ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-600/2016 от 24.10.2016 Октябрьского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

5-600/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 октября 2016 года <...>

Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Демехин С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, в отношении заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области Я, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца города Архангельска, зарегистрированного по адресу: г. Архангельск, <адрес>,

установил:

контрольно-счетной палатой Архангельской области, являющейся органом внешнего государственного финансового контроля, на основании плана работы на 2016 год и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты Д от 17.02.2016 № 6-р «О назначении контрольного мероприятия» проведено контрольное мероприятие по проверке организации министерством бюджетного процесса в части формирования, внесения изменений, исполнения и использования средств областного бюджета в 2015 году, в результате которого выявлено следующее.

На основании положений пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджета Архангельской области в случаях и порядке, установленными соответствующими нормативными правовыми актами, юридическим лицам предоставляются субсидии.

Согласно пункту 13.1 Порядка предоставления в 2015 году субсидий юридическим лицам, являющимся приложением № 18 к областному закону от 16.12.2014 № 220-13-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» (далее - Порядок предоставления субсидий), субсидии на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам (далее - субсидии) предоставляются теплоснабжающим организациям и организациям водопроводно-канализационного хозяйства, реализовавшим, в том числе в рамках энергосервисных договоров (контрактов), мероприятия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и обеспечившим ввод в эксплуатацию реконструированных или построенных объектов в 2014 - 2015 годах, на:

а) возмещение части затрат на приобретенное ими в 2014 - 2015 годах энергоэффективное оборудование, используемое в процессе реализации мероприятий (проектов) в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;

б) возмещение части затрат на уплату ими лизинговых платежей, возникших при приобретении в 2014 - 2015 годах энергоэффективного оборудования.

Пункт 13.2 Порядка предоставления субсидий устанавливает, что предоставление субсидий осуществляется министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - министерство, министерство ТЭК и ЖКХ) в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования в рамках подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)".

В соответствии с пунктами 13.4, 13.5 Порядка предоставления субсидий предоставление субсидий осуществляется министерством ТЭК и ЖКХ на конкурсной основе, а порядок и условия проведения конкурсов определяются Правительством Архангельской области.

Перечнем мероприятий подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Архангельской области" государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп, предусмотрено мероприятие «1.16 Возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования», ответственным исполнителем которого является министерство ТЭК и ЖКХ.

Постановлением Правительства Архангельской области от 16.06.2015 № 228-пп «О внесении изменений в постановление Правительства Архангельской области от 15 октября 2013 года № 487-пп» утверждено Положение о порядке проведения конкурса по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования (далее - Положение № 228-пп). Положение № 228-пп устанавливает порядок и условия проведения конкурса.

Согласно пункту 9 Положения № 228-пп организацию и проведение конкурса осуществляет министерство, которое последовательно:

1) издает распоряжение о проведении конкурса;

2) готовит извещение о проведении конкурса и публикует соответствующее сообщение в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Архангельской области www.dvinaland.ru и официальном сайте государственного учреждения Архангельской области "Региональный центр по энергосбережению" www.aoresc.ru;

3) осуществляет прием и регистрацию заявок на участие в конкурсе;

4) проводит проверку правильности заполнения заявок, соответствия целям, указанным в пункте 4 Положения, соответствия претендента требованиям, установленным пунктом 5 Положения, а также наличия документов, указанных в пункте 6 Положения;

5) утверждает состав конкурсной комиссии распоряжением министерства;

6) готовит и вносит материалы на заседание комиссии;

7) проводит заседание комиссии;

8) на основании протокола комиссии определяет победителей конкурса и размер субсидии.

Постановлением министерства от 20.10.2015 № 93-п (с изменениями от 02.11.2015 в связи с постановления №134-п) утверждено Положение о конкурсной комиссии по предоставлению субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования (далее - Положение о комиссии).

В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о конкурсной комиссии комиссия руководствуется Положением № 228-пп, и целью ее создания является отбор мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, направленных на строительство и модернизацию объектов ТЭК и ЖКХ.

Пунктом 14 Положения о комиссии установлено, что решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается председателем и секретарем комиссии, при этом, протокол заседания комиссии содержит распределение средств областного бюджета на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам, прошедших отбор и имеющих наиболее высокий рейтинг.

Исходя из пункта 19 Положения № 228-пп, министерство на основании протокола конкурсной комиссии о рассмотрении заявок принимает решение о победителях конкурса, определяет размер субсидии и издает распоряжение о выделении субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание конкурсной комиссии о соблюдении критериев рейтинговой оценки, где исполняющим обязанности председателя конкурсной комиссии Я подведены итоги заседания комиссии:

«1. принять к рассмотрению объекты ТЭК, предложенные хозяйствующими субъектами, которые представлены в приложении № 1 к протоколу и допущены к отбору;

2. признать объекты ТЭК, представленные в приложении № 2 к протоколу, прошедшими отбор. Присвоить данным объектам ТЭК рейтинговые оценки.

3. Министерству ТЭК и ЖКХ Архангельской области: подготовить распоряжение, предусматривающее выделение средств субсидии на финансирование отобранных конкурсной комиссией мероприятий на основании присвоенных рейтинговых оценок; обеспечить подписание договоров о предоставлении субсидии».

Согласно приложению № 2 к протоколу ООО «Соловки Электросбыт» присвоен рейтинг 21 балл, при этом, требуемая сумма из областного бюджета равна <данные изъяты> руб.

На основании протокола заседания конкурсной комиссии от 16.11.2015 распоряжением министерства от 27.11.2015 № 617-р принято решение о выделении субсидии из средств областного бюджета <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>. на объект «<данные изъяты> по мероприятию «<данные изъяты>

Между <данные изъяты>» и министерством ТЭК и ЖКХ заключен договор о предоставлении субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования от 27.11.2015 № 203-ПЭО-01 (далее - Договор).

Пунктом 1.2 Договора установлено, что субсидия предоставляется Получателю на цели, установленные в пункте 4 Положения № 228-пп, в соответствии с областным законом от 16.12.2014 № 220-13-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов», распоряжением министерства от 27.11.2015 № 617-р и протоколом заседания конкурсной комиссии от 16.11.2015.

Приложением к Договору предусмотрен перечень мероприятий, в рамках которых предоставляются субсидии за счет средств областного бюджета.

Платежным поручением от 03.12.2015 № 716235 <данные изъяты> перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> руб.

В процессе осуществления контрольного мероприятия выявлено следующее.

<данные изъяты> в составе заявки на участие в конкурсе представлен договор от 14.03.2013 № 3/13, заключённый между <данные изъяты> и <данные изъяты> на поставку <данные изъяты> оборудования на общую сумму <данные изъяты> руб. (указанная сумма была включена в расчет субсидии на возмещение затрат), счета-фактуры и товарные накладные на поставку оборудования на общую сумму <данные изъяты> руб., в том числе:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Таким образом, в связи с тем, что согласно Порядку предоставления субсидий, субсидии предоставляются теплоснабжающим организациям на возмещение части затрат на приобретенное ими в 2014-2015 годах энергоэффективное оборудование, предоставление субсидии на возмещение затрат на приобретенное ранее 2014 года оборудование противоречит условиям Порядка предоставления субсидий.

Положения части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ предусматривают административную ответственность должностного лица главного распорядителя средств, предоставляющего субсидии юридическим лицам, за нарушение условий их предоставления.

Согласно протоколу заседания комиссии исполняющим обязанности председателя комиссии являлся заместитель министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Я

В соответствии с пунктом 5 Положения о комиссии (в редакции постановления от 02.11.2015 № 134-п) председатель комиссии возглавляет комиссию и руководит ее деятельностью, на основании заключений членов комиссии утверждает решение комиссии о присвоении рейтинга объекту ТЭК и объекту ЖКХ.

Пункт 12.1 должностного регламента государственного гражданского служащего Архангельской области, замещающего должность заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного министром ТЭК и ЖКХ Архангельской области Г 10.11.2014, устанавливает обязанности заместителя министра:

- организует, планирует и осуществляет контроль за деятельностью специалистов структурных подразделений министерства - отдела развития энергетики и отдела газификации и развития связи в соответствии с положениями об отделах и положением о министерстве по исполнению следующих полномочий:

24) разработка и реализация региональной программы Архангельской области в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности;

36) осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения;

39) заключение в установленном порядке договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции отделов;

55) осуществление полномочий государственного заказчика государственных программ Архангельской области.

Согласно пункту 1 Положения об отделе развития энергетики топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденному и.о. министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области Я 16.08.2013, отдел находится в непосредственном подчинении заместителя министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области, пункту 3 - отдел осуществляет следующие функции:

16. согласование разработанной государственным бюджетным учреждением Архангельской области «Региональный центр по энергосбережению» и реализация региональной программы Архангельской области в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности;

33. участие в заключении в установленном порядке договоров и соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

34. участие в осуществлении полномочий государственного заказчика государственных программ Архангельской области;

35. разработка и подготовка к утверждению, согласование и реализация государственных программ в отрасли топливно-энергетического комплекса.

Я являлся заместителем министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области (распоряжения Губернатора Архангельской области от 02.07.2012 № 672-р, от 08.07.2013 № 545-р).

На основании изложенного, Я, исполняющим обязанности председателя конкурсной комиссии, заместителем министра ТЭК и ЖКХ Архангельской области при принятии решения о предоставлении субсидии <данные изъяты>» в размере <данные изъяты> руб. нарушены подпункт 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, пункт 13.1 Порядка предоставления субсидий на возмещение части затрат хозяйствующим субъектам на приобретенное ими энергоэффективное оборудование и на уплату лизинговых платежей, возникших при приобретении энергоэффективного оборудования, утвержденного областным законом от 16.12.2014 г. № 220-13-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» в части нарушения условий предоставления субсидии, то есть совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Факт совершения Я административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, подтверждается протоколом об административном правонарушении, копиями: распоряжения от 27.11.2015 № 617-р; договора от 27.11.2015 № 203-ПЭО-01; платежного поручения от 03.12.2015; постановления об утверждении положения о конкурсной комиссии, положения о конкурсной комиссии; постановления о внесении изменений в положение о конкурсной комиссии; распоряжения от 02.11.2015 о проведении конкурса; извещения о проведении конкурса; протокола заседания конкурсной комиссии от 16.11.2015 с приложениями; распоряжения о конкурсной комиссии от 12.10.2015; должностного регламента; распоряжений Губернатора; положения об отделе энергетики; распоряжения о назначении КМ; выдержки из акта проверки; выдержки из разногласий к акту проверки; выдержки из заключения на разногласия.

Приведенные доказательства получены уполномоченным должностным лицом с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении. Указанные доказательства являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности Я в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Я в судебном заседании с вмененным ему правонарушением не согласился, считает, что его вины нет и он не является надлежащим субъектом административной ответственности. Документация хозяйствующих субъектов <данные изъяты> членам комиссии для ознакомления представлена не была. Во время проведения заседания комиссии 16 ноября 2015 года возражений или замечаний от членов комиссии во время проведения заседания комиссии не поступило, и все участвующие члены комиссии подписали заключения о соблюдении критериев рейтинговой оценки, предусмотренных Положением. Указывает на то, что решение комиссии это только одно из условий необходимых для выделения субсидий хозяйствующим субъектам, которое не является единственным и окончательным при принятии решения о выделении хозяйствующему субъекту указанных средств субсидии.

Ведущий инспектор аппарата контрольно-счетной палаты Архангельской области П полагает что состав административного правонарушения в полном объеме подтверждается представленными по делу доказательствами, а обстоятельства указанные в протоколе об административном правонарушении соответствуют действительности.

Вышеуказанные доводы Я об отсутствии его вины и состава административного правонарушения несостоятельны в силу следующего.

Согласно пункту 5 Положения о конкурсной комиссии председатель комиссии возглавляет комиссию и руководит ее деятельностью, назначает дату, время и место проведения заседания комиссии, ведет заседание комиссии, запрашивает информацию, необходимую для работы комиссии.

Пунктом 10 Положения о комиссии, предусмотрено, что документы поступившие в министерство ТЭК и ЖКХ от хозяйствующих субъектов, хранятся у секретаря комиссии и до заседания комиссии рассматриваются председателем комиссии (либо его заместителем) и членами комиссии.

Пунктом 15 Положения о комиссии закреплено право председателя комиссии запрашивать у заявителей - хозяйствующих субъектов пояснения по представленной документации.

Изложенное свидетельствует о том, что Я и как заместитель министра и как заместитель председателя комиссии, и как председатель комиссии и исполняющий обязанности министра должен был ознакомиться с заявкой и документами, представленными ООО «Соловки Электросбыт», еще до заседания комиссии.

Оказавшись председателем комиссии, он имел возможность перенести дату и время ее заседания на другой день в случае отсутствия у него и членов комиссии необходимых документов, а также запросить пояснения относительно представленной документации.

Пунктом 9 Положения о порядке проведения конкурса, установлено, что организацию и проведение конкурса осуществляет министерство, которое согласно подпункту 4 проводит проверку правильности заполнения заявок, их соответствия целям предоставления субсидии, соответствие претендента установленным требованиям, согласно подпункту 6 готовит и вносит материалы на заседание комиссии, согласно подпункту 7 проводит заседание комиссии.

В связи с этим, устанавливать дату заседания комиссии, организовывать ее проведение, рассматривать документы хозяйствующих субъектов подлежало должностным лицам министерства (председателю комиссии), а не иным организациям. Фактическое осуществление некоторых из указанных обязанностей государственным бюджетным учреждением Архангельской области «Региональный центр по энергоснабжению» не является препятствием для должного соблюдения председателем комиссии перечисленных выше норм, а также не является основанием для исключения его вины в ненадлежащем исполнении предусмотренных этими нормами обязанностей.

Согласно пунктам 12 - 14, 19 - 24 Положения о порядке проведения конкурса: отбор мероприятий осуществляется комиссией на основании поступивших в министерство заявок в соответствии с критериями рейтинговой оценки, в рамках комиссии осуществляется выстраивание по рейтингам заявленных мероприятий (пункты 12, 14); министерство принимает решение о победителях конкурса, определяет размер субсидии и издает распоряжение о ее выделении на основании протокола конкурсной комиссии о рассмотрении заявок (пункт 19); протокол конкурсной комиссии о рассмотрении заявок публикуется министерством на сайте министерства в сети «Интернет». Участники конкурса информируются министерством о решении, принятом на основании протокола комиссии, решение может быть обжаловано (пункт 20); указывается порядок внесения изменений и утверждения инвестиционной программы победителя конкурса (пункты 21-22); после утверждения изменений министерством с победителем конкурса заключается договор о предоставлении субсидии (пункт 23).

Указанные нормы устанавливают полномочия комиссии и алгоритм действий министерства после принятия комиссией решения, при этом, алгоритм действий министерства не предусматривает возможности изменить решение комиссии полностью или в части.

Указанный вывод подтверждается протоколом заседания конкурсной комиссии от 16 ноября 2015 года, согласно которому комиссия постановила: присвоить рейтинговые оценки объектам ТЭК, а министерству ТЭК и ЖКХ Архангельской области подготовить распоряжение о выделении средств отобранным комиссией мероприятиям на основании присвоенных рейтинговых оценок, обеспечить подписание договоров о предоставлении субсидий.

Таким образом, довод о том, что решение комиссии является только одним из условий необходимых для выделения субсидий хозяйствующим субъектам, которое не является единственным и окончательным при принятии решения о выделении субсидии, несостоятелен.

Указание на то обстоятельство, что ни Я, ни отдел развития энергетики не принимали участия в согласовании изменений инвестиционной программы ООО «Соловки Электросбыт» и не визировали проект распоряжения от 26 ноября 2015 года № 199-п не относится к существу дела, поскольку решение о предоставлении субсидии ООО «Соловки Электросбыт» уже было принято, и хозяйствующим субъектом и министерством осуществлялись последовательные действия по подготовке документов, требование о наличии которых предусмотрено Положением о порядке проведения конкурса.

Факт подписания распоряжения № 617-р и заключения договора с <данные изъяты>» в отличный от даты проведения конкурса день также не влияет на существо нарушения, поскольку Положением о порядке проведения конкурса предусмотрен определенный срок для оформления необходимых для получения субсидий документов, в связи с чем даты проведения конкурса и заключения договора не могут совпадать. При этом распоряжением министерства от 27 ноября 2015 года о выделении субсидии лишь подтверждалось решение комиссии.

Согласно статье 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из перечисленных выше норм Положения о комиссии заместителем министра Я, являвшимся председателем комиссии, в чьи обязанности входили организация и проведение конкурса, в том числе, рассмотрение представленных хозяйствующими субъектами заявок, ненадлежащим образом исполнены служебные обязанности по реализации государственной программы Архангельской области «Развитие энергетики, связи и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (2014 - 2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 № 487-пп, в части предоставления субсидий на возмещение затрат по покупке предусмотренного областным законом от 16.12.2014 № 220-13-03 «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов» оборудования.

Обязанность по реализации региональной программы Архангельской области в сфере энергоснабжения и повышения энергетической эффективности установлена подпунктом 24 пункта 12.1 должностного регламента заместителя министра топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

На основании изложенного, вина Я в совершении административного правонарушения, изложенного в протоколе от 26 августа 2016 года № 31/2016, доказана.

Учитывая характер совершенного правонарушения, а также то, что у Я имелась возможность для соблюдения правил и норм, за несоблюдение которых КоАП РФ установлена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, допущенное нарушение не может быть признано малозначительным. Каких либо данных об исключительности обстоятельств, позволяющих отнести правонарушение к малозначительным, не представлено и не выявлено.

Санкция ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ предусматривает наказание наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

При назначении административного наказания Яучитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, степень его вины, его имущественное и семейное положение, отсутствие обстоятельств отягчающих и смягчающих ответственность, и считаю возможным назначить Я наказание в виде штрафа, оснований для его дисквалификации не усматриваю.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ,

постановил:

признать Я виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде наложения административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Штраф следует перечислить по следующим реквизитам: ИНН <***>/КПП 290101001; получатель: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (контрольно-счетная палата Архангельской области л/сч <***>); р/сч <***> в Отделении Архангельск г. Архангельск; БИК 041117001; КБК 304 1161802002 0000 140; ОКТМО 11701000, предоставив квитанцию об уплате штрафа в отдел обеспечения судопроизводства Октябрьского районного суда города Архангельска.

Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья С.В. Демехин

Копия верна Судья С.В. Демехин