ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/20 от 22.06.2020 Максатихинского районного суда (Тверская область)

дело № 5-5/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 июня 2020 года пгт. Максатиха

Судья Максатихинского межрайонного суда Тверской области ФИО1, (юридический адрес Максатихинского межрайонного суда Тверской области: 171900, Тверская область, пгт. Максатиха, ул. Василенкова, д. 20),

с участием: лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Паскина К.Г.,

защитника лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, Главы Максатихинского района Паскина К.Г. – ФИО2,

помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровина В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела о совершении административного правонарушения предусмотренного статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Главы Максатихинского района Паскина К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, работающего <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

в отношении Главы Максатихинского района Паскина К.Г. прокурором Максатихинского района Тверской области составлено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, согласно которому администрацией Максатихинского района Тверской области 28.08.2018 заключён муниципальный контракт с <данные изъяты> на выполнение работ по уборке сухостойных и аварийных деревьев на ул. Красноармейской, ул. им. Нового, ул. Железнодорожной, ул. Пролетарской, на территории старого кладбища пгт. Максатиха. Расходы по указанному контракту осуществлены за счёт бюджетных средств пгт. Максатиха Тверской области в соответствии с муниципальной программой «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика городского поселения пгт. Максатиха на 2018-2023 годы», подпрограммы «Благоустройство».

В тоже время, в ходе проверки было установлено, что убранные деревья являлись зелёными насаждениями, состоящими в реестре муниципальной собственности муниципального образования «городское поселение поселок Максатиха Тверской области», кроме того, необходимость в уборке деревьев вдоль ул. Красноармейская пгт. Максатиха была вызвана проведением ремонтных работ на данной улице.

Таким образом, Глава Максатихинского района Тверской области Паскин К.Г., подписав счёт от 25.09.2018 к оплате муниципального контракта от 28.08.2018, направил бюджетные средства бюджетной системы городского поселения посёлка Максатиха не по целевому назначению, при этом его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное статьёй 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

В судебном заседании лицо, привлекаемое к административной ответственности, Паскин К.Г. вину во вменяемом ему административном правонарушении не признал, сообщил, что у него не было сведений о том, что спиленные деревья являлись зелёными насаждениями, то есть умысла на совершение правонарушения у него не было.

Считает, что прокуратурой Максатихинского района Тверской области не доказано, что спиленные деревья не были сухостойными и аварийными. Акт обследования зелёных насаждений таким доказательством не является. К тому же, в рамках дорожных ремонтных работ производилось только обследование территории, но не спил деревьев.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО2 вину Главы Максатихинского района Паскина К.Г. во вменяемом ему правонарушении не признала, указала, что нецелевого расходования бюджетных средств со стороны Паскина К.Г. не было. Составлен акт, что деревья по ул. Красноармейской являются аварийными и сухостойными. Также составлен акт о том, что указанные деревья подлежат спиливанию. Муниципальный контракт исполнен, деньги выделены по назначению, в соответствии с подпрограммой «Формирование современной городской среды городского поселения посёлок Максатиха» в рамках программы «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика городского поселения посёлка Максатиха на 2018-2023 годы».

Помощник прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровин В.А. в судебном заседании пояснил, что вина Паскина К.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, доказана собранными материалами дела и показаниями свидетелей.

Заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, его защитника, помощника прокурора Максатихинского района Тверской области Дубровина В.А., исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 15.14 КоАП РФ установлена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Закрепленный в статье 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

На основании пункта 3 части 1 статьи 162 БК РФ участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

При этом, в соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

В судебном заседании достоверно установлено, что с 25.10.2017 Паскин К.Г. на основании решения Собрания депутатов Максатихинского района от 24.10.2017 приступил к исполнению обязанностей Главы Максатихинского района Тверской области.

В соответствии со статьёй 30 Устава муниципального образования «Максатихинский район», утверждённого Решением Собрания депутатов Максатихинского района от 27.06.2005 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 23.08.2018), Глава Максатихинского района представляет Максатихинский район в отношениях с органами местного самоуправления, других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, без доверенности действует от имени муниципального образования, от имени администрации Максатихинского района открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, распоряжается средствами районного бюджета, подписывает финансовые документы.

28.08.2018 между администрацией Максатихинского района Тверской области и <данные изъяты> заключён муниципальный контракт на выполнение работ по уборке сухостойных и аварийных деревьев на ул. Красноармейской, ул. им. Нового, ул. Железнодорожной, ул. Пролетарской, на территории старого кладбища пгт. Максатиха. 25.09.2018 Главой Максатихинского района Тверской области Паскиным К.Г. подписан счёт об оплате муниципального контракта от 28.08.2018. Расходы по указанному контракту осуществлены за счёт бюджетных средств пгт. Максатиха Тверской области в соответствии с муниципальной программой «Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика городского поселения посёлка Максатиха на 2018-2023 годы», по коду бюджетной классификации «Благоустройство» (обеспечение санитарного состояния территории, благоустройство городского поселения пгт. Максатиха).

В ходе проверки, проведённой ФИО3 МО МВД России «Бежецкий», установлено, что убранные деревья являлись зелёными насаждениями, состоящими в реестре муниципальной собственности муниципального образования «городское поселение поселок Максатиха Тверской области».

Более того, необходимость в уборке деревьев вдоль ул. Красноармейская пгт. Максатиха была вызвана проведением дорожных ремонтных работ на данной улице, что не входит в число задач подпрограммы «Формирование современной городской среды городского поселения посёлок Максатиха» программы «Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики городского поселения посёлок Максатиха на 2018-2023 годы» и не входит в число мероприятий, по которым происходит оплата бюджетных средств по коду бюджетной классификации «Благоустройство».

Допущенное нарушение принципа распределения бюджетных средств является административным правонарушением, предусмотренным статьёй 15.14 КоАП РФ, поскольку Глава Максатихинского района Паскин К.Г. допустил направление средств, полученных из бюджета муниципального образования, на цели, не соответствующие целям, определенным контрактом, при этом его действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Факт совершения Главой Максатихинского района Паскиным К.Г. административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ, и его вина подтверждаются:

- постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 20.05.2020 (л.д. 3-9);

- заявлением ФИО4, из которого следует, что при ремонте автомобильной дороги по ул. Красноармейской пгт. Максатиха вблизи домов под номерами 29-47 администрацией Максатихинского района с нарушением действующего законодательства, в связи с проведением работ по обустройству тротуарных дорожек было спилено более 30 лиственных деревьев, незаконно признанные сухостойными и аварийными, чем был причинён вред окружающей среде и моральный вред лицам, которыми они были высажены (л.д. 11-13);

- протоколом осмотра места происшествия от 30.07.2019 с фототаблицей;

- копией муниципального контракта от 28.08.2018, предметом которого является выполнение работ по уборке сухостойных и аварийных деревьев в соответствии с техническим заданием (л.д. 25-29);

- копией технического задания на выполнение работ по уборке сухостойных и аварийных деревьев, согласно которому по ул. Красноармейской необходимо спилить с корчёвкой берёзу, липу, дуб, ель в общем количестве 16 штук, из которых сухостоем являются только 3 шт. (л.д. 30-31);

- копией перечётной ведомости зелёных насаждений, намеченных к вырубке по ул. Красноармейской пгт. Максатиха, среди которых числится уборка с корчёвкой не только сухих стволов, но и берёз, лип, дуба, елей (л.д. 45);

- копией списка сухостойных и аварийных деревьев на второе полугодие 2018 года, согласно которому на ул. Красноармейской пгт. Максатиха сухостойными являются 3 дерева (л.д. 108);

- сведениями от 25.10.2019 о заключённых муниципальных контрактах в 2018 году на уборку аварийных и сухостойных деревьев, в числе которых муниципальный контракт от 28.08.2018; - письменными объяснениями ФИО5 от 30.07.2019 о том, что оплата муниципального контракта осуществлялась за счёт бюджетных средств пгт. Максатиха, в соответствии с муниципальной программой Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики городского поселения посёлок Максатиха на 2018-2023 годы». Работы по муниципальному контракту выполнены в полном объёме и приняты, оплачены в сумме 123 000 руб. Фактически необходимость работ по указанному контракту вызвана проведением ремонтных работ по ул. Красноармейская пгт. Максатиха. Не все спиленные деревья были сухостойными (л.д. 39-42);

- объяснениями в судебном заседании свидетеля ФИО5, являющейся <данные изъяты>, согласно которым акт обследования зелёных насаждений на предмет сухостойности и аварийности от 25.07.2018 составлялся для проведения дорожных ремонтных работ, а также исходя из заботы о безопасности работников подрядчика. Срубленные и выкорчёванные деревья из-за высокой корневой системы частично мешали проведению дорожных ремонтных работ. Раскорчёвка срубленных деревьев происходила в связи с необходимостью проведения дорожных ремонтных работ;

- письменными объяснениями ФИО6 от 22.10.2019, согласно которым деревья, спиленные в рамках муниципального контракта с <данные изъяты> от 28.08.2018, не все были сухостойные и аварийные, проведение работ по муниципальному контракту с <данные изъяты>» от 28.08.2018 явилось следствием необходимости проведения ремонтных (дорожных) работ по ул. Красноармейская пгт. Максатиха. Проведение данных работ производилось за счёт бюджетных средств пгт. Максатиха в рамках муниципальной программы «Жилищно-коммунального хозяйства и энергетики городского поселения посёлок Максатиха на 2018-2023 годы».

- объяснениями в судебном заседании свидетеля ФИО6, являющейся <данные изъяты>, согласно которым обследование деревьев по ул. Красноармейской пгт. Максатиха на предмет аварийности и сухостойности, что послужило основанием для заключения муниципального контракта , проводилось в связи с тем, что они могли мешать проведению дорожных ремонтных работ по данной улице. Специалистов, которые могут определить состояние дерева в отделении, которое она возглавляет, нет;

- письменными объяснениями ФИО7 от 25.10.2019, согласно которым работы по спиливанию деревьев, осуществлённые в рамках муниципального контракта , проведены для подготовки к проведению ремонтных работ на ул. Красноармейской пгт. Максатиха. Фактически спиленные деревья аварийными и сухостоем не были;

- объяснениями свидетеля ФИО14, опрошенной в судебном заседании, которая проживает по адресу: <адрес><адрес>. Согласно данным показаниям на ул. Красноармейской были зелёные насаждения: берёза, дубы. Они по внешнему виду не были гнилыми, разрушенными. В администрацию Максатихинского района Тверской области о необходимости их спила она и её соседи не обращались, почему они были спилены, не знает. Напротив её дома более тридцати лет стояли красивые большие берёзы, которые в 2018 году были спилены. После этого территория улицы была обезображена;

- копиями рапортов начальника ОЭБиПК МО МВД России «Бежецкий» от 03.11.2019 (л.д. 89-92);

- копией акта обследования зелёных насаждений от 25.07.2018, согласно которому деревья и мелколистный кустарник вдоль ул. Красноармейская пгт. Максатиха мешают прокладке тротуара при ремонте автомобильной дороги, требуется их выкорчёвка (л.д. 43);

- копией паспорта муниципальной программы Жилищно-коммунальное хозяйство и энергетика городского поселения посёлка Максатиха на 2018-2023 годы», согласно которой в данной программе имеется подпрограмма: «Формирование современной городской среды городского поселения посёлок Максатиха». Задачами этой подпрограммы являются: благоустройство дворовых территорий городского поселения посёлок Максатиха и благоустройство общественных территорий городского поселения посёлок Максатиха (л.д. 50-62);

- письменными объяснениями ФИО8 от 25.10.2019, согласно которым балансовая стоимость зелёных насаждений на ул. Красноармейская пгт. Максатиха составляет 85 843,11 руб. Данные зелёные насаждения из реестра муниципального образования «Городское поселение посёлок Максатиха Тверской области» не выбывали и числятся в составе имущества поселения, то есть после спиливания они с учёта не снимались (л.д. 69-71);

- ответом из Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Максатихинского района Тверской области от 24.10.2019 (л.д. 72);

- копией приложения к Закону Тверской области «О разграничении муниципального имущества между Максатихинским районом Тверской области и входящими в его состав поселениями, согласно которому зелёные насаждения в пгт. Максатиха по ул. Красноармейской включены в перечень объектов муниципальной собственности Максатихинского района Тверской области, передаваемые в муниципальную собственность городского поселения посёлок Максатиха (л.д. 109-112);

- актом от 25.09.2018 о приёмке выполненных работ по уборке сухостойных и аварийных деревьев, подписанным Главой Максатихинского района Тверской области Паскиным К.Г. (л.д. 34);

- справкой о стоимости выполненных работ и затрат в размере 123 000 руб. (л.д. 35);

- актом от 25.09.2018 о выполнении работ (л.д. 36);

- письменными объяснениями ФИО9, от 15.05.2020, согласно которым она произвела оплату по муниципальному контракту от 28.08.2018, ввиду того, что на счёте от 25.09.2018 она увидела резолюцию Главы Максатихинского района Паскина К.Г. об оплате контракта (л.д. 102-103);

- объяснениями в судебном заседании <данные изъяты>ФИО9, которая указала, что муниципальный контракт от 28.08.2018 был оплачен в размере 123 000 руб. Существует код бюджетной классификации под названием «Благоустройство», это направление денежных средств. Указанный муниципальный контракт был оплачен из бюджета посёлка городского типа по данному направлению. Структура мероприятий, по которым уплачиваются муниципальные контракты в рамках направление «Благоустройство» в 2018 и в 2019 году одинаковая, она не менялась;

- ответом из финансового управления администрации Максатихинского района Тверской области об израсходовании из бюджета пгт. Максатиха в 2018 году на уборку сухостойных и аварийных деревьев 382 886 руб., с указанием на израсходование 123 000 руб. в рамках муниципального контракта от 28.08.2018;

- платёжным поручением от 26.09.2018 о выплате со стороны администрации Максатихинского района Тверской области на счёт <данные изъяты>» 123 000 руб.

- копией решения собрания депутатов Максатихинского района Тверской области от 24.10.2017 об избрании Паскина К.Г. Главой Максатихинского района (л.д. 77);

- копией устава Муниципального образования Тверской области «Максатихинский район», в котором указаны полномочия Главы Максатихинского района Тверской области (л.д. 79-85).

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении составлено уполномоченным должностным лицом, в рамках положений статьи 28.4 КоАП РФ, нарушений требований закона, влекущих исключение его из числа доказательств, при его составлении не допущено, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данном постановлении прокурора отражены правильно.

Исследованные в судебном заседании доказательства являются допустимыми и достоверными, получены в соответствии с нормами КоАП РФ.

Квалификация действий Главы Максатихинского района Паскина К.Г. по статье 15.14 КоАП РФ является правильной.

Вопреки доводам защитника лица, привлекаемого к административной ответственности, факт нецелевого расходования бюджетных средств подтверждается имеющимися в материалах дела и указанными выше доказательствами.

Суд не принимает во внимание приобщённую к материалам дела копию приложения к приказу Россельхознадзора от 10.11.2011 под названием «шкала категорий состояния деревьев», поскольку, как указана свидетель ФИО10 в судебном заседании, участвовавшая в определении аварийности спиленных деревьев, специалистов, которые могут определить состояние деревьев в возглавляемом ею отделе нет.

Суд также не принимает во внимание, приобщённые к материалам дела копии приложения и к решению Совета депутатов городского поселения посёлка Максатиха от 26.03.2019 , поскольку в них определены коды бюджетных классификаций на 2019 – 2021 года. К тому же, в списке мероприятий, по которым происходит оплата бюджетных средств по направлению «Благоустройство», проведение дорожных ремонтных работ не указано.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, об отсутствии в его действиях вины, так как у него не было сведений о том, что спиленные деревья являлись зелёными насаждениями, не принимаются во внимание. Являясь Главой Максатихинского района, Паскин К.Г. обязан был в силу своих полномочий знать о том, что спиленные деревья являются зелёными насаждениями, числятся в реестре в составе имущества поселения, им присвоен реестровый номер, обладают установленной балансовой стоимостью (л.д. 69-72, 109-112).

Доводы Паскина К.Г. о том, что прокуратурой Максатихинского района Тверской области не доказано, что спиленные деревья не были сухостойными и аварийными, опровергается названными выше доказательствами.

Исходя из содержания статьи 30 Устава муниципального образования «Максатихинский район» о полномочиях Главы Максатихинского района Паскина К.Г. прихожу к выводу, что Паскин К.Г. относится к категории должностных лиц, предусмотренных статьёй 2.4 КоАП РФ.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ подлежат учёту характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность Главы Максатихинского района Паскина К.Г., в судебном заседании не установлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности по статье 15.14 КоАП РФ, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, не истёк.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 15.14, статьями 2.4, 3.5, 22.1, 23.1, 29.1 - 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Главу Максатихинского района Тверской области Паскина К.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 15.14 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцати тысячи) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

Реквизиты для оплаты административного штрафа:

Получатель платежа: УФК по Тверской области (Прокуратура Тверской области л/с <***>)

ИНН <***> КПП 695601001

В банк ОТДЕЛЕНИЕ ТВЕРЬ г. Тверь

р/с <***> БИК 042809001

КБК 415 1 16 90010 01 6000 140 ОКТМО 28704000

Квитанцию об уплате штрафа необходимо представить в Максатихинский межрайонный суд Тверской области по адресу: 171900, Тверская область, пгт. Максатиха, ул. Василенкова, д. 20.

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении вышеуказанного срока, судья направляет соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю, для взыскания административного штрафа в порядке, предусмотренным федеральным законодательством.

Разъяснить, что в соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, неуплата административного штрафа, в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, но не менее 1000 рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до 50 часов.

Постановление может быть обжаловано в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд в течение 10 дней со дня вручения (получения) его копии.

Судья

дело № 5-5/2020