Дело № 5-5/18
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кострома 02 апреля 2018 года
Судья Костромского районного суда Костромской области Комарова Е.Н.,
с участием ФИО1,
адвоката Ходжаевой А.К., представившей удостоверение №, ордер №, выданный Адвокатским кабинетом Ходжаева А.К. ((адрес)),
представителя Управления Федерального казначейства по Костромской области Г..,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ, в отношении должностного лица - главы Никольского сельского поселении Костромского муниципального района Костромской области ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
12 февраля 2018 года контролером-ревизором контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, в отношении главы Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО1
Согласно протоколу, глава Никольского сельского поселения ФИО1 в установленный срок не выполнил в полном объеме вынесенное по результатам плановой проверки законное предписание заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области от 04 сентября 2017 года №, в соответствии с которым он был обязан в срок до 20 декабря 2017 года:
-завершить выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского поселения,
-обеспечить исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год»,
-принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признал и пояснил, что в рамках осуществления муниципальной функции по переселению граждан из аварийного жилья приняты региональные программы, в том числе постановление администрации Костромской области от 02 мая 2013 года № 200-а «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы» постановление администрации Костромского муниципального района от 28 мая 2015 года № 661 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района на 2015 год», постановлением администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района от 13 ноября 2014 года № 88 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского поселения Костромского муниципального района на 2015 год». Срок реализации программы 2015-2016 годы. В рамках реализации программы администрацией Никольского сельского поселения заключены 38 муниципальных контрактов на строительство многоквартирного жилого дома. Застройщиком является ООО СК «*****». Срок сдачи объекта в эксплуатацию - 30 сентября 2016 года. Он в должности главы администрации Никольского сельского поселения работает с 05 октября 2016 года. До настоящего времени дом в эксплуатацию не сдан. В течение всего 2017 года велась работа, направленная на скорейшее завершение строительства жилого дома: при главе администрации муниципального района еженедельно проводились совещания с участием застройщика, с апреля 2017 года в адрес директора строительной компании направлялись претензии, а в августа в Арбитражный суд Костромской области подано 38 исков о взыскании неустойки за нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов. Все иски приняты к производству, по одному уже вынесено решение об удовлетворении требований. Таким образом, все зависящие от него меры по выполнению муниципальной адресной программы он принимал, о чем 19 декабря 2017 года представил подробную информацию в Управление Федерального казначейства по Костромской области в ответ на предписание от 04 сентября 2017 года. Непредоставление органу финансового контроля документов, подтверждающих ведение претензионно-исковой работы с застройщиком, объясняет большим объемом документов и значительными временными затратами на подготовку этих документов, а поскольку информация о принятых к производству исковых заявлениях находится в открытом доступе на сайте Арбитражного суда, полагает, что сотрудники УФК имели возможность самостоятельно ознакомиться с этой информацией. Считает протокол об административном правонарушении, которым ему вменяется неисполнение предписания, необоснованным.
Защитник ФИО1 адвокат Ходжаева А.К. вышеприведенные доводы поддержала, кроме того, полагала, что само предписание от 04 сентября 2017 года, вынесенное в адрес ФИО1, является незаконным в силу его неисполнимости. Выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан, исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан зависит только от самого застройщика, а не от исполнения главой администрации сельского поселения своих обязанностей. При этом администрацией Никольского сельского поселения в лице ФИО1 принимаются достаточные и все зависящие меры для выполнения программы по переселению. Тем не менее, предписание УФК по Костромской области рассмотрено, 19 декабря 2017 года направлен ответ с подробной информацией о проделанной работе и принятых мерах. Считает, что оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ не имеется.
Заместитель начальника контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области Г. полагала, что предписание от 04 сентября 2017 года в отношении ФИО1 является законным, в установленном порядке оно не обжаловано и не отменено, следовательно, подлежало обязательному исполнению. Срок для исполнения предписания был предоставлен достаточный, однако в установленный срок предписание не исполнено. За разъяснением порядка исполнения предписания, за отсрочкой исполнения предписания глава администрации сельского поселения не обращался. В ответе от 19 декабря 2017 года глава администрации информирует о проведенной с застройщиком претензионно-исковой работе в рамках исполнения программы по переселению граждан, однако подтверждающих такую работу документов в Управление Федерального казначейства представлено не было, вследствие чего предписание нельзя признать исполненным. Если бы указанные документы были своевременно представлены, то оснований для составления в отношении ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ не имелось.
Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Часть 20 ст. 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с ч. 2 ст. 269.2, ч. 3.1 ст. 270.2 Бюджетного кодекса РФ, п. 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1092 при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля имеет право проводить проверки, ревизии и обследования, направлять объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; осуществлять производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
Под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов.
Из материалов дела следует, что в соответствии с Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Региональной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромской области на 2013-2017 годы», утвержденной постановлением администрации Костромской области от 02 мая 2013 года № 200-а, Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района на 2015 год», утвержденной постановлением администрации Костромского муниципального района от 208 мая 2015 года № 661, постановлением администрации Никольского сельского поселения от 13 ноября 2014 года № 88 утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского поселения Костромского муниципального района на 2015 год».
Срок реализации программы Никольского сельского поселения 2015-2016 годы. Перечень основных мероприятий программы - строительство 38-квартирного жилого дома для расселения граждан из аварийных многоквартирных домов.
Между администрацией Костромского муниципального района и администрацией Никольского сельского поселения заключено Соглашение от 21 июля 2015 года № 1 о предоставлении субсидии из бюджета Костромского муниципального района бюджету Никольского сельского поселения на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилого фонда в 2015-2016 года в сумме 37 525 769,50 рублей (средства Фонда - 24 402 726,46 рублей, средства областного бюджета - 13 123 043,04 рублей). Обеспечение достижения показателей результативности предоставления субсидий, соответствующих целевым показателям и индикаторам муниципальной программы по состоянию на 31 декабря 2016 года численность подлежащих переселению граждан - 91 человек, общая площадь, подлежащая расселению - 1206,5 кв. м.
В целях реализации программы переселения между администрацией Никольского сельского поселения и ООО СК «*****» заключено 38 муниципальных контрактов на приобретение 38 жилых помещений общей площадью 1206,5 кв. м, на общую сумму 36 941 033,10 рублей, в объектах долевого строительства по адресу: (адрес).
Срок передачи Застройщиком объекта долевого строительств Муниципальному заказчику - до 30 сентября 2016 года.
Согласно Отчету о достигнутых значениях показателей результативности предоставления субсидий из бюджета Костромского муниципального района бюджету Никольского сельского поселения по Соглашению от 21 июля 2015 года №1 установлено невыполнение программы Никольского сельского поселения на 2015 год по состоянию на 01 января 2017 года, запланированная к расселению площадь не расселена, возникшие изменения по расселяемой площади (ввиду смерти нанимателя, неустановления местонахождения собственника) в муниципальную адресную программу Никольского сельского поселения не внесены.
На основании приказа Управления Федерального казначейства по Костромской области от 17 июля 2017 года № 249 в период с 18 по 28 июля 2017 года в администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района проведена выездная плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства при использовании средств предоставленных Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в 2016 году.
Из акта выездной проверки от 28 июля 2017 года следует, что согласно данным визуального осмотра многоквартирного дома по адресу: (адрес), по состоянию на 25 июля 2017 года строительство объекта не завершено, граждане не переселены. Актом визуального осмотра установлено, что объект находится на третьем этапе, предусмотренном п.3.3 заключенных муниципальных контрактов, а именно: возведение всех этажей многоквартирного жилого дома с перекрытиями, внутренними стенами и перегородками, завершение работ по устройству крыши. Работы 4-го этапа, предусматривающего подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения, завершения работ по отделке квартир и благоустройству придомовой территории застройщиком не выполнены. На момент визуального смотра строительные работы на объекте не велись.
Также в Акте проверки отражено, что администрацией Никольского сельского поселения в адрес ООО СК «*****» в соответствии с п.6.4.1 муниципальных контрактов письмом от 27 апреля 2017 года направлено требование (претензия) о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения работ по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилого фонда на общую сумму 720 350,15 рублей. Кроме того, готовится для подачи в арбитражный суд исковое заявление об уплате застройщиком неустойки в связи с просрочкой исполнения обязательств в общей сумме 1 966 555,90 рублей.
В период с 30 марта 2011 года по 04 октября 2016 года, то есть на момент принятия Муниципальной адресной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района на 2015 год», муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского поселения Костромского муниципального района на 2015 год» должность главы администрации Никольского сельского поселения замещал П. Им же от имени администрации Никольского сельского поселения заключены муниципальные контракты с ООО СК «*****» на приобретение жилых помещений для расселения граждан из аварийного жилого фонда в объектах долевого строительства по адресу: (адрес).
По результатам досрочных выборов на основании постановления избирательной комиссии № от ДДММГГГГ и в соответствии с распоряжением от ДДММГГГГ№ в должность главы муниципального образования «Никольское сельское поселение» Костромского муниципального района с 05 октября 2016 года вступил ФИО1
Заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Костромской области П.Г. пределах предоставленных полномочий по результатам проведенной проверки в адрес главы Никольского сельского поселения ФИО1 04 сентября 2017 года вынесено предписание №, обязывающее его в срок до 20 декабря 2017 года: завершить выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечить исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год»; принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений; проинформировать о результатах исполнения предписания Управление Федерального казначейства по Костромской области в срок до 22 декабря 2017 года.
Из материалов дела усматривается, что вышеуказанное предписание получено представителем администрации Никольского сельского поселения 07 сентября 2017 года.
На момент вынесения предписания и в период, когда оно должно было быть исполнено, а также по настоящее время полномочия ФИО1 как главы администрации Никольского сельского поселения не прекращены.
Согласно ответу на предписание №, данному главой администрации Никольского сельского поселения 19 декабря 2017 года № 894/1 в рамках обеспечения исполнения застройщиком обязательств по муниципальным контрактам в отношении ООО СК «*****» проведена претензионно-исковая работа, а именно: в адрес застройщика направлены претензионные письма с требованием ускорить темпы строительства многоквартирного дома, требования о взыскании неустойки за нарушение срока выполнения работ по муниципальным контрактам, в Арбитражный суд Костромской области направлено 38 исковых заявлений об уплате застройщиком неустойки на общую сумму 1 966,55 тыс. рублей в связи с просрочкой исполнения обязательств.
Считая предписание неисполненным, контролер-ревизор контрольно-ревизионного отдела в финансово-бюджетной сфере Управления Федерального казначейства по Костромской области М. 12 февраля 2018 года составила в отношении главы администрации никольского сельского поселения ФИО1 протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ.
Вывод должностным лицом органа государственного финансового контроля о наличии состава вменяемого административного правонарушения мотивирован тем, что администрация Никольского сельского поселения в своем ответе на предписание сообщил о невозможности выполнения третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда и невозможности обеспечения исполнения застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы в срок до 20 декабря 2017 года, поскольку на указанную дату строительство многоквартирного жилого дома по адресу: (адрес), продолжается. Кроме того, документы, подтверждающие претензионно-исковую работу, администрацией сельского поселения не представлены, меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений не приняты.
Между тем, представленные в материалах дела доказательства и приведенные участвующими в судебном заседании лицами доводы позволяют сделать вывод об отсутствии в действиях главы администрации Никольского сельского поселения ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, характеризуется бездействием, выразившимся в невыполнении требований предписания.
Учитывая диспозицию ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного финансового контроля.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях названной категории, необходимо в каждом конкретном случае устанавливать законность предъявляемых требований и оценивать их с точки зрения соответствия конституционному требованию правовой определенности, и критерию исполнимости, то есть предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Предписание от 04 сентября 2017 года, обязывающее главу администрации никольского сельского поселения ФИО1 завершить выполнение мероприятий третьего этапа региональной и муниципальной адресных программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечить исполнение застройщиком обязательств по муниципальным контрактам на приобретение жилых помещений для переселения граждан в рамках реализации муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год», принять меры по устранению причин и условий совершения указанных в предписании нарушений, нельзя признать соответствующим критерию исполнимости. Оно не содержит конкретных указаний и формулировок относительно конкретных действий, которые необходимо совершить главе муниципального образования, чтобы исполнить возложенную предписанием обязанность.
Обязанность выполнения должностным лицом предписания органа государственного финансового контроля по устранению нарушений бюджетного законодательства, сроков реализации муниципальной адресной программы, а также условий муниципальных контрактов не может быть поставлена в зависимость от исполнения другим юридическим лицом принятых на себя обязательств.
Исходя из того, что исполнение вышеуказанных требований предписания напрямую зависело от своевременного выполнения застройщиком обязательств, принятых в соответствии с заключенными муниципальными контрактами, сроки исполнения которых были ими нарушены, а не от исполнения своих должностных обязанностей главой Никольского сельского поселения, то объективной возможности исполнить предписание у ФИО1 не имелось.
При этом ФИО1, вступивший в должность главы муниципального образования уже по истечении установленного срока передачи застройщиком объекта долевого строительства муниципальному заказчику, в течение 2017 года предпринимал все возможные меры по понуждению застройщика к скорейшему исполнению своих обязательств, в его адрес направлялись соответствующие претензии, кроме того, по всем неисполненным в срок муниципальным контрактам направлены исковые заявления в Арбитражный суд Костромской области о взыскании неустойки.
О проделанной работе глава администрации сельского поселения ФИО1 информировал Управление Федерального казначейства по Костромской области 19 декабря 2017 года в ответе на предписание от 04 сентября 2017 года.
Данные обстоятельства подтверждены представленными в судебное заседание документами: копиями требований (претензий) об уплате неустойки, исковых заявлений об уплате неустойки, определений арбитражного суда Костромского области о принятии исковых заявлений к производству, копией решения арбитражного суда Костромского области об удовлетворении требований по одному из дел, постановлением администрации никольского сельского поселения от 06 сентября 2017 года о внесении изменений в Муниципальную адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Никольского сельского Костромского муниципального района Костромской области на 2015 год», актом проверки завершенного строительством объекта капитального строительства от 13 февраля 2018 года № 33.
Сведения о принятых ФИО1 мерах, направленных на ускорение исполнения застройщиком обязательств по муниципальным контрактам, нашли свое отражение и в протоколе об административном правонарушении от 12 февраля 2018 года, но с оговоркой об отсутствии подтверждающих претензионно-исковую работу документов.
Довод представителя УФК по Костромской области о том, что предоставление вышеуказанных документов в судебное заседание не является основанием для освобождения ФИО1 от административной ответственности, поскольку эти документы не были предоставлены своевременно, не может быть принят во внимание.
Статьей 1.4 КоАП РФ установлен признак равенства участников производства по делу об административном правонарушении перед законом. Данный принцип подразумевает наличие у привлекаемого к административной ответственности лица права представлять доказательства своей невиновности на любой стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
В рамках судебного разбирательства ФИО1 были представлены доказательства отсутствия вины во вмененном административном правонарушении. Умысла на неисполнение предписания государственного органа финансового контроля или на уклонение от выполнения возложенных на него обязательств у ФИО1 не установлено.
В соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда РФ в качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности (Постановление Конституционного Суда РФ от 24 июня 2009 года № 11-П).
Отсутствие вины является одним из обстоятельств, исключающих производство по делу, поскольку свидетельствует об отсутствии самого состава административного правонарушения.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, прихожу к выводу об отсутствии оснований для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ ввиду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании ст. 24.5 ч.1 п. 2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст.24.5 ч.1 п.2, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч.20 КоАП РФ, в отношении главы администрации Никольского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области ФИО1 за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Костромской областной суд через Костромской районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.Н. Комарова