ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-5/2024 от 16.01.2024 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 5-5/2024

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

пос. Ола 16 января 2024 года

Судья Ольского районного суда Магаданской области Ожегова Е.Ю., рассмотрев в здании Ольского районного суда Магаданской области по адресу: пос. Ола, ул. Советская, д. 32, материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении должностного лица – начальника отдела - главного бухгалтера отдела учета и отчетности Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области Чуруковой Ч.К., <данные изъяты>, сведения о привлечении ранее к административной ответственности отсутствуют,

у с т а н о в и л:

При проведении в период с 02 мая по 13 июня 2023 года контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств бюджета Ольского городского округа и средств, поступающих из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на осуществление деятельности за 2022 год» выявлено грубое нарушение требований к бюджетному учету и составлению бюджетной отчетности, представленной 27.02.2023, в связи с нарушением единых требований к бухгалтерскому учету и в применении единого плана счетов бухгалтерского учета, повлекших недостоверное отражение отчетных данных на конец 2022 года (графа 8) по строке 080 «Материальные запасы» в отчете Баланс ф. 0503130 на 560 759,00 рублей, что составило завышение показателя на 14,5%

По данному факту в отношении Чуруковой Ч.К. как главного бухгалтера отдела учета и отчетности Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области составлен протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Чурукова Ч.К. в суд не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не сообщила, заявлений, ходатайств не представила.

С учетом надлежащего извещения Чуруковой Ч.К. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Согласно ст. 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает, в том числе отчет о финансовых результатах деятельности.

В целях обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) разработан Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Запасы" (далее – ФГС № 256н).

В соответствии с пунктом 7 ФГС № 256н совокупность запасов, информация о которых раскрывается в бухгалтерской (финансовой) отчетности обобщенными показателями, классифицируется как группа запасов. Группами (видами) запасов являются: а) материальные запасы; б) незавершенное производство. К материальным запасам относятся материальные ценности, являющиеся активами, приобретенные (созданные) для потребления (использования) в процессе деятельности субъекта учета.

Срок полезного использования материальных запасов, период эксплуатации которых превышает 12 месяцев, определяет комиссия по поступлению и выбытию активов (п. 10 ФГС № 256н).

В целях обеспечения единства системы требований к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, бюджетному учету активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства (далее - бухгалтерский учет), формированию информации об объектах бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности (далее - бухгалтерская (финансовая) отчетность) разработан Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства" (далее – ФГС № 257н).

Согласно п. 7 ФГС № 257н, основными средствами признаются материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев (если иное не предусмотрено данным стандартом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности), предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета.

Согласно пункту 8 ФГС № 257н материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств, при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности как объекта бухгалтерского учета можно надежно оценить.

Пунктами 37, 39, 48, 53, 99, 345 и 373 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н предусмотрено, что объекты нефинансовых активов учитываются на соответствующих счетах Единого плана счетов по аналитическим группам синтетического счета объекта учета; к основным средствам не относятся предметы, служащие менее двенадцати месяцев, независимо от их стоимости, материальные объекты имущества, относящиеся в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, находящиеся в пути или числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, готовой продукции (изделий), товаров; операции по поступлению, внутреннему перемещению, выбытию (в том числе по основанию списания) объектов основных средств оформляются бухгалтерскими записями на основании первичных (сводных) учетных документов в порядке, предусмотренном Инструкциями по применению Планов счетов; Группировка основных средств осуществляется по группам имущества, предусмотренным пунктом 37 настоящей Инструкции (недвижимое имущество учреждения, особо ценное движимое имущество учреждения, иное движимое имущество учреждения, имущество в концессии) и видам имущества, соответствующим подразделам классификации, установленным ОКОФ, с учетом положений настоящего пункта; к материальным запасам относятся в том числе предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости; счет 07 предназначен для учета призов, знамен, кубков, учрежденных разными организациями и получаемых от них для награждения команд-победителей, а также материальных ценностей, в том числе ценных подарков и сувениров, приобретенных и предназначенных для награждения (дарения) (далее - ценные подарки (сувениры), в период нахождения их у ответственных лиц для награждения (дарения) (с момента получения ответственным лицом и до момента вручения). Переходящие призы, знамена, кубки учитываются на забалансовом счете в течение всего периода их нахождения в данном учреждении; счет 21 предназначен для учета находящихся в эксплуатации учреждения объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей включительно, за исключением объектов библиотечного фонда и объектов недвижимого имущества в целях обеспечения надлежащего контроля за их движением.

В соответствии с ч.4 ст.15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно п.4 Примечания к ст.15.15.6 КоАП РФ Под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается в том числе, искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате: более чем на 10 процентов.

Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 2.2 Плана работы на 2023 год, на основании распоряжения от 24.04.2023 № 12-п председателя Контрольно-счетной палаты Ольского муниципального округа Магаданской области, с 02.05.2023 по 13.06.2023 проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого использования средств бюджета Ольского городского округа и средств, поступающих из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на осуществление деятельности за 2022 год», которым установлены нарушения требований ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и методологии применения Единого плана счетов бухгалтерского учета.

Так, в ходе проверки установлено, что согласно регистрам бюджетного учета Главная книга за 2022 год и Оборотная ведомость по счету 105.00 «Материальные запасы» за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, в нарушение пункта 7 ФГС «Запасы» № 256н, пункта 99 Инструкции № 157н, на счете 105.00 учитывались материальные ценности со сроком службы более 12 месяцев, подлежащие учету в составе основных средств, всего на общую сумму 92 234,00 рублей, в том числе калькуляторы (№000000000237, №105.36.00003, №БУ-000000000692, №БУ- 000000000693, №105.36.00021) на общую сумму 5 620,00 рублей, трибуны (№БУ- 000000001084, № 000000000017) на общую сумму 32 796,00 рублей, стенды и таблички (№000000002109, №000000002110, №000000002111) на общую сумму 42 500,00 рублей, умная колонка Яндекс Станция Лайт Алиса, BluetoothWi-Fi (№000000000019) на сумму 3 999,00 рублей, игровая приставка TitanProDuoHDMi 565 игр (№105.36.00021) на сумму 3 499,00 рублей, дрель ударная (№105.36.00165) на сумму 3 820,00 рублей.

Вышеуказанные материальные ценности подлежали отнесению к основным средствам на основании требований пункта 7 ФГС № 257н, пункта 39 Инструкции № 157н которыми установлено, что основными средствами являются активы независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления. Использование материальных ценностей в период, превышающий 12 месяцев, подтверждается данными бюджетного учета по состоянию на 01.01.2022 и на 31.12.2022.

Заключения об установлении срока полезного использования в отношении указанных материальных ценностей, для принятия их к бухгалтерскому учету в составе материальных запасов, используемых в течение периода, превышающего 12 месяцев, предусмотренные пунктом 10 ФГС «Запасы» № 256н, постоянно действующая комиссия по поступлению и выбытию активов не оформляла.

Требование об учете на счете 105.00 «Материальные запасы» предметов, используемых в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости, установлено и в локальном нормативном акте Администрации в пункте 7.1. Учетной политики, утвержденной распоряжением от 10.12.2019 №278-р.

В соответствии с нормами пункта 8 ФГС № 257н и пункта 373 Инструкции № 157н калькуляторы, трибуны, стенд, таблички, умная колонка Яндекс Станция, игровая приставка, дрель, всего на общую сумму 54 675,00 рублей, в качестве объектов основных средств стоимостью до 10000 рублей, следовало учитывать на забалансовом счете 21 «Основные средства в эксплуатации».

Согласно требованиям пункта 7 ФГС № 257н и пунктов 37, 39, 48 и 53 Инструкции № 157н, трибуна стоимостью 20 559,00 рублей, стенд стоимостью 17 000,00 рублей, следовало отнести в состав основных средств и учитывать на счете 101.36 «Иное движимое имущество».

На основании изложенного, следует, что балансовая стоимость активов по счету 105.00 «Материальные запасы» была завышена на общую сумму 92 234,00 рублей на начало и на конец 2022 года, вследствие нарушения методологии применения Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденного Инструкцией № 157н.

Аналогично, с нарушением требований пунктов 99 и 345 Инструкции № 157н, на балансе Администрации по счету 105.00 «Материальные запасы» учитывались сувенирные и наградные ценности общей стоимостью 468525,00 рублей, предназначенные для однократного применения - награды, кубки, призы, благодарственные и почетные грамоты, дипломы, памятные адреса, сувенирная продукция, медали, денежные сертификаты достоинством от 500 рублей до 3000 рублей.

Указанные материальные ценности после отражения на балансе операций их приобретения и принятия на учет по счету 105.00 «Материальные запасы» с последующей передачей на хранение лицам, ответственным за проведение мероприятий, подлежали переводу на забалансовый учет по счету 07 «Награды, призы, кубки и ценные подарки, сувениры».

Общая сумма материальных ценностей, учтенных на счете 105.00 «Материальные запасы» в 2022 году, с нарушением требований пункта 7 ФГС № 257н, пунктов 7, 8 ФГС № 257н, пунктов 39, 99, 373, 345 Инструкции № 157н, составила 560 759,00 рублей.

Учитывая на балансовом счете 105.00 «Материальные запасы» объекты основных средств, сувенирные и наградные ценности однократного применения Администрацией не соблюдались требования бюджетного законодательства Российской Федерации.

Нарушения единых требований к бухгалтерскому учету и в применении единого плана счетов бухгалтерского учета повлекло недостоверное отражение отчетных данных на конец 2022 года (графа 8) по строке 080 «Материальные запасы» в отчете Баланс ф. 0503130 на 560 759,00 рублей, что составило завышение показателя на 14,5% (указано 4 417 519,14 рублей, а должно быть 3 856 760,14 рублей), в нарушение пунктов 15 и 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее Инструкция № 191н).

Допустив недостоверное отражение показателей годовой бюджетной отчетности, Администрацией были нарушены требования статьи 264.1 БК РФ, статьи 13 Федерального закона № 402-ФЗ и пунктов 15 и 16 Инструкции № 191н.

Ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 402-ФЗ, в соответствии с частью 3 данной статьи руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера.

Согласно распоряжению Администрации от 30.04.2021 № 189 p/к и трудовому договору от 30.04.2021 должность начальника отдела - главного бухгалтера в проверяемом периоде занимала Чурукова Ч.К. На основании Должностной инструкции установлены должностные обязанности начальника отдела - главного бухгалтера по постановке и ведению бухгалтерского учета в целях получения полной и достоверной информации о финансово-хозяйственной деятельности (п. З.1.1.), ведению регистров бухгалтерского учета, учету обязательств, обеспечению своевременного и точного отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций, выполнения обязательств (п. 3.1.5., п. 3.1.6.), составлению отчета (п. 3.1.12.). Пунктом 5.1. должностной инструкции предусмотрено привлечение к ответственности за недостоверную информацию о показателях финансово-хозяйственной деятельности.

При исполнении своих должностных обязанностей Чуруковой Ч.К. допущено недостоверное отражение показателя годовой бюджетной отчетности за 2022 год.

Факт совершения правонарушения и вина Чуруковой Ч.К. в его совершении объективно подтверждается материалами дела об административном правонарушении:

- протоколом № 7 об административном правонарушении от 12.12.2023;

- копией акта № 2 по результатам контрольного мероприятия «Проверка целевого использования средств бюджета Ольского городского округа и средств, поступающих из иных источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации, направленных на осуществление деятельности за 2022 год»;

- копией оборотной ведомости по счету 105.00;

- копией выписки из оборотной ведомости № 1 по счету 105.00;

- копией выписки из оборотной ведомости № 2 по счету 105.00;

- копией баланса на 01.01.2023;

- копией справки о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах;

- копией распоряжения о переводе Чуруковой Ч.К. на должность главного бухгалтера № 189 р/к от 30.04.2021;

- копией трудового договора от 30.04.2021 между администрацией МО «Ольский городской округ» и Чуруковой Ч.К.;

- копией должностной инструкции начальника отдела - главного бухгалтера отдела учета и отчетности Администрации МО «Ольский городской округ».

Оценив собранные по данному делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к убеждению, что представленные по делу доказательства законны, последовательны, непротиворечивы, представляют единую картину административного правонарушения, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела. Нарушений порядка составления протокола об административном правонарушении, при рассмотрении настоящего дела не установлено.

С учетом всех доказательств по делу, действия Чуруковой Ч.К. подлежат квалификации по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, как грубое нарушение требований к бюджетному учету и составлению бюджетной отчетности, которые не содержат уголовно наказуемого деяния.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Чуруковой Ч.К., судья признает наличие несовершеннолетнего ребенка.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Чуруковой Ч.К., не установлено.

Обстоятельства, которые в соответствии со ст.24.5 КоАП РФ исключают производство по данному делу, отсутствуют.

При определении размера административного наказания судья учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности, характер совершенного правонарушения, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и считает, что Чуруковой Ч.К. следует назначить административное наказание в виде минимального штрафа, предусмотренного санкцией статьи по которой квалифицированы её действия.

Руководствуясь ст. ст. 3.5, 4.1, 29.10, 30.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л:

Назначить должностному лицу – начальнику отдела - главному бухгалтеру отдела учета и отчетности Администрации Ольского муниципального округа Магаданской области Чуруковой Ч.К. за совершенное правонарушение, предусмотренное ч.4 ст.15.15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцати тысяч) рублей, с зачислением штрафа по следующим реквизитам: УФК по Магаданской области (Контрольно-счетная палата Ольского муниципального округа Магаданской области л/с 04473Q42030), ИНН 4901007658, КПП 490101001, БИК 014442501, ОКТМО 44502000, номер казначейского счета 03100643000000014700, ЕКС (номер счета банка получателя) 40102810945370000040 в Отделении Магадан Банка России // УФК по Магаданской области г. Магадан, код бюджетной классификации 92611601154010000140.

Разъяснить Чуруковой Ч.К., что согласно ст.32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, сумма штрафа вносится в банк и квитанция предоставляется в суд. При неуплате штрафа в указанный срок лицо подвергается штрафу в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административному аресту на срок до 15 суток либо обязательным работам на срок до пятидесяти часов.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления

Судья подпись Е.Ю. Ожегова

копия верна:

Судья Е.Ю. Ожегова