Дело № 5-5/2019 23 января 2019 года
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга Кузнецова Ю.Е. рассмотрев в помещении суда по адресу: Санкт-Петербург, <...> об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.13 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении
Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, КПП №, ОГРН №,
У с т а н о в и л:
Православная местная религиозная организация Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)» совершила нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 ст. 7.13 КоАП РФ, а именно:
ДД.ММ.ГГГГ в 11 часов 00 минут по адресу: <адрес> Православная местная религиозная организация Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)» допустила нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации: в нарушение требований ст. 45 Закона № 73-ФЗ, в отсутствие согласованной проектной документации и письменного разрешения КГИОП, проводило самовольные работы зафиксированные актом мероприятий о контролю за состоянием объектов культурного наследия КГИОП от 02.08.2018 на объекте культурного наследия федерального значения «Церковь Святых апостолов Петра и Павла», входящего в состав ансамбля объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)».
В ходе проведения проверки выявлено, что в помещении церкви устроено позднейшее покрытие пола керамической плитки типа «шашечка», плитка уложена на различном уровне, выполнено устройство профилированного карниза из полиуретана, выполнен ремонт штукатурного слоя стен, в том числе оконных, дверных откосов, своды в интерьере церкви, с последующей окраской. На момент проведения мероприятия установлено, что задание на работы по ремонту, реставрации интерьеров, письменные разрешения на ремонт, реставрацию штукатурного слоя стен помещений не выдавались.
В судебное заседание явился представитель- настоятель Прихода храма святых апостолов Петра и Павла в г.Знаменке, г. Санкт – Петербург Епархии Русской Православной Церкви - ФИО1 Вину признал, ходатайствовал о снижение административного штрафа ниже минимального размера. Пояснил, что с 2000 года после возобновления службы в храме, храм находится в неудовлетворительном состоянии, ремонтные работы выполнялись за счет сбора пожертвований и своими силами. Денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, хватало только на ремонт внешнего фасада храма и на ремонт фундамента. Внутренние работы храма велись за счет собственных средств и своими силами. Нанимать лицензированную бригаду для ремонта не было возможности, в связи с отсутствием денежных средств.
Ведущий специалист – юрисконсульт юридического отдела КГИОП ФИО2 в судебное заседание явилась, полагала вину Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)» установленной. Дополнительно пояснила, что присутствует формальный состав правонарушения, выразившийся в отсутствии получения разрешения на проведение восстановительных, аварийных работ, а также не уведомление КГИОП о проводимых работах.
Факт правонарушения и вина Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)» в совершении административного правонарушения подтверждаются:
- протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- актом мероприятия по контролю за состоянием объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ с фотофиксацией состояния объекта культурного наследия;
- заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ;
- договором № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с которым Религиозная организация «Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» предоставила в безвозмездное пользование Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) объект нежилого фонда, расположенный по адресу: <адрес> для использования под культовые цели;
- распоряжением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом №р от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче здания церкви Святых апостолов Петра и Павла, расположенного по адресу: <адрес> в безвозмездное пользование Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»;
- заявлением о выдаче задания на проведение работ о сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что лицо, привлекаемое к административной ответственности обращалось с заявлением о выдаче разрешения на проектирование прокладки газопровода и установки блок-бокса котельной на территории храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке;
-распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры № от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении предмета охраны объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Святых апостолов Петра и Павла», входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения «Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка)»;
- выпиской из Постановления Правительства РФ от 10.07.2001 № 527 о перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, из которой следует что в указанный перечень включен Дворцово-парковый ансамбль Знаменской дачи (Знаменка);
-охранным обязательством на объект культурного наследия федерального значения, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви обязуется обеспечить сохранность объекта культурного наследия федерального значения «Церковь Святых апостолов Петра и Павла дворцово-паркового ансамбля Знаменской дачи (Знаменка)», расположенного по адресу: <адрес>.
Оснований не доверять представленным доказательствам у суда отсутствуют, представленные доказательства последовательны, взаимосвязаны, не противоречат друг другу.
На основании части 1 статьи 33 Федерального закона от 25.06.2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 18 Закона N 73-ФЗ предметы охраны объекта подлежат обязательному сохранению.
В соответствии с п. 1 ст. 45 Закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно ст. 47.3 Закона N 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект культурного наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, а также безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения объекта культурного наследия, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации предусмотрена частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с разъяснением, приведенным в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Постановлении от 14 февраля 2013 г. N 4-П, возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ) допустима лишь в исключительных случаях, поскольку иное способствовало бы формированию атмосферы безнаказанности и было бы несовместимо с принципом неотвратимости ответственности правонарушителя.
Вместе с тем из материалов дела видно, что совершенное юридическим лицом административное правонарушение нельзя охарактеризовать как малозначительное.
Оснований не доверять представленным материалам у суда не имеется. Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об их достоверности и доказанности вины Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.13. ч.1 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч рублей до пяти миллионов рублей.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, как это предусмотрено, в частности, ч. 1 ст. 7.3, ч. 1 ст. 9.1, ч. 1 ст. 14.43, ч. 2 ст. 15.19, ч. 2 и 5 ст. 15.23.1, и ст. 19.7.3 КоАП РФ, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Федеральным законом от 31 декабря 2014 года N 515-ФЗ "О внесении изменений в ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
В силу положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначая наказание, суд учитывает характер, степень опасности, конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», которая к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекалась, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, и считает возможным назначить Православной местной религиозной организации Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)» наказание, предусмотренное санкцией ст. 7.13 ч.1 КоАП РФ в виде административного штрафа, с применением положений ст. 4.1 ч. 3.3 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 4.1, 4.2, 4.3, 7.13 ч.1, 29.10- 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
Православную местную религиозную организацию Приход храма святых апостолов Петра и Павла в Знаменке г. Санкт-Петербурга Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви (московский Патриархат)», признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ и подвергнуть административному взысканию в виде административного штрафа в сумме 100 000 (сто тысяч) рублей в доход государства.
Получатель штрафа Управление Федерального казначейства по Санкт-Петербургу (Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) счет 4010181020-0000010001 БИК 044030001, банк получателя ГРКЦ ГУ Банка России по Санкт-Петербургу, ИНН <***>, КПП 784001001, КБК 81411690020020000140, ОКТМО 40909000, УИН 0321697900014725606028983, назначение платежа: 81411690020020000140, прочие поступления от денежных взысканий (штрафов) и иных сумм в возмещение ущерба, зачисляемые в бюджеты субъектов Российской Федерации, постановление о назначении административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Ю.Е. Кузнецова
Мотивированное постановление изготовлено 23.01.2019