№5-5/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
31 января 2018 года <...>
Судья Октябрьского районного суда г.Мурманска Шиловская Е.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего в <адрес>
УСТАНОВИЛ:
01.12.2017 государственным инспектором РФ по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов 1 отделения отдела РКМ Пограничного управления ФСБ России по западному арктическому району ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении №, предусмотренном ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, согласно которому должностное лицо – капитан судна <данные изъяты> ФИО1 05.06.2017 в период времени с 02.00 до 06.00 часов (по судовому времени), в координатах <данные изъяты> (начало операции) и <данные изъяты> (завершение операции), допустил нарушение среды обитания водных биологических ресурсов путем сброса в море нефтесодержащей воды (льяльных вод) в количестве 2м?, тем самым нарушил требования п.п.2 п.2 ст.12.4 Федерального закона от 17.12.1998 №191 «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» (далее – Закон об ИЭЗ РФ), а так же п.п.1.1.1 п.1.1 главы 1 части II-А Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Резолюция MSC.385(94) (принята 21.11.2014 )) (далее – Полярный кодекс).
Должностное лицо – капитан судна <данные изъяты> ФИО1 в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом.
Защитник должностного лица ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании пояснила, что поскольку поправки к Приложениям Международной конвенции по предотвращению загрязнений с судов (МАРПОЛ 73/78) на территории РФ на момент совершения инкриминируемого ФИО1 правонарушения официально опубликованы не были, то нарушение данных поправок капитаном нельзя признать законным. Помимо изложенного, сброс льяльных вод с судна произведен с соблюдением действующих требований, и не является захоронением отходов либо других материалов, в связи с чем, просила дело об административном правонарушении в отношении ФИО1 прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Представители административного органа – ПУ ФСБ России по западному арктическому району ФИО4, ФИО5 в судебном заседании полагали, что вина должностного лица установлена и доказана материалами дела об административном правонарушении, капитан судна обязан соблюдать требования Полярного кодекса, согласно которым сброс в полярных водах нефти и нефтесодержащих вод запрещен. Считали, что в действиях должностного лица также усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выслушав защитника, представителя административного органа, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Как следует из материалов дела, на промысловом судне <данные изъяты> принадлежащем на праве собственности ЗАО «Арктиксервис» под управлением капитана ФИО1 05.06.2017 в период времени с 02.00 до 06.00 часов (по судовому времени), в координатах <данные изъяты> (начало операции) и <данные изъяты> (завершение операции) произведена операция по сбросу за борт льяльных (нефтесодержащих).
Вышеприведенные обстоятельства подтверждаются:
копией журнала нефтяных операций судна <данные изъяты> которым зафиксирована операция по сбросу за борт льяльных вод 05.06.2017;
копией письма Российского морского регистра судоходства от 28.11.2016, которым ЗАО «Арктиксервис» проинформировано о вступлении в силу международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах, принятого резолюциями ИМО MSC.385(94) и МЕРС.264(68) с 01.01.2017;
копией трудового договора от 27.06.2012, заключенного между ЗАО «Арктиксервис» и ФИО1, согласно предмету и условий которого ФИО1 принят на должность капитана судна <данные изъяты>
копией рапорта ФИО1, согласно которому перед рейсом он получил документацию по «Полярному кодексу», в рейсе производилась откачка льяльных вод через сепаратор.
Должностным лицом административного органа сделан вывод о нарушении капитаном промыслового судна <данные изъяты> ФИО1 среды обитания водных биологических ресурсов путем сброса в море нефтесодержащей воды (льяльных вод) в количестве 2м?, то есть, о нарушении требований п.п.2 п.2 ст.12.4 Закона об ИЭЗ РФ, п.п.1.1.1 п.1.1 главы 1 части II-А Полярного кодекса.
В отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Статьей 8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за самовольное либо с нарушением правил захоронение с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Резолюция МЕРС.265(68) (прията 15.05.2015) устанавливает, что поправки к приложениям I, II, III, IV и V к Конвенции МАРПОЛ, придающие обязательную силу положениям Полярного кодекса, относящимся к окружающей среде, вступили в законную силу для Российской Федерации 01.01.2017. Указанная Резолюция дополняет Приложение I Конвенции МАРПОЛ 73/78 новой главой 11, в которой, в том числе, описаны пространственные пределы Арктических вод и дано определение Полярным водам.
В силу п.п.1.1.1 п.1.1 главы 1 части II-А Полярного кодекса в Арктических водах с любого судна запрещен любой сброс в море нефти или нефтесодержащих смесей.
Предметом правонарушения, предусмотренного ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются отходы производства и иные материалы, не включенные в перечень не запрещенных к захоронению на указанной статье территории, но подпадающих под действие специально установленных правил, определяющих порядок их захоронения. Под иными материалами понимаются части (элементы) конструкций, аппаратов, судов, оборудования, использовавшихся при работах на континентальном шельфе, в морских водах или в исключительной экономической зоне РФ, либо продукты, полученные в результате таких работ либо специально доставленные для захоронения.
Объективную сторону указанного правонарушения составляет самовольное захоронение или нарушение правил захоронения с судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений отходов и других материалов, посягающее на состояние окружающей среды и экологическую безопасность морской акватории РФ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» захоронением отходов и других материалов (далее – захоронение) является любое преднамеренное удаление отходов или других материалов с судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также любое преднамеренное уничтожение судов и иных плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений. Захоронением не считается удаление отходов или других материалов, присущих или являющихся результатом нормальной эксплуатации судов, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений и не превышающих нормативов в области охраны окружающей среды, иных нормативов, требований, установленных законодательством Российской Федерации, кроме отходов или других материалов, транспортируемых судами, летательными аппаратами, установками и сооружениями, которые эксплуатируются в целях удаления таких материалов, или подвозимых к таким судам, летательным аппаратам, искусственным островам, установкам и сооружениям, а также кроме тех, что являются результатом обработки таких отходов или других материалов на таких судах, летательных аппаратах, искусственных островах, установках и сооружениях; помещение материалов для целей иных, чем их простое удаление, при условии, что это не противоречит целям Федерального закона от 31.07.1998 №155-ФЗ и международным договорам Российской Федерации.
Согласно ст.1 Закона об ИЭЗ РФ, исключительная экономическая зона Российской Федерации представляет собой морской район, находящийся за пределами территориального моря Российской Федерации и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и нормами международного права.
Согласно требованиям п.п.2 п.2 ст.12.4 Закона об ИЭЗ РФ лица, осуществляющие рыболовство в исключительной экономической зоне, обязаны не допускать нарушение среды обитания водных биоресурсов.
Согласно п.2 ст.30 Закона об ИЭЗ РФ, перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, и условия сброса вредных веществ устанавливаются Правительством РФ с учетом международных договоров Российской Федерации и публикуются в «Извещениях мореплавателям».
Пунктом 33 правила 1 главы 1 приложения I к Конвенции МАРПОЛ 73/78 определено, что нефтесодержащая льяльная вода – это вода, которая может быть загрязнена нефтью в результате, например, утечки или технического обслуживания в машинных помещениях. Любая жидкость, попадающая в осушительную систему, включая борные колодцы, осушительный трубопровод, настил второго дна или сборные танки для льяльных вод, считается нефтесодержащей льяльной водой.
Перечень вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений запрещен, утвержден постановлением Правительства РФ от 24.03.2000 №251. Согласно указанному Перечню к вредным веществам, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации с судов запрещен, относятся все виды пластмасс, включая синтетические тросы, синтетические рыболовные сети и пластмассовые мешки для мусора; мусор (в определении Приложения V к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года с изменениями, внесенными Протоколом 1978 года к ней (Конвенция МАРПОЛ 73/78)), в том числе изделия из бумаги, ветошь, стекло, металл, бутылки, черепки, сепарационные, обшивочные и упаковочные материалы, за исключением пищевых отходов, которые образуются в процессе нормальной эксплуатации судов, свежей рыбы и ее остатков; боеприпасы, взрывчатые вещества, биологическое, химическое оружие и компоненты для его приготовления; вещества, химический состав которых неизвестен и пределы допустимых концентраций которых в сбросе не установлены; химические вещества (соответствующие категории А в определении Конвенции МАРПОЛ 73/78); балластные воды, промывочные воды или иные остатки и смеси, содержащие химические вещества, указанные в п.5 Перечня.
Пределы допустимых концентраций вредных веществ, сброс которых в исключительной экономической зоне Российской Федерации разрешен только в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, а также – условия сброса вредных веществ в исключительной экономической зоне Российской Федерации в процессе нормальной эксплуатации судов, других плавучих средств, летательных аппаратов, искусственных островов, установок и сооружений, утверждены постановлением Правительства РФ от 03.10.2000 №748 (ред. от 01.02.2005).
При этом, для нефти и нефтепродуктов сброс с судна, не являющегося нефтяным танкером, а также из льял машинных помещений нефтяного танкера разрешен при условии соблюдения следующих условий: источником льяльных вод не являются льяла отделения грузовых насосов; льяльные воды не смешаны с остатками нефтяного груза; судно на ходу по пути следования; содержание нефти в стоке без разбавления не превышает 15 млн-1; на судне работает оборудование для фильтрации нефти, одобренное органом технического надзора и классификации судов, который сертифицирован соответствующей международной организацией на соответствие стандартам Международной организации по стандартизации; система фильтрации оборудована устройством, обеспечивающим автоматическое прекращение сброса, когда содержание нефти в стоке превышает 15 млн-1.
В ходе судебного разбирательства защитником предоставлены доказательства, свидетельствующие о том, что на судне <данные изъяты> установлено нефтеочистное оборудование, фильтрующее оборудование судна имеет сигнализатор и устройство, обеспечивающее автоматическое прекращение сброса. Допустимый характер представленных доказательств представителем административного органа не оспаривался, под сомнение не ставился.
Таким образом, установлено, что при осуществлении операции по сбросу нефтесодержащих вод 05.06.2017 все условия, установленные действующим законодательством, капитаном судна <данные изъяты> ФИО1, выполнены.
При таких обстоятельствах, в действиях капитана судна ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, что в соответствии с требованиями ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях является основанием для прекращения производства по делу.
При этом, отсутствуют основания для переквалификации действий должностного лица ФИО1 на ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающую ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Так, санкция ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает более суровое наказание для должностных лиц, чем инкриминируемая ФИО1 ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а изменение квалификации действий лица, привлекаемого к административной ответственности в сторону ухудшения его положения, действующим законодательством не предусмотрено.
Кроме того, предметом правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Указанные требования содержатся в Федеральных законах от 21.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии», от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также в нормативных правовых актах Правительства РФ и ведомственных нормативных правовых актах.
Административным органом, проводившим административное расследование, не устанавливался факт нарушения капитаном конкретных требований норм вышеприведенных законодательных актов. Как указывалось ранее, капитаном судна при осуществлении операции по сбросу нефтесодержащих вод 05.06.2017 все условия, установленные действующим законодательством, выполнены.
На основании ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – капитана судна <данные изъяты> ФИО1 прекратить, на основании п.1 ч.1.1 ст.29.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г.Мурманска в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.
Судья –