ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-605/2013 от 12.11.2013 Ломоносовского районного суда г. Архангельска (Архангельская область)

Дело №5-605/2013

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

г.Архангельск, ул.Р.Куликова, д. 15      12 ноября 2013года

    Судья Ломоносовского районного суда г. Архангельска Ю.С.Пышкина,

с участием законного представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Архангельский кооперативный техникум» - С., начальника отделения административной и судебной практики отдела надзорной деятельности г. Архангельска Управления надзорной деятельности (УНД) Главного управления МЧС России по Архангельской области М., государственного инспектора г.Архангельска по пожарному надзору М.М.Л.,

рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении:

юридического лица – Негосударственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Архангельский кооперативный техникум» (сокращенное наименование – НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум»), <***>

установил:

НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 5 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть повторно нарушило требования пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, при следующих обстоятельствах.

10 сентября 2013 г., 16 сентября 2013 г. и 17 сентября 2013 г. отделом надзорной деятельности г.Архангельска УНД Главного управления МЧС России по Архангельской области проводилась внеплановая выездная проверка зданий и помещений НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», расположенных по адресам: ... с целью контроля за исполнением предписаний по устранению нарушений требований пожарной безопасности от <Дата> <№> и <№>, срок исполнения которых истек 03 июля 2013 г.

По результатам проверки 17 сентября 2013 г. в 16 часов 30 минут выявлено, что НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», являясь юридическим лицом, обязанным обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности в здании и помещениях в соответствии со ст.37,38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», допустило повторное нарушение требований пожарной безопасности, предъявляемых к системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях. А именно:

- в нарушение п.14 НПБ 110-03, п.6.1 таблицы 1 НПБ 110-03, п.1.2 СП 5.13130.2009, п.6.1 таблицы А 1 СП 5.13130.2009 помещения (здание) общежития НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», расположенные по адресу ..., не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС);

- в нарушение п.5.1 НПБ 104-03, п.18 таблицы 2 НПБ 104-03, п.4 таблицы 2 СП 3.13130.2009 помещения (здание) общежития НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», расположенные по адресу г.Архангельск, ..., не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

Данные нарушения создают реальную угрозу жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара.

В судебном заседании законный представитель юридического лица, директор С. с протоколом об административном правонарушении не согласился, вину не признал. Считает, что требования по оборудованию помещений здания по ... системами АУПС и СОУЭ предъявлены необоснованно, поскольку данное здание является многоквартирным жилым домом. В связи с этим требование норм пожарной безопасности на данную категорию зданий и помещений не распространяется. Кроме того, нарушена процедура привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку законный представитель не был заблаговременно извещен о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, поэтому не смог участвовать в его составлении. Просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием события нарушения.

Несмотря на позицию законного представителя юридического лица, изложенные обстоятельства совершения административного правонарушения и вина НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» подтверждаются следующими доказательствами: распоряжением о проведении внеплановой выездной проверки от <Дата>. <№>, актом проверки от <Дата>. <№>, предписаниями <№> от <Дата> и <№> от <Дата> об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и предотвращению угрозы возникновения пожара; свидетельством о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, свидетельства о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, свидетельством о государственной регистрации некоммерческой организации, уставом НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, распоряжением <№> от <Дата> о назначении на должность директора С., протоколом об административном правонарушении <№> от <Дата>, постановлением о назначении административного наказания <№> от <Дата>, решением Арбитражного суда Архангельской области от <Дата> по делу <№>, договором аренды <№> от <Дата> г., дополнительным соглашением <№> от <Дата> к вышеуказанному договору аренды и актами приема- передачи к ним, копиями свидетельств о государственной регистрации права и кадастровых паспортов на помещения в ... и другими материалами дела.

Приведенные доказательства отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Неправильное указание в предписании <№> от <Дата> юридическому лицу, в пункте 5 «оборудовать здание учебного корпуса АУПС» вместо «оборудовать здание общежития АУПС» и в пункте 6 «оборудовать здание учебного корпуса СОУЭ» вместо «оборудовать здание общежития СОУЭ» является явными техническими описками, поскольку из заголовка к указанным требованиям и приведенных нормативных документов, из акта проверки <№> от <Дата> (п.п.5,6) видно, что было предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании общежития.

Протокол об административном правонарушении в отношении НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» составлен правильно, уполномоченным должностным лицом, в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, процедура оформления протокола соблюдена.

В протоколе об административном правонарушении содержится описание состава административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, и указано, в чем выразилось нарушение НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» требований пожарной безопасности.

Протокол составлен в отсутствие законного представителя НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», извещенного надлежащим образом о времени и месте его составления.

Как следует из материалов дела, о времени и месте составления протокола НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» уведомлялось извещением от <Дата> г., направленным по месту его нахождения заказной почтой. Указанное обстоятельство подтверждается имеющейся в материалах дела копией квитанции, списка внутренних почтовых отправлений от <Дата> По сообщению УФПС Архангельской области- Филиала ФГУП «Почта России» от <Дата> заказное письмо на имя НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» 23 сентября 2013 г. было вручено представителю данной организации К. по доверенности. Согласно договору <№> от <Дата> г., заключенному между ФГУП «Почта России» в лице начальника Архангельского почтамта и НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», директором С. гардеробщица техникума К. назначена ответственным лицом, которому поручено производить обмен почты. Согласно объяснений в суде свидетеля К.Т.А., исполняющей обязанности секретаря в НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», штамп на входящей корреспонденции с указанием даты поступления она ставит в день поступления почты. Допускает, что могла перепутать дату, регистрируя поступившую почту из ОНД г.Архангельска.

При таких обстоятельствах не имеется оснований считать, что работник учреждения К. не передала <Дата> директору С. уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Получение уведомления о дате и времени составления протокола представителем юридического лица (его работником), не являющимся законным представителем, считаю доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица, поскольку уведомление было направлено юридическому лицу по месту его нахождения. Между вручением такого извещения работнику для передачи руководителю и временем, на которое назначено составление протокола, имелся достаточный временной промежуток. КоАП РФ не содержит норм, предусматривающих обязательные способы извещения законного представителя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.

Должностное лицо М.М.Л. располагал почтовым уведомлением о вручении учреждению извещения. Таким образом, протокол об административном правонарушении был правомерно составлен в отсутствие законного представителя юридического лица, что согласуется с требованиями ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ. Копия протокола об административном правонарушении направлена в НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум».

В судебном заседании начальник отделения административной и судебной практики отдела надзорной деятельности г. Архангельска Управления надзорной деятельности (УНД) Главного управления МЧС России по Архангельской области М. и государственный инспектор г.Архангельска по пожарному надзору М.М.Л. пояснили, что выявленные нарушения требований пожарной безопасности создают реальную угрозу для жизни и здоровья людей, поскольку непосредственным образом влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, возможность его тушения в начальной стадии. Полагают, что для устранения нарушений достаточно 14 суток.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Законом - статьей 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что организации, их должностные лица на своих объектах должны соблюдать требования пожарной безопасности.

Статьей 6 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах, пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом.

Исходя из положений ст. 37 и ч. 1 ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности возлагается как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно договору аренды <№> от <Дата> г., дополнительному соглашению <№> от <Дата> к вышеуказанному договору аренды, актам приема- передачи помещений к ним Арендодатель (МО «Город Архангельск» предоставил Арендатору (НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум») во временное владение и пользование за плату помещения, расположенные ... для использования под общежитие для размещения студентов и сотрудников техникума.

Согласно копий свидетельств о государственной регистрации права и кадастровых паспортов на помещения, расположенные в ... (помещение 1-С общей площадью 316,7 кв.м. на первом этаже дома, помещение 2-С общей площадью 329,4 кв.м на 2 этаже дома, помещение 3-С общей площадью 331,0 на 3 этаже дома) являются по своему назначению жилыми помещениями.

Законный представитель Учреждения в суде не оспаривал, что данные жилые помещения используются для временного проживания студентов и сотрудников техникума в период их обучения и работы. Проживание в помещениях круглосуточное, за проживание взимается плата, имеется вахтер. Таким образом, перечисленные жилые помещения имеют признаки общежития, указанные в ст.94 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учитывая, что арендуемые Учреждением помещения в здании, расположенном по адресу ..., по своему функциональному назначению и фактическому использованию являются общежитием, то по отношению к ним должны соблюдаться требования правил пожарной безопасности, как для общежитий.

Исходя из положений ст. 37 и ч. 1 ст. 38 ФЗ "О пожарной безопасности", бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности возлагается как на собственника имущества, так и на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

В соответствии с п.2.2.11 договора аренды <№> от <Дата> Арендатор (НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум») обязуется соблюдать Правила пожарной безопасности в Российской Федерации. В случае нарушения данного пункта договора Арендодатель вправе требовать досрочного расторжения настоящего договора (пункт 5.1.1).

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 утверждены нормы пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03).

Согласно п.14 НПБ 110-03, п.6.1 таблицы 1, являющейся Приложением к НПБ 110-03, а также п.1.2, п.6.1 таблицы А 1 СП 5.13130.2009 («Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования») утвержден перечень зданий, помещений, оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, в котором значатся общежития.

Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323 (ред. От 07.02.2008 г.) утверждены нормы пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03).

В силу п.5.1 НПБ 104-03, п.18 таблицы 2 НПБ 104-03, а также п.4 таблицы 2 СП 3.13130.2009 («Свод Правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», утв. Приказом МЧС РФ от25.03.2009 г. № 173) здания (общежития) должны оснащаться системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре соответствующего типа согласно таблицам № 2.

Между тем, как установлено при рассмотрении дела, помещения общежития НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», расположенные ..., не защищены автоматической установкой пожарной сигнализации (АУПС) и не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ).

Частью 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 статьи 20.4 КоАП РФ, подлежит квалификации по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.

Положения ч.5 ст.20.4 КоАП РФ необходимо рассматривать во взаимосвязи со статьей 4.6 КоАП РФ, устанавливающей, что лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня окончания исполнения данного постановления.

Постановлением заместителя главного государственного инспектора Ломоносовского, Варавино-Фактория, Майская Горка округов г. Архангельска по пожарному надзору <№> от <Дата> НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 150000 рублей за нарушения требований пожарной безопасности, в том числе, предъявляемых к системам пожарной сигнализации, к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях системам в зданиях. Это выразилось в том, что по состоянию на 20 марта 2013 г. в здании общежития по адресу ... отсутствовали автоматическая установка пожарной сигнализации и система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Решением Арбитражного суда Архангельской области по делу <№> от <Дата> отказано в удовлетворении заявления НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» о признании незаконным и отмене постановления <№> от <Дата> о назначении наказания. Решение не обжаловалось и 12 июля 2013 года вступило в законную силу. Постановление <№> от <Дата> Учреждением не исполнено.

Проанализировав вышеизложенные доказательства, нахожу вину НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» установленной и доказанной, поскольку изложенные доказательства согласуются между собой, дополняют и подтверждают друг друга, противоречий не имеют и прямо свидетельствуют о том, что юридическое лицо НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» повторно допустило нарушения требований пожарной безопасности к системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях.

Таким образом, квалифицирую действия НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» по ч.5 ст.20.4 КоАП РФ.

Выявленные нарушения свидетельствуют о наличии угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения пожара, поскольку непосредственным образом влияют на время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, возможность его тушения в начальной стадии.

При этом НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» не вправе ссылаться на финансовые затруднения, как на оправдание нарушения конституционного права граждан на жизнь и охрану здоровья. Заявляя о недостаточности у техникума финансовых средств, законный представитель С. не представил в суд документальных доказательств обращения к учредителю за финансированием работ по установке в помещениях общежития автоматической пожарной сигнализации и по их оборудованию системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Таким образом, НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» имело возможность для своевременного и надлежащего исполнения требований пожарной безопасности. Однако данным Учреждением не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, поэтому оно подлежит к административной ответственности.

Назначая наказание, суд учитывает тяжесть содеянного, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, иные обстоятельства по делу.

Предметом деятельности НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» согласно Уставу и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц являются реализация программ среднего профессионального образования, начального профессионального образования, осуществление подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов с высшим или средним профессиональным образованием. По пояснениям законного представителя Учреждения С. в настоящее время в жилых помещениях, расположенных ... в г.Архангельске, проживает 120 человек (в том числе, студенты заочной формы обучения). Из них постоянно проживает 45 иногородних студентов очной формы обучения и 12 сотрудников техникума. Учебный процесс в техникуме является беспрерывным, за исключением каникулярного времени, ближайший период которого наступит 30 декабря 2013 г. НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» не имеет иного маневренного жилого фонда для переселения туда всех студентов и работников техникума, проживающих в общежитии, в случае полного приостановления его эксплуатации. Назначение наказания Учреждению в виде административного штрафа при наличии у техникума финансовых затруднений и необходимости оплачивать установку АУПС и СОУЭ суд считает нецелесообразным.

Поэтому в целях поэтапного устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности полагаю необходимым назначить НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающегося в приостановлении эксплуатации следующих жилых помещений, расположенных ...: помещения площадью 14,2 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 33,4 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 33,4 кв.м. (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 9,1 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 5,8 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 7,8 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 11,0 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 8,2 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 6,9 кв.м (<№> на поэтажном плане) – сроком на 30 дней.

При определении срока приостановления учитываю, что установка АУПС и оборудование СОУЭ в жилых помещениях, расположенных ..., требует значительного времени, выделения денежных средств, разработки проекта, заключения договора со специализированной организацией и его исполнение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, ч.1 ст.32.12 КоАП РФ,

постановил:

признать Негосударственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Архангельский кооперативный техникум» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного приостановления деятельности, заключающегося в приостановлении эксплуатации следующих жилых помещений, занимаемых НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум» по договору аренды <№> от <Дата> г., расположенных ...: помещения площадью 14,2 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 33,4 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 33,4 кв.м. (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 9,1 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 5,8 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 7,8 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 11,0 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 8,2 кв.м (<№> на поэтажном плане), помещения площадью 6,9 кв.м (<№> на поэтажном плане) – сроком на 30 суток.

Приостановление эксплуатации вышеуказанных жилых помещений произвести путем опечатывания входных дверей.

Срок приостановления деятельности исчислять с момента фактического приостановления эксплуатации перечисленных жилых помещений.

Службе судебных приставов обеспечить доступ к указанным жилым помещениям специалистов в случаях исправления допущенных нарушений требований пожарной безопасности.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Разъяснить НОУ СПО «Архангельский кооперативный техникум», что судья, орган, должностное лицо, назначившие административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращают исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в части 1 статьи 3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток с момента получения копии постановления.

Судья Ю.С.Пышкина