ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/2017 от 13.04.2017 Клинского городского суда (Московская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

гор. Клин Московской области 13 апреля 2017 года

Судья Клинского городского суда Московской области Борщ А.П.,

с участием помощника Клинского городского прокурора Евстигнеевой А.В.,

при секретаре Сергодеевой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 5-5/2017 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ», ИНН <***>, дата регистрации: 24.04.2007, адрес(местонахождения) юр. лица: /адрес/,

Установил

ЗАО «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ» зарегистрировано по указанному выше адресу, как указано в сведениях о юридическом лице (л.д. 13-24), которое имеет на праве собственности земельный участок общей площадью /площадью/ кв. м с кадастровым номером /номер/:167, расположенный по адресу: /адрес/ (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: размещение многофункционального торгового комплекса), что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от /дата/ 2013 года (л.д. 66) и выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от /дата/ 2016 года (л.д. 46-47), граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, согласно кадастровому паспорту земельного участка от /дата/ 2013 года (л.д. 67).

/дата/ 2015 года Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области предоставлен и тогда же утвержден распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области градостроительный план земельного участка за № /номер/ с кадастровым номером /номер/:167 площадью /площадью/ га (л.д. 68-73).

Постановлением Клинского городского прокурора от /дата/ 2016 года в отношении ЗАО «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, по результатам проведённой /дата/ 2016 года проверки, которой установлено, что на указанном выше земельном участке ведутся строительные работы по возведению здания из металлических конструкций под многопрофильный торговый комплекс «Карусель», и одна часть этого земельного участка входит в зону регулирования застройки Объекта, а другая часть - в зону охраняемого природного ландшафта, и на последнем проводятся следующие земляные и хозяйственные работы: снятие грунта, обустройство подземных инженерных сетей (прорыта траншея для устройства подземных инженерных сетей), что подтверждено актом проверки от /дата/ 2016 и составленной схемой; постановлением Правительства МО от /дата/ 2015 № /номер/ (п. 2 главы III) "Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Усадьба ФИО1, ХVIII - ХIХ вв." в городе Клину городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" предусмотрен ряд запретов использования земель в границах охраняемого природного ландшафта усадьбы ФИО1; по информации Главного управления культурного наследия МО от /дата/ 2016 №/номер/, земляные и хозяйственные работы в границах охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба ФИО1, ХVIII-XIX вв.” ведутся с изменением рельефа и природного ландшафта территории, что не соответствует утвержденному режиму использования территории в границах данной зоны; таким образом, Общество совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, т.е. нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации, нарушение режима использования земель в границах территории объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

В судебном заседании прокурор поддержал Постановление от /дата/ 2016 года.

Законные представители ЗАО «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ» ФИО2 и ФИО3 просили прекратить производство по делу по основаниям, изложенным в их возражениях (л.д. 128-131, 179-183).

Свидетель ФИО4 в судебном заседании показал о том, что он в качестве специалиста участвовал в прокурорской проверке /дата/ 2016 соблюдения законодательства при строительстве торгового комплекса «Карусель» в г. Клину, и в границах усадьбы ФИО1 было установлено снятие плодородного слоя почвы, выемка грунта и производство земляных работ.

Выслушав объяснения участников процесса и показания свидетеля, проверив материалы дела, суд прекращает производство по делу, за отсутствием состава административного правонарушения, на основании следующего.

По ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения действий, могущих причинить им вред, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

На основании ч. 3 ст. 34 указанного Закона, границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Зоны охраны объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьбы ФИО1, XVIII-XIX вв.» утверждены Постановлением Правительства Московской области от /дата/ 2015 № /номер/ «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьбы ФИО1, XVIII-XIX вв.» в городе Клин городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области».

Работы по строительству многофункционального торгового комплекса «Карусель» предусматриваются в зоне регулирования застройки на участке 4, указанной в указанном выше Постановлении Правительства МО.

Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности для участка 4 разрешает:

- строительство зданий и сооружений жилого и общественного назначения с высотными параметрами от уровня земли до верхней отметки основного объема здания до 15 м, отдельные конструктивные и декоративные элементы не выше 17 м;

- ремонт покрытия дорог, автостоянок, местных проездов, пешеходных дорожек;

- размещение объектов инженерной инфраструктуры, прокладку подземных инженерных коммуникаций, реконструкцию существующих, необходимых для функционирования застройки;

- обязательное устройство озелененной буферной зоны по северной границе участка от точки 27 до точки 24;

- проведение работ по благоустройству и озеленению территории.

Градостроительный регламент в границах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности для участка 4 запрещает:

- размещение построек вдоль ул. Победы и ул. 69-летия Октября не менее 5 м от красной линии;

- применение однообразных и стереотипных решений зданий единым объемом, использование ярких цветовых решений фасадов и крыш зданий, активных форм и завершений кровель в виде башен, шпилей и т.д.;

- возведение высотных доминирующих объемов;

- возведение временных зданий и сооружений, обладающих низкими эстетическими качествами;

- возведение оград высотой более 1,5 м, железобетонных заборов, ограждений из профилированного металла и им подобных «глухих» заборов;

- размещение хозяйственных зон (зоны контейнеров, мусоросборников) в зонах основных видовых раскрытий на территорию памятника;

- организацию необорудованных мест для мусора и свалок.

Участок благоустраиваемой в рамках строительства территории фрагментарно попадает в зону охраняемого ландшафта.

Градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта усадьбы ФИО1 разрешает:

- комплекс мероприятий по сохранению, поддержанию и реконструкции природного ландшафта;

- комплекс мероприятий по благоустройству территории;

- создание рекреационных озелененных буферных зон;

- размещение плоскостных сооружений для отдыха населения сезонной эксплуатации;

- дополнительное озеленение вдоль проектируемой застройки;

- прокладку инженерных коммуникаций с последующей рекультивацией территории;

- прокладку проезда, дублирующего ул. 60-летия Октября - ул. Победы - не более двух полос с озеленением со стороны усадьбы ФИО1;

- благоустройство прибрежно-защитной полосы вдоль р. Сестры с организацией тропиночной сети и видовых площадок;

- возможность устройства проезда (от точки 2 до точки 3) по отдельному проекту, согласованному с органами охраны объектов культурного наследия.

Градостроительный регламент в границах зоны охраняемого природного ландшафта усадьбы ФИО1 запрещает:

-отвод участков под индивидуальное жилищное строительство;

- строительство объектов любого назначения, не связанное с восстановлением исторических утраченных элементов;

- проведение земляных, хозяйственных, иных работ, приводящих к изменению природного ландшафта;

- изменение рельефа территории;

- нарушение соотношения открытых и закрытых ландшафтных пространств;

- сплошные рубки зеленых насаждений без соответствующих обоснований;

- нарушение гидрологического режима территории, засыпку оврагов, ручьев, прудов;

- уничтожение родников, берегозащитной растительности, изменение русла реки, ручьев;

- любую хозяйственную деятельность, связанную с загрязнением воздушного и водного бассейнов, почв, грунтовых и подземных вод, поверхностных стоков;

- прокладку наземных инженерных коммуникаций, в том числе воздушных линий электропередач, установку вышек мобильной связи;

- размещение рекламных конструкций, вывесок;

- устройство «сплошных» оград;

- организацию необорудованных мест для сбора мусора;

- разведение костров;

- разработку карьеров.

Аналогичные требования установлены вышеуказанным Градостроительным планом земельного участка №/номер/, подготовленным Главным управлением архитектуры и градостроительства Московской области /дата/ 2015 г., утвержденным Распоряжением Министерства строительного комплекса Московской области от /дата/ 2015 г. № /номер/.

Доказательствами виновности Общества в инкриминируемом ему административном правонарушении являются: Акт от /дата/ 2016 года, которым установлено, что одна часть земельного участка с КН /номер/:167 входит в зону регулирования застройки Объекта, а другая часть - в зону охраняемого природного ландшафта, и на последнем проводятся следующие земляные и хозяйственные работы: снятие грунта, обустройство подземных инженерных сетей (прорыта траншея для устройства подземных инженерных сетей), (л.д. 48-49), и письмо Главного управления культурного наследия МО от /дата/ 2016 № /номер/ о том, что земляные и хозяйственные работы в границах зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия регионального значения - усадьбы ФИО1 XIII-XIX вв.» ведутся с изменением рельефа и природного ландшафта территории, что не соответствует утвержденному режиму использования территории в границах данной зоны (л.д. 27-28).

Однако возможность снятия грунта и обустройство подземных инженерных коммуникаций предусмотрены в приведённых выше Градостроительном регламенте и Градостроительном плане земельного участка.

Изменение рельефа и природного ландшафта территории не нашло подтверждения в суде, т.к. по запросу суда от /дата/ 2017 о наличии доказательств тому (л.д. 121 об.) получено письмо Управления о том, что имеет место строительство с применением асфальтобетонного покрытия (л.д. 160-161).

Однако, ведение строительства с применением асфальтобетонного покрытия Обществу Прокурором не инкриминировалось.

Также Государственным унитарным предприятием Московской области Московский областной информационно-аналитический культурный центр выполнена разработка научно-проектнойдокументации «Меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения - «Усадьба ФИО1. XVIII-XIX вв.», расположенного по адресу: Московская область, город Клин городского поселения Клин Клинского муниципального района при строительстве многофункционального торгового комплекса «Карусель», расположенного по адресу: <...>.

Согласно выводам научно-проектной документации (стр. 72-73),строящееся здание торгового комплекса «Карусель»расположено в зоне регулированиязастройки на участке 4 (согласно постановлению Правительства Московской области от /дата/ 2015 № /номер/ «Об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия регионального значения «Усадьба ФИО1, XVIII-XIX вв.» в городе Клин городского поселения Клин Клинского муниципального района Московской области), что было учтеноприпроектированииобъекта.

Строящееся здание торгового комплекса «Карусель» не попадает в зону основного визуального раскрытия усадьбы с главной композиционной оси со стороны проезда ФИО1. Архитектурно-планировочная организация территории выполнена с учётом структуры существующего рельефа в черте землеотвода. Часть территории участка строительства торгового комплекса «Карусель» находится в зоне охраняемого ландшафта усадьбы ФИО1. В настоящее время это участок поляны с редкими самосевными деревьями. Проектируемые парковочные места и их размещение в зоне охраняемого ландшафта не нарушают существующий рельеф территории, гидрологический режим данного участки. При организации парковки в зоне охраняемого ландшафта без изменения характера естественного рельефа территории, проектом предлагается покрытие проездов и парковки разреженной тротуарной плиткой нейтральных цветов. Проектом предусмотрено устройство озеленённой буферной зоныпосеверной границе участка, незакрывающейвидовые раскрытия на усадьбу.

Актом Государственной историко-культурной экспертизы мер по обеспечению сохранности объекта культурного наследия регионального значения «Усадьбы ФИО1 (XVIII- XX вв.)» от /дата/ 2017 г., рассмотренным и согласованным Главным управлением культурного наследия Московской области /дата/ 2017 № /номер/, установлено, что участок благоустройства, фрагментарно попадающий в зону охраняемого природного ландшафта не нарушает существующий рельеф и характер ландшафта территории (открытое пространство), невлияет на гидрологический режим данного участка (л.д. 132-144, 145-146).

Поэтому суд не находит объективную сторону вменяемого Обществу правонарушения.

Также, по мнению суда, отсутствует субъект - ЗАО «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ» - в рассматриваемом правонарушении, т.к.,согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемогокадминистративной ответственности, толкуютсяв пользу этого лица.

В момент фиксации административного правонарушения /дата/ 2016 на земельном участке, расположенномпо адресу: /адрес/, кадастровый номер /номер/:16, осуществлялось строительство многофункционального торгового комплекса «КАРУСЕЛЬ», по основании Договора подряда №/номер/ от /дата/ 2016 г., заключенного Обществом с ООО «/организация/» (л.д. 29-44), поэтому строительная площадка не находилась во владениии в пользовании Общества.

По условиям этого договора, ООО «ТверьКапСтрой» производился авторский надзор, а именно контроль лица, осуществившего подготовкуРабочей документации, указанной в и. 1.1.34. Договора, за строительством, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в Рабочей документации, выполняемым Строительно-монтажным работам на Объекте, Авторский надзор осуществляется в течение всегопериодавыполнениястроительно-монтажных работ.

Кроме того, ордер на производство земляных работ на земельном участке по вышеуказанному адресу был выдан Администрацией Клинского муниципального района /дата/ 2016 года не ЗАО «ИКС 5 Недвижимость», а ООО «/организация/» (л.д. 277).

Таким образом, ввиду отсутствия объективной стороны и субъекта правонарушения, производство по настоящему административному делу подлежит прекращению.

При этом, судом отмечается, что Прокурором вменено Обществу нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации, нарушение режима использования земель в границах территории объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Это обвинение неконкретно, в связи с чем его рассмотрение судом было затруднено, с точки зрения оценки представляемых Прокурором и Обществом доказательств.

На основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2, 29.9 ч. 1 п. 2, ч. 1.1 п. 1, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях РФ, судья

Постановил

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Закрытого акционерного общества «ИКС 5 НЕДВИЖИМОСТЬ», за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение десяти дней со дня вручения копии постановления.

Судья Клинского городского суда подпись А. П. Борщ