ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/2018Г от 18.01.2018 Кузнецкого районного суда (Пензенская область)

Дело № 5-5/2018г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Кузнецк «18» января 2018 года

Судья Кузнецкого районного суда Пензенской области Бугаева И.А.,

с участием законного представителя юридического лица – АО «Визит» ФИО2, действующей на основании доверенности № 32 от 18 декабря 2017 года,

представителей ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области ФИО3, ФИО4,

при секретаре Бубновой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кузнецке дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ в отношении юридического лица – Акционерного общества «Визит»,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо – Акционерное общество «Визит» совершило обман потребителей, путем введения потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги), при следующих обстоятельствах.

05 декабря 2017 г., в 10 час. 00 мин., в помещении Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области в г.Кузнецке, Кузнецком, Сосновоборском, Никольском, Неверкинском, Лопатинском, Камешкирском, Городищенском районах, по адресу: <...>, при рассмотрении документов, полученных в ходе административного расследования от АО «Визит» в рамках рассмотрения обращения от гр. О.И.Е. вх. № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на включение в состав продукта - напиток сидр полусухой газированный «Very Happy Cider», емкостью 0,5 литра, производства АО «Визит» хмеля, что противоречит действующим нормам технического регулирования устанавливается:

Место нахождения общества: Российская Федерация, Пензенская область, г.Кузнецк.

Целью общества является извлечение прибыли (п.3.1 Устава). Общество осуществляет следующие основные виды деятельности:

- производство сидра и прочих плодово-ягодных вин ( п.3.4 Устава).

В рамках административного расследования № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ на определение об истребовании и сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении было получено объяснение заведующего лабораторией ПБП АО «Визит» ФИО1, в котором говорится, что хмель в составе сидра при его производстве используется именно как технологическое вспомогательное средство, которое в контакте с сидром обеспечивает его качество и безопасность. Хмель природный, естественный консервант (из-за этого при производстве пива не применяют такие консерванты как бензоат натрия, сорбат калия и др.). В сидре допускается применение консервантов, но для того, чтобы напиток был как можно более натуральным, сорбата калия закладывается меньшее количество, а основную функцию по сохранению качества берет на себя хмель.

В соответствии с представленным образцом маркировки потребительской тары на напиток сидр полусухой газированный «Very Happy Cider», емкостью 0,5 литра, в стеклобутылке, изготовитель: АО «Визит», Россия, 442530, <...>, на маркировке в составе продукта указан «хмель», тем самым обуславливает введение потребителей в заблуждение относительно качества и характеристики товаров, препятствует возможности их правильного выбора. Искажаются потребительские свойства пищевой продукции по следующим основаниям:

ГОСТ 31820-2015 межгосударственный стандарт Сидры. Общие технические условия (далее ГОСТ 31820-2015) распространяется на сидры.

Продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,2 % и не более 6,0 %, изготовленный в результате спиртового брожения свежего яблочного сусла и/или восстановленного яблочного сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, без насыщения или с искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения, данное понятие определяется п. 3.1 ГОСТ 31820-2015 «Межгосударственный стандарт Сидры. Общие технические условия».

Согласно п. 5.4.1 ГОСТ 31820-2015, предусматривается маркировка каждой единицы потребительской упаковки - в соответствии с требованиями (п. 4) ГОСТ 31820- 2015 Классификация:

4.1 Сидры по способу изготовления подразделяют на: негазированные; газированные; газированные жемчужные; игристые; игристые жемчужные.

4.2 Сидры в зависимости от массовой концентрации сахаров подразделяют: на сухие; полусухие; полусладкие; сладкие;

или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт, и ГОСТ 32061.

В соответствии с требованиями п. 5.2 ГОСТ 31820-2015 при производстве сидров применяют:

Для изготовления сидров применяют сырье и пищевые добавки, по показателям безопасности соответствующие требованиям [1], [2] или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт: - яблоки свежие для промышленной переработки по ГОСТ 27572 и дикорастущие; - груши свежие ранних и поздних сроков созревания по ГОСТ 21714 и ГОСТ 21713 и дикорастущие; - виноматериалы фруктовые (плодовые) сброженные (яблочный и грушевый) по ГОСТ 32027; - соки фруктовые концентрированные (яблочный и грушевый) по ГОСТ 32102; - сахар-песок по ГОСТ 21; - сахар белый по ГОСТ 31895. ГОСТ 31361; - дрожжи винные чистых культур, в том числе сухие активные дрожжи; - воду питьевую по ГОСТ 2874; - кислоту лимонную пищевую по ГОСТ 908; - кислоту сорбиновую и ее растворимые соли по ГОСТ 32779; - двуокись углерода газообразную и жидкую по ГОСТ 8050; - ангидрид сернистый жидкий технический по ГОСТ 2918.

При изготовлении сидров используют технологические вспомогательные средства, которые в контакте с сидрами обеспечивают их качество и безопасность и соответствуют требованиям [2] или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.

Согласно определениям ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года № 58) технологическое средство (далее - технологическое вспомогательное средство) - вещество или материалы или их производные (за исключением оборудования, упаковочных материалов, изделий и посуды), которые, не являясь компонентами пищевой продукции, преднамеренно используются при переработке продовольственного (пищевого) сырья и (или) при производстве пищевой продукции для выполнения определенных технологических целей и после их достижения удаляются из такого сырья, такой пищевой продукции, или остаточные количества которых не оказывают технологический эффект в готовой пищевой продукции.

В соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 4.3 «Общие требования к формированию наименования пищевой продукции» Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881) - наименование пищевой продукции, указываемое в маркировке, должно позволять относить продукцию к пищевой продукции, достоверно ее характеризовать и позволять отличать ее от другой пищевой продукции.

В соответствии с требованиями подпункта 1 пункта 4.3 «Общие требования к формированию наименования пищевой продукции» Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881) - маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1. Маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения: 1) наименование пищевой продукции; 2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции; 3) количество пищевой продукции; 4) дату изготовления пищевой продукции; 5) срок годности пищевой продукции; 6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки; 7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера); 8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции; 9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи; 10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО); 11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно п. 4.4. Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 ) входящие в состав пищевой продукции компоненты указываются в порядке убывания их массовой доли на момент производства пищевой продукции, если иное не установлено требованиями технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Непосредственно перед указанием данных компонентов должна размещаться надпись «Состав».

Согласно п. 8 Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881 ) за исключением случая, указанного в пункте 14 части 4.4 настоящей статьи, не относятся к компонентам и не подлежат указанию в составе пищевой продукции: технологические вспомогательные средства, используемые при производстве конкретной пищевой продукции.

Таким образом, указанный на маркировке в составе пищевого продукта сидра «хмель» не позволяет достоверно его характеризовать, в связи с чем, вводит в заблуждение потребителей относительно состава вышеуказанного продукта.

В судебном заседании законный представитель юридического лица АО «Визит» ФИО2, действующая на основании доверенности № 32 от 18.12.2017 г., суду пояснила, что с протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ, согласна.

АО «Визит» в 2017 году произвело и реализовало партию сидра «Сидр Вери Хеппи», который производится согласно ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия»:

П. 3.1. сидр: Продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,2% и не более 6,0%, изготовленный в результате спиртового брожения свежего яблочного сусла и/или восстановленного яблочного сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, без насыщения или с искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения.

В соответствии с ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия»: «В качестве консерванта в составе сидра применяется кислота сорбиновая и ее растворимые соли по ГОСТ 32779.»

Кислота сорбиновая - химическое вещество - транс, транс-2, 4-гексадиеновая кислота, бесцветные кристаллы, плохо растворимые в воде.

С целью уменьшения содержания в сидре вышеуказанного консерванта был добавлен натуральный природный консервант - хмель. В результате этого было достигнуто снижение количества кислоты сорбиновой в сидре на 20 %. Из-за того, что допустимое количество хмеля остается неустранимым из готового продукта (сидра), хмель был указан в составе продукта.

Согласно ГР ТС № 029/2012 от 20.07.2012 г. «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», консервант - пищевая добавка, предназначенная для продления (увеличения) сроков годности пищевой продукции путем защиты от микробной порчи и/или роста патогенных микроорганизмов.

Добавление хмеля в сидр «Сидр Вери Хэппи» отвечает требованиям к пищевым добавкам, изложенным в ст. 7 ТР ТС № 029/2012: - применение хмеля не вызывает неблагоприятного действия на здоровье человека; - содержание консервантов в сидре в целом соответствует их допустимому содержанию в сидре; - применение хмеля в качестве консерванта способствует уменьшению количества консерванта - кислоты сорбиновой; - информация на этикетке полно и достоверно информирует потребителя о продукции - Сидре; - применение хмеля не вызывает ухудшения органолептических показателей пищевой продукции; - хмель применяется при производстве пищевой продукции в минимальном количестве.

Частью 2 ст. 14.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за введение потребителей в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (работы, услуги) при производстве товара в целях сбыта либо при реализации товара (работы, услуги).

Обязательные признаки объективной стороны правонарушения: наличие деяния (общественно опасного или вредного), причинная связь, последствия (общественно опасные или вредные) деяния.

В данном случае нет общественно опасных или вредных последствий деяния - применения в составе сидра в качестве консерванта хмеля и нанесения этого на этикетку.

С учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений просила прекратить производство по делу в связи с малозначительностью административного правонарушения в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ либо применить положения часть 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и снизить размер штрафа до минимального.

Представитель ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области ФИО3, действующая по доверенности, в судебном заседании подтвердила обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Просила суд признать АО «Визит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа.

Представитель ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области ФИО4, действующий по доверенности, в судебном заседании подтвердил обстоятельства, указанные в протоколе об административном правонарушении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Пояснил суду, что ДД.ММ.ГГГГ в рамках административного расследования по обращению гражданина, проведенного в отношении юридического лица – АО «Визит», расположенного по адресу: <...>, выявлено нарушение требований законодательства РФ в области защиты прав потребителей, а именно: на включение в состав продукта - напиток сидр полусухой газированный «Very Happy Cider», емкостью 0,5 литра, производства АО «Визит» хмеля, что противоречит действующим нормам технического регулирования.

Включение в состав напитка - сидр полусухой газированный «Very Happy Cider» - хмеля не позволяет достоверно характеризовать продукцию, в связи с чем, АО «Визит» вводит в заблуждение потребителей относительно ее потребительских свойств. Кроме того, данное обстоятельство представляет определенную опасность для здоровья человека, например, в виде возможной аллергической реакции, поэтому говорить об отсутствии общественно опасных или вредных последствий деяния в этой ситуации нельзя.

Просил суд признать АО «Визит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначив наказание в виде административного штрафа.

Допрошенный в судебном заседании, по ходатайству представителя юридического лица, в качестве свидетеля ФИО5, суду пояснил, что он занимает должность заведующего производством безалкогольных напитков АО «Визит». В 2017 году предприятие произвело и реализовало партию сидра «Сидр Вери Хеппи», который производится согласно ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия». Сидр – это продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,2% и не более 6,0%, изготовленный в результате спиртового брожения свежего яблочного сусла и/или восстановленного яблочного сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, без насыщения или с искусственным насыщением двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения. В соответствии с ГОСТ 31820-2015 «Сидры. Общие технические условия», в качестве консерванта в составе сидра применяется кислота сорбиновая и ее растворимые соли по ГОСТ 32779. Сорбиновая кислота является химическим веществом, плохо растворимым в воде. С целью уменьшения содержания в сидре вышеуказанного консерванта был добавлен натуральный природный консервант - хмель. В результате этого было достигнуто снижение количества кислоты сорбиновой в сидре на 20 %. Из-за того, что допустимое количество хмеля остается неустранимым из готового продукта (сидра), хмель был указан в составе продукта.

Суд, выслушав представителей АО «Визит», ТО ТУ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пензенской области, свидетеля, исследовав материалы дела, считает, что вина АО «Визит» полностью доказана и в его действиях усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

В силу пункта 1 статьи 10 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии со ст. 14.7 КоАП РФ обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги населению, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей в сфере торговли (услуг), предусматривает административную ответственность.

Из материалов дела следует, что ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пензенской области ФИО3 в связи с поступившей информацией была проведена проверка соблюдения юридическим лицом АО «Визит» требований административного законодательства в сфере защиты прав потребителей.

В ходе проверки было установлено, что в соответствии с представленным образцом маркировки потребительской тары на напиток сидр полусухой газированный «Very Happy Cider», емкостью 0,5 литра, в стеклобутылке, изготовитель: АО «Визит», Россия, 442530, <...>, на маркировке в составе продукта указан «хмель», тем самым обуславливает введение потребителей в заблуждение относительно качества и характеристики товаров, препятствует возможности их правильного выбора.

Указанные обстоятельства являются нарушением ГОСТ 31820-2015 межгосударственный стандарт Сидры. Общие технические условия; п. 3.1 ГОСТ 31820-2015 «Межгосударственный стандарт Сидры. Общие технические условия»; п. 5.4.1 ГОСТ 31820-2015; п. 4 ГОСТ 31820- 2015; ГОСТ 32061; п. 5.2 ГОСТ 31820-2015; ст. 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 029/2012 «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств» (принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июля 2012 года № 58); пп. 1 п. 4.3 «Общие требования к формированию наименования пищевой продукции» Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881); п. 4.4. Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881); п. 8 Технического регламента таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» ТР ТС 022/2011 (утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 881).

Так, из материалов административного дела следует и не оспаривается законным представителем АО «Визит», что на маркировке в составе продукта - напитка «сидр полусухой газированный «Very Happy Cider» указан «хмель», что свидетельствует о введении потребителей в заблуждение относительно качества и характеристики товара, препятствует возможности его правильного выбора.

Учитывая вышеизложенное, суд пришел к выводу о наличии в действиях АО «Визит» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ.

Обстоятельств, указывающих на малозначительность совершенного правонарушения, которые являются основанием для освобождения АО «Визит» от административной ответственности, на что указывает его законный представитель, судом не установлено.

Смягчающим наказание обстоятельством является признание вины. Отягчающих наказание обстоятельств по делу не установлено.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, которые суд признает исключительными, а именно финансовое положение АО «Визит», осуществляющего деятельность по производству и реализации продуктов питания, безалкогольных напитков и пива, его отношение к допущенному нарушению, а также в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначает обществу административное наказание в виде административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ с учетом требований части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, но до размера не менее половины минимального размера.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ.

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо - Акционерное общество «Визит» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Реквизиты для оплаты административного штрафа: р/с № <***> отделение Пенза, получатель УФК по Пензенской области (Управление Роспотребнадзора по Пензенской области), ИНН <***> БИК 045655001 КБК 14104580050400004774 ОКТМО 56705000 КПП 583701001, протокол об административном правонарушении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до 15-ти суток на основании ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд, через Кузнецкий районный суд Пензенской области в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья: