ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/18 от 15.01.2018 Бабаевского районного суда (Вологодская область)

Протокол об административном Дело № 5-5/2018

правонарушении серия от ДД.ММ.ГГГГ

Департамент образования Вологодской области

консультант управления контроля и надзора

в сфере образования Абанина И.В.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Резолютивная часть постановления объявлена

15 января 2018 года

Мотивированное постановление составлено

15 января 2018 года г. Бабаево Вологодской области

Судья Бабаевского районного суда Вологодской области Синявина О.А.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директора МБУДО «Санинская основная общеобразовательная школа» ФИО1,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Санинская основная общеобразовательная школа», находящегося по адресу: <адрес>,

установил:

Юридическое лицо - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санинская основная общеобразовательная школа» (далее – Учреждение, МБОУ «Санинская оош») совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах:

На основании приказа Департамента образования Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ3127, с целью реализации ежегодного плана проведения плановых проверок в 2017 году в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документальная проверка в отношении МБОУ «Санинская оош», были установлены факты осуществления образовательной деятельности с нарушением лицензионных требований.

В нарушение частей 1, 9 статьи 18 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - закон о лицензировании), ч. 1 ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон об образовании):

Образовательная организация реализует в 2017-2018 учебном году программы кружков «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся 8-9 классов, «Интенсивная подготовка ОГЭ по математике» для обучающихся 9 класса, «Подготовка к ОГЭ по географии и биологии», что подтверждается программами кружков «Подготовка к ОГЭ по русскому языку», «Интенсивная подготовка к ОГЭ по математике», «Подготовка к ОГЭ по географии» (приняты педагогическим советом ДД.ММ.ГГГГ, протокол и утверждены приказом от ДД.ММ.ГГГГ), учебным планом основного общего образования на 2017-2018 учебный год (принят педагогическим советом ДД.ММ.ГГГГ, протокол и утвержден приказом от ДД.ММ.ГГГГ), расписанием занятий на 2017-2018 учебный год (утверждено руководителем), приказом «Об утверждении учебной нагрузки учителей МБОУ «Санинская оош»» от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом педагогического совета от ДД.ММ.ГГГГ.

Реализация данных программ кружков не предусмотрена учебным планом основной общеобразовательной программы основного общего образования (8-9 классы) на 2017-2018 учебный год. В связи с этим указанные программы кружков, реализуемые за рамками основной общеобразовательной программы основного общего образования, являются дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами социально-педагогической направленности. В связи с отнесением вышеуказанных программ кружков к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам установлено, что образовательная организация не переоформила лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с дополнением ее сведениями о данных программах.

Действующая лицензия на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ пода, регистрационный серия с приложением к лицензии (серия ), выданная МБОУ «Санинская основная общеобразовательная школа», предоставляет право оказывать образовательные услуги по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования, начального общего образования и основного общего образования.

В соответствии с частями 1, 9 статьи 18 закона о лицензировании лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. При намерении лицензиата внести изменения в указанный в лицензии перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, в заявлении о переоформлении лицензии указываются сведения о работах, об услугах, которые лицензиат намерен выполнять, оказывать, или о работах, об услугах, выполнение, оказание которых лицензиатом прекращаются. Частью 1 статьи 91 закона об образовании установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется, в том числе по подвидам дополнительного образования.

В нарушение подпункта «ж» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 (далее - Положение о лицензировании), образовательная организация реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования при отсутствии санитарно-эпидемиологического заключения по адресу осуществлений образовательной деятельности: <адрес> что подтверждается сведениями федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека из санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) видов деятельности (работ, услуг) требованиям государственных санитарно- эпидемиологических правил и нормативов, полученными в ходе запроса по системе Межведомственного электронного взаимодействия ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с подпунктом «ж» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в соответствии с пунктом 2 статьи 40 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления образовательной деятельности, учитывающего в том числе требования статьи 17 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В нарушение подпункта «з» пункта 6 Положения о лицензировании у образовательной организации отсутствует заключение органа ГПН, подтверждающее соответствие зданий, строений, сооружений и помещений требованиям пожарной безопасности, по адресу места осуществления образовательной деятельности: <адрес>.

В соответствии с подпунктом «з» пункта 6 Положения о лицензировании лицензионным требованием к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных требованиях, в соответствии с частью 6 статьи 28 закона об образовании. Частью 6 статьи 28 закона об образовании установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, их содержания в соответствии с установленными норами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В ходе проверки не подтверждено соответствие учреждения требованиям пожарной безопасности, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью обучающихся, грубо нарушены лицензионные требования (условия) при осуществлении образовательной деятельности.

ДД.ММ.ГГГГ консультантом управления контроля и надзора в сфере образования Департамента образования Вологодской области ФИО2 в отношении МБОУ «Санинская оош»» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Представитель Департамента образования Вологодской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель МБОУ «Санинская оош» директор учреждения ФИО1 в судебном заседании дала пояснения, изложенные в отзыве указав, что срок устранения нарушений определен Предписанием Департамента образования Вологодской области исх. от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ «Санинская оош» устранила нарушения лицензионных требований: с ДД.ММ.ГГГГ не реализует программы кружков «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» для обучающихся 8-9 классов, «Интенсивная подготовка к ОГЭ по математике» для обучающихся 9 класса, «Подготовка ОГЭ по географии и биологии», являющиеся дополнительными общеобразовательными общеразвивающими программами социально-педагогической направленности. Образовательная организация реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением по адресу осуществления образовательной деятельности:<адрес>. У образовательной организации на момент проверки имелись санитарно-эпидемиологическое заключение и заключение органа государственного пожарного надзора, подтверждающее соответствие зданий, строений, сооружений и помещений требованиям пожарной безопасности, школы и детского сада по адресу осуществления образовательной деятельности. После произведенной реорганизации в форме присоединения, в сентябре 2017 года учреждением были направлены документы на получение заключений. На момент проверки заключения не было, на день составления протокола об административном правонарушении заключение было получено.

Выслушав объяснения ФИО1, проверив представленные материалы, судья приходит к следующему.

Частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна). Наказание предусмотрено для юридических лиц в виде административного штрафа от 150 до 250 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Порядок лицензирования образовательной деятельности установлен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966. В соответствии с подпунктом "а" пункта 9 Положения, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.

В соответствии с подпунктом "з" пункта 6 Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие у образовательной организации безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, с учетом соответствующих требований, установленных в федеральных государственных образовательных стандартах, федеральных государственных требованиях и (или) образовательных стандартах, в соответствии с частью 6 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 указанного Закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Таким образом, грубым нарушением лицензионных требований к образовательной деятельности является отсутствие безопасных условий обучения, в том числе, в связи с несоответствием здания образовательного учреждения требованиям пожарной безопасности.

Основанием привлечения МБОУ «Санинская оош» к административной ответственности явились грубые нарушения лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности, установленных п.п. "з" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966: не подтверждено наличие у образовательной организации безопасных условий обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, с учетом соответствующих требований, в соответствии с ч. 6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в РФ».

Указанные обстоятельства и вина учреждения в совершении административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, приказом Департамента образования Вологодской области о проведении плановой документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ; актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ; лицензией на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц; заключениями органа ГПН о соблюдении на объектах лицензии (местах осуществления образовательной деятельности) требований пожарной безопасности, иными материалами дела, объяснениями законного представителя учреждения, данными в суде.

Совершенное правонарушение не повлекло отрицательных последствий. После выявления допущенных нарушений учреждением приняты меры к их устранению, в суд представлены протокол заседания педагогического совета, приказы об изменении штатного расписания в части кружковой работы, об освобождении педагогов от ведения кружков от ДД.ММ.ГГГГ, ; санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии зданий, расположенных по адресам: <адрес> государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; заключение от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии здания, расположенного по адресу: <адрес>, обязательным требованиям пожарной безопасности.

Согласно абзацу 2 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Малозначительным административным правонарушением признается действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения (объекта посягательства, формы вины) и роли правонарушителя, способа его совершения, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 Постановления).

При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суд должен исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Согласно положениям ст. 2.9, п. 2 ст. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут прекратить производство по делу, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, и ограничиться устным замечанием.

Исходя из фактических обстоятельств дела, характера совершенного нарушения, целей и общих правил назначения наказания, учитывая отсутствие каких-либо тяжких последствий и существенного вреда охраняемым общественным правоотношениям, оценивая, в том числе, степень вины юридического лица, следует применить положения ст. 2.9 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1.1 ст.29.9. КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Юридического лица - Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Санинская основная общеобразовательная школа». Объявить устное замечание Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Санинская основная общеобразовательная школа».

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Бабаевский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Синявина О.А.

Копия верна. Судья Синявина О.А.