рамках полномочий, предусмотренных действующим законодательством, проверила представленные документы по заявкам индивидуальных предпринимателей, в том числе с выездом на место, а дальнейшем дана соответствующая оценка согласно требованиям ст.78 БК РФ и Порядка субсидирования части затрат субъектам малого и среднего предпринимательства. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожностью (небрежностью) или умышленной формами вины.
Установление данного элемента состава административного правонарушения имеет существенное значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения административного дела, возбужденного по ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, поскольку привлечение к административной ответственности по данной норме возможно лишь в том случае, если имеет место вина субъекта административного правонарушения в форме неосторожности или умысла.
Анализ представленных в суд доказательств, пояснений лиц, участвующих в деле, в их совокупности показал, что отсутствует субъективная сторона административного правонарушения – неосторожность или умысел со стороны должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, что является одним из обязательных признаков состава правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ.
Согласно ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Кроме того, обязанность доказывания лежит на должностном лице, возбудившим производство об административном правонарушении, в данном случае – на прокуроре.
При установленных выше обстоятельствах, состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, в действиях должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, вопреки выводам прокурора, не может считаться доказанным.
В ходе судебного разбирательства судом состав административного правонарушения не установлен, а должностным лицом, возбудившим производство об административном правонарушении, не доказан.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ст.29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, в действиях главы администрации МО «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, что является основанием для прекращения производства по данному делу на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица - главы администрации муниципального образования «Мирнинский район» Республики Саха (Якутия) ФИО3 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.15.15.5 КоАП РФ, прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, т.е. за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Мирнинский районный суд РС(Я) со дня вынесения или получения копии.
Мотивированное постановление изготовлено в полном объеме 29.04.2016 года.
Судья Мирнинского районного С. А. Григорьева