ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/2017 от 16.05.2017 Суда района имени Полины Осипенко (Хабаровский край)

дело № 5-5/2017

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

с. имени Полины Осипенко 16 мая 2017 года

Судья суда района имени Полины Осипенко Хабаровского края Гаркуль И.В.,

с участием:

главного специалиста контролера –ревизора Финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО5,

Новгородской Е.Н.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении должностного лица – руководителя отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Новгородской Е.Н., родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, проживающей <адрес>,

У С Т А Н О В И Л:

17 апреля 2017 года главным специалистом контролером- ревизором финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО5 в отношении должностного лица Новгородской Е.Н. составлен протокол № 2 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно данному протоколу 31 марта 2017 г. Новгородская Е.Н., являясь должностным лицом – руководителем Отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, не выполнила в установленный срок законного предписания органа муниципального финансового контроля, которое заключалось в обеспечении возмещения ущерба в порядке, приведенном в статье 248 ТК РФ. Документы, подтверждающие перечисление неправомерно использованных средств в бюджет района, а также подтверждающие направление взыскания с виновного лица суммы ущерба в судебном порядке, отсутствуют.

Прибывшая в судебное заседание Новгородская Е.Н. вину в совершении административного правонарушения не признала и пояснила, что представление было получено ею 01 февраля 2017 г. В ходе проверки было установлено, что сотрудником отдела образования ФИО3 неверно начислялась заработная плата работникам Отдела образования на сумму <данные изъяты>. и ФИО1 на сумму <данные изъяты> в период с 2015 г. по 2016 год. Исполнение предписания было поручено ФИО1 и главному бухгалтеру ФИО2. В указанный период шла передача бухгалтерии в ЦБУ, главный бухгалтер ушла в декретный отпуск в январе, в связи с чем исполнение предписания было ею взято на себя. По устранению нарушений было проведено совещание, подготовлен приказ, проведена служебная проверка, привлечена к дисциплинарной ответственности ФИО1, направлены уведомления работникам о добровольном возмещении ущерба. Ответ по предписанию был подготовлен вовремя, однако поступил в финансовый отдел позднее 31 марта 2017 г. Передать ответ входит в должностные обязанности секретаря. ФИО1 согласилась добровольно возместить ущерб, другие работники отказалась. В последующем ФИО1 было возмещено <данные изъяты>, Исковое заявление в суд о взыскании ущерба подготовлено и предъявлено не было. Она привлекалась к административной ответственности ранее. Ею не оспаривается размер заработной платы, указанный в акте. Реальная возможность исполнить предписание отсутствовала, поскольку документов в обоснование исковых требований было не достаточно, в частности отсутствовало заключение бухгалтерской экспертизы, расчеты. Также затем был возмещен ущерб в размере <данные изъяты>. Отдел образования не имеет самостоятельных средств для погашения ущерба. Счетных ошибок при расчете заработной платы допущено не было. Договор о материальной ответственности с главным бухгалтером и другими сотрудниками бухгалтерии не заключался. Главным бухгалтером на тот период являлась ФИО2. Главный бухгалтер обязана была контролировать начисление заработной платы специалистом ФИО3, однако видимо этого не делала.

ФИО5 в судебном заседании показала, что по результатам финансовой проверки были вынесены в адрес руководителя Отдела образования районной администрации представление и предписание. Сотрудниками отдела были допущены нарушения законодательства при начислении заработной платы работникам, в частности неверно исчислялся средний заработок при командировках, допущены ошибки при выплате материальной помощи. Нарушения указаны в акте проверки от 09 декабря 2016 г. и приложениях. Полагает, что информация по исполнению предписания не была исполнена в установленный срок. В финансовый отдел информация поступила 03 апреля 2017 г. Платежное поручение о погашении ущерба на сумму <данные изъяты> было представлено позднее. План мероприятий по исполнению предписания в письме отсутствовал. Поскольку оснований для продления срока исполнения предписания отсутствовали, ею была подана служебная записка и после резолюции руководителя составлен административный протокол. Обеспечить возмещение ущерба в порядке ст. 248 ТК РФ означает провести проверку, составить приказ об удержании в случае согласия работников, при отсутствии их согласия обратиться в суд с исковыми заявлениями. Финансовый отдел в суд с исковыми заявлениями о взыскании ущерба, причиненного бюджету района, не обращался в порядке ст. 270.2 Бюджетного Кодекса РФ.

Судья, заслушав лицо, привлекаемое к административной ответственности, представителя административного органа, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 19.5 ч. 20 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно ст. 270.2 ч. 3 Бюджетного Кодекса РФ под предписанием в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, содержащий обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении причиненного ущерба Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию.

Неисполнение предписаний органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о возмещении причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию ущерба является основанием для обращения уполномоченного соответственно нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации государственного (муниципального) органа в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию. ( ч. 4)

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ к числу обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, законом отнесено установление наличия его события, а также виновности лица в его совершении.

Как следует из представленных доказательств, в ноябре, декабре 2016 г. на основании приказа от 17.11.2016 N 1-07/45 финансовым отделом Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края была проведена выездная плановая проверка соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения в Отделе образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко. В результате проверки установлено, что общая сумма финансовых нарушений составила <данные изъяты>, из них: 1. в связи с неправомерными выплатами заработной платы в нарушение ст. 70 БК РФ, ст. ст. 114, 135, 139, 151, 168 ТК РФ, п.п. 3,4,9 Постановления № 922 в сумме <данные изъяты> 2. В связи с неправомерно принятыми к учету и оплаченными расходами по авансовым отчетам в нарушение ст. 70, 264.1 БК РФ, п.п. 3, 216 Инструкции № 157н, п.п. 4, 7 Положения о служебных командировках в сумме <данные изъяты> 3. Иные финансовые нарушения <данные изъяты> в связи с неполным принятием и оплатой произведенных расходов по авансовым отчетам в нарушение ст. 70, 264.1 БК РФ, п. 216 Инструкции № 157н в сумме <данные изъяты>, в связи с недоплатами заработной платы в сумме <данные изъяты> В связи с необоснованным списанием задолженности по расчетам с подотчетными лицами за увольнение работником в сумме <данные изъяты> Иные нарушения, указанные в акте от 09 декабря 2016 г.

Как следует из материалов дела, 01 февраля 2017 г. руководителем финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО4 на основании акта проверки от 09 декабря 2016 г. выдано предписание № 1 руководителю отдела образования Администрации муниципального района Хабаровского края Новгородской Е.Н., согласно которому на нее возложена обязанность:

Принять меры по устранению выявленных нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Содержание выявленного нарушения- неправомерное использование средств районного бюджета в связи с выплатой заработной платы с нарушением норм трудового законодательства, локальных нормативных актов, сумма нарушения – <данные изъяты>. Содержание выявленного нарушения - неправомерное использование средств районного бюджета в связи с принятием к учету и оплатой произведенных подотчетными лицами расходов с нарушением основ бюджетного учета, сумма нарушения – <данные изъяты>. Способы (предложения) по устранению выявленных нарушений – обеспечить возмещение ущерба в порядке, приведенном в статье 248 ТК РФ.

Предписание также содержит требование проинформировать о его выполнении и принятых мерах финансовый отдел Администрации района имени Полины Осипенко Хабаровского края не позднее 31 марта 2017 г.

Также 01 февраля 2017 г. руководителем финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО4 на основании акта проверки от 09 декабря 2016 г. выдано представление № 1 руководителю отдела образования Администрации муниципального района Хабаровского края Новгородской Е.Н., согласно которому необходимо рассмотреть в пятидневный срок и принять меры по устранению и недопущению в дальнейшем выявленных нарушений бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения. Информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений, содержащую документы, подтверждающие их устранение, а также устранение причин и условий, способствовавших возникновению, представить в финансовый отдел Администрации муниципального района имени Полины Осипенко не позднее 31 марта 2017 г. Перечень нарушений, выявленных в результате проверки указан в приложении: неправомерное использование средств районного бюджета в связи с выплатой заработной платы с нарушением норм трудового законодательства в размере <данные изъяты>, неправомерное использование средств районного бюджета в связи с нарушениям основ бюджетного учета при расчетах с подотчетными лицами в размере <данные изъяты>.

В связи с неисполнением предписания главным специалистом контролером- ревизором финансового отдела Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края ФИО5 17 апреля 2017 года в отношении должностного лица Новгородской Е.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ.

Согласно протоколу № 2 от 17 апреля 2017 г. Новгородской Е.Н., руководителем Отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, предписание № 1 от 01 февраля 2017 г., составленное по итогам проверки соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при использовании средств районного бюджета в Отделе образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края, не исполнено. В предписании в качестве способа (предложения) по устранению выявленных нарушений было предложено обеспечить возмещение ущерба в порядке, приведенном в статье 248 ТК РФ. Документы, подтверждающие перечисление неправомерно использованных средств в бюджет района, отсутствуют. Согласно заключению по результатам служебной проверки от 14 марта 2017 г. установлены виновные должностные лица: ведущий специалист ФИО3., на сумму <данные изъяты>, и ведущий специалист ФИО1 на сумму <данные изъяты> указанным лицам направлены уведомления о добровольном возмещении ущерба. ФИО3 от добровольного возмещения средств отказалась. Документы, подтверждающие направление взыскания с виновного лица суммы ущерба в судебном порядке, отсутствуют.

Из буквального толкования диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок предписания органа государственного (муниципального) финансового контроля, которое является законным.

В качестве оснований для возложения на руководителя отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края Новгородскую Е.Н. обязанности устранить указанные в предписании нарушения в нем указывается на п. 1.3 Порядка осуществления внутреннего муниципального финансового контроля в муниципальном района имени Полины Осипенко Хабаровского края, утвержденного постановлением главы муниципального района от 27 августа 2015 г. № 162, планом финансового отдела по осуществлению внутреннего муниципального финансового контроля на 2016 год, приказом финансового отдела от 17 ноября 2016 г. № 1-07/45 «О проведении контрольного мероприятия в Отделе образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края», ст. 70 БК РФ, ст. 114, 135, 139, 151, 168 ТК РФ, Положение об особенностях исчисления средней заработной платы, утвержденное постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922, ст. 70, 264.1 БК РФ, п. 3, 216 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, утвержденная Приказом Минфина России от 01 декабря 2010 г. № 157н, п. 4,7 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13 октября 2008 г. № 749.

Согласно ст. 40.2 Устава муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края финансовый орган Администрации муниципального района является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования. Организует исполнение бюджета муниципального района, осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Бюджетным Кодексом хабаровского края и принимаемыми муниципальными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения.

Пунктом Положения о финансовом отделе Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края – финансовый отдел является финансовым органом муниципального района, составляет и организует исполнение бюджета муниципального района, осуществляет иные бюджетные полномочия.

п.1.4 Финансовый отдел осуществляет функции внутреннего муниципального финансового контроля в порядке, определенном бюджетным законодательством РФ, законами и иными нормативными правовыми актами края, а также Положением о порядке организации финансового контроля, осуществляемого органами местного самоуправления муниципального района.

п. 2.11 осуществляет внутренний муниципальный финансовый контроль:

2.11.1 за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также за полнотой и достоверностью отчетности

Исполнимость предписания является важным требованием к этому виду ненормативного правового акта, поскольку предписание исходит от муниципального органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер.

Приказом № 1-07/45 от 17 ноября 2016 г. участником контрольного мероприятия – выездная проверка в Отделе образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко хабаровского края назначена главный специалист – контролер-ревизор финансового отдела ФИО5

Таким образом предписание выдано надлежащим должностным лицом, в установленном порядке.

Предписание должностного лица, содержащие законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать указание на конкретные допущенные нарушения и конкретные основания вынесения предписания, а также конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности толкуются в пользу этого лица.

Предписание не отвечает этим требованиям, поскольку его текст -обеспечить возмещение ущерба в порядке приведенном в ст. 248 ТК РФ, является некорректным и предписание не содержит конкретные указания, какие действия необходимо выполнить исполнителю, и является неисполнимым.

Новгородской Е.Н. выполнены следующие мероприятия по устранению нарушений бюджетного законодательства, приняты меры по возврату суммы ущерба, выявленной в ходе проверки в бюджет муниципального района: проведено совещание, на котором рассмотрена информация об указанных в представлении нарушениях, назначена служебная проверка и установлены виновные лица, направлялись уведомления работникам с просьбой о даче согласия на удержание излишне выплаченной суммы из заработной платы либо внесение суммы переплаты в кассу учреждения, которые отказались его возмещать по причине отсутствия своей вины в неверном начислении, погашен ущерб в размере <данные изъяты>, получено согласие на удержание от ФИО1 на сумму <данные изъяты>, возмещено в кассу <данные изъяты>.

Согласно п. 3 Положения об Отделе образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Хабаровского края – Отдел образования является юридическим лицом в форме муниципального казенного учреждения, созданным для осуществления управленческих функций в области образования.

Исходя из статей 70 и 221 Бюджетного Кодекса РФ в бюджетной смете казенного учреждения, устанавливающей расходы бюджета, соответствующие лимиты бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению деятельности казенного учреждения, не могут быть спланированы расходы на возмещение ущерба публично-правовому образованию, нанесенного казенным учреждением.

Таким образом, возмещение ущерба, нанесенного в связи с нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, должно осуществляться или обеспечиваться лицом, допустившим указанное нарушение.

В судебном заседании установлено, что фактическое состояние счетов Отдела образования не позволяло погасить ущерб.

Согласно ст. 137 ТК РФ В случаях, предусмотренных абзацами вторым, третьим и четвертым части второй настоящей статьи, работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев:

счетной ошибки;

если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса);

если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

В соответствии со ст. 243 ТК РФ Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с заместителями руководителя организации, главным бухгалтером.

Согласно ст. 248 ТК РФ взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание может осуществляться только судом.

Как установлено в судебном заседании, работники отдела образования, которым была излишне выплачена заработная плата, не дали свои согласия на возмещение в добровольном порядке ущерба, счетной ошибки в результате служебной проверки установлено не было, неправомерные действия также с их стороны отсутствуют. Договор о полной материальной ответственности с ведущим специалистом ФИО3, ФИО1., главным бухгалтером ФИО2, в должностные обязанности которых входило начисление заработной платы, не заключался, указанные положения также отсутствуют в трудовом договоре. Таким образом, основания для обращения в суд с исковыми заявлениями о взыскании ущерба с работников отсутствуют.

Кроме того, у финансового отдела отсутствуют полномочия обязывать Отдел образования обратиться в суд с заявлением о взыскании ущерба с виновных лиц, в связи с чем предписание в части возложения обязанности на Новгородскую Е.Н. обеспечить возмещение ущерба не может быть признано содержащим законные требования.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного судья приходит к выводу, что вина Новгородской Е.Н. в неисполнении предписания отсутствует, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9, 29.10, 29.11, 24.5 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.5 ч. 20 КоАП РФ в отношении должностного лица – руководителя отдела образования Администрации муниципального района имени Полины Осипенко Новгородской Е.Н. прекратить, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через суд района имени Полины Осипенко Хабаровского края в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Мотивированное постановление изготовлено 19 мая 2017 г.

Судья Гаркуль И.В.