Дело № 5-5/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
с. Усть-Большерецк Камчатский край 13 марта 2018 года
Судья Усть-Большерецкого районного суда Камчатского края Архипович А.А., при секретаре ФИО2, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Акционерного общества «Камчатэнергосервис» (ОГРН <***>, ИНН/КПП <***>/410201001, юридический адрес: <...>)
У С Т А Н О В И Л:
АО «Камчатэнергосервис» (далее - Общество) нарушило требования промышленной безопасности, предусмотренные абз. 20 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» при эксплуатации котельной «Центральная», расположенной в <адрес>, являющейся опасным производственным объектом III класса опасности, а именно согласно заключению экспертизы промышленной безопасности допустило аварийным техническое состояние конструкций зданий.
Правонарушение является длящимся, установлено 24 октября 2017 года при проведении проверки Дальневосточным управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
В судебном заседании защитник АО «Камчатэнергосервис» ФИО3 просил прекратить производство по делу в виду действия АО «Камчатэнергосервис» в состоянии крайней необходимости, поскольку для ремонта здания котельной необходимо приостановить ее деятельность, а это несомненно отразилось бы на жителях п. Октябрьский, которых отапливает данный объект. Кроме того, капитальным ремонтом здания должны заниматься собственники этого помещения, а не арендатор, то есть администрация Усть-Большерецкого муниципального района. Так же, по мнению Общества, срок привлечения к административной ответственности истек, поскольку он составляет три месяца с момента совершения правонарушения.
Исследовав материалы дела, нахожу факт совершения административного правонарушения и вину в содеянном полностью доказанной в виду следующего.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Из содержания ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» следует, что обязанность соблюдения предусмотренных в данной норме требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта возлагается на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты.
В соответствии с абз. 20 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В судебном заседании установлено, что здание котельной в п. Октябрьский Усть-Большерецкого района Камчатского края передано АО «Камчатэнергосервис» во временное владение и пользование в соответствии с договором аренды от 07 октября 2013 года № 04/05-02-25, заключенным между Усть-Большерецким муниципальным районом и Обществом (л.д. 98-114).
В соответствии с п.п. 5.2.5, 5.2.6, 5.2.7 данного договора аренды арендатор, то есть Общество, обязуется организовать эксплуатацию арендованного имущества в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, обеспечив выполнение и соблюдение технических регламентов и параметров; нести расходы, необходимые для поддержания арендованного имущества в технически исправном состоянии, комплексном состоянии, а также осуществлять текущий, капитальный ремонт и работы по техническому обслуживанию имущества.
Согласно свидетельству о регистрации АВ 118873 АО «Камчатэнергосервис» эксплуатирует опасный производственный объект III класса опасности – котельную «Центральная» п. Октябрьский, регистрационный номер А75-00510-0002 (л.д. 73).
Таким образом, Общество несет бремя содержания здания котельной, в соответствии с установленными требованиями промышленной безопасности.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения заместителя руководителя Дальневосточного управления Ростехнадзора от 20.09.2017 № Р-А75-216 с 27.09.2017 по 24.10.2017 проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «Камчатэнергосервис» (л.д. 78, 79-88).
По результатам проверки 24 октября 2017 года составлен акт проверки № А-Р-А75-216-02К-01 в котором отражены выявленные нарушения требований промышленной безопасности, в частности установлено, в нарушение абз. 20 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» АО «Камчатэнергосервис» эксплуатирует опасный объект – котельная «Центральная» п. Октябрьский рег. № А75-00510-0002, расположенный в <...>.
В заключении экспертизы промышленной безопасности здания, подготовленной ООО «КУА и ТДЦ», зарегистрированной в реестре экспертиз промышленной безопасности от 07.08.17 рег. № 75-ЗС-03453-2017 содержатся выводы о несоответствии здания котельной требованиям промышленной безопасности и отнесении к категории технического состояния конструкций – аварийное (л.д. 50-63).
Из заключения экспертизы промышленной безопасности ЭПБ № 055-ЗС-2017 от 10 июля 2017 следует, что здание котельной «Центральная», расположенное по адресу в п. Октябрьский Усть-Большерецкого района Камчатского края, не соответствует требованиям промышленной безопасности и может быть отнесено к категории технического состояния конструкции – аварийное (л.д. 65-72).
2 ноября 2017 года в отношении юридического лица АО «Камчатэнергосервис» должностным лицом составлен протокол об административном правонарушении (л.д. 5-10)
Статус юридического лица АО «Камчатэнергосервис» подтвержден Уставом (л.д. 14-29), выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 3-47), согласно которой основным видом деятельности Общества является производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными. Общество осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности.
Все указанные выше доказательства, являются относимыми, допустимыми и достоверными, поскольку относятся к устанавливаемому событию, собраны уполномоченными должностными лицами, согласуются между собой, не доверять указанным доказательствам оснований не имеется.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оценивая все представленные доказательства в совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ прихожу к выводу о том, что вина юридического лица АО «Камчатэнергосервис» доказана и квалифицирую его действия по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ – нарушение требований в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Несоблюдение норм промышленной безопасности создает реальную угрозу жизненно важным интересам личности и общества ввиду возможных аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Факт нарушения АО «Камчатэнергосервис» действующего законодательства и обстоятельства рассматриваемого административного правонарушения исключают возможность применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, признаю привлечение впервые к административной ответственности. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
В силу абз. 2 ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, административное приостановление деятельности назначается только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.
Доводы представителя АО «Камчатсэнергосервис» о действии Общества в условиях крайней необходимости, суд находит не состоятельными, поскольку возникновений экстремальных ситуаций при условии соблюдения требований ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не имелось, доказательств этому в суд не представлено.
Кроме того, Общество является коммерческой организацией и эксплуатация аварийной котельной напрямую связано с получением ими прибыли, что так же указывает на отсутствие в действиях АО «Камчатэнергосервис» крайней необходимости.
Доводы о возложении условий проведения капитального ремонта здания котельной на Арендодателя, является необоснованным в виду того, что п. 1.1 Договора № 04/05-02-25 от 07.10.13 содержит формулировку «имущественного комплекса», который передан арендатору для эксплуатации, п. 5.2.7 возлагает обязанность на арендатора организовать эксплуатацию арендованного имущества в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, обеспечив выполнение и соблюдение технических регламентов и параметров; нести расходы, необходимые для поддержания арендованного имущества в технически исправном состоянии, комплексном состоянии, а также осуществлять текущий, капитальный ремонт и работы по техническому обслуживанию имущества.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
АО «Камчатэнергосервис» эксплуатирует опасный производственный объект – здание котельной «Центральная», в связи с чем, является субъектом ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
При этом также, следует отметить, что предписание административного органа об устранении Обществом выявленных нарушений, в котором установлен срок устранения до 29.12.2017 года АО «Камчатэнергосервис» не обжаловалось. Каких-либо документов о том, что Общество не несет ответственности по содержанию здания котельной, а также о том, что арендатором либо арендодателем производятся работы по исполнению выданного предписания ни административному органу, ни суду не представлено.
О том, что здание котельной «Центральная» находится в аварийном состоянии АО «Камчатэнергосервис» известно с сентября 2014 года, что подтверждено заключением промышленной безопасности ЭПБ № 055-ЗС-2017 от 10 июля 2017 года (п. 7.2) и защитником не оспаривалось.
Так же несостоятельным является довод об истечении срока давности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку ст. 4.5 КоАП РФ устанавливает годичный срок давности для правонарушений данной категории.
При назначении наказания учитывая характер совершенного административного правонарушения, наличие смягчающего административную ответственность обстоятельства, принимая во внимание, что приостановление деятельности единственной котельной обеспечивающей подачу тепловой энергии для жителей п. Октябрьский в зимний период не сможет обеспечить целей наказания, полагаю возможным определить наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Оснований для назначения Обществу наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, не нахожу в виду характера административного правонарушения, степени вины нарушителя, а так же отсутствия фактов указывающих на исполнение норм действующего законодательства в сфере промышленной безопасности опасных производственных объектов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Признать юридическое лицо Акционерное общество «Камчаэнергосервис» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200000 (двести тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф следует перечислить:
Получатель УФК по Камчатскому краю (Дальневосточное управление Ростехнадзора л/с <***>) Банк получателя: Отделение Петропавловск-Камчатский, ИНН <***>, КПП 272101001, счет 4010180100000010001. БИК 043002001, ОКТМО 30701000, КБК 49811645000016000140, УИН 49827211712144000001 (назначение платежа: штраф по постановлению о назначении административного наказания № 5-5/2018 от 13.03.2018)
Разъяснить, что в случае неуплаты административного штрафа в установленный КоАП РФ шестидесятидневный срок со дня вступления постановления в законную силу, не уплатившее штраф лицо привлекается к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.А. Архипович