Дело № 5-5/2018 ПОСТАНОВЛЕНИЕ Судья Красногвардейского районного суда Республики Крым (297000, Республика Крым, <...>) Проскурня С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении начальника отдела культуры <адрес> Республики Крым ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, о привлечении к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, УСТАНОВИЛ: По результатам контрольного мероприятия «Выборочная проверка целевого использования бюджетных средств отделом культуры <адрес> Республики Крым по расходам на осуществление полномочий сельских поселений <адрес> Республики Крым по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, а также по расходам на осуществление полномочий сельских поселений <адрес> Республики Крым по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (дворцами и домами культуры, клубными учреждениями) в 2016 году», проведенного Контрольно-счетной палатой с 17 июля по 09 августа 2017 года, председателем Контрольно-счетной палаты <адрес> Республики Крым ФИО3 в отношении должностного лица – начальника отдела культуры <адрес> Республики Крым ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных средств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Объективную сторону правонарушения составляет неправомерное использование получателем указанных средств на цели, не соответствующие условиям их получения. Эти условия отражаются в принятом законе о бюджете, сводной бюджетной росписи, которая составляется финансовым органом соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования и утверждается руководителем этого органа. Использование бюджетных средств не по назначению, указанному в вышеприведенных документах, служащих основанием для получения бюджетных средств, является нецелевым, то есть наказуемым. По юридической конструкции правонарушение образует формальный состав. Оно считается оконченным с момента нарушения – использования денежных средств не в соответствии с утвержденной бюджетной росписью, уведомлением, сметой доходов или расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств. Непосредственным объектом правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, является санкционированный государством порядок расходования средств федерального бюджета. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям, в данном случае, заключается в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Согласно статье 289 названного Кодекса нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения. В проверяемом периоде отделу культуры <адрес> Республики Крым переданы полномочия: - сельских поселений <адрес> по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселений (полномочия осуществлялись подведомственным отделу культуры муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система» <адрес> Республики Крым); - сельских поселений <адрес> по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (дворцами и домами культуры, клубными учреждениями) (полномочия осуществлялись подведомственным отделу культуры муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная клубная система» <адрес> Республики Крым). Финансирование переданных полномочий осуществлялось за счет целевых средств иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов сельских поселений <адрес> Республики Крым в бюджет <адрес> Республики Крым, в рамках заключенных Соглашений между <адрес> Республики Крым и администрациями сельских поселений <адрес> о передаче вышеуказанных полномочий по решению вопросов местного значения сельских поселений (далее – соглашения). В рамках заключенных соглашений финансирование переданных полномочий осуществлялось администрациями сельских поселений <адрес> исключительно в отношении учреждений, находящихся на территориях соответствующих сельских поселений <адрес>. Согласно решения <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№ «О бюджете <адрес> Республики Крым на 2016 год», пункта 3.1 соглашений, отдел культуры в 2016 году являлся главным администратором доходов бюджета <адрес> Республики Крым в отношении средств иных межбюджетных трансфертов на осуществление переданных полномочий по библиотекам и клубным учреждениям, а также главным распорядителем бюджетных средств. В соответствии с условиями соглашений: - иные межбюджетные трансферты зачислялись на расчетный счет главного администратора доходов – отдел культуры; - ежеквартально отделом культуры предоставлялся администрациям сельских поселений <адрес> отчет о расходовании иных межбюджетных трансфертов. В ходе проведения Контрольно-счетной палатой контрольного мероприятия в отделе культуры установлены следующие факты: 1) факт нецелевого использования бюджетных средств – иных межбюджетных трансфертов в сумме 151 960,67 рублей, предоставленных в 2016 году из бюджета Петровского сельского поселения <адрес> на осуществление переданных полномочий по библиотекам. В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации факт нецелевого использования бюджетных средств выразился в использовании средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Петровского сельского поселения <адрес> на осуществление переданных полномочий по библиотекам, в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением с администрацией Петровского сельского поселения по библиотекам, что является нарушением статьи 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 2.2 соглашения с администрацией Петровского сельского поселения <адрес> по библиотекам, а также пункта 1.3 Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> Республики Крым и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) части полномочий, утвержденного решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. Средства иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Петровского сельского поселения <адрес>, в сумме 151 960,67 рублей в проверяемом периоде израсходованы на содержание и развитие библиотек Амурского сельского поселения <адрес>. 2) факт нецелевого использования бюджетных средств – иных межбюджетных трансфертов в сумме 147 439,18 рублей, предоставленных в 2016 году из бюджета Янтарненского сельского поселения <адрес> на осуществление переданных полномочий по клубным учреждениям. В соответствии со статьей 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации факт нецелевого использования бюджетных средств выразился в использовании средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Янтарненского сельского поселения <адрес> на осуществление переданных полномочий по клубным учреждениям, в целях, не соответствующих целям, определенным соглашением с администрацией Янтарненского сельского поселения по клубным учреждениям, что является нарушением статьи 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 2.1, 2.2 соглашения с администрацией Янтарненского сельского поселения <адрес> по клубным учреждениям, а также пункта 1.3 Порядка заключения соглашений между органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> Республики Крым и органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в его состав, о передаче (принятии) части полномочий, утвержденного решением <адрес> совета Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№. Средства иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Янтарненского сельского поселения <адрес>, в сумме 147 439,18 рублей в проверяемом периоде израсходованы на содержание и развитие Новозуевского сельского клуба Амурского сельского поселения <адрес>. Общая сумма использованных бюджетных средств на цели, не соответствующие целям их предоставления, составляет 299 399,85 рублей. В судебном заседании свою вину в совершении указанного административного правонарушения ФИО1 не признала. Из данных ею объяснений следует, что перечисления межбюджетных трансфертов сельскими поселениями производились неравномерно и не одновременно. Финансирование учреждений осуществлялось согласно поданных заявок, а не планово. Поскольку на лицевом счете отдела культуры имелись средства, финансирование, согласно заявок, производилось в полном объеме. Остаток неиспользованных межбюджетных трансфертов не был возвращен в бюджет Петровского и Янтарненского сельских поселений ввиду отсутствия денежных средств на лицевом счете отдела культуры. Поскольку отдел культуры <адрес> не являлся одной из сторон соглашения о передаче полномочий по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры, то он не мог отследить все подписанные администрациями сельских поселений соглашения и дополнения к ним. В связи с тем, что отдел культуры <адрес> не осуществлял оплату расходов по переданным полномочиям клубных учреждений и библиотек сельских поселений, считает предъявленное нецелевое использование средств иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджета Янтарненского сельского поселения на осуществление переданных полномочий по клубным учреждениям Янтарненского сельского поселения и бюджета Петровского сельского поселения на осуществление переданных полномочий по библиотекам Петровского сельского поселения, а именно, на осуществление расходов на содержание и развитие библиотек и Новозуевского сельского клуба Амурского сельского поселения, необоснованным. Событие административного правонарушения подтверждается: - протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, составленным председателем Контрольно-счетной палаты <адрес> Республики Крым ФИО3 /л.д.1-9/; - данными отчета о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов Петровского сельского поселения <адрес> Республики Крым в 2016 году по муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система» и отчета о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым в 2016 году по муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», отчеты о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов подписаны начальником отдела культуры /л.д.59-60/; - данными отчета о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов Янтарненского сельского поселения <адрес> Республики Крым в 2016 году по муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система» и отчета о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов Амурского сельского поселения <адрес> Республики Крым в 2016 году по муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная клубная система», отчеты о расходовании средств иных межбюджетных трансфертов подписаны начальником отдела культуры /л.д.61-62/; - актом от ДД.ММ.ГГГГ№ контрольного мероприятия «Выборочная проверка целевого использования бюджетных средств отделом культуры <адрес> Республики Крым по расходам на осуществление полномочий сельских поселений <адрес> Республики Крым по организации библиотечного обслуживания населения, комплектованию и обеспечению сохранности библиотечных фондов библиотек поселения, а также по расходам на осуществление полномочий сельских поселений <адрес> Республики Крым по созданию условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организации культуры (дворцами и домами культуры, клубными учреждениями) в 2016 году» /л.д.98-122/. Должностным лицом – начальником отдела культуры <адрес> с 11.05.2016 года по настоящее время является ФИО1, которая несет персональную ответственность за решение вопросов и задач, возложенных на отдел культуры (пункт 5.2 Положения об отделе культуры), распоряжается в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами отдела культуры (пункт 5.4.1 Положения об отделе культуры), а также обеспечивает в пределах своей компетенции контроль за состоянием дел в сфере деятельности отдела культуры, принимает необходимые меры по их улучшению (пункт 3.16 должностной инструкции начальника отдела культуры), определяет цели, условия и порядок деятельности подведомственных отделу культуры муниципальных учреждений, заслушивает отчеты об их деятельности (пункт 3.23 должностной инструкции начальника отдела культуры). Частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства. В соответствии с частью 3 статьи 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – одного года со дня его обнаружения. При этом данная норма не ставит разрешение вопроса об определении срока давности привлечения к ответственности в зависимости от того, какое именно наказание лицу будет назначено, а прямо и однозначно указывает, что за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения. Анализ приведенного правового регулирования позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 КоАП РФ, в соответствии со специальной нормой, содержащейся в части 3 статьи 4.5 данного Кодекса, составляет один год. Датой совершения административного правонарушения, инкриминируемого ФИО1, является 30 декабря 2016 года. Таким образом, со дня совершения административного правонарушения истекло более одного года. В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. Руководствуясь ст.ст.2.4, 4.5, 15.14, 24.5, 26.1, 26.2, 26.11, 29.9, 29.10 КоАП РФ, ПОСТАНОВИЛ: Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении начальника отдела культуры <адрес> Республики Крым ФИО1 прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности. Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Красногвардейский районный суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии. Судья С.Н. Проскурня |