Дело № 5-5/2019
Поступило: 03.12.2018 г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
22 февраля 2019 года г. Новосибирск
Судья Кировского районного суда г. Новосибирска Исаева Н.А.
при секретаре Дятченко А.Н.
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 24» (МБОУ В(С)Ш) № 24), ИНН №, дата регистрации дата государственной регистрации в качестве юридического лица – ДД.ММ.ГГГГ года, расположенного по адресу: <...>,
У Т А Н О В И Л:
В ходе проверки, проведенной главным специалистом отдела лицензирования управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства образования Новосибирской области в период с 01.11.2018 г. по 29.11.2018 г. в МБОУ В(С)Ш) № 24 по адресу: <...>, установлено, что МБОУ В(С)Ш) № 24, имеющее лицензию от ДД.ММ.ГГГГ. (регистрационный номер №, серия №) на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования, осуществляет деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), а именно: обучение по предмету «Физическая культура» в 2018-2019 учебном году ведется только в теоретической форме из-за отсутствия материально-технического обеспечения и оборудованных помещений для реализации образовательных программ по обязательному предмету «Физическая культура».
В судебном заседании законный представитель МБОУ В(С)Ш № 24 – и.о. директора ФИО 1 вину не признала, пояснив, что поскольку школа является вечерней сменной, то обучение ведется в заочной форме, что предполагает 70% самостоятельного изучения материала. На занятия по физической культуре отводится 0,25 часа, практические занятия по предмету «Физическая культура» проводятся в спортивном зале МБОУ СОШ № 108, с которым заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 01.09.2018 года.
Аналогичные пояснения дала в судебном заседании законный представитель МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 2 ., назначенная на должность и.л. директора с 01.01.2019 года.
Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО 3 пояснила, что она состоит в должности <данные изъяты> МБОУ СОШ № 108. Между МБОУ СОШ № 108 и МБОУ В(С)Ш № 24 заключен договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 01.09.2018 г., по которому МБОУ СОШ № 108 предоставляет МБОУ В(С)Ш № 24 в пользование спортзал. При заключении договора МБОУ В(С)Ш № 24 предоставило расписания занятий, которое было подкорректировано ею. Письменно проведение МБОУ В(С)Ш № 24 занятий по физической культуре в спортзале МБОУ СОШ № 108 не фиксируется, какой-либо акт приема-передачи услуг, оказанных по договору не составляется, учащиеся МБОУ В(С)Ш № 24 проходят на территорию школы № 108 через внутренний проход вместе с учителем, в связи с чем охрана школы также не фиксирует нахождение учащихся другого учебного заведения на территории школы. <данные изъяты>, переговоры с МБОУ В(С)Ш № 24 о предоставлении спортзала велись давно, но фактически спортзал предоставляется с 2018 года.
Выслушав законного представителя юридического лица, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) установлена частью 3 статьи 19.20 КоАП РФ. Согласно примечанию к названной статье, понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 40 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ и статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образовательная деятельность подлежит лицензированию по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Порядок лицензирования образовательной деятельности определяется Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966.
Согласно подпункту «б» пункта 6 указанного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
В соответствии с подпунктами 3, 4, 5 пункта 11.10 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897, изучение программного материала по предмету «Физическая культура» должно обеспечивать достижение целей изучения данного предмета: приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой; овладение основами технических действий, приемами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счет упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма, в том числе в подготовке к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
Согласно подпункту «а» пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 настоящего Положения.
Как установлено в судебном заседании, МБОУ В(С)Ш № 24 согласно Уставу создано для оказания услуг в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления г. Новосибирска в сфере общего образования и в своей деятельности обеспечивает создание условий для реализации гражданами РФ гарантированного государством право на получение общедоступного и бесплатного образования (л.д. 9-32).
ДД.ММ.ГГГГ. МБОУ В(С)Ш № 24 выдана лицензия регистрационный номер №, серия №, на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего образования и среднего общего образования (л.д.40-41).
На основании приказа министерства образования Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ года № № (л.д.43-47) в отношении МБОУ В(С)Ш № 24в период с 01.11.2018 года по 29.11.2018 года проведена проверка.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 49-50) по результатам проверки в МБОУ В(С)Ш № 24 выявлены нарушения лицензионных требований, а именно отсутствие материально-технического обеспечения и оборудованного помещения для реализации образовательной программы по обязательному предмету «Физическая культура» в соответствии с требованиями ФК ГОС основного и среднего общего образования, утвержденного приказом Минообразования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
По указанному факту главным специалистом отдела лицензирования управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства образования Новосибирской области ФИО 4 ДД.ММ.ГГГГ года составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в котором указано, что обучение по предмету «Физическая культура» в 2018-2019 учебном году МБОУ В(С)Ш № 24 ведет только в теоретической форме из-за отсутствия материально-технического обеспечения и оборудованных помещений для реализации образовательных программ по обязательному предмету «Физическая культура» (л.д.3-7).
Из показаний свидетеля ФИО 4 следует, что она состоит в должности главного специалиста отдела лицензирования управления лицензирования, аккредитации, контроля и надзора в сфере образования министерства образования Новосибирской области. На основании приказа в отношении МБОУ В(С)Ш № 24 в период с 01.11.2018 г. по 29.11.2018 г. проводилась выездная проверка, в задачи которой входило также обследование кабинетов с целью проверки соответствия материально-технического оснащения федеральному государственному стандарту, согласно которому по предмету «Физическая культура» должны проводится как теоретические, так и практические занятия. При обследовании помещения школы и.о. директора ФИО 1 пояснила, что спортивный зал у школы отсутствует, в связи с чем занятия по физической культуре проводятся только в теоретической форме, об использовании спортзала иного учреждения не сообщала. Согласно информации, размещенной на официальном сайте МБОУ В(С)Ш № 24, спортивный зал у данной школы отсутствует. Также в ходе проверки были проверены образовательные программы учреждения. Согласно рабочей программе основного общего образование по физической культуре, в связи с отсутствием материально-технической базы для проведения уроков физической культуры программный материал выдается в теоретической форме. По поводу выявленного нарушения и.о. директора ФИО 1 было предложено два варианта решения проблемы: заключение договора безвозмездного пользования, который в обязательном порядке должен быть согласован с мэрией как с собственником помещения, либо организация сетевого взаимодействия в соответствии со ст.15 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В ходе проверки ей был предоставлен проект договора о сетевом взаимодействии, по поводу которого ею были сделаны некоторые замечания, однако договор на тот момент заключен не был, сетевого взаимодействия между организациями не осуществлялось. Заключение договора взаимодействия предполагает разработку и утверждение совместных образовательных программ, чего МБОУ В(С)Ш № 24 и МБОУ СОШ № 108 сделано не было.
Не доверять показаниям указанного свидетеля у суда оснований нет, поскольку суду не приведены какие-либо данные, свидетельствующие о заинтересованности свидетеля в исходе дела с целью привлечь МБОУ В(С)Ш № 24 к административной ответственности за данное административное правонарушение.
Кроме того, показания свидетеля ФИО 4 полностью подтверждаются исследованными материалами дела, в том числе указанными выше.
К доводам законного представителя МБОУ В(С)Ш № 24 и свидетеля ФИО 3 о предоставлении спортивного зала МБОУ В(С)Ш № 24 в рамках договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 01.09.2018 года суд относится критически по следующим основаниям.
Согласно ч.2 ст.15 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.
В соответствии с ч.3 ст.15 указанного Федерального закона в договоре о сетевой форме реализации образовательных программ указываются:
1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы;
2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы;
3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы;
4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы;
5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения.
Вместе с тем, в договоре о сетевом взаимодействии и сотрудничестве от 01.09.2018 года не указаны конкретные условия и порядок осуществления образовательной деятельности, в том числе распределение обязанностей между организациями. Согласно пункту 2.3 Договора конкретные обязанности сторон могут быть установлены дополнительными договорами или соглашениями. Однако, каких-либо дополнительных договоров (соглашений) суду не представлено.
Также согласно п.2.4 Договора в ходе ведения совместной деятельности стороны взаимно используют имущество друг друга. Однако какое именно имущество используется каждой стороной, в договоре не указано. Из показаний свидетеля ФИО 3 и пояснений законного представителя МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 2 следует, что какой-либо совместной деятельности, направленной на реализацию образовательных программ, стороны не ведут.
Более того, в судебном заседании установлено, что какие-либо образовательные программы, во исполнение которых заключался договор, сторонами совместно не разрабатывались и не утверждались.
Фактические так называемое взаимодействие организаций сводится лишь в предоставлении школой № 108 спортивного зала и инвентаря вечерней сменной школе № 24, однако договор безвозмездного пользования имуществом между сторонами не составлялся, акт приема-передачи отсутствует.
Из показаний свидетеля ФИО 4 следует, что в ходе проверки договор о сетевом взаимодействии и сотрудничестве заключен не был, о фактическом использовании спортивного зала школы № 108 и.о. директора МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 1 не сообщала. Именно она (ФИО 4 .) рекомендовала МБОУ В(С)Ш № 24 решить вопрос путем заключения договора безвозмездного пользования имуществом посредством согласования с мэрией либо договора о сетевом взаимодействии и сотрудничестве. На момент проверки ей был предоставлен только проект договора о сетевом взаимодействии, который имел некоторые недостатки.
Кроме того, согласно информации, размещенной на официальном сайте МБОУ В(С)Ш № 24, спортивного зала в МБОУ В(С)Ш № 24 нет.
Согласно рабочей программе основного общего образования по физической культуре, утвержденной приказом директора МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 5 № № от ДД.ММ.ГГГГ г., тема «Спортивно-оздоровительная деятельность» раздела «Физическое совершенствование» ориентирована на физическое совершенствование учащихся и включает в себя средства общей физической и технической подготовки. В качестве таких средств в программе предлагаются теоретическое рассмотрение физических упражнений и двигательных действий из базовых видов спорта (гимнастика с основами акробатики, легкой атлетики, лыжных гонок, спортивных игр).
Из рабочей программы среднего общего образования по физической культуре, утвержденной приказом директора МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 5 № № от ДД.ММ.ГГГГ г., следует, что из-за отсутствия материально-технической базы для проведения уроков физической культуры, программный материал выдается в теоретической форме. Используя учебники, дополнительную литературу, просматривая учебные, документальные, отрывки художественных фильмов, конспектируя лекции, изучая законодательные акты, учащиеся знакомятся основным содержанием учебного курса. Закрепление практических навыков происходит в рамках выполнения и защиты учащимися индивидуальных творческих проектов. Попутно идет активное привлечение учащихся в занятиях спортивной секций.
Из представленных МБОУ В(С)Ш № 24 документов, в том числе: расписания групповых консультаций на 2018-2019 учебный год; выписки из журналов по предмет «Физкультура» не усматривается, что занятия по предмету «Физическая культура» проводятся какие-либо практические занятия.
Представленную копию учебного плана МБОУ В(С)Ш № 24 на 2017 – 2020 учебные годы о том, что указанным учреждением проводятся аудиторные занятия по предмету «Физическая культура», суд оценивает как недостоверную, поскольку в указанной копии, якобы утвержденной директором МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 5. 31.08.2017 года, отсутствует подпись ФИО 5., а из пояснений законного представителя МБОУ В(С)Ш № 24 следует, что ранее учебный план был разработан бывшим директором школы ФИО 5., но в дальнейшем в него были внесены изменения и.о.директора ФИО 1 . При этом суду не представлено доказательств об утверждении учебного плана с изменениями.
Также суд не принимает во внимание учебный план МБОУ В(С)Ш № 24 на 2016-2019 учебные годы (заочная форма обучения), утвержденный Приказом и.о. директора ФИО 1 . № № от ДД.ММ.ГГГГ г., поскольку данный учебный план был разработан уже после проведения проверки и выявления нарушений. Кроме того, из пояснения законного представителя МБОУ В(С)Ш № 24 ФИО 2 . следует, что указанный документ фактически был разработан после судебного заседания от 07.02.2019 года, то есть когда обязанности директора МБОУ В(С)Ш № 24 уже были возложены на ФИО 2
На основании изложенного суд приходит к выводу о доказанности вины МБОУ В(С)Ш № 24 в совершении грубых нарушений требований и условий, предусмотренных лицензией, которые наносят ущерб правам и законным интересам граждан.
Таким образом, суд квалифицирует действия МБОУ В(С)Ш № 24 по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Решая вопрос о назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, которое является некоммерческой организацией, финансируется за счет бюджетных средств.
Суд полагает возможным признать исключительным обстоятельством имущественное и финансовое положение МБОУ В(С)Ш № 24 и в соответствии с положениями частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Вечерняя (сменная) школа № 24» (МБОУ В(С)Ш) № 24) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание с применением ч.ч.3.2 и 3.3 ст.4.1 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти тысяч) рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки. Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, необходимо представить в суд.
При отсутствии документа об уплате штрафа в установленный срок исполнительный документ будет направлен судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке. Кроме того, лицо, не уплатившее административный штраф, подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Исаева Н.А.