ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-59/2019790004-01-2019-000638-23 от 20.08.2019 Облученского районного суда (Еврейская автономная область)

Постановление вступило в законную силу: 20.08.2019 г.

Дело № 5-59/2019 79RS0004-01-2019-000638-23

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Облучье 23 июля 2019 года

Судья Облученского районного суда Еврейской автономной области Шлеверда Н.М.,

с участием:

председателя Контрольно-ревизионного комитета муниципального образования «Облученский муниципальный район» – Шкляр И.В.,

должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – главы муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей15.14Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

главы муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатова А.В., ДАТА рождения, уроженца АДРЕС, проживающего по адресу: АДРЕС,

У С Т А Н О В И Л:

В проверяемом периоде нецелевое расходование средств допущено в результате неправомерного повышения окладов работникам администрации, занимающим должности муниципальной службы, на основании принятых с превышением полномочий администрации распорядительных актов (распоряжений администрации) № Х от 14.09.2016 и № Х от 25.09.2017, неотвечающих требованиям Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-03 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области» и Положения об оплате труда муниципальных служащих Теплоозерского городского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов от 02.08.2013 № 152.

В нарушение требований указанных нормативно-правовых актов в период 2016 и 2017 года были дважды проиндексированы должностные оклады и ежемесячные выплаты за классный чин муниципального служащего в 1,06 раза без принятия решения об индексации должностных окладов и размеров классных чинов представительным органом (Собранием депутатов) городского поселения.

Указанное нарушение повлекло к установлению штатными расписаниями администрации в 2018 году должностных окладов и размеров ежемесячных выплат за классный чин муниципального служащего в неправомерно повышенном размере и к принятию и исполнению обязательств по оплате труда с нарушением требований статей 162 и 221БКРФ.

По результатам анализа произведен расчет нецелевых расходов, допущенных администрацией городского поселения в результате индексации окладов работников, замещающих должности муниципальной службы, без наличия нормативного акта об индексации окладов, принятого представительным органом поселения. Общий объем средств бюджета поселения, направленный на принятие и исполнение денежных обязательств с нарушением требований, составил 451670,68 рублей.

Нецелевое расходование средств допущено также в результате неправомерного изменения цены муниципального контракта на сумму 207341,22 рублей.

Согласно п. 2.1 муниципального контракта от 27.04.2018 № Х на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома АДРЕС, заключенного с ООО «Орион», цена контракта установлена в сумме 2176727,99 рублей, является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, установленных контрактом и (или) предусмотренных законодательством Российской Федерации. Пунктом 12.6 контракта предусмотрено право заказчика по согласованию с подрядчиком изменить не более чем на 10процентов объем работ, при этом допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному объему работ, исходя из установленной в контракте цены единицы работы. Согласно пункту 1.2 контракта состав работ определяется техническим заданием (приложение 1 к контракту), локальной сметой (приложение 2 к контракту), являющимися неотъемлемой частью контракта.

Согласно дополнительному соглашению об изменении цены контракта от 27.04.2018 № Х, заключенному 09.07.2018, первоначальная цена контракта увеличена на 207341,22 рублей и составила в сумме 2384069,21 рублей.

В обоснование изменения цены контракта администрацией представлены: обращение подрядчика об увеличении стоимости контракта и согласованный администрацией локальный сметный расчет без номера и даты. Согласно обращению подрядчика, следует что объем цементно?песчанного раствора, установленный локальным сметным расчетом в количестве 34.81 куб.м., недостаточен для производства работ по ремонту крыши и для выполнения работ в рамках муниципального контракта: фактически требуется 61,65 куб.м. цементно-песчанного раствора. Изменение других видов работ в обращении не предусматривалось.

Указанное обращение подрядчика не содержит обоснования необходимости увеличения объема цементно-песчанного раствора: отсутствует дефектная ведомость, подтверждающая необходимость в дополнительном объеме цементно-песчанного раствора, отсутствуют акты освидетельствования скрытых работ, подтверждающих установление дефектов, требующих дополнительных материалов для производства работ по ремонту крыши. Администрацией согласован локальный сметный расчет, содержащий не только данные об увеличении объема цементно-песчанного раствора, но и данные по дополнительному объему по виду работ – устройство выравнивающих стяжек в количестве 26325 кв.м.

Вместе с тем, согласно позиции 3 акта КС-2 объем работ по разборке стяжек не изменился по сравнению с первоначальным локальным сметным расчетом и принят в количестве 19500 кв.м.

Таким образом, соглашение об изменении цены контракта заключено с несоблюдением условий контракта от 27.04.2018 № Х и нарушением положений ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», поскольку содержит условие об изменении цены первоначального контракта и изменения расчета за выполненные работы по этапам, изменение объемов работ дополнительным соглашением от 09.07.2018 не предусмотрено. Соответственно, увеличение цены контракта без обоснования и принятие работ, не предусмотренных контрактом, является неправомерным действием администрации, повлекшим к расходованию бюджетных средств на цели, не предусмотренные бюджетной сметой, бюджетной росписью, решением о бюджете муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным решением Собрания депутатов от 25.12.2017 № 93 (в редакции от 28.12.2018 № 160).

Нецелевое расходование средств допущено в результате принятия и исполнения денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью целям, определенным решением о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой.

Администрацией в проверяемом периоде не исполнялись требования Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Теплоозерское городское поселение, утвержденного решением Собрания депутатов городского поселения от 26.04.2013 № 127, пунктом 10 которого предусмотрено, что формирование расходов бюджета муниципального образования осуществляется в соответствии с расходными обязательствами, расходные обязательства городского поселения возникают в том числе в результате заключения городским поселением от его имени в целях решения вопросов местного значения, договоров (соглашений).

Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании, решением о бюджете муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденным решением Собрания депутатов от 25.12.2017 № 93 (в редакции от 28.12.2018 № 160) и решением о бюджете муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденным решением Собрания депутатов от 24.12.2018 № 154, бюджетные ассигнования на содержание объекта коммунального назначения – баня не предусмотрены. Соответственно, не предусмотрены бюджетные ассигнования в бюджетной росписи и в бюджетной смете администрации.

Нецелевые расходы в результате принятия и исполнения денежных обязательств по содержанию бани за счет ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, бюджетной росписью и бюджетной сметой на иные цели (уличное освещение, содержание местной администрации) составили в сумме 116966,95 рублей.

Председатель Контрольно-ревизионного комитета муниципального образования «Облученский муниципальный район» Шкляр И.В. доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала.

В судебном заседании глава муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатов А.В. вину в инкриминируемом правонарушении признал частично, в части нецелевого расходования бюджетных средств в результате принятия и исполнения денежных обязательств по содержанию бани за счет ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, бюджетной росписью и бюджетной сметой на иные цели (уличное освещение, содержание местной администрации). Дополнительно суду пояснил, что индексация должностных окладов муниципальных служащих предусмотрена Трудовым кодексом Российской Федерации, аналогичные нормы содержит коллективный договор, заключенный с работниками. Администрацией городского поселения были изданы распоряжения без принятия решения об индексации должностных окладов и размеров классных чинов представительным органом городского поселения по причине того, что в случае не принятия представительным органом городского поселения решения об индексации должностных окладов, отказ представительного органа был бы обжалован в судебном порядке, и решение об индексации должностных окладов муниципальных служащих было бы принято в любом случае. По поводу изменения цены муниципального контракта от 27.04.2018 № Х на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома АДРЕС, заключенного с ООО «Орион», суду пояснил, что была допущена ошибка в акте КС-2, согласно которому объем работ по разборке стяжек не изменился по сравнению с первоначальным локальным сметным расчетом и принят в количестве 19500 кв.м., на самом деле объем работ был увеличен и принят в оплаченном размере, в связи с чем, изменилась и стоимость работ.

Выслушав пояснения председателя Контрольно-ревизионного комитета муниципального образования «Облученский муниципальный район», главы муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующему.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность должностных лиц за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В соответствии со статьей 306.4. Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Получатель бюджетных средств обладает бюджетными полномочиями, связанными, в том числе с обеспечением результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (статья 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Согласно части 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

Согласно пункту 1 статьи 18 Бюджетного кодекса Российской Федерации для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 Бюджетного кодекса Российской Федерации в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций сектора государственного управления (далее – Классификация). Порядок применения названной Классификации, исходя из пункта 4 статьи 23.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Согласно положениям статьи 24 Устава муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района Еврейской автономной области» глава городского поселения представляет городское поселение в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени городского поселения. Частью 3 статьи 30 Устава к полномочиям главы администрации городского поселения отнесено руководство администрацией городского поселения на принципах единоначалия, приобретение и осуществление имущественных и иных прав и обязанностей от имени городского поселения.

В соответствии с постановлением муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО № Х от ДАТА в должность главы муниципального образования вступил Скоробогатов А.В.

Из акта № Х по результатам контрольного мероприятия «Проверка обоснованности расходования средств бюджета муниципального образования «Теплоозерское городское поселение», направленных администрацией в 2018 году и в истекшем периоде 2019 года на оплату труда работников органов местного самоуправления городского поселения и на решение вопросов местного значения в части дорожной деятельности и жилищно-коммунального хозяйства» на объекте администрация Теплоозерского городского поселения» следует, что администрацией муниципального образования произведено повышение окладов работникам администрации, занимающим должности муниципальной службы, на основании принятых распорядительных актов (распоряжений администрации) № 95 от 14.09.2016 и № 64а от 25.09.2017, без наличия нормативного акта об индексации окладов, принятого представительным органом поселения, изменена цена муниципального контракта от 27.04.2018 № 037 на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома АДРЕС, заключенного с ООО «Орион», на сумму 207341,22 рублей, в отсутствие в акте КС-2 изменений в объеме работ по разборке стяжек по сравнению с первоначальным локальным сметным расчетом, и принятием объема работ в первоначально согласованном размере в количестве 19500 кв.м., произведено исполнение денежных обязательств по содержанию бани за счет ассигнований, предусмотренных решением о бюджете, бюджетной росписью и бюджетной сметой на иные цели (уличное освещение, содержание местной администрации).

Судья отклоняет довод главы городского поселения о том, что решение об индексации должностных окладов муниципальных служащих соответствует действующему законодательству, в связи с чем, нет необходимости соблюдать установленную законом процедуру принятия решения об индексации, поскольку в силу действующего законодательства глава администрации вправе принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права исключительно в пределах своей компетенции.

Так пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 Закона ЕАО от 25.04.2007 № 127-03 «О некоторых вопросах муниципальной службы в Еврейской автономной области» размер должностных окладов, а также размер ежемесячных и иных выплат и порядок их осуществления устанавливаются представительными органами муниципальных образований.

Статьей 134 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В соответствии со статьей 5 Трудового кодекса РФ органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из пункта 2.1 Положения об оплате труда муниципальных служащих Теплоозерского городского поселения, утвержденного решением Собрания депутатов от 02.08.2013 № 152, следует, что должностные оклады работников муниципальной службы администрации Теплоозерского городского поселения устанавливаются в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Довод должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о том, что изменение цены муниципального контракта от 27.04.2018 № Х на выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома АДРЕС произведено правомерно, а объем работ в акте КС-2 принят в первоначально утвержденном размере по ошибке, судом отклоняется ввиду следующего.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Исключение составляют случаи, предусмотренные ст. 34 и 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Так, в соответствии с пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 изменение существенных условий контракта допускается в случае, если по предложению заказчика: или увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10%; или уменьшаются определенные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы либо оказываемой услуги не более чем на 10%.

При этом по соглашению сторон с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации допускается изменение цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на 10% цены контракта.

Таким образом, именно указание в акте КС-2 увеличения объема работ по разборке стяжек является основанием для изменения стоимости работ, и оплате данных работ в повышенном размере.

Оценивая доказательства в их совокупности, в соответствии со ст.ст.26.2, 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о наличии в действиях главы муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатова А.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, то есть нецелевого использования бюджетных средств, выразившегося в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, и в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 КоАП РФ, впервые, частичное признание вины должностным лицом, отягчающих административную ответственность обстоятельств при рассмотрении дела не установлено.

Срок давности привлечения главы муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатова А.В. к административной ответственности согласно ст.4.5 КоАП РФ не истек.

С учетом изложенных выше правовых положений, конкретных обстоятельств дела, и в целях исключения избыточного ограничения прав должностного лица, судья полагает, что подлежит назначению административное наказание в размере низшего предела административного штрафа, предусмотренного санкцией статьи 15.14 КоАП РФ.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 29.9, ст. 29.10, ст. 4.1 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Привлечь главу муниципального образования «Теплоозерское городское поселение» Облученского муниципального района ЕАО Скоробогатова А.В., ДАТА рождения, уроженца АДРЕС, проживающего по адресу: АДРЕС, к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам: УФК по Еврейской автономной области (Контрольно-ревизионный комитет муниципального образования «Облученский муниципальный район» Еврейской автономной области), л/с 04783306050, расчетный счет №40101810700000011023, Банк: отделение Биробиджан г.Биробиджан, ОКТМО 99620000, КБК 20411632000130000140, БИК049923001, ИНН 7902527920, КПП 790201001.

Разъяснить Скоробогатову А.В., что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки исполнения постановления.

Разъяснить Скоробогатову А.В., что за неуплату штрафа в предусмотренный законом срок предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ в виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Постановление может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Облученский районный суд Еврейской автономной области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления, и вступает в законную силу по истечении указанного срока.

Судья Н.М. Шлеверда